Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:13, дипломная работа
В настоящее время маркетинг как наука прочно укрепился в системе социально-экономических дисциплин и имеет большую практическую значимость во многих сферах деятельности.
Сформулирован ряд понятий маркетинга позволяющий всесторонне охарактеризовать это явление социально-экономических отношений в современном человеческом обществе.
Мapкeтинг - этo кoмплeкcнaя cиcтeмa opгaнизaции пpoизвoдcтвa и cбытa, opиeнтиpoвaннaя нa вoзмoжнo бoлee пoлнoe yдoвлeтвopeниe быcтpo мeняющиxcя и вce бoлee paзнooбpaзныx пoтpeбнocтeй кoнкpeтныx гpyпп пoкyпaтeлeй пocpeдcтвoм pынкa и пoлyчeниe нa этoй ocнoвe ycтoйчивoй пpибыли и кoнкypeнтныx пpeимyщecтв [34].
Маркетинг - это социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и взаимообмена ими [18].
Введение5
Раздел 1
Обзор литературных источников10
Характеристика маркетинга как элемента управления деятельностью организации на рынке услуг и товаров10
Сущность и функции маркетинга10
Маркетинговые исследования и их виды12
Маркетинговые действия в области спорта и физической культуры13
Физкультурно-спортивная услуга как специфический результат деятельности в условиях рыночных отношений15
Исторические аспекты развития фехтования как искусства владения холодным оружием17
Формирование фехтования как вида спорта20
Фехтование как средство физического воспитания и вид спорта в современном мире22
Возрастные особенности проявления интересов и, формирующихся на их базе, мотивов к занятиям физической культурой и спортом25
Двигательная активность – неотъемлемая часть образа жизни и поведения детей25
Отношение студенческой молодежи к занятиям физической культуры и спортом29
Мотивы и предпочтения в выборе физической активности трудящейся молодежи31
Раздел 2
Методы и организация исследований34
Методы исследований34
Организация исследований36
Методика организации и проведения исследований37
Раздел 3
Результаты собственных исследований
Раздел 4
Обсуждение полученных результатов53
Выводы75
Практические рекомендации79
Список литературы82
Приложения87
Рис.3.3.2 Приемлемая продолжительность занятий по фехтованию или другим видам спорта для занимающихся средних школ
Эти показатели у студентов и работающей молодежи, на фоне их стремления к высокой двигательной активности в недельном цикле, характеризуются иным образом – на 120-минутные занятия согласны 46% тех и других, на 90-минутные – 32% и 36%, соответственно. Количество желающих тренироваться более указанного времени у этих двух групп потребителей существенно ниже (рис.3.3.3).
Исключением является желание 15% опрошенных заниматься двигательной активностью 3,5 часа. Вероятнее всего, что это есть отражение привычки, устойчивой группы потребителей, к регулярным занятиям, которые они приобрели в спортивных секциях в школьном и студенческом возрасте.
Рис.3.3.3 Приемлемая продолжительность занятий по фехтованию или другим видам спорта для учащейся и работающей молодежи
3.4 Оценка перспективных направлений внедрения спортивного фехтования в повседневность различных возрастных групп граждан Украины
Практический передовой опыт работы специалистов фехтования высокой квалификации в различное время в разных странах показал, что проведение занятий ознакомительного характера существенно влияло на увеличение количества занимающихся и способствовало поуляризации вида олимпийского спорта.
Для установления возможности применения данного метода популяризации, в разработанную нами анкету было включено ряд вопросов. Так, на вопрос о возможности участия респондентов в курсах экспресс-обучения фехтованию, в каникулярный и отпускной периоды, были получены следующие ответы: учащиеся средних школ в категорической форме отрицали свое участие в таком мероприятии в период летних каникул (рис.3.4.1).
рис. 3.4.1 Показатели заинтересованности прохождения краткого курса обучения фехтованию
Зато, эта же категория, подавляющим большинством голосов (80%), выявила желание пройти такой курс в сетке расписания занятий учебного года, как дополнительный предмет к предмету физическая культура.
Свое отношение к участию в курсах экспресс-обучению фехтованию или другим видом спорта студенты и работающая молодежь выразила в положительной форме («за» - 66% и 69% соответственно; при 12% и 5 % - не определившихся в своем мнении).
Для определения возможности регулярного посещения занятий спортом, фехтования в частности, в составе семьи, для школьников был включен вопрос: «Считаете ли Вы, что Ваши родители смогут заниматься фехтованием вместе с Вами хоть 1-2 раза в неделю?»
Из 346 человек, принимавших участие в опросе, только 6,1 % считают, что их родители смогли бы заниматься спортом вместе с ними. 18,8 % - затруднились ответить и 75,1 % учащихся категорически не представляют своих родителей, занимающимися спортом вместе с ними даже 1 раз в неделю.
