Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:13, дипломная работа
В настоящее время маркетинг как наука прочно укрепился в системе социально-экономических дисциплин и имеет большую практическую значимость во многих сферах деятельности.
Сформулирован ряд понятий маркетинга позволяющий всесторонне охарактеризовать это явление социально-экономических отношений в современном человеческом обществе.
Мapкeтинг - этo кoмплeкcнaя cиcтeмa opгaнизaции пpoизвoдcтвa и cбытa, opиeнтиpoвaннaя нa вoзмoжнo бoлee пoлнoe yдoвлeтвopeниe быcтpo мeняющиxcя и вce бoлee paзнooбpaзныx пoтpeбнocтeй кoнкpeтныx гpyпп пoкyпaтeлeй пocpeдcтвoм pынкa и пoлyчeниe нa этoй ocнoвe ycтoйчивoй пpибыли и кoнкypeнтныx пpeимyщecтв [34].
Маркетинг - это социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и взаимообмена ими [18].
Введение5
Раздел 1
Обзор литературных источников10
Характеристика маркетинга как элемента управления деятельностью организации на рынке услуг и товаров10
Сущность и функции маркетинга10
Маркетинговые исследования и их виды12
Маркетинговые действия в области спорта и физической культуры13
Физкультурно-спортивная услуга как специфический результат деятельности в условиях рыночных отношений15
Исторические аспекты развития фехтования как искусства владения холодным оружием17
Формирование фехтования как вида спорта20
Фехтование как средство физического воспитания и вид спорта в современном мире22
Возрастные особенности проявления интересов и, формирующихся на их базе, мотивов к занятиям физической культурой и спортом25
Двигательная активность – неотъемлемая часть образа жизни и поведения детей25
Отношение студенческой молодежи к занятиям физической культуры и спортом29
Мотивы и предпочтения в выборе физической активности трудящейся молодежи31
Раздел 2
Методы и организация исследований34
Методы исследований34
Организация исследований36
Методика организации и проведения исследований37
Раздел 3
Результаты собственных исследований
Раздел 4
Обсуждение полученных результатов53
Выводы75
Практические рекомендации79
Список литературы82
Приложения87
Эта эпоха характеризуется особой ритуальностью проведения поединков. Фехтование подразумевало не только виртуозную технику, но элегантность и галантность. Приветствия перед боем, учтивые поклоны, утончённые манеры – всё это было неотъемлемой частью фехтования.
В XIX веке фехтование формируется как вид спорта. Наиболее активно спортивное фехтование развивается во Франции, Италии, Австро-Венгрии и Германии [49].
В апреле 1895 г. Международный олимпийский комитет провозгласил программу олимпийских игр, состоящую из семи основных дисциплин: легкой атлетики, гимнастики, фехтования и борьбы, стрельбы, водных видов спорта, велогонок, спортивных игр.
В программу фехтования были включены поединки на шпагах, саблях и кинжалах в соответствии с правилами, разработанными Обществом содействия фехтовальному спорту в Париже.
Согласно установкам Парижского конгресса принимать участие в играх могли только спортсмены-любители. Исключение было сделано для фехтования: в фехтовальных поединках могли выступать учителя фехтования [15].
Не все спортивные дисциплины вызывали интерес у зрителей. Теннис показался публике скучным и непонятным. Не привлекали внимания и соревнования по стрельбе. Фехтовальные поединки проходили в одном из небольших помещений Заппеиона перед немногочисленными зрителями во главе с королем [22].
Введенное по личной инициативе Пьера де Кубертена в программу Олимпийских игр, фехтование постоянно присутствовало во всех последующих играх. На последней Олимпиаде, в Пекине (Китай, 2008г.), фехтование было представлено тремя видами спортивного оружия (сабля, рапира, шпага), на котором состязались мужчины и женщины в личном и командном турнирах [47,51].
1.2.3 Фехтование, как средство физического воспитания и вид спорта в современном мире.
Спортивно фехтование – вид спорта, представляющий собой условное, безопасное для жизни единоборство на холодном спортивном оружии строго регламентированное правилами соревнований. Как вид спорта, он выделяется среди прочих своей эcтетикой, романтизмом и богатством истории, уходящей в далёкие тысячелетия.
Фехтование – это умение наносить уколы, посредством атак и защит в определённые моменты боя, используя свой интеллект. Фехтовальный поединок очень похож на сражение: в нем присутствуют маневрирование, разведка и маскировка, наступление и оборона[6].
