Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

занимающийся выполняет  физическое упражнение непрерывно с  отно-

сительно постоянной интенсивностью, стремясь, к примеру, сохранить

неизменной скорость передвижения, темп работы, амплитуду движений.

 

                                       68

 

 

      Различаю  два варианта этого метода:

      1. Метод  длительной равномерной тренировки.

      2. Метод  кратковременной равномерной тренировки.

      Первый вариант  характеризуется выполнением работы  небольшой

интенсивности на протяжении длительного времени. Энергообеспече-

ние мышечной деятельности осуществляется за счет аэробных меха-

низмов энергопродукции, т.е. потребление кислорода соответствует  по-

требностям в нем. ЧСС  колеблется от 130 до 180 уд/мин, продолжи-

тельность работы от 15 до 90 минут  и более. Данный вариант содейст-

вует совершенствованию  аэробного компонента выносливости.

      Во втором  варианте работа носит более  интенсивный характер.

Упражнения выполняются  в смешанном аэробно-анаэробном режиме.

Он применяется для  воспитания и совершенствования  чувства темпа, а

также для развития аэробно-анаэробного  компонента выносливости.

      Преимущества  равномерного метода заключаются  прежде всего в

том, что он дает возможность  выполнить значительный объем работы,

способствует стабилизации двигательного навыка, улучшению  цен-

трального и периферического  кровообращения в мышцах, совершенст-

вованию координации работы внутренних органов и мышц. Продолжи-

тельные нагрузки содействуют  у занимающихся воспитанию волевых

качеств: настойчивости, упорства и др.

      Недостатками  равномерного метода являются  быстрая адаптация к

нему организма, в связи  с чем снижается тренировочный  эффект. не-

прерывная длительность работы с постоянной интенсивностью приво-

дит к тому, что со временем вырабатывается некоторый привычный

стандартный темп движений.

      Переменный  метод характеризуется последовательным  варьиро-

ванием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения путем

направленного изменения  скорости передвижения, темпа, ритма  и т.д.

      Примером  его может служить изменение  скорости бега на протя-

жении дистанции, темпа игры и технических приемов в спортивных иг-

рах.

      Задачи, решаемые  с помощью переменного метода, весьма разно-

образны: развитие скоростных возможностей и выносливости, коорди-

 

                                 69

 

 

национных способностей, расширение диапазона двигательного навыка,

воспитание волевых качеств.

     Преимущества  метода заключаются в том, что  он устраняет моно-

тонность в работе. Смена  интенсивности выполнения упражнения тре-

бует постоянного переключения физиологических систем организма  на

новые более высокие уровни активности, что в конечном итоге  содейст-

вует развитию быстроты их врабатывания, повышению способности  к

одновременной перестройке  всех органов и систем. Чередование  скоро-

стей и напряжений дает возможность совершенствовать физические

способности и технику  движения.

     Недостатком  переменного метода является  то, что нагрузка в дан-

ном методе планируется приблизительно, как правило «по самочувст-

вию».

     Повторный метод  характеризуется многократным выполнением

упражнения через интервалы  отдыха, в течение которых происходит

достаточно полное восстановление работоспособности.

     Задачи, решаемые  повторным методом: развитие силы, скорост-

ных и скоростно-силовых  способностей, скоростной выносливости, вы-

работка необходимого соревновательного  темпа и ритма, стабилизация

техники движений на высокой  скорости, психическая устойчивость.

     Преимущества  повторного метода состоят прежде  всего в возмож-

ности точной дозировки нагрузки, а также его направленности на со-

вершенствование экономичного расходования энергозапасов мышц и

устойчивости мышц к недостатку кислорода. Кроме того, если преды-

дущие методы действуют в  основном на сердечно-сосудистую и  дыха-

тельную системы, то повторный  метод в первую очередь совершенству-

ет мышечный обмен.

     Недостатком  повторного метода является то, что при нем обнару-

живается сильное воздействие  на эндокринную и нервную системы.

При работе с недостаточно подготовленными занимающимися  его сле-

дует применять с большой  осторожностью, поскольку максимальные

нагрузки могут вызвать  перенапряжение организма, нарушения  в тех-

нике и закрепление  неправильного двигательного навыка.

 

 

                                 70

 

 

     Интервальный  метод характеризуется многократным  повторени-

ем упражнений через определенные (различные) интервалы отдыха. В

зависимости от характера  применяемых упражнений и видов  отдыха,

интервальная тренировка может быть направлена на развитие аэробной,

анаэробно-алактатной производительности в различных видах спорта.

     Преимущество  метода заключается в том, что  он позволяет доста-

точно точно дозировать величину нагрузки. Его применение «экономит

время» при проведении занятий, так как обеспечивает высокую  плот-

ность нагрузки, быстрее, чем  посредством какого-либо другого  метода,

повысить уровень выносливости.

     Недостатком  метода является сравнительно  монотонное чередова-

ние нагрузки и отдыха, что  отрицательно сказывается на психическом

состоянии занимающихся. Ввиду  быстрого роста выносливости за ко-

роткий срок наступает  адаптация к этому методу. Снижается  его эффек-

тивность.

     Круговой метод  – это организационно-методическая  форма рабо-

ты, предусматривающая поточное, последовательное выполнение спе-

циально проработанного комплекса  физических упражнений для разви-

тия и совершенствования  силы, быстроты, выносливости и в  особенно-

сти их комплексных форм –  силовой выносливости, скоростной вынос-

ливости и скоростной силы. Этот метод представляет собой последова-

тельное выполнение упражнений, воздействующих на различные мы-

шечные группы по типу непрерывной  или интервальной тренировки.

     Игровой метод.  Основу этого метода составляет  определенным

образом упорядоченная двигательная деятельность в соответствии с об-

разным или условным сюжетом.

