Популяризация фехтования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:13, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время маркетинг как наука прочно укрепился в системе социально-экономических дисциплин и имеет большую практическую значимость во многих сферах деятельности.
Сформулирован ряд понятий маркетинга позволяющий всесторонне охарактеризовать это явление социально-экономических отношений в современном человеческом обществе.
Мapкeтинг - этo кoмплeкcнaя cиcтeмa opгaнизaции пpoизвoдcтвa и cбытa, opиeнтиpoвaннaя нa вoзмoжнo бoлee пoлнoe yдoвлeтвopeниe быcтpo мeняющиxcя и вce бoлee paзнooбpaзныx пoтpeбнocтeй кoнкpeтныx гpyпп пoкyпaтeлeй пocpeдcтвoм pынкa и пoлyчeниe нa этoй ocнoвe ycтoйчивoй пpибыли и кoнкypeнтныx пpeимyщecтв [34].
Маркетинг - это социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и взаимообмена ими [18].

Содержание

Введение5
Раздел 1
Обзор литературных источников10
Характеристика маркетинга как элемента управления деятельностью организации на рынке услуг и товаров10
Сущность и функции маркетинга10
Маркетинговые исследования и их виды12
Маркетинговые действия в области спорта и физической культуры13
Физкультурно-спортивная услуга как специфический результат деятельности в условиях рыночных отношений15
Исторические аспекты развития фехтования как искусства владения холодным оружием17
Формирование фехтования как вида спорта20
Фехтование как средство физического воспитания и вид спорта в современном мире22
Возрастные особенности проявления интересов и, формирующихся на их базе, мотивов к занятиям физической культурой и спортом25
Двигательная активность – неотъемлемая часть образа жизни и поведения детей25
Отношение студенческой молодежи к занятиям физической культуры и спортом29
Мотивы и предпочтения в выборе физической активности трудящейся молодежи31
Раздел 2
Методы и организация исследований34
Методы исследований34
Организация исследований36
Методика организации и проведения исследований37
Раздел 3
Результаты собственных исследований
Раздел 4
Обсуждение полученных результатов53
Выводы75
Практические рекомендации79
Список литературы82
Приложения87

Работа содержит 1 файл

Оригинал!!!Диплом 2010 Фехтование и маркетинг.doc

— 932.00 Кб (Скачать)

              Для отдельной, конкретно взятой организации в соответствии с её деятельностью соотношение, степень значимости каждого из этих элементов будут различны [34].

 

1.1.2.Маркетинговые исследования и их виды

 

Для эффективной рыночной деятельности, ведения целенаправленной конкурентной борьбы фирме необходимы маркетинговые исследования.

Существует несколько определений маркетингового исследования. В научной  литературе наиболее часто применяется широкая трактовка термина "исследование маркетинга", в соответствии с которой последние могут представлять собой как раздельные, так и комплексные исследования рынка и маркетинговой деятельности фирмы [5].

Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа внутренней и внешней текущей информации, является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса маркетинговых задач. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование.

Таким образом, под маркетинговым исследованием следует понимать целенаправленный процесс постановки задач, получения маркетинговой информации, планирования и организации ее сбора, анализа и представления отчета о результатах. Полученный результат рассмотренного процесса должен указать на степень решение стоящей перед фирмой маркетинговой задачами (комплекса проблем).

К основным принципам проведения маркетинговых исследований относятся объективность, точность и тщательность [3].

 

1.1.3Маркетинговые действия в области спорта и физической культуры

 

Кaк мeтoдoлoгия pынoчнoй дeятeльнocти мapкeтинг нaxoдит шиpoкoe пpимeнeниe в paзличныx видax пpeдпpинимaтeльcтвa. Мapкeтингoвaя дeятeльнocть oxвaтывaeт:

        oблacти pынкa: тoвapнaя, дeнeжнo-финaнcoвaя, тpyдoвaя;

        виды тoвapoв: мaтepиaльныe блaгa и ycлyги (виды дeятeльнocти);

        oтpacли пpeдпpинимaтeльcтвa: пpoмышлeннocть, ceльcкoe xoзяйcтвo, тopгoвля, cтpoитeльcтвo, тpaнcпopт, бaнки, cтpaxoвaниe, бытoвыe ycлyги, cпopт, кyльтypa, oбpaзoвaниe и дp.;

        cфepы pынкa: внyтpeнняя, внeшняя.

