Методы физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 05:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить виды и назначение методов физической культуры, используемых при обучении и воспитании, и систематизировать накопленную информацию.
Задачи исследования:
1. Определить понятие метод, методический приём и их классификацию.
2. Выявить методические особенности и назначение методов слова
3. Выявить методические особенности и назначение методов наглядного восприятия
4. Выявить методические особенности и назначение методов физического воспитания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие о методах обучения и их классификация……………………….......4
2. Методы использования слова………………………………………………….6
3. Методы наглядного восприятия……………………………….…….…….…11
3.1. Показ двигательного действия……………………………………………..12
3.2. Демонстрация наглядных пособий…………………………….….…….…14
3.3. Звуковая и световая сигнализации…………………………………………16
4. Методы физического воспитания……………………………………………17
4.1. Соревновательный метод…………………………………….…………..…17
4.2. Игровой метод…………………………………………………….………...18
4.3. Переменный метод………………………………………………………….20
4.4. Повторный метод………………………………………………………...….20
4.5. Интервальный метод……………………………………………………......21
4.6. Круговая тренировка………………………………………………….….....22
4.7. Целостный метод…………………………………………………….…...…23
4.8. Метод расчлененного упражнения………………………………….……..23
4.9. Равномерный метод…………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список литературы…………………………………………………………..…..26

Работа содержит 1 файл

Копия Методы ФК.doc

— 128.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по теории и методике физической культуры 

Тема: методы физической культуры 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт- Петербург

2009 

План.

Введение…………………………………………………………………………...3             

1. Понятие о методах обучения и их классификация……………………….......4

2. Методы использования слова………………………………………………….6

3. Методы наглядного восприятия……………………………….…….…….…11                                                

3.1. Показ двигательного действия……………………………………………..12                  

3.2. Демонстрация наглядных пособий…………………………….….…….…14                                                       

3.3. Звуковая и световая сигнализации…………………………………………16                                                           

4. Методы физического воспитания……………………………………………17                                                           

4.1. Соревновательный метод…………………………………….…………..…17

4.2. Игровой метод…………………………………………………….………...18

4.3. Переменный  метод………………………………………………………….20

4.4. Повторный  метод………………………………………………………...….20

4.5. Интервальный  метод……………………………………………………......21

4.6. Круговая  тренировка………………………………………………….….....22

4.7. Целостный  метод…………………………………………………….…...…23

4.8. Метод расчлененного упражнения………………………………….……..23

4.9. Равномерный метод…………………………………………………………24

Заключение…………………………………………………………………….…25

Список  литературы…………………………………………………………..…..26                                                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Объект исследования. Обучение и воспитание как составная часть физической культуры.

      Предмет исследования. Методы физической культуры, используемые при обучении и воспитании.

      Гипотеза. Предполагалось, что использование методов физической культуры благотворно влияет на процессы обучения и воспитания, формирования знаний, умений и навыков.

      Цель исследования. Выявить виды и назначение методов физической культуры, используемых при обучении и воспитании, и систематизировать накопленную информацию.

      Задачи исследования:

      1. Определить понятие метод, методический  приём и их классификацию.

      2. Выявить методические особенности  и назначение методов слова 

      3. Выявить методические особенности  и назначение методов наглядного восприятия

      4. Выявить методические особенности  и назначение методов физического  воспитания.   
 
 
 
 
 
 
 

 

1. Понятие о методах обучения и их классификация.

 

      Метод (от греч. слова metodos —  буквально путь к чему-либо) означает  способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

      Методом обучения называют способ  упорядоченной взаимосвязанной  деятельности преподавателя и  обучаемых, деятельности, направленной  на решение задач образования,  воспитания и развития в процессе  обучения.

Методы  обучения являются одним из важнейших  компонентов учебного процесса. Без  соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися  определенного содержания учебного материала.

      Методика представляет собой совокупность методов и приёмов, направленных на решение коррекционных, оздоровительных, образовательных и других задач.

      Методический приём – это отдельный элемент метода или методики.

      Методические принципы - это принципы, на которых строятся метод или методика.

      Методический подход отражает выбор определённой концепции в решении задач. В основе этого выбора лежат научный поиск, оправданные логические построения, практический опыт.

      Методическое направление характеризует ведущую направленность педагогического процесса.

      Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Применяя определенный принцип подхода к их выделению, все их можно разделить на несколько групп. Поскольку методы обучения имеют ряд сторон и могут рассматриваться в разных аспектах, то вполне естественно существование нескольких подходов к их классификации.

      Методы подразделяют по источникам передачи и характеру восприятия информации на словесные, наглядные и практические (С. И. Перовский, Е. Я. Голант).

      В зависимости от основных  дидактических задач, реализуемых  на данном этапе обучения, методы  подразделяют на методы приобретения  знаний, формирования умений и  навыков, применения знаний, творческой  деятельности, закрепления, проверки знаний, умений, навыков (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

      В соответствии с характером  познавательной деятельности учащихся  по усвоению содержания образования  выделяют такие методы, как объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, или эвристический, и исследовательский (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер).

