Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
Данный принцип предполагает: а) связь физического воспитания с дру-
гими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);
б) согласованное и соразмерное развитие физических способностей,
формирование разносторонних двигательных умений и навыков и ос-
воение специальных знаний.
3. Принцип связи
с практической общественно
стью. Этот принцип предполагает: а) нацеленность на первоочередное фор-
мирование жизненно важных двигательных умений и навыков; б) формиро-
вание способностей действовать полезно и эффективно в условиях трудовой
и военной деятельности.
7.1. Содержание
и характеристика
Общеметодические
принципы – это отправные
рыми необходимо пользоваться преподавателю физической культуры
(тренеру), решая комплекс
образовательных,
вительных задач. К общеметодическим принципам относятся: принцип
сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуа-
лизации, систематичности. Характеристика этих принципы предусмат-
ривает раскрытие внутренних свойств, отражающих их связь с логикой
определения меры педагогического воздействия на личность.
Принцип сознательности и активности. Назначение этого прин-
ципа в том, чтобы сформировать у занимающихся интерес, осмыслен-
ное отношение и потребность к физкультурно-спортивной деятельно-
сти, стремления к самопознанию и самосовершенствованию.
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – это способность человека правильно раз-
бираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответст-
вии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности
является предвидение результатов деятельности.
Одним из важнейших требований данного принципа является оп-
ределение адекватных целей и текущих педагогических задач, а также
разъяснение их сущности занимающимся. Перед коллективом и кон-
кретной личностью должны
ставиться перспективные и
В качестве перспективных целей могут быть: выполнение норм спор-
тивного разряда, включение в состав сборной команды и др, а текущи-
ми: овладение техникой упражнения, достижение определенного уровня
развития физических способностей и др. Вместе с тем важно раскрыть
сущность предлагаемых заданий, довести до сознания занимающихся
ответы на вопросы: «почему?», «каким образом?», «в каком объеме?».
Осмысленное выполнение физических упражнений, несомненно, спо-
собствует мобилизации индивида,
тем самым повышая
образовательного аспекта занятий и рост духовности занимающегося.
АКТИВНОСТЬ
- это мера или величина
деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидакти-
ческом плане выступает как предпосылка, условие и результат созна-
тельного усвоения знаний, умений и навыков. Активность может прояв-
ляться в различных видах: двигательной активности, приобретении зна-
ний, в выполнении самостоятельных занятий, дисциплинированности.
Согласно теории деятельности (С.Л. Рубштейн, Л.С.Выготский,
А.Н. Леонтьев) активность человека является фактором, зависящим от
сознания. При этом сознание направляет и регулирует мотивы, потреб-
ности, интересы и цели.
Современные исследования показывают, что в процессе формиро-
вания потребностей индивида в двигательной активности существен-
ную роль играют три фактора. В первом факторе отражено влияние
спортивных традиций в семье (личный пример родителей, авторитет
преподавателей). Второй фактор отражает взаимосвязь мотивационной
сферы и ожидаемых результатов
от занятий физическими
ми (снижение жировой массы, гармоничное телосложение, повышение
мышечного компонента). Третий фактор отражает общие закономерно-
сти развития и самоорганизации живых систем, определяющие ком-
плексность воздействия культурных, социальных факторов и биологи-
ческих потребностей индивида в процессе сознательности и активности.
Сознательность
и активность – это два
Сознательность без активности приводит к пассивной созерцательности,
а активность без сознательности – к нецелесообразным действиям.
Только через осознанную активность можно решить намеченные зада-
чи.
Принцип
наглядности – обозначает
человека в процессе познания. Наглядность в физической культуре су-
ществует в таких формах как зрительная, звуковая и двигательная.
Зрительная наглядность – (демонстрация движений в целом и по
частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видео-
фильмов) содействует главным
образом уточнению
пространственно-временных характеристик движений. Применяют зри-
тельную наглядность на всех этапах овладения двигательными дейст-
виями.
Звуковая
наглядность – (различные
аппаратурой) имеет преимущественное значение в уточнении времен-
ных и ритмических характеристик движений. Звуковая наглядность иг-
рает ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям.
Двигательная наглядность – предусматривает формирование у
человека представления о физическом упражнении за счет мышечных
ощущений, которые возникают у него при попытках выполнить двига-
тельное действие. Прочувствовать
особенности двигательного
– значит понять сущность двигательного действия.
Комплексное
использование всех форм
тренировочном процессе обеспечивает качественный переход от чувст-
венного познания к пониманию сущности изучаемого материала. При
использовании комплексных форм наглядности необходимо учитывать
ряд положений. Эффективность тех или иных средств обусловлена ин-
дивидуальными особенностями восприятия (доминированием функций
зрительного, слухового, тактильного анализатора), а также балансом
взаимодействия первой и второй сигнальной систем высшей нервной
деятельности индивида (преобладанием предметно-чувственного или
словесно-логичесого восприятия). Степень и характер применения на-
глядности различны в зависимости от этапа обучения, возраста, пола.
