Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:13, дипломная работа
В настоящее время маркетинг как наука прочно укрепился в системе социально-экономических дисциплин и имеет большую практическую значимость во многих сферах деятельности.
Сформулирован ряд понятий маркетинга позволяющий всесторонне охарактеризовать это явление социально-экономических отношений в современном человеческом обществе.
Мapкeтинг - этo кoмплeкcнaя cиcтeмa opгaнизaции пpoизвoдcтвa и cбытa, opиeнтиpoвaннaя нa вoзмoжнo бoлee пoлнoe yдoвлeтвopeниe быcтpo мeняющиxcя и вce бoлee paзнooбpaзныx пoтpeбнocтeй кoнкpeтныx гpyпп пoкyпaтeлeй пocpeдcтвoм pынкa и пoлyчeниe нa этoй ocнoвe ycтoйчивoй пpибыли и кoнкypeнтныx пpeимyщecтв [34].
Маркетинг - это социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и взаимообмена ими [18].
Введение5
Раздел 1
Обзор литературных источников10
Характеристика маркетинга как элемента управления деятельностью организации на рынке услуг и товаров10
Сущность и функции маркетинга10
Маркетинговые исследования и их виды12
Маркетинговые действия в области спорта и физической культуры13
Физкультурно-спортивная услуга как специфический результат деятельности в условиях рыночных отношений15
Исторические аспекты развития фехтования как искусства владения холодным оружием17
Формирование фехтования как вида спорта20
Фехтование как средство физического воспитания и вид спорта в современном мире22
Возрастные особенности проявления интересов и, формирующихся на их базе, мотивов к занятиям физической культурой и спортом25
Двигательная активность – неотъемлемая часть образа жизни и поведения детей25
Отношение студенческой молодежи к занятиям физической культуры и спортом29
Мотивы и предпочтения в выборе физической активности трудящейся молодежи31
Раздел 2
Методы и организация исследований34
Методы исследований34
Организация исследований36
Методика организации и проведения исследований37
Раздел 3
Результаты собственных исследований
Раздел 4
Обсуждение полученных результатов53
Выводы75
Практические рекомендации79
Список литературы82
Приложения87
Опрос школьников состоялся во время проведения „классного часа” с участием классных руководителей. Перед опросом учащиеся получили информацию о цели исследования, прослушали краткое сообщение о фехтовании, как искусстве владении холодным оружием в спортивном и военно-прикладном аспектах (дуэльном и боевом, в условиях рукопашного боя войны). Сообщены краткие характеристики с наиболее полным освещением спортивного фехтования (Приложение 1).
Затем, ведущий опроса зачитывал вопрос анкеты с предлагаемыми вариантами ответов, минимум 3 раза с интервалом, позволяющим осмыслить, запомнить вопрос дать письменный ответ.
В случае необходимости дачи сложного ответа (ранжировать варианты ответов по степени важности) респондент писал номер ответа или главное слово – символ ответа, располагая его в значимой последовательности. Например, при ответе на 3-й вопрос анкеты он писал:
3.1- 3м. или 1 – окрепнуть.
3.2- 1м.
3.3 – 4м.
3.4 – 2м.
Среди студенческой молодежи было опрошено 143 человека (54 девушки и 89 юношей) 1-3 курсов дневной формы обучения Государственного Университета Информационно-Коммуникационных Технологий (г.Киев) и Киевской Государственной Академии Водного Транспорта им. П.Сагайдачного (г. Киев).
В случае, если на вопрос «Хотели бы Вы заниматься фехтованием: спортивным, военно-прикладным, историческим, в Вашем возрасте?» респонденты отвечали отрицательно – им предлагалось отвечать на последующие вопросы с позиции того, если бы речь шла о другом виде спорта, приемлемого для них.
Опрос среди студентов проводился аналогичным способом, за исключением времени проведения – анкетирование проводилось непосредственно после окончания лекционного занятия по физическому воспитанию.
Среди работающей молодежи (26-35 лет) было опрошено 97 человек (22 женщины и 75 мужчин) из тех, кто согласился принять участие в социологическом опросе. Исследование проводилось в общественных местах отдыха (пляжи, парки) и на рабочих местах (офисы, магазины).
Опрос молодых людей в местах отдыха и работы проводился индивидуально или в группе 2-3 человека (в соответствии с возможностями).
Все полученные в процессе опросов результаты были обработаны методом статистической обработки с определением средних величин и процентных соотношений[35].
РАЗДЕЛ 3
РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.1 Источники получения информации о фехтовании и их эффективность в пропаганде вида спорта
Собственные исследования показали (рис.3.1.1), что основным источником информации о фехтовании у школьников является просмотр художественных фильмов – 35% респондентов. Далее следует - просмотр соревнований – 26%; рассказы родителей или друзей – 23%; чтение книг –13%. Из игр во дворе первое представление о фехтовании получил 2% опрошенных и не имели представления нём вообще – 1%.
Рис.3.1.1 Уровень значимости источников получения информации о фехтовании в среде школьников, студентов ВУЗов, и работающей молодёжи (возраст 26-35лет)
Опрос студенческой и работающей молодежи показал, что основным источником информации о фехтовании также является просмотр художественных фильмов ( студенты – 40%, работающие – 49%). Далее следует просмотр соревнований – 37% и 26% соответственно. Третью ступень по важности информации у студентов заняли – прочтение книг и рассказы друзей – по 8%, а у работающих молодых людей – информация от друзей – 13% и просмотры массовых представлений – 8%. Количество студентов, которые ознакомились с фехтованием при просмотре массовых представлений соответствовало 6%, получили информацию в момент опроса – 1%. Работающие молодые люди минимальную информацию получили из книг – 4%, но на момент опроса уже все хорошо знали о фехтовании, как о виде спорта, так и о боевом искусстве.