В современном спортивном фехтовании существует три вида оружия – рапира, шпага и сабля. Различия между ними заключаются в правилах судейства и размерах поражаемой поверхности
Рапира – колющее спортивное оружие. В отличие от других видов оружия, поражаемая поверхность рапириста самая маленькая – туловище и шея. В правилах фехтования на рапирах существует приоритет, т.е. "тактическая правота". Нанося укол, необходимо иметь приоритет. Например, рапирист имеет приоритет в атаке. Противник должен сначала взять защиту и только после этого у него появится приоритет, чтобы нанести ответный укол сопернику. Если атаки выполняются одновременно, то нанесённые уколы не засчитываются.
У шпажистов наибольшая поражаемая поверхность для нанесения уколов: практически всё тело от головы до пят – туловище, руки, ноги, голова. В бою на шпагах отсутствует фактор тактической правоты, т.е. одновременно нанесённые уколы засчитываются обоим противникам.
В фехтовальном бою на саблях разрешается наносить как рубящие удары, так и уколы. Поражаемой поверхностью являются голова, руки и туловище до линии пояса. В фехтовании на саблях, как и на рапирах, решающим фактором при присуждении укола является "тактическая правота"[32,40,46].
Современный фехтовальный бой проводится с использованием электрооборудования для фиксации уколов.
Аппарат сигнализирует нанесение укола спортсменом зажиганием ламп различного цвета. Если спортсмен нанёс укол, на аппарате зажигается лампа, находящаяся на его стороне. В фехтовании на рапирах и саблях действительными считаются только уколы, нанесённые в поражаемую поверхность. Действительные уколы отмечаются зажиганием цветных ламп (красной или зелёной), а недействительные - белой лампой. Когда зажигаются одновременно цветная и белая лампы – это означает, что сначала был нанесён недействительный укол, и в этом случае действительный укол не засчитывается. В фехтовании на шпагах зажигаются только цветные лампы. Поскольку все уколы считаются действительными, то засчитывается каждый нанесённый укол. Когда лампы зажигаются с двух сторон одновременно, каждому спортсмену присуждается по уколу [44].
Тренировка фехтовальщика слагается из физической, технико-тактической и морально-волевой подготовки. Такая всесторонняя тренировка укрепляет здоровье, закаляет физически и морально, развивает все функциональные системы организма и содействует достижению наилучших спортивных результатов.
Успешно фехтовать — это значит в совершенстве уметь сочетать технику с искусством психологического, умственного обыгрывания противника, то есть, владеть еще искусством ведення боя, тактикой. А чтобы постичь тактическое мастерство, необходимо обладать целым рядом психических качеств и учений.
Фехтовальщику необходимо воспитать в себе самообладание, чтобы в напряженной обстановке ответственного боя уметь подавлять в себе отрицательные эмоции, сохраняя быстроту и четкость восприятий и способность мгновенно осмысливать боевые моменти.
Находчивость, то есть быстрота ориентировки, нужна ему для того, чтобы в неожиданно острых ситуациях боя он мог опережать противника, понимать его психологию, предугадывать намерения и действия, чтобы самому вести бой как можно безошибочнее.
Решительность должна помочь фехтовальщику быстро принять решение и немедленно воплотить его в боевих действиях.
Настойчивость необходима ему для выхода из неудачно складывающейся обстановки в трудном бою и в процессе тренировки, особенно в периоды замедления роста спортивного мастерства.
Смелость нужна фехтовальщику, чтобы в трудном, решающем бою он мог идти на разумный боевой риск, без которого немыслимо єдиноборство. И, наконец, самодисциплина, сдержанность необходимы, чтобы в бою с любым противником сохранять, хотя бы внешнее, спокойствие и вежливость.
Все перечисленные качества, умения и навыки, необходимые фехтовальщику в бою, развиваются и воспитываются в процессе боя. Эти качества воспитываются также с помощью различных упражнений без оружия и с оружием [46].
1.3Возрастные особенности проявления интересов и формирующихся на их базе мотивов к занятиям физической культурой и спортом
1.3.1 Двигательная активность – неотъемлемая часть образа жизни и поведения детей
Двигательная активность школьников определяется социально-экономическими и культурными факторами, зависит от организации физического воспитания, морфофункциональных особенностей растущего организма, типа нервной системы, количества свободного времени, мотивации к занятиям, доступности спортивных сооружений и мест отдыха детей и подростков. Немаловажную роль в формировании двигательной активности играют спортивные традиции, существующая в стране система образования, место и роль физического воспитания и спорта в этой системе, наличие современных программ физического воспитания и их выполнение квалифицированными преподавателями [14].
В практике физического воспитания подмечена такая закономерность: чем более привлекательны сами по себе упражнения или формы их выполнения, тем более активны ученики. Ученики охотно участвуют в соревнованиях, выполняют задания на отметку, а также те упражнения, в которых надо проявлять смелость [20].
