Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

(координационная, скоростная  или тоническая).

     Координационная  напряженность, которой свойственно  отсут-

ствие полного расслабления мышц после их сокращения вследствие не-

совершенства двигательной координации, возникает, как правило, на

этапе начального разучивания  сложного двигательного действия. Эта

естественная скованность  последовательно преодолевается в  результате

рационально построенного процесса обучения. Занятия физическими

упражнениями должны быть насыщены адекватными координационны-

ми упражнениями, применяемыми в гармонической связи с упражне-

ниями на скорость, силу и  выносливость. Школьник с более высоким

уровнем развития КС быстрее  преодолевает эту форму мышечной на-

пряженности.

     Однако координационная  напряженность может проявиться  и при

выполнении знакомых, привычных  двигательных действий. Причины

этого разные. Прежде всего  излишняя напряженность может быть свя-

зана с недостаточной  способностью к произвольному, расслаблению

мышц, что, свою очередь, возможно, обусловлено слабыми задатками  к

оптимальному расслаблению, тем, что школьники недостаточно зани-

маются спортом. Другие причины  координационной напряженности -

утомление, болевые ощущения, волнения, вызванные, например, ответ-

ственными соревнованиями и  др.. Пути снятия напряженности во всех

этих случаях, естественно, неодинаковы. Иногда решающую роль мо-

жет сыграть воспитание устойчивости против дискоординирующего

влияния утомления (своего рода координационной выносливости), по-

вышение психической устойчивости против стрессовых ситуаций (Л. П.

Матвеев, 1977).

 

                                185

 

 

     Для борьбы  с координационной напряженностью  основным путем

считают использование специальных  упражнений на расслабление. И.В.

Ловицкая (1964 г.) разделила  их по возрастающей сложности на 4 груп-

пы.

     В 1-ю включают  упражнения, которые требуют быстрейшего  пе-

рехода мышцы от напряженного к расслабленному состоянию. Этот пе-

реход можно осуществлять постепенно или контрастно - от напряжен-

ного к расслабленному состоянию;

     Во 2-ю - упражнения, в которых напряжение одних  мышц сочета-

ется с одновременным  расслаблением других (например, сознательно

напрячь мышцы правой ноги и расслабить левой, напрячь мышцы  пра-

вой руки и левой ноги и  т. п.);

     В 3-ю - упражнения, в которых требуется поддерживать  движение

по инерции расслабленной  части тела за счет движений других частей; в

     В 4-ю - упражнения, в процессе выполнения которых  рекоменду-

ется самостоятельно определять моменты отдыха для расслабления

мышц, участвующих в работе (например, во время длительного  бега

опустить руки вниз, встряхнуть ими и расслабить). Выполняя упраж-

нения на расслабление, необходимо следить, чтобы напряжение мышц

сочеталось с вздохом  и задержкой дыхания, расслабление - с активным

выдохом.

     В качестве  простейших примеров упражнений  на расслабление,

которые достаточно эффективны в занятиях , можно назвать: обязатель-

ное выполнение нескольких движений по инерции после достижения

максимальной скорости в  беге, плавании, ходьбе на лыжах и  др.; бег по

пересеченной местности  с установкой оптимально использовать внеш-

ние факторы; „мгновенное" расслабление мышц, участвовавших в  дви-

жении, например, после бросков  набивного мяча (гири) разными спосо-

бами и из различных  исходных положений и др.

     Целенаправленное  применение упражнений на расслабление  пока-

зало их эффективность: улучшается не только способность оптимально

напрягать и расслаблять  мышцы при выполнении различных  движений,

но и показатели кинестезической  чувствительности, физических спо-

собностей. Кроме того, способность  произвольно управлять напряжени-

 

                                 186

 

 

ем мышц положительно влияет на успешное овладение двигательными

навыками и рациональность движений во время трудовых операций.

Упражнения на расслабление можно применять в любой части  урока (не

более 6-7 раз непрерывно), чередуя с другими координационными, си-

ловыми и скоростными  упражнениями.