     Наиболее характерные  признаки игрового метода являются:

     - ярко выраженное  соперничество и эмоциональность  в игровых

действиях.

     - чрезвычайная  изменчивость хода игры требуют  от участника

приспосабливаемости к изменяющимся условиям.

     - вариативность  игровых ситуаций требует самостоятельность  в

выборе наиболее результативных физических упражнений.

 

 

                                 71

 

  - отсутствие строгой  регламентации нагрузки и отдыха. Многое

зависит от инициативы самого ученика.

     - комплексное  проявление разнообразных двигательных  навыков и

качеств (бег, прыжки, метания).

     Отрицательная  сторона этого метода – ограниченная  возможность

дозирования нагрузки и формирования нового двигательного навыка.

     Соревновательный  метод – это способ выполнения  упражнений в

форме соревнований. Соревновательный метод применяется для разви-

тия физических, волевых и  нравственных качеств, совершенствования

технико-тактических умений и навыков. Он может использоваться в

элементарных формах (например, кто точнее попадет в цель), в  виде по-

луофициальных или официальных  соревнований. Обычно целесообраз-

ность применения этого метода зависит от вида и характера физических

упражнений, пола, возраста, физической подготовленности, состояния

здоровья, свойств нервной  системы и темперамента занимающихся.

     Наиболее характерные  признаки соревновательного метода:

     - подчинение  всей деятельности задаче победить  в соответствие с

правилами;

     - стимулирование  максимальных проявлений двигательных  и лич-

ностных возможностей и качеств, выявление уровня их развития;

     - обеспечение  максимальной физической и психической  нагрузок.

     Но необходимо  помнить, что соревновательный  метод представля-

ет относительно ограниченные возможности для дозирования  нагрузки

и для непосредственного  руководства деятельностью занимающихся.

     Знакомство  с многообразием методов выполнения  физических уп-

ражнений позволяет сделать  вывод о том, что ни один из них, приме-

няемый в отдельности, никогда не сможет оказаться как  единственно

полноценный и самый эффективный. Каждый метод, хотя и обладает

своими ярко выраженными  особенностями, которые не позволяют  за-

менить его другими  методами, в то же время оправдывает  себя только в

тесной связи с ними.

 

 

 

 

                                 72

 

 

     Контрольные  вопросы:

      1. Дайте  краткую характеристику понятий  «метод», «методиче-

ский прием», «методика», «методический подход» и на практическом

примере раскройте соотношение  между ними.

      2. Перечислите  требования, предъявляемые к выбору  метода в

процессе физического  воспитания.

      3. Какие  группы методов вам известны?

      4. Дайте  характеристику методам формирования  знаний.

      5. Раскройте  классификацию методов, применяемых  при обу-

чении двигательным действиям.

      6. Опишите  классификацию методов, связанных  с нормирова-

нием и управлением  параметрами нагрузки в процессе выполнения уп-

ражнения.

      7. В чем  преимущества и недостатки игрового  и соревнова-

тельного методов?

 

                    Тема 7. ПРИНЦИПЫ ЗАНЯТИЙ

                ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

 

 

       Понятие  «принцип», «принцип физкультурного  образования». Классификация

       принципов.  Общие социальные принципы. Общеметодические  принципы.

       Специфические  принципы

 

 

     ПРИНЦИП –  это основная идея, следование  которой помогает

наилучшим образом достигать  поставленной цели (В.С. Безрукова,

1992). Под термином принципы  в педагогике понимают наиболее  важ-

ные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они

направляют деятельность педагога и занимающегося к намеченной цели

с наименьшими затратами  сил и времени. Практическое значение прин-

ципов состоит в том, что  они позволяют идти к намеченной цели, ис-

ключая путь проб и ошибок, очерчивают главные правила их реализа-

ции.

 

 

 

 

                                     73

 

 

     ПРИНЦИП ФИЗКУЛЬТУРНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ – есть опреде-

ляющее требование, регулирующее процесс целенаправленного форми-

рования физического совершенства.

     Различают социальные, общепедагогические и специфические

принципы (рис № 5):

 

                   Принципы занятий физическими  упражнениями

 

 

 

   Общие социальные           Общеметодические           Специфические

      принципы                    принципы                 принципы

 

 

 

   1. Всестороннего           1. Сознательности и

   развития личности.         активности.               1. Непрерывности.

   2. Оздоровительной         2. Наглядности.           2. Прогрессирования

   направленности.            3. Доступности и          педагогических воз-

   3. Прикладности.           индивидуализации.         действий.

   4. Связи физического       4. Систематичности        3. Цикличности.

   воспитания с трудо-                                  4. Возрастной адек-

   вой и военной  дея-                                   ватности педагогиче-

   тельностью                                           ского воздействия.

 

 

 

     Рис. 5. Система  принципов в физической культуре

 

      Общие социальные  принципы в физической культуре  преломляют-

ся в основных положениях, в соответствии с которыми осуществляется

вся практика физической культуры. Эти принципы гарантируют един-

ство всех сторон воспитания (умственного, эстетического, трудового,

физического); обеспечивают оздоровительный эффект, укрепление здо-

ровья, поддержание работоспособности.

      Основными  социальными принципами отечественной  системы

физической культуры являются:

      1. Принцип  оздоровительной направленности. Этот  принцип

предполагает: а) при выборе средств и методов физической культуры

руководствоваться прежде всего  их оздоровительной ценностью; б) со-

ответствие физических нагрузок возможностям занимающихся; в) осу-

ществление систематического врачебно-педагогического контроля.

                                     74

 

 

     2. Принцип всестороннего  гармонического развития личности.

Информация о работе Понятие теории физической культуры