        Нapядy c пpeдпpинимaтeльcтвoм пpинципы и мeтoды мapкeтингa шиpoкo иcпoльзyютcя и в нeкoммepчecкoй дeятeльнocти (мapкeтинг идeй, мapкeтинг мecт, мapкeтинг лиц, мapкeтинг opгaнизaция и т.д.).

Маркетинг стал важнейшим компонентом стратегии многих некоммерческих организаций, в частности, больниц, музеев, церквей, спортивных федераций и т.д. [18].

Немногие специалисты занимаются разработкой социально-экономического аспекта спорта. Публикации о спортивном маркетинге в основном основываются на исследовании деятельности зарубежных, в частности, американских спортивных организаций – профессиональных футбольных, хоккейных, баскетбольных клубов и их объединений – лиг, федераций по видам спорта, МОК, НОК и т.п.

По мнению профессора С.И Гуськова [10,11,12], распространению маркетинга в спорте препятствует прежде всего стереотипное отношение к коммерциализации спорта. Против маркетинга звучат следующие доводы:

- маркетинг ориентирует спорт на получение прибыли, превращая его в коммерческое шоу;

- маркетинг подрывает независимость спорта, бизнесмены и рекламодатели вмешиваются в решение спортивных вопросов и т.д.

Большой вклад в развитие маркетинга в спорте внес Почетный президент Международного Олимпийского Комитета  Хосе Антонио Самаранч. Он создал свою концепцию деятельности МОК, в основу которой, среди прочих принципов положены расширение коммерциализации олимпийского движения, учет нового статуса спортсмена, пересмотр отношения к профессионализму. К Олимпийским Играм профессионалы были допущены к соревнованиям по футболу, теннису. Также были сняты все ограничения в отношении подготовки спортсмена [35].

Спортивный маркетинг почти целиком строится на общих концепциях производственно-экономического маркетинга [10, 11].

Касается ли маркетинг торговли одеждой, продажи спортивно-оздоровительных услуг или организации чемпионата страны по какому-либо виду спорта, он всегда имеет общие черты. Выделяет следующие этапы маркетинга [1,18]:

1) определение нужд и желаний потребителя через ознакомление с их запросами и требованиями, изучение прошлого опыта продажи товаров и услуг, текущего состояния и будущих тенденций рынка сбыта, проведение маркетинговых исследований;

2) эффективный выход на свой рынок сбыта с помощью продажи нужного потребителю товара по нужной цене, в нужном месте, в нужное время при наличии нужной рекламы;

3) нахождение эффективных рекламно-коммерческих средств, проведение рекламно-спонсорской кампании [12].

Успех той или иной компании зависит от правильной разработки ею маркетингового комплекса.

Специалисты в области спорта отождествляют маркетинговый комплекс с функциями маркетинга. Маркетинговые функции включают в себя: а) товар или услугу; б) распределение, т. е. выбор места проведения занятий по той или иной программе и составление расписания занятий; в) назначение цены за поставляемый товар или предлагаемую услугу; г) рекламу [10, 12].

 

1.2 Физкультурно-спортивная услуга как специфический результат деятельности в условиях рыночных отношений

 

Товар – это все то, что может удовлетворить желание или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи [18].

Физическая культура и спорт является одной из отраслей экономики, и характерной для нее является – физкультурно-спортивная услуга [27,28,29].

Для физкультурно-спортивной услуги характерны следующие черты, отличающие ее от материального продукта: неощутимость физкультурно-спортивной услуги, которая обуславливается нематериальным содержанием предмета труда, невозможность хранения, неотделимость физкультурно-спортивной услуги от источника производства, относительное непостоянство качества физкультурно-спортивной услуги, обязательность регулярного потребления, обусловленная научно обоснованными методиками учебно-тренировочного процесса.