Данное заключение развевает миф о большой популярности занятий спортом и физической культурой всех слоев населения СССР. Родители современных школьников, своим поведением в семье, не дают своим детям оснований считать возможным совместные занятия спортом. Старшее поколение не является действенным примером активного и здорового образа жизни. Этот факт подтверждается данными ранее проведенных исследований, в результате которых было определено, что 100% опрошенных признавали пользу занятий физической культуры и спортом, но только 8% из этого числа занимались каким-либо видом физической активности (утренняя и производственная гимнастики, занятия в любительских клубах и спортивных секциях).
Подтверждением вышесказанного является результаты опроса студентов и работающей молодежи, как будущих родителей. На вопрос о возможности в будущем посещать занятия спортом вместе с детьми, учащиеся ВУЗов положительно ответили в 49% случаях, а работающая молодежь в 44%. Большой процент не определившихся характерен той и другой группам – 39% и 36% соответственно.
Для определения возможности использования одного из маркетинговых действий советской системы реализации продукта - принцип «праздничного» набора (когда при реализации дефицитного товара в комплекте продавались товары, не пользующиеся спросом у потребителей) нами был поставлен вопрос о занятии фехтованием в комплексе с другими спортивными дисциплинами (рис.3.4.2).
рис. 3.4.2 Уровень желания заниматься многоборьем
Для примера, был предложен состав спортивного многоборья, в которое входило фехтование, теннис-пласт (упрощенная форма игры в большой теннис), бальный танец, стрельба из пневматического оружия, блиц-шахматы. Многоборье представляет собой командный вид спорта, в состав команды составляет пара (спортсмен и спортсменка определенной возрастной категории).
РАЗДЕЛ 4
АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
4.1 Характеристика основных средств пропаганды фехтования и анализ их эффективности
Пропаганда физической культуры и спорта – это целенаправленная деятельность по распространению, популяризации и внедрению в сознание людей физкультурных знаний (научно обоснованных советов, рекомендаций, методических концепций) с помощью современных средств массовой информации (печати, телевидения, радио и кино и т.д.) в целях внедрения физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт широких слоев населения [52].
Пропаганда физической культуры и спорта является функцией управления физкультурным движением.
Главная задача пропаганды состоит в том, чтобы, используя все присущие ей средства воздействия на человека, формировать у широких слоев населения глубоко осознанное отношение к занятиям физическими упражнениями как эффективному средству укрепления здоровья, повышения трудовой и творческой активности и на этой основе обеспечить массовое развитие физической культуры и спорта в нашей стране, придать им подлинно всенародный характер [52].
Основные задачи пропаганды физической культуры и спорта заключаются в том, чтобы:
- формировать у населения сознательное отношение к физической культуре, выполняющей огромную социальную, воспитательную, оздоровительную функции в обществе;
- вооружать физкультурные кадры необходимыми знаниями в области теории физического воспитания;
- обеспечивать желающих заниматься физической культурой научно обоснованными методическими советами и рекомендациями, разработанными с учетом возраста, пола, физической подготовленности, профессиональных и иных особенностей;
- распространять и внедрять в практику работы физкультурных и спортивных организаций передовой опыт работы по развитию массовой физкультуры;
- информировать население о наиболее ярких событиях физкультурной и спортивной жизни, происходящих в нашей стране и за рубежом. [52].
Все эти положения из общей теории управления физкультурным движением относятся, в полной мере, и к пропаганде спортивного фехтования.
4.1.1 Кино и телепередачи, как носитель рекламной информации о фехтовании.
Как было установлено в процессе проведения исследования, основным источником получения информации о фехтовании является просмотр художественных фильмов в системе видео-проката и демонстрации по каналам телевидения -31,3%. Далее следует - просмотр телетрансляций и посещение соревнований – 25,7% , рассказы родителей или друзей – 22,3%. В результате прочтения книг, своё первое представление о фехтовании получил –11,2% опрошенных, из игр во дворе или просмотра показательных выступлений на спортивных праздниках - 1,8%. Не имели представления о нём в момент опроса – 1,1%.
Полученные результаты дают пояснение низкому уровню информированности и заинтересованности в спортивном фехтовании среди школьников, студентов и работающей молодежи.
Анализ кинопроката и телепрограмм (2004- 2007 г.г.) показывает, что в кинофильмах этого периода представлены следующие виды фехтования:
Историческое военно-прикладное фехтование группового боя в сражении («Александр Македонский», «Гладиатор» «Царь скорпионов»).
Дуэльное единоборство на рубящем и колющем длинноклинковом оружии («Пираты Карибского моря», «Зорро», «Три мушкетера»)
Восточное самурайское фехтование мечом.
К сожалению, представленные в кинопрокате типы фехтования не соответствуют технике и тактике спортивного фехтования и не могут являться средством пропаганды, а только лишь побуждающим мотивом к занятиям.