Подготовленности и
занимающегося. Целенаправленное использование комплексных форм
наглядности существенно повышает эффективность учебно-
воспитательного процесса.
Принцип доступности и индивидуализации – означает оптималь-
ное соответствие задач, средств и методов физической культуры воз-
можностям занимающегося. При реализации принципа должна быть уч-
тена как готовность занимающегося к обучению, так и объективность
трудностей, возникающих при выполнении заданий: координационной
сложности, опасности, энергоемкости. Достижение в занятии полного с
педагогических позиций, соответствия между трудностями и возможно-
стями занимающегося характеризует оптимальную меру доступности.
В практике
реализации принципа
дать правила: от легкого к трудному, от простого к сложному, от глав-
ного к второстепенному.
Индивидуализация
учебно-тренировочного занятия
дифференциации учебных занятий, норм физической нагрузки и спосо-
бов ее регулирования, форм занятий
и приемов педагогического
ствия. Поскольку организм индивида обладает присущей только ему ка-
чественной определенностью в реакции на физическую нагрузку, чрез-
вычайно важно определить индивидуально доступный порог мощности
и энергоемкости выполняемых заданий.
Принцип систематичности
предполагает построение
воспитательного процесса в виде алгоритма и требует, чтобы занятия
физическими упражнениями не сводились к проявлению эпизодиче-
ских, разрозненных мероприятий, а осуществлялись непрерывно и по-
следовательно. Последовательность в занятиях физическими упражне-
ниями обеспечивается при выполнении ряда условий. Прежде всего, это
обеспечение последовательного перехода от развития одних двигатель-
ных способностей к другим; строгого согласования и распределения
учебного материала с предыдущим; целесообразного порядка приме-
няемых физических нагрузок. В этом процессе важное значение имеет
учет возрастного развития физических способностей, а также переноса
двигательных навыков.
Фундаментальной
основой принципа
выполнение нагрузок в
дидактически оптимальной
выполнение заданий на уровне доступной трудности, использование
интервала отдыха, обеспечивающего процесс суперкомпенсации функ-
ций.
Одним из важных аспектов в реализации принципа систематично-
сти является многократное повторение одних и тех же заданий в от-
дельном занятии, а также самих занятий на протяжении относительно
длительного времени. Наряду с этим рассматриваемый принцип преду-
сматривает определенную вариативность используемых средств, мето-
дов, нагрузок, форм организации занятий, условий их проведения, что
является предпосылкой всестороннего и гармоничного развития инди-
вида.
7.2. Содержание
и характеристика
Специфическими принципами, отражающими закономерности по-
строения занятий физическими упражнениями (в сфере физического
воспитания, спортивной тренировки и физической рекреации), являются
принципы непрерывности, прогрессирования педагогических воздейст-
вий, цикличности и возрастной адекватности воздействия
(Ю.Ф.Курамшин, 2003).
Принцип непрерывности является одним из важнейших принципов
построения занятий
дусматривает недопустимость
слишком больших и
равданных перерывов между занятиями, которые приводят к снижению
достигнутого уровня физической подготовленности. При реализации
этого принципа необходимо, чтобы эффект каждого последующего за-
нятия «наслаивался» определенным образом на «следы предыдущего,
закрепляя и углубляя их. В основе управления процессом чередования
нагрузки и отдыха лежат закономерности адаптации организма к физи-
ческой нагрузке, а также динамика восстановления после выполняемой
работы. В зависимости от того, в какой стадии отдыха будут выпол-
няться нагрузки, выделяют четыре основных варианта построения заня-
тия.
Первый вариант
используется при двух-трех
день и предусматривает выполнение тренировочной работы в фазе не-
довосстановления, чем обеспечиваются предпосылки для суммарного
тренировочного эффекта. Его применение целесообразно главным обра-
зом при развитии выносливости.
Второй вариант
предполагает проведение
в период полного восстановления организма занимающихся и обеспе-
чивает поддержание
ности.
В третьем
варианте предусматривается
компенсаторного отдыха, обеспечивающего выполнение последующей
нагрузки в стадии повышенной работоспособности.
Четвертый
вариант предусматривает
занятия через длительный интервал отдыха, когда структурные следы
предыдущего занятия почти утрачены. Данная форма организации заня-
тия используется преимущественно в сфере активного досуга.
При реализации принципа непрерывности важное значение при-
нимает объективная информация о состоянии занимающихся. Она явля-
ется ключевым аспектом в принятии управленческих решений, регла-
ментирующих величину физической нагрузки (по объему и интенсивно-
сти), а также меру и качество отдыха.
Реализация непрерывности предусматривает выполнение опреде-
ленных правил. Необходимо обеспечивать регулярность занятий, не до-
пуская неоправданных перерывов. При планировании упражнений в за-
нятии следует учитывать
преемственность и степень
Важно заблаговременно устанавливать последовательность упражнений
в одном занятии и в системе занятий.
Принцип
прогрессирования воздействий
правленное повышение требований к проявлению психических функций
и двигательной активности (по параметрам объема и интенсивности) в
процессе адаптации индивида к физической нагрузке. Реализация дан-