Таким образом, по данному вопросу можно заключить, что в подавляющем большинстве случаев, опрошенные получили информацию о фехтованию из просмотра художественных фильмов и просмотра спортивных соревнований.
На вопрос: «Хотели бы вы заниматься фехтованием?» положительно ответили 13% опрошенных школьников. Не определились в отношениях – 38%, а 49% - отказались заниматься этим видом спорта (рис.3.1.2).
В среде студенческой и работающей молодежи положительно ответили на вопрос – 22% и 36% соответственно; не определились в своём отношении – 30% и 18%; отказались заниматься этим видом спорта 48% и 46% опрашиваемых.
Из вышесказанного можно заключить, что количество нежелающих заниматься фехтованием, в разных возрастных категориях, почти одинаковы. Однако, с увеличением возраста и социального опыта, число пожелавших заняться фехтованием резко увеличивается за счёт сокращения числа не определившихся в своем отношении к фехтованию респондентов.
Рис. 3.1.2 Процентное соотношение количества лиц, выразивших свое отношение к занятиям фехтованием
3.2 Побуждающие мотивы и ограничивающие факторы к посещению спортивных клубов лицами различного возраста
Ведущим фактором привлекающим к занятиям фехтованием является желание школьников улучшить физическое состояние (Таблица 3.2.1). Иного мнения придержуются представители студенческой и работающей молодёжи, для которых само занятие фехтованием является доминирующим условием. Из представленных результатов видно, что именно это условие у школьников стоит на предпоследнем месте.
Таблица.3.2.1
Ранжир мотивов привлекающих респондентов к занятиям фехтованием
Предложенные варианты ответов | Школьников (n=346) | Студентов (n=143) | Молодежь (n=97) |
ловкость и красота движений, форма и оружие | 4 | 1
| 1 |
желание физически окрепнуть | 1 | 2
| 2 |
возможность встретить новых друзей | 2 | 3
| 3 |
соревноваться и быть первым среди ровесников | 3 | 4
| 4 |
избавится от лишнего веса
| 5
| 5
| 5 |
Стремление соревноваться и быть первым среди ровесников не является первостепенным желанием способствующим приходу в спортивный зал занимающихся. Для большинства опрошенных причиной появления в спортивном зале является желание расширить круг знакомых и друзей, укрепить своё здоровье. Эти мотивы вполне соответствуют исторически сложившихся духу и настроению клубных собраний.
Основной причиной, которая могла бы помешать заниматься респондентам всех возрастных групп в секции по фехтованию или в иных секциях спортивных клубов, является отсутствие у них свободного времени (Таблица 3.2.2). Важность причины связанной с расходами на приобретение инвентаря и оплату тренерских услуг уменьшается с ростом их финансовой самостоятельности.
Таблица.3.2.2
Ранжир причин, мешающих занятиям в фехтовальном или ином спортивном клубе
Предложенные варианты ответов | Школьников (n=346) | Студентов (n=143) | Молодежь (n=97) |
отсутствие свободного времени | 1 | 1
| 1 |
удаленность спортзала от места проживания | 3 | 2
| 2 |
удаленность от места работы | 4 | 4 | 3 |
Необходимость приобретение большого количества инвентаря и оплата за обучение | 2 | 3 | 4 |
Большие физические нагрузки и утомляемость | 6 | 6
| 6 |
отрицательное отношение к занятиям со стороны членов семьи и др. | 5 | 5
| 5 |
Интересные факты определились при рассмотрении вопроса удалённости спортзала от места проживания и работы – так, для учащейся и работающей молодежи фактор удаленности спортзала от места проживания более значим, чем для школьников. Это может объясняться более плотным графиком их жизнедеятельности и лимитом времени на переезды по личным и производственным причинам. Также это может указывать, что намерение заниматься спортом у них связано с переездом от работы к дому и только затем – посещением спортзала. Школьники, как правило, учатся в максимальной близости от места проживания и посещают секции в том же районе.
На желание заниматься в спортклубах не оказывают влияния боязнь перенесения больших физических нагрузок и мнение товарищей, родственников.
3.3 Частота и продолжительность учебно-тренировочных занятий, приемлемые потенциальными потребителями физкультурно-спортивной услуги
Большинство опрошенных школьников (рис.3.3.1) склоняется к возможности посещения тренировочных занятий 1, 2 и 3 раза в неделю (25% , 34% и 24% соответственно). Большая часть из числа студентов считает возможным тренироваться в избранном виде спорта 3 раза в неделю, а 1/4 часть опрошенных – 2 дня в неделю.
Работающая молодежь приблизительно в равной степени может посещать занятия 2 и 3 раза в неделю (36% и 33% соответственно). Из приведенных результатов видно, что желание заниматься спортом у работающей молодежи выражается более системно, чем у двух оставшихся рассматриваемых категорий потребителей. Если желание большого числа студентов заниматься спортом 3 дня в неделю является прогнозируемым и отражает их понимание необходимости регулярных занятий для решения поставленных ими задач, то желание школьников заниматься физической активностью 1-2 раза в неделю оказалось неожиданным. Вероятнее всего этот факт можно объяснить большой загруженностью школьными и внешкольными мероприятиями (музыкальные школы, репетиторство, увлечения компьютерными играми и чатами).
К сожалению, стремление к малому количеству дней, посвященных спортивной активности, школьники стараются
Рис.3.3.1 Показатель количества дней в неделю, которые респонденты могут посвятить тренировкам по фехтованию или иному виду спорта
ограничиться минимальным временем участия в занятиях. Так, большинство школьников высказывается за предпочтение участвовать в занятиях небольшой продолжительности – 90 и 120 мин. (соответственно 39% и 26%) (рис.3.3.2).