В начальных классах мальчики отдают предпочтение спортивным играм, а девочки – подвижным. Все упражнения учебной программы в этих классах нравятся учащимся примерно в равной мере [14].
Девочки больше тяготеют к движениям эстетического характера. Замечено также, что школьники с удовольствием упражняются, когда добиваются высоких результатов. Наименее активны ученики при выполнении общеразвивающих упражнений в вводной части урока. Однако установлено, что при всей активности к указанным упражнениям и формам их выполнения дети не проявляют стремления к самостоятельным занятиям на уроке и дома, к поискам возможностей дополнительно заниматься.
Во внеклассной работе – далеко от дома расположенные спортивные сооружения, загруженность учеников другими видами занятий, нередко встречающийся формальный подход к детям в спортивных секциях.
Правы те учителя, которые считают, что воспитывать надо также и родителей, и окружающих ребят взрослых. Их неправильное отношение к физической культуре сказывается и на активности детей.
Известно, например, что подростки проявляют активность во всех видах деятельности, но начиная с 4-го класса различия в содержании интересов начинают все больше и больше дифференцироваться. Больше того, у многих ребят снижается интерес даже к любимым видам упражнений, включая и игры. Почти одна треть девочек-шестиклассниц не любит общеразви-вающие упражнения, у них проявляется интерес к гимнастике и акробатике. Часть мальчиков-шестиклассников не любит гимнастику, наибольший интерес проявляет к легкой атлетике. У всех школьников этого возраста наблюдается повышенный интерес к спортивным играм, особенно к баскетболу, эстафетам в виде соревнований [14,36,37].
В старших классах структура интересов остается примерно той же, однако углубляется процесс дифференциации и интеграции. Начиная с 9-го класса отмечается резкий спад интересов к соревновательным и трудным упражнениям [14].
Ученые и преподаватели физического воспитания многих стран мира детально изучают проблему мотивации к проявлению двигательной активности в школьном возрасте.
Структура мотивов и факторов, влияющие на их формирование, отличается в различных странах, что обусловлено социально-экономическими условиями, культурой, традициями и т.п.
Интерес представляют данные массового опроса учащихся, проведенного Научно-исследовательским институтом спорта при Бернском университете в различных районах Швейцарии.
Наибольшую оценку как у мальчиков, так и у девочек получила такая категория, как развлечение. Наименьшее значение для детей во время занятий спортом, оказывается, имеет его результативность. Между этими двумя мотивациями находятся все остальные, которые также имеют важное значение (оздоровление, двигательная активность, игра, дружба, лидерство, опыт, мастерство)
Проявление мотивации имеет особенности в зависимости от принадлежности к тому или иному полу. Например, наибольшую значимость у мальчиков имеет мотив достижения спортивного результата, у девочек – интерес к двигательной активности. Наибольший интерес у девочек вызывает двигательная активность, возможность соревнования и оздоровление. У мальчиков в значительной степени интерес проявляется именно к спортивной направленности занятий.
Структура мотивов украинских школьников существенно отличается от таковой швейцарских сверстников. Приоритетные мотивы – оздоровление, совершенные формы тела, активный отдых, развлечение, общение с друзьями и в меньшей степени – спортивный результат. Однако в проявлении мотивации четко прослеживается также возрастная динамика (Табл.1.3.1.1) [35].
Заметно снижается стремление к чтению книг и повышается интерес к просмотру телевизионных передач, прогулкам с друзьями и просто отдыху. Снизилось посещение кружков технического и художественного творчества, интерес к занятиям музыкой, что возможно, связанно не только низким уровнем возрастных интересов к этим видам занятий, но и с отсутствием возможности их удовлетворить. В то же время появилось такое увлечение, как работа на компьютере и компьютерные игры, чего не было раньше [23,42].
Таблица.1.3.1.1
Общекультурные интересы подростков г.Киева, %( по Т.Ю.Круцевич, 2003г.)
Вид занятий в свободное время | 1987г. | 1997г. |
Чтение книг | 47,5 | 23,6 |
Занятие спортом | 27,7 | 40,5 |
Просмотр телевизионных передач | 3,8 | 51,7 |
Прогулки с друзьями | 23 | 51,4 |
Помощь родителям | 1,1 | 40,1 |
Отдых | 1,3 | 8,7 |
Посещение кинотеатров | 4,8 | 1,3 |
Занятия в кружках | 10,6 | 0,9 |
Занятие музыкой | 11 | 1,4 |
Работа на компьютере | - | 3,2 |
Компьютерные игры | - | 24,6 |