Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:13, дипломная работа
В настоящее время маркетинг как наука прочно укрепился в системе социально-экономических дисциплин и имеет большую практическую значимость во многих сферах деятельности.
Сформулирован ряд понятий маркетинга позволяющий всесторонне охарактеризовать это явление социально-экономических отношений в современном человеческом обществе.
Мapкeтинг - этo кoмплeкcнaя cиcтeмa opгaнизaции пpoизвoдcтвa и cбытa, opиeнтиpoвaннaя нa вoзмoжнo бoлee пoлнoe yдoвлeтвopeниe быcтpo мeняющиxcя и вce бoлee paзнooбpaзныx пoтpeбнocтeй кoнкpeтныx гpyпп пoкyпaтeлeй пocpeдcтвoм pынкa и пoлyчeниe нa этoй ocнoвe ycтoйчивoй пpибыли и кoнкypeнтныx пpeимyщecтв [34].
Маркетинг - это социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и взаимообмена ими [18].
Введение5
Раздел 1
Обзор литературных источников10
Характеристика маркетинга как элемента управления деятельностью организации на рынке услуг и товаров10
Сущность и функции маркетинга10
Маркетинговые исследования и их виды12
Маркетинговые действия в области спорта и физической культуры13
Физкультурно-спортивная услуга как специфический результат деятельности в условиях рыночных отношений15
Исторические аспекты развития фехтования как искусства владения холодным оружием17
Формирование фехтования как вида спорта20
Фехтование как средство физического воспитания и вид спорта в современном мире22
Возрастные особенности проявления интересов и, формирующихся на их базе, мотивов к занятиям физической культурой и спортом25
Двигательная активность – неотъемлемая часть образа жизни и поведения детей25
Отношение студенческой молодежи к занятиям физической культуры и спортом29
Мотивы и предпочтения в выборе физической активности трудящейся молодежи31
Раздел 2
Методы и организация исследований34
Методы исследований34
Организация исследований36
Методика организации и проведения исследований37
Раздел 3
Результаты собственных исследований
Раздел 4
Обсуждение полученных результатов53
Выводы75
Практические рекомендации79
Список литературы82
Приложения87
1.3.2 Отношение студенческой молодёжи к занятиям физической культурой и спортом
Анализ большого числа изданных работ [15,21,26,33,35] показывает, что большой популярностью среди студентов пользуются игровые виды спорта (футбол, волейбол, баскетбол - юноши) и деятельность с высокой эмоциональной напряженностью и степенью самовыражения (шейпинг, спортивная аэробика, ритмическая гимнастика, спортивные и другие танцы - девушки).
Современная студенческая молодежь не имеет желания выполнять тяжелую и монотонную работу на занятиях по физическому воспитанию. Немаловажным является и тот факт, что результаты социологических опросов населения многих стран указывают, что граждане в большей степени предпочитают оздоровительную рекреационную физическую культуру, контакты с природой, возможности общения с друзьями, чем какие-либо спортивные достижения (Ю.Войнар,2005).
Интерес студентов к различным видам спорта достаточно высокий. Возможность выбирать вид спортивной деятельности позволяет студентам раскрыть в себе новые, заложенные в генотипе качества и совершенствовать уже проявившиеся.
Каждый выбирает тот вид спорта, в котором чувствует себя комфортно, что ближе ему по характеру и то, что приносит удовольствие и удовлетворением собой.
В исследованиях Темченко В.А при анализе данных опроса студентов был определен выбор двигательной активности.
Хотя ежедневные занятия в университете, самоподготовка занимают значительную часть времени студентов, свободное время студенты проводят следующем образом: готовятся к занятиям 13-29% студентов всех курсов; от 15% до 28% всех студентов - проводят свободное время за компьютером; бездельничают -10-15%. В среднем 50% студентов второго курса и 40% студентов первого и пятого курсов общаются с друзьями. Занимаются спортом только 5-8% студентов всех курсов.
1.3.3 Мотивы и предпочтения в выборе физической активности трудящейся молодежи
Социологические исследования (Табл.1.3.1.1) , проведенные для установления, мотивов спортивных занятий лиц разного возраста, показали, что 50 % опрошенных ставят перед собой цель укрепить здоровье, других спорт привлекает как средство обеспечения разностороннего развития - 32 % и лишь 18 % занимаются спортом для подготовки к участию в спортивных соревнованиях [37].
Однако это не означает, что человек может начать спортивные занятия, побуждаемый стремление укрепить здоровье или научиться технике какого-либо вида спорта и, по истечении определенного времени у него не возникает желание сравнить достигнутый уровень физической подготовленности или степень овладения спортивной техникой с кем-либо другим, то есть принять участие в соревнованиях [43].
Таблица.1.3.1.1
Мотивы занятий населения различного возраста физической культурой во время отдыха %
Мотивы | 10-16 лет. | 17-24 года. | 25-50 лет. |
Активный отдых | 18,3 | 45,7 | 33,8 |
Укрепление здоровья | 50,6 | 44,8 | 64,3 |
Развлечение | 2,1 | 22,7 | 24,0 |
Сгонка лишнего веса | - | 2,9 | 12,5 |
Достижение высоких спортивных результатов | 16,3 | 22,7 | 7,6 |
Вывод к разделу
На основе анализа литературных источников, на наш взгляд, наиболее точным отражением понятия «маркетинг» является следующее: маркетинг – это комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности предприятия, по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю.
Фехтование является древнейшей воспитательной, зрелищной и образовательной услугой, имеющей высокий спрос у общества на различных этапах его становления. Основной задачей специалистов в области фехтования на данном этапе развития социальных и экономических отношений в Украине - не позволить исказить его сущность при адаптации к современным условиям и массовом внедрении в жизнь граждан как олимпийского (политически и социально значимого) вида спорта.
