Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

Данный принцип предполагает: а) связь физического воспитания с дру-

гими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);

б) согласованное и соразмерное  развитие физических способностей,

формирование разносторонних двигательных умений и навыков и  ос-

воение специальных знаний.

     3. Принцип связи  с практической общественно значимой  деятельно-

стью. Этот принцип предполагает: а) нацеленность на первоочередное фор-

мирование жизненно важных двигательных умений и навыков; б) формиро-

вание способностей действовать  полезно и эффективно в условиях трудовой

и военной деятельности.

 

 

     7.1. Содержание  и характеристика общеметодических  принципов

 

 

      Общеметодические  принципы – это отправные положения,  кото-

рыми необходимо пользоваться преподавателю физической культуры

(тренеру), решая комплекс  образовательных, воспитательных  и оздоро-

вительных задач. К общеметодическим принципам относятся: принцип

сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуа-

лизации, систематичности. Характеристика этих принципы предусмат-

ривает раскрытие внутренних свойств, отражающих их связь с логикой

определения меры педагогического  воздействия на личность.

      Принцип  сознательности и активности. Назначение  этого прин-

ципа в том, чтобы сформировать у занимающихся интерес, осмыслен-

ное отношение и потребность  к физкультурно-спортивной деятельно-

сти, стремления к самопознанию и самосовершенствованию.

       СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ  – это способность человека  правильно раз-

бираться в объективных  закономерностях, понимать их и в  соответст-

вии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности

является предвидение  результатов деятельности.

      Одним из  важнейших требований данного  принципа является оп-

ределение адекватных целей  и текущих педагогических задач, а также

разъяснение их сущности занимающимся. Перед коллективом и кон-

кретной личностью должны ставиться перспективные и текущие  цели.

 

                                  75

 

 

В качестве перспективных  целей могут быть: выполнение норм спор-

тивного разряда, включение  в состав сборной команды и  др, а текущи-

ми: овладение техникой упражнения, достижение определенного уровня

развития физических способностей и др. Вместе с тем важно раскрыть

сущность предлагаемых заданий, довести до сознания занимающихся

ответы на вопросы: «почему?», «каким образом?», «в каком объеме?».

Осмысленное выполнение физических упражнений, несомненно, спо-

собствует мобилизации индивида, тем самым повышая эффективность

образовательного аспекта  занятий и рост духовности занимающегося.

      АКТИВНОСТЬ - это мера или величина проявляемой  человеком

деятельности, степень его  включения в работу. Активность в  дидакти-

ческом плане выступает  как предпосылка, условие и результат  созна-

тельного усвоения знаний, умений и навыков. Активность может  прояв-

ляться в различных  видах: двигательной активности, приобретении зна-

ний, в выполнении самостоятельных  занятий, дисциплинированности.

      Согласно  теории деятельности (С.Л. Рубштейн, Л.С.Выготский,

А.Н. Леонтьев) активность человека является фактором, зависящим от

сознания. При этом сознание направляет и регулирует мотивы, потреб-

ности, интересы и цели.

      Современные  исследования показывают, что в  процессе формиро-

вания потребностей индивида в двигательной активности существен-

ную роль играют три фактора. В первом факторе отражено влияние

спортивных традиций в  семье (личный пример родителей, авторитет

преподавателей). Второй фактор отражает взаимосвязь мотивационной

сферы и ожидаемых результатов  от занятий физическими упражнения-

ми (снижение жировой массы, гармоничное телосложение, повышение

мышечного компонента). Третий фактор отражает общие закономерно-

сти развития и самоорганизации  живых систем, определяющие ком-

плексность воздействия  культурных, социальных факторов и  биологи-

ческих потребностей индивида в процессе сознательности и активности.

      Сознательность  и активность – это два взаимосвязанных  фактора.

Сознательность без активности приводит к пассивной созерцательности,

а активность без сознательности – к нецелесообразным действиям.

 

 

                                 76

 

 

Только через осознанную активность можно решить намеченные зада-

чи.

      Принцип  наглядности – обозначает привлечение  органов чувств

человека в процессе познания. Наглядность в физической культуре су-

ществует в таких формах как зрительная, звуковая и двигательная.

      Зрительная  наглядность – (демонстрация  движений в целом и по

частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видео-

фильмов) содействует главным  образом уточнению пространственных и

пространственно-временных  характеристик движений. Применяют  зри-

тельную наглядность на всех этапах овладения двигательными  дейст-

виями.

      Звуковая  наглядность – (различные звуковые  сигналы голосом,

аппаратурой) имеет преимущественное значение в уточнении времен-

ных и ритмических характеристик  движений. Звуковая наглядность иг-

рает ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям.

      Двигательная  наглядность – предусматривает  формирование у

человека представления  о физическом упражнении за счет мышечных

ощущений, которые возникают  у него при попытках выполнить  двига-

тельное действие. Прочувствовать особенности двигательного действия

– значит понять сущность двигательного  действия.

      Комплексное  использование всех форм наглядности  в учебно-

тренировочном процессе обеспечивает качественный переход от чувст-

венного познания к пониманию  сущности изучаемого материала. При

использовании комплексных  форм наглядности необходимо учитывать

ряд положений. Эффективность  тех или иных средств обусловлена  ин-

дивидуальными особенностями  восприятия (доминированием функций

зрительного, слухового, тактильного  анализатора), а также балансом

взаимодействия первой и  второй сигнальной систем высшей нервной

деятельности индивида (преобладанием  предметно-чувственного или

словесно-логичесого восприятия). Степень и характер применения на-

глядности различны в зависимости  от этапа обучения, возраста, пола.