Выделяют несколько видов физкультурно-спортивных услуг: физкультурно-воспитательная, физкультурно-оздоровительная, спортивно-зрелищная и спортивно-тренировочная.

            Физкультурно-воспитательная услуга (ФВУ) – вид физкультурно-спортивной деятельности, которая базируется на использовании средств физического воспитания с целью достижения оптимального уровня здоровья, а также формирование качества двигательных умений, необходимых для удержания здорового образа жизни и трудовой деятельности человека.

                 Потребители ФВУ это воспитанники дошкольных учреждений, ученики, студенты, курсанты, военнослужащие.

    Категории потребителей свидетельствуют про то, что ФВУ есть массовым видом ФСУ, который принадлежит к одним из первых потребностей человека.

Спортивно-оздоровительная услуга (СОУ) – это вид физкультурно-спортивной деятельности, которая базируется на использовании видов спорта с целью сохранения и укрепления здоровья людей, привлечение к ценностям спорта, формирование здорового образа жизни.

Спортивно-тренерская  услуга (СТУ) вид физкультурно-спортивной деятельности, направленный на достижение желаемого психофизиологического состояния спортсмена, что выражается в уровне его спортивной формы. Непосредственно производителями такой услуги есть тренеры, а потребителями - спортсмены.

Спортивно-зрелищная услуга – это вид физкультурно- спортивной деятельности, целью которой является достижение специфического психоэмоционального состояния человека и характеризуется возникновением ощущения сопереживания или эстетического наслаждения. Производителя этой услуги являются тренеры, спортсмены и судьи.

Физкультурно-спортивные услуги делятся на платные и бесплатные [28]. Существует так же классификация на индивидуальные и коллективные, коммерческие и некоммерческие [13].

 

1.2.1 Исторические аспекты развития фехтования как  искусства владения холодным оружием.

 

              Владение холодным оружием – один из старейших видов физических упражнений. В истории развития физической культуры оно особенно ярко подчеркивало классовую ее сущность. Являясь в далекие исторические времена узко утилитарным, военно-прикладным  навыком владения холодным оружием  оно широко использовалось в системах физической культуры в феодальных и буржуазных государствах, как одно из средств подготовки бойцов для феодальных и буржуазных армий [44].

Искусство фехтования состоит в умении поразить противника, нанести ему удары, лишающие его возможности действовать, и защитить себя от его ударов. В основу обучения кладется правильное положение корпуса (стойка) и уменье держать оружие [7].

С давних времен справедливо считалось, что фехтование имеет значение хорошего гимнастического упражнения, которое, развивая физически, вырабатывает смелость, решимость, находчивость и презрение к физической боли; вместе с тем оно приучает к умелому обращению с холодным оружием в условиях войны [22,33,44].

              Фехтование, как искусство, впервые появилось у римлян, у греков же оно имело небольшое значение; среди них процветала, главным образом, стрельба из лука, состязание в которой проводилось и на Олимпийских играх. О фехтовании  на них не упоминается [1,15].

Дальнейшему распространению фехтовального искусства служили, в средние века, рыцарские турниры, а затем и право носить оружие, полученное и горожанами.

Особый вклад в развитие фехтования внесло рыцарство[6,15,22,30,32].

Несмотря на общераспространенность фехтования на Западе, до конца XV ст. оно преподавалось только практически, и никаких письменных правил для него не было издано.

Студенческая среда, на многих исторических этапах и в различных странах, являлась почитателем и хранителем благородных традиций, с которыми всегда связывалось фехтование. Так фехтование на шпагах было обязательным в итальянских университетах, из них оно было перенесено студентами в Германию и Францию, где весьма быстро привилось, чему особенно способствовало ношение дворянами холодного длинно клинкового оружия, как знака их достоинства.