Демонстрируемое в кино, сценическое фехтование преследует свои цели. Если в реальном бою нужна предельная резкость и быстрота в движениях, то на сцене, наоборот, важно, чтобы зритель увидел поединок во всех деталях и полностью осмыслил суть происходящего; удары наносятся с большим размахом, чем нужно в реальном бою, а движения производятся по увеличенной траектории [51].Сценический поединок должен выглядеть красиво, зрелищно, иначе смотреть на него будет неинтересно. Дело актеров - отыграть поединок так, чтобы у зрителя сложилось впечатление о его полной спонтанности [52].
В свою очередь соревновательные поединки спортсменов характеризуются большой условностью единоборства и высокой скоростью выполнения приемов. Исторически сложилось так, что в течение долгого времени фехтование было элитарным видом спорта. Оно практиковалось людьми с высоким социальным статусом, имеющими достаточно времени и возможностей для того, чтобы проникнуть во все тонкости фехтовального искусства. Спортсмену, работающему облегченной до минимума шпагой, рапирой или саблей, достаточно коснуться своего соперника, чтобы получить очко. Отсюда - своеобразная техника спортивного боя на клинках, рассчитанная на мгновенное касание. Это затрудняет восприятие происходящего на поле боя, нивелируя тем самым пропагандистскую значимость соревнований. Сложность в понимании всего происходящего на фехтовальной дорожке создаёт и наличие «тактической правоты» в боях рапиристов и саблистов. Не знание деталей правил судейства поединков, не позволяет не просвещённому, случайному зрителю получить удовольствие от увиденного.
Понимание фехтовальных схваток и справедливость в присуждении уколов-ударов, транслируемых в эфир, являются одной из самых трудноразрешимых проблем в деле формирования позитивного телевизионного имиджа фехтования.
4.1.2 Значение организации, проведения и информационного освещения соревнования в популяризации фехтования
Плохую услугу, по нашему убеждению, делают некоторые функционеры от фехтования, продвигая его к зрителю без глубокого изучения последствий принятых решений. Так, например, руководство ФИЕ старается проводить крупнейшие соревнования в местах большого скопления людей со всего мира. Например, чемпионат мира среди юниоров-1997 проводился на Канарских Островах, чемпионат Европы среди юниоров-2000 проводился в г. Анталия в Турции, этап кубка мира по женской шпаге проводится на Maйорке и т.п. Предполагалось, что - тысяча участников соревнований в выходные от состязаний дни посещает пляж, танцевальные клубы и другие места скопления молодежи, знакомятся, заводят новых друзей, делятся увлечениями, приглашают друзей на соревнования, рассказывают о фехтовании. Таким образом, происходит рекламирование фехтования на весь мир. [52].
Однако, об эффективности такого подхода в пропаганде вида спорта говорить не приходится. Любой практикующий тренер подтвердит, что в период участия в соревнованиях высокого ранга спортсмены сосредоточены на предстоящей деятельности и посещение танцевальных клубов, пляже не возможно из-за короткой программы соревнований(указанные соревнования проводятся в течении 3- 5-7 дней).
Второй «оригинальный» способ проникновения фехтования в массы применили организаторы этапа Кубка мира по фехтованию на шпагах среди мужчин в Лиссабоне. “Раз зрители не идут на фехтование, фехтование идет к ним”. Финал турнира проводился в торговом центре “Colombo Shopping Mall” в воскресный день. Сотни покупателей центра стали невольными зрителями этого интереснейшего события [44].
Основной характеристикой такого действа являются слова «невольными зрителями». Организаторы соревнования забыли, что времена демонстрации фехтовальных приемов на ярмарках в исполнении бывших гладиаторов давно прошли. Фехтование давно уже стало привилегией рыцарей и дворян, системой их физического и духовного воспитания.
Демонстрация вида спорта, зрителями которого являлись коронованные особы и элиты общества разных стран, в фойе гостиниц и торговых центров – полное неуважение к древнему искусству и не знание истории предшествующих ошибок в организации соревнований. Проведенные в 1900 году внеочередные Олимпийские игры были признаны организаторами как неудавшиеся. Олимпиада проводилась на фоне Всемирной промышленной выставки которую посетило около 50 миллионов человек, но особого интереса к соревнованиям большинство из посетителей не проявило. Спортивная программа выставки не выполнила своей основной задачи - пропаганды спорта и идей олимпизма [52].
Организация и проведение соревнований по фехтованию таким способом есть оскорбление вида деятельности многих его поклонников, точно как и подготовка фехтовальщиков в подвальных и полуподвальных помещениях. Залы старинных замков, сцены театров, современные спорткомплексы – вот арены для фехтовальных поединков. В таком виде эта, в первую очередь, воспитательная и физкультурно-спортивная услуга должна поступать к потребителю.
4.1.3 Книга- источник знаний и формирования желаний
Следующим средством получения информации о фехтовании является чтение книг. Из всего числа опрошенных школьники прочитали о фехтовании в 13% случаев, студенты – 8%, работающая молодежь- 4%. Тенденция к уменьшению числа получивших информацию из к книг, вполне объяснима по тому, как с увеличением социальной активности у опрошенных остается все меньше времени проведения досуга с книгой.