      Предложены классификации, в которых  сочетаются методы преподавания  с соответствующими методами  учения: информационно-обобщающий и

исполнительский, объяснительный и репродуктивный, инструктивно-практический и продуктивно-практический, объяснительно-побуждающий  и частично-поисковый, побуждающий  и поисковый (М. И. Махмутов).

      Все чаще применяются подходы  к классификации методов обучения одновременно по источникам знаний и логическим обоснованиям (Н. М. Верзилин), по источникам знаний и уровню самостоятельности учащихся в учебной деятельности (А. Н Алексюк, И. Д. Зверев и др.)

      В. Ф. Паламарчук и В. И.  Паламарчук предложили модель методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логический путь учебного познания.

      Классификацию, в которой рассматриваются  четыре стороны методов: логико-содержательная, источниковая, процессуальная и организационно-управленческая, предложил С. Г. Шаповаленко. (Ю. К. Бабановский)  

2. Методы использования слова.

 

      1. Метод вербальной (устной) передачи информации в виде объяснения, описания, указания, суждения, уточнения, замечания, устного оценивания, анализа, обсуждения, просьбы, совета, беседы, диалога и  т. д.

      2. Метод невербальной (неречевой) передачи информации в виде мимики, пластики, артикуляции, жестов, дактильной речи (пальцевой азбуки) для лиц со слуховой депривацией.

      3. Метод сопряжённой речи – одновременное созвучное произнесение двумя, или несколькими людьми слов, фраз. При нарушении речи и слуха, высказывание «хором» легче самостоятельного, поэтому служит способом преодоления речевых нарушений.

      4. Метод идеомоторной речи – самостоятельное мысленное проговаривание «про себя» отдельных слов, терминов, заданий, побуждающих к правильному их произношению и саморегулированию двигательной активности.

      С помощью слова учитель осуществляет многие функции, составляющие его конструктивную, организаторскую и другие стороны деятельности, а также устанавливает взаимоотношения с учениками, общается с ними. Слово активизирует весь процесс обучения, так как способствует формированию более полных и отчётливых представлений, помогает глубже осмыслить, активнее воспринять учебную задачу. Через слово ученик получает новые знания, понятия и их терминологическое определение, что во многом определяет его отношение к физическому воспитанию в целом, и к изучаемому упражнению в частности. С помощью слова учитель анализирует результаты усвоения учебного материала и тем самым способствует развитию у ребёнка самооценки.

      Таким образом, учитель физического  воспитания  имеет возможность  использовать две функции слова:

      1. Смысловая, с помощью которой  выражается содержание преподаваемого  материала.

      2. Эмоциональная, позволяющая воздействовать  на чувства ученика.

      Для осуществления смысловой  функции слова речь учителя  должно быть точной и понятной ученикам. Конкретно это выражается в следующих методических рекомендациях:

      1. Смысловое содержание слова должно соответствовать особенностям учеников и задачам обучения. Предположим, перед изучением нового упражнения может быть использовано предварительное объяснение, а после изучения основы техники – описание деталей.

      2. Пользуясь словом, необходимо подчёркивать эффективность изучаемого действия. Например, дети, относительно свободно овладевая лазаньем произвольным способом, часто с трудом осваивают лазанье с более сложной координацией движений. Это вызывает нежелание выполнять упражнения. Однако доходчивое  объяснение преимуществ изучаемого способа может изменить отрицательное отношение к нему.

      3. Слово должно помогать выявлению взаимосвязи между отдельными движениями в действии. Особенно важно это помнить при использовании подводящих упражнений, которые менее эмоциональны и поэтому требуют ясного понимания связи их с основным действием.

      4. Метод слова играет большую роль в объяснении ученикам основ техники физического упражнения, момента приложения основных усилий. С этой целью часто используется инструктирование - подсказки в виде отдельных слов («Руки!», «Голова!» и др.).

      5. Слово должно быть образным. Это повысит его наглядность и сделает более доходчивым для учеников. Учитывая знания и двигательный опыт учеников, учитель сможет сосредоточить внимание на тех моментах, от которых зависит выполнение поставленной задачи.

      6. Говорить ученикам о движениях, которые выполняются ими автоматизировано, нецелесообразно (за исключением тех случаев, когда требуется исправления).

      Смысловая функция слова лежит в основе правильного решения проблемы терминологии в физическом воспитании. Терминология даёт словесные обозначения предметам и явлениям. Это позволяет ученикам различать знакомые понятия, а учителю – уточнять объяснения общепринятыми словами-терминами. В итоге между учителем и учениками возникает взаимопонимание на основе кратких, но ёмких слов.

      Эмоциональная функция слова способствует решению и учебных, и

Информация о работе Методы физической культуры