Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
занимающийся выполняет физическое упражнение непрерывно с отно-
сительно постоянной интенсивностью, стремясь, к примеру, сохранить
неизменной скорость передвижения, темп работы, амплитуду движений.
Различаю два варианта этого метода:
1. Метод
длительной равномерной
2. Метод
кратковременной равномерной
Первый вариант
характеризуется выполнением
интенсивности на протяжении длительного времени. Энергообеспече-
ние мышечной деятельности осуществляется за счет аэробных меха-
низмов энергопродукции,
т.е. потребление кислорода
требностям в нем. ЧСС колеблется от 130 до 180 уд/мин, продолжи-
тельность работы от 15 до 90 минут и более. Данный вариант содейст-
вует совершенствованию аэробного компонента выносливости.
Во втором варианте работа носит более интенсивный характер.
Упражнения выполняются в смешанном аэробно-анаэробном режиме.
Он применяется для воспитания и совершенствования чувства темпа, а
также для развития аэробно-анаэробного компонента выносливости.
Преимущества
равномерного метода
том, что он дает возможность выполнить значительный объем работы,
способствует стабилизации двигательного навыка, улучшению цен-
трального и периферического кровообращения в мышцах, совершенст-
вованию координации работы внутренних органов и мышц. Продолжи-
тельные нагрузки содействуют у занимающихся воспитанию волевых
качеств: настойчивости, упорства и др.
Недостатками равномерного метода являются быстрая адаптация к
нему организма, в связи с чем снижается тренировочный эффект. не-
прерывная длительность работы с постоянной интенсивностью приво-
дит к тому, что со временем вырабатывается некоторый привычный
стандартный темп движений.
Переменный
метод характеризуется
ванием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения путем
направленного изменения скорости передвижения, темпа, ритма и т.д.
Примером его может служить изменение скорости бега на протя-
жении дистанции, темпа игры
и технических приемов в
рах.
Задачи, решаемые с помощью переменного метода, весьма разно-
образны: развитие скоростных возможностей и выносливости, коорди-
национных способностей, расширение
диапазона двигательного
воспитание волевых качеств.
Преимущества метода заключаются в том, что он устраняет моно-
тонность в работе. Смена интенсивности выполнения упражнения тре-
бует постоянного переключения физиологических систем организма на
новые более высокие уровни активности, что в конечном итоге содейст-
вует развитию быстроты их врабатывания, повышению способности к
одновременной перестройке всех органов и систем. Чередование скоро-
стей и напряжений дает возможность совершенствовать физические
способности и технику движения.
Недостатком переменного метода является то, что нагрузка в дан-
ном методе планируется приблизительно, как правило «по самочувст-
вию».
Повторный метод
характеризуется многократным
упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит
достаточно полное восстановление работоспособности.
Задачи, решаемые
повторным методом: развитие
ных и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, вы-
работка необходимого соревновательного темпа и ритма, стабилизация
техники движений на высокой скорости, психическая устойчивость.
Преимущества
повторного метода состоят
ности точной дозировки нагрузки, а также его направленности на со-
вершенствование экономичного расходования энергозапасов мышц и
устойчивости мышц к недостатку кислорода. Кроме того, если преды-
дущие методы действуют в основном на сердечно-сосудистую и дыха-
тельную системы, то повторный метод в первую очередь совершенству-
ет мышечный обмен.
Недостатком повторного метода является то, что при нем обнару-
живается сильное воздействие на эндокринную и нервную системы.
При работе с недостаточно подготовленными занимающимися его сле-
дует применять с большой осторожностью, поскольку максимальные
нагрузки могут вызвать перенапряжение организма, нарушения в тех-
нике и закрепление
неправильного двигательного
Интервальный
метод характеризуется
ем упражнений через определенные (различные) интервалы отдыха. В
зависимости от характера применяемых упражнений и видов отдыха,
интервальная тренировка может быть направлена на развитие аэробной,
анаэробно-алактатной производительности в различных видах спорта.
Преимущество метода заключается в том, что он позволяет доста-
точно точно дозировать величину нагрузки. Его применение «экономит
время» при проведении занятий, так как обеспечивает высокую плот-
ность нагрузки, быстрее, чем посредством какого-либо другого метода,
повысить уровень выносливости.
Недостатком метода является сравнительно монотонное чередова-
ние нагрузки и отдыха, что отрицательно сказывается на психическом
состоянии занимающихся. Ввиду быстрого роста выносливости за ко-
роткий срок наступает адаптация к этому методу. Снижается его эффек-
тивность.
Круговой метод
– это организационно-
ты, предусматривающая поточное, последовательное выполнение спе-
циально проработанного комплекса физических упражнений для разви-
тия и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенно-
сти их комплексных форм – силовой выносливости, скоростной вынос-
ливости и скоростной силы. Этот метод представляет собой последова-
тельное выполнение упражнений, воздействующих на различные мы-
шечные группы по типу непрерывной или интервальной тренировки.