В Германии открылся первый университет в 1347 году. Прошло всего несколько лет, и первые студенты добились у местных властей права ношения меча. Студенческие дуэли начались практически сразу. Жесткие, кровопролитные. С регулярными смертельными исходами. Власти спохватились тоже почти сразу. Уже в 1387 году студентам самого кровавого – Гейдельбергского  университета запретили посещение фехтовальных школ. Однако, насколько недейственным был этот запрет, говорит тот факт, что вердикт приходилось возобновлять каждые два года [47,49,51,].
     Фехтование западно - европейского типа возникло на территории Российской империи, в состав которой входила Украина, в первой половине XVII века. В отличии от Запада оно развивалось не из турнирной и дуэльной форм, а было заимствовано как средство развития ловкости, воспитания воинского духа, как «шпажное искусство». В учебной программе, созданной в 1701 году, в школе математических и навигационных наук одним из обязательных предметов была «рапирная наука». «Рапирная наука» была и в программе открытой в 1719 г. Морской академии наук в Петербурге. Важность этого предмета в подготовке слушателей Академии выражалась в том факте, что за успехи в обучении фехтованию назначалась государственная стипендия [44,47].

Для определения важности введения «шпажной науки» в открывающиеся учебные заведения следует отметить, что царь Петр I, будущий основатель империи, преследовал этим действием воспитание новой формации дворян, как опоры царской власти и реформ, на основе рыцарского духа Западной Европы. Подтверждением выше сказанного являются описанные в труде «Юности честное зерцало или указание к житейскому обхождению» (1717г.), в которой говорилось: «Младший шляхтич или дворянин, ежели к  экзерциции своей совершенен, а наипаче в языках, в конной езде, танцевании, в шпажной битве и может добрый разговор учинить, к тому же красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими достатками придворным человеком быть» [44].

Фехтование, как будущую комплексную услугу физкультурно-спортивного характера, удачно описал мыслитель и педагог Джон Локк(1632-1704г.г.) – теоретик физической культуры джентльменов. «Джентльмен, - подчеркивал он, - должен одинаково уметь преодолевать трудности на море, в бою, в общественной и личной жизни. Он должен быть победителем в конфликтах личного характера, если окажется в них втянутым». В соответствии с этим основной упор в физическом воспитании он делал на плавание, верховую езду, фехтование, борьбу и танцы. Однако в вопросах, касающихся видов физических упражнений, постоянно проявлялся его классовый, пуританский подход, направленный против спортивных состязаний. Поэтому  езду верхом он рассматривал только как средство укрепление здоровья, а фехтование – как средство самозащиты [48].

 

1.2.2 Формирование фехтования, как вида спорта

 

Исторический аспект обуславливает популярность фехтования по всему миру, а особенно в Западной Европе. Он заключается в том, что фехтование является одним  из древнейших видов спорта и искусства, которое было одним из самых распространенных занятий людей на протяжении многовековой истории.

Многие научные источники свидетельствуют о том, что фехтование выступало  средством физического воспитания, военной подготовки, самообороны, защиты чести и достоинства [6, 25, 32, 37, 47, 49]. Таким образом, фехтование является неотъемлемой частью культуры человечества и имеет право на особое место в современном спорте.

Первые труды по фехтованию, вышедшие в 1474 году, принадлежат испанским учителям. Именно Испания была центром фехтования того времени. Возможно поэтому считается, что современное фехтование зародилось в Испании. В XVI веке итальянцы систематизировали обучение, определив основные принципы фехтования, разработали классификацию приемов и действий.

В это же время во Франции выходят трактаты, описывающие технику фехтовальных приёмов, которая очень близка современной. В 1567 году в Париже создаётся Академия преподавателей фехтования. В XVII веке во Франции появляется рапира с кожаным наконечником – оружие более лёгкое и удобное для обучения. В XVIII веке опять же французы вводят фехтовальные маски, и с этого момента начинается небывалый взлёт фехтовального искусства. Дуэли плавно переходят в «белые дуэли», где присутствует судья и 4 свидетеля, которые считают нанесённые уколы. Рождается спортивный поединок [47].

Информация о работе Популяризация фехтования