Подготовленности и типологических особенностей нервной системы

занимающегося. Целенаправленное использование комплексных форм

 

 

                                77

 

 

наглядности    существенно     повышает     эффективность    учебно-

воспитательного процесса.

     Принцип доступности  и индивидуализации – означает  оптималь-

ное соответствие задач, средств  и методов физической культуры воз-

можностям занимающегося. При  реализации принципа должна быть уч-

тена как готовность занимающегося  к обучению, так и объективность

трудностей, возникающих  при выполнении заданий: координационной

сложности, опасности, энергоемкости. Достижение в занятии полного  с

педагогических позиций, соответствия между трудностями  и возможно-

стями занимающегося характеризует  оптимальную меру доступности.

     В практике  реализации принципа доступности  необходимо соблю-

дать правила: от легкого  к трудному, от простого к сложному, от глав-

ного к второстепенному.

     Индивидуализация  учебно-тренировочного занятия выражается  в

дифференциации учебных  занятий, норм физической нагрузки и  спосо-

бов ее регулирования, форм занятий  и приемов педагогического воздей-

ствия. Поскольку организм индивида обладает присущей только ему  ка-

чественной определенностью  в реакции на физическую нагрузку, чрез-

вычайно важно определить индивидуально доступный порог  мощности

и энергоемкости выполняемых  заданий.

     Принцип систематичности  предполагает построение учебно-

воспитательного процесса в  виде алгоритма и требует, чтобы  занятия

физическими упражнениями не сводились к проявлению эпизодиче-

ских, разрозненных мероприятий, а осуществлялись непрерывно и по-

следовательно. Последовательность в занятиях физическими упражне-

ниями обеспечивается при  выполнении ряда условий. Прежде всего, это

обеспечение последовательного  перехода от развития одних двигатель-

ных способностей к другим; строгого согласования и распределения

учебного материала с  предыдущим; целесообразного порядка  приме-

няемых физических нагрузок. В этом процессе важное значение имеет

учет возрастного развития физических способностей, а также  переноса

двигательных навыков.

     Фундаментальной  основой принципа систематичности  является:

выполнение нагрузок в  дидактически оптимальной последовательности,

 

                                 78

 

 

выполнение заданий на уровне доступной трудности, использование

интервала отдыха, обеспечивающего  процесс суперкомпенсации функ-

ций.

      Одним из  важных аспектов в реализации  принципа систематично-

сти является многократное повторение одних и тех же заданий в  от-

дельном занятии, а также  самих занятий на протяжении относительно

длительного времени. Наряду с этим рассматриваемый принцип  преду-

сматривает определенную вариативность используемых средств, мето-

дов, нагрузок, форм организации  занятий, условий их проведения, что

является предпосылкой всестороннего  и гармоничного развития инди-

вида.

 

     7.2. Содержание  и характеристика специфических  принципов

 

     Специфическими  принципами, отражающими закономерности  по-

строения занятий физическими  упражнениями (в сфере физического

воспитания, спортивной тренировки и физической рекреации), являются

принципы непрерывности, прогрессирования педагогических воздейст-

вий,   цикличности     и    возрастной   адекватности   воздействия

(Ю.Ф.Курамшин, 2003).

     Принцип непрерывности  является одним из важнейших  принципов

построения занятий физическими  упражнениями. Его реализация пре-

дусматривает недопустимость слишком больших и педагогически  неоп-

равданных перерывов между  занятиями, которые приводят к снижению

достигнутого уровня физической подготовленности. При реализации

этого принципа необходимо, чтобы эффект каждого последующего за-

нятия «наслаивался» определенным образом на «следы предыдущего,

закрепляя и углубляя их. В основе управления процессом чередования

нагрузки и отдыха лежат  закономерности адаптации организма  к физи-

ческой нагрузке, а также  динамика восстановления после выполняемой

работы. В зависимости  от того, в какой стадии отдыха будут  выпол-

няться нагрузки, выделяют четыре основных варианта построения заня-

тия.

 

 

                                79

 

 

      Первый вариант  используется при двух-трех разовых  занятиях в

день и предусматривает  выполнение тренировочной работы в  фазе не-

довосстановления, чем обеспечиваются предпосылки для суммарного

тренировочного эффекта. Его применение целесообразно главным  обра-

зом при развитии выносливости.

      Второй вариант  предполагает проведение последующего  занятия

в период полного восстановления организма занимающихся и обеспе-

чивает поддержание определенного  уровня физической работоспособ-

ности.

      В третьем  варианте предусматривается использование  супер-

компенсаторного отдыха, обеспечивающего  выполнение последующей

нагрузки в стадии повышенной работоспособности.

      Четвертый  вариант предусматривает проведение  последующего

занятия через длительный интервал отдыха, когда структурные  следы

предыдущего занятия почти  утрачены. Данная форма организации  заня-

тия используется преимущественно  в сфере активного досуга.

      При реализации  принципа непрерывности важное  значение при-

нимает объективная информация о состоянии занимающихся. Она  явля-

ется ключевым аспектом в  принятии управленческих решений, регла-

ментирующих величину физической нагрузки (по объему и интенсивно-

сти), а также меру и  качество отдыха.

      Реализация  непрерывности предусматривает  выполнение опреде-

ленных правил. Необходимо обеспечивать регулярность занятий, не до-

пуская неоправданных  перерывов. При планировании упражнений в за-

нятии следует учитывать  преемственность и степень связи  между ними.

Важно заблаговременно устанавливать  последовательность упражнений

в одном занятии и в  системе занятий.

      Принцип  прогрессирования воздействий предусматривает  целена-

правленное повышение  требований к проявлению психических  функций

и двигательной активности (по параметрам объема и интенсивности) в

процессе адаптации индивида к физической нагрузке. Реализация дан-

Информация о работе Понятие теории физической культуры