Игровой метод.
Основу этого метода
образом упорядоченная двигательная деятельность в соответствии с об-
разным или условным сюжетом.
Наиболее характерные
признаки игрового метода
- ярко выраженное
соперничество и
действиях.
- чрезвычайная
изменчивость хода игры
приспосабливаемости к изменяющимся условиям.
- вариативность
игровых ситуаций требует
выборе наиболее результативных физических упражнений.
- отсутствие строгой
регламентации нагрузки и
зависит от инициативы самого ученика.
- комплексное
проявление разнообразных
качеств (бег, прыжки, метания).
Отрицательная
сторона этого метода –
дозирования нагрузки и формирования нового двигательного навыка.
Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в
форме соревнований. Соревновательный метод применяется для разви-
тия физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования
технико-тактических умений и навыков. Он может использоваться в
элементарных формах (например, кто точнее попадет в цель), в виде по-
луофициальных или официальных соревнований. Обычно целесообраз-
ность применения этого метода зависит от вида и характера физических
упражнений, пола, возраста, физической подготовленности, состояния
здоровья, свойств нервной системы и темперамента занимающихся.
Наиболее характерные
признаки соревновательного
- подчинение
всей деятельности задаче
правилами;
- стимулирование
максимальных проявлений
ностных возможностей и качеств, выявление уровня их развития;
- обеспечение
максимальной физической и
Но необходимо помнить, что соревновательный метод представля-
ет относительно ограниченные возможности для дозирования нагрузки
и для непосредственного
руководства деятельностью
Знакомство
с многообразием методов
ражнений позволяет сделать вывод о том, что ни один из них, приме-
няемый в отдельности, никогда не сможет оказаться как единственно
полноценный и самый эффективный. Каждый метод, хотя и обладает
своими ярко выраженными особенностями, которые не позволяют за-
менить его другими методами, в то же время оправдывает себя только в
тесной связи с ними.
Контрольные вопросы:
1. Дайте
краткую характеристику
ский прием», «методика», «методический подход» и на практическом
примере раскройте соотношение между ними.
2. Перечислите требования, предъявляемые к выбору метода в
процессе физического воспитания.
3. Какие группы методов вам известны?
4. Дайте
характеристику методам
5. Раскройте
классификацию методов,
чении двигательным действиям.
6. Опишите
классификацию методов,
нием и управлением параметрами нагрузки в процессе выполнения уп-
ражнения.
7. В чем
преимущества и недостатки
тельного методов?
Тема 7. ПРИНЦИПЫ ЗАНЯТИЙ
ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Понятие
«принцип», «принцип
принципов. Общие социальные принципы. Общеметодические принципы.
Специфические принципы
ПРИНЦИП – это основная идея, следование которой помогает
наилучшим образом достигать поставленной цели (В.С. Безрукова,
1992). Под термином принципы
в педагогике понимают
ные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они
направляют деятельность педагога и занимающегося к намеченной цели
с наименьшими затратами сил и времени. Практическое значение прин-
ципов состоит в том, что они позволяют идти к намеченной цели, ис-
ключая путь проб и ошибок, очерчивают главные правила их реализа-
ции.
ПРИНЦИП ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – есть опреде-
ляющее требование, регулирующее
процесс целенаправленного
рования физического совершенства.
Различают социальные,
общепедагогические и
принципы (рис № 5):
Принципы занятий физическими упражнениями
Общие социальные Общеметодические Специфические
принципы принципы принципы
1. Всестороннего 1. Сознательности и
развития личности. активности. 1. Непрерывности.
2. Оздоровительной 2. Наглядности. 2. Прогрессирования
направленности. 3. Доступности и педагогических воз-
3. Прикладности. индивидуализации. действий.
4. Связи физического 4. Систематичности 3. Цикличности.
воспитания с трудо-
вой и военной
дея-
тельностью
Рис. 5. Система
принципов в физической
Общие социальные
принципы в физической
ся в основных положениях, в соответствии с которыми осуществляется
вся практика физической культуры. Эти принципы гарантируют един-
ство всех сторон воспитания (умственного, эстетического, трудового,
физического); обеспечивают оздоровительный эффект, укрепление здо-
ровья, поддержание работоспособности.
Основными
социальными принципами
физической культуры являются:
1. Принцип
оздоровительной
предполагает: а) при выборе средств и методов физической культуры
руководствоваться прежде всего их оздоровительной ценностью; б) со-
ответствие физических нагрузок возможностям занимающихся; в) осу-
ществление систематического
врачебно-педагогического
2. Принцип всестороннего
гармонического развития