Поведение потребителей на современном рынке физкультурно-спортивных услуг, указывает на необходимость проведения предварительных исследований с применением маркетинговых технологий, с целью уточнения или пересмотра стратегии внедрения спортивного фехтования в широкие массы. Это управленческое действие позволит создать основу нового этапа развития фехтования, как искусства владения холодным оружием и вида спорта программ Олимпиад.
Наиболее важным результатом предстоящих исследований будет определение источников получения информации о виде спорта и оценка эффективности их влияния на формирование устойчивого интереса к фехтованию.
Знание мотивации и организационных требований потенциальных потребителей различного возраста к фехтованию, как физкультурно-спортивной услуге, позволит специалистам сформировать наиболее приемлемые подходы к решению проблемы.
РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования
Для решения поставленных задач дипломной работы применялись следующие методы исследований:
метод контент - анализа и документальных источников;
социологический опрос;
метод математической статистики с определением суммарных и процентных показателей;
метод статистического анализа;
Анализ литературных источников – это анализ текстов, который делает возможным изучение проблемы путем изучения других, названных в данной теме, проблем, которые прямо или опосредованно относятся к ней.
Соответственно темы дипломной работы изучалась литература по маркетингу, психологии, истории фехтования. Было изучено и проанализировано мнение отечественных и зарубежных авторов.[11, 14,18, 19,27,28, 44]
Метод статистического анализа – это количественное представление данных об изучаемом объекте, которые представлены в различных литературных источниках, справочниках, документах и выражены в виде таблиц, графиков, диаграмм.
Такие данные позволили сделать вывод о мотивах занятия физической активностью населения различного возраста во время отдыха [42], а также узнать об интересах подростков г. Киева [43 ].
Социологический опрос – метод получения информации о субъективном мире людей, их интересах, мотивах деятельности, мнении. Этот метод позволяет моделировать любые необходимые исследователю ситуации для того, чтобы выявить стойкость наклонностей, мотивов и других субъективных состояний отдельных личностей или больших масс людей.
Основным инструментом сбора исходного материала в массовых социологических опросах является стандартизованная анкета[9]. Стандартизированной считается анкета, которая соответствует следующим требованиям:
- каждый из вопросов анкеты предъявляется всем без исключения респондентам в одной и той же формулировке;
- определен строгий порядок постановки вопросов, каждый из которых имеет свой зафиксированный номер (соответственно порядка предъявления);
- к каждому из содержательных вопросов прилагается список фиксированных ответов.
Нами была разработана анкета из 11 вопросов, 9 из которых закрытого типа и 2 открытого, которая позволила нам сделать выводы о популярности и перспективах развития спортивного фехтования в нашем регионе.
В большинстве случаев респонденту предъявляются варианты ответов на вопросы. Такие вопросы называются закрытыми. В некоторых случаях исследователь не предлагает респонденту варианты ответов, побуждая его отвечать на вопрос свободно.
По своему функциональному назначению вопросы анкеты можно разделить на содержательные и вспомогательные. Содержательные вопросы являются эмпирическими индикаторами признаков исследуемого явления. Основными требованиями к содержательным вопросам являются:
1) валидность (обоснованность, т.е. мера соответствия вопроса анкеты исследуемого показателя);
2) лаконичность (по данным экспериментов в области межличностного общения для большинства людей 11 – 13 слов является пределом восприятия фразы без существенного искажения ее основного смысла);
3) однозначность (подразумевает одинаковое понимание всеми респондентами именно того смысла вопроса, который вложил в него исследователь);
Дополнительные вопросы выполняют в исследовании разнообразные дополнительные функции: помогают приблизить строгую стандартизованную форму опроса к диалогу, отфильтровать компетентных респондентов, собрать дополнительную информацию, которая поможет правильно интерпретировать полученные результаты, проверить репрезентативность данных и т.п.[38].
Для проведения опроса нами была составлена анкета (Приложение 1) ответы на вопросы которых позволили сделать выводы относящиеся к теме исследования.
2.2 Организация исследования
Исследование проводилось в период с 2005 - 2010 года и проходило в 4 этапа:
I этап – на данном этапе рассматривались темы для проведения исследования, изучались и анализировались литературные источники по выбранной теме; определялись необходимые для этого методы исследования, разработан и утвержден вариант анкеты. В сентябре 2005 года был проведен социологический опрос среди учащихся средних образовательных школ № 318 и лицея № 100 «Подол».
II этап – на основании изученной литературы и полученной информации было написано введение в дипломную работу и раздел I. В апреле 2007 года был проведен еще один социологический опрос среди студентов 1-3 курсов дневной формы обучения Государственного университета информационно-коммуникационных технологий (г.Киев) и Киевской государственной академии водного транспорта им. П.Сагайдачного.
III этап – написан раздел II, в марте 2010 года проведен заключительный этап анкетирования среди работающей молодежи в возрасте от 26 до 35 лет.
IV этап - на основании полученных результатов социологических опросов все данные были представлены в виде диаграмм, таблиц и нашли свое отражение в разделе III и IV; были написаны выводы к разделам и даны практические рекомендации.
2.3 Методика организации проведения исследования
При проведении социологического опроса по теме исследования, как уже отмечалось, использовался метод анкетирования.
В исследованиях приняли участие школьники средней образовательной школы № 318 Соломенского района г. Киева и лицея №100 «Подол», в количестве 346 человек (184 девушки и 162 юношей), учащиеся 7-9 классов.