     Уменьшить координационную  напряженность можно с помощью

специальных методических приемов:

     - выработка  и постоянное поддержание у  занимающихся установ-

ки на рациональное расслабление. В каждом удобном случае препода-

ватель должен заострять  внимание учащихся на необходимости  выпол-

нять движения легко, свободно, не напряженно;

     - сознательный  контроль за техникой выполнения  движений;

     - контроль за  мимикой лица. Излишняя напряженность  мими-

ческих мышц свидетельствует, как правило, об общей напряженности;

     - применение  специальных дыхательных упражнение (так назы-

ваемого ритмического диафрагмального  дыхания);

     - выполнение  упражнений под музыку, если это  не ведет к иска-

жению их структуры;

     - переключение  внимания с контроля за ходом  и качеством дви-

жений на внешнюю обстановку;

     - использование  идеомоторной и аутогенной тренировки;

     - рекомендации  при выполнении упражнений (если  позволяют об-

стоятельства) петь, разговаривать, улыбаться;

     - выполнение  упражнений (особенно циклического  характера) в

состоянии значительного  утомления, что побуждает человека экономно

расходовать свои силы.

     Скоростную  напряженность, которая проявляется  в недостаточно

быстром расслаблении мышц после  их быстрого сокращения, можно

рассматривать как частный  случай координационной напряженности.

Для ее преодоления рекомендуются  с быстрым чередованием напряже-

ния и расслабления.

 

 

 

 

                               187

 

 

             14.8. Измерение координационных способностей

 

        При  разработке проблемы тестирования  специалисты до сих

пор сталкиваются с необходимостью поиска ответов по меньшей мере

на три вопроса:

     1. Каковы критерии  оценки координационных способностей?

     2. С помощью  каких методов можно наиболее  полно измерить

        уровень  развития координационных способностей?

     3. Как организовать  тестирование?

 

             Критерии оценки координационных  способностей

 

        Критерии  – это общие признаки, на основании  которых оцени-

ваются способности. Критериями КС являются четыре признака: пра-

вильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые имеют

качественные и количественные характеристики.

 

                        Критерии оценки КС

 

 

Качественные                                         Количественные

Адекватность                  Правильность            Точность

Своевременность               Быстрота                Скорость

Целесообразность              Рациональность          Экономичность

Инициативность                Находчивость            Стабильность

 

     Координационные  способности человек может проявить  через ка-

кое-либо одно свойство, например, точность попадания в цель, стабиль-

ность выполнения действия. Однако чаще человек проявляет КС через

совокупность свойств. Например, точность, быстрота и находчивость.

     Для оценки  координационных способностей используют  следую-

щие методы:

     • наблюдений;

     • экспертных  оценок;

     • аппаратурные  методы;

     • тестов.

                                 188

 

 

      Метод наблюдений  является одним из самых древних.  Учитель

или тренер, проводят занятия  имеет возможность наблюдать  насколько

успешно (легко и быстро) обучается ученик двигательным действиям.

Качество наблюдений можно  повысить, если опираться при этом на

различные критерии оценки КС: правильность, точность, находчивость,

рациональность.

      Координировать  свою двигательную деятельность  можно по од-

ному критерию, например, в циклических локомоциях – по скорость,

баллистических – точность. Но необходимо помнить, что все критерии

не являются однозначными. Например, быстрота как критерий оценки

КС может быть: быстрота перестройки двигательных действий, ско-

рость овладения новыми двигательными  действиями, быстрота реагиро-

вания. Однако чаще человек  координирует свою деятельность по ком-

плексным критериям: по точности, быстроте, находчивости в спортив-

ных играх.

      Следует  также отметить, что одни критерии  характеризуют явные

(абсолютные) КС, а другие  скрытые КС (относительные). Например,

челночный бег 3х 10 м - это  абсолютный показатель, а разность между

бегом 3х 10 м и 30 м по прямой – относительный, указывающий на

скрытые скоростные способности.

      Главный  недостаток этого метода в  том, что он не позволяет  вы-

явить точные, количественные оценки координационного развития, со-

поставить их в соответствие с возрастным развитием.

      Метод экспертных  оценок - мнение опытных специалистов  по

оценке КС. Но и этот метод  имеет свои недостатки. Основным являются

то, что за выполненное  действие ученик в итоге получает субъектив-

ную оценку. Недостатком метода также является то, что бывает сложно

привлекать квалифицированных  специалистов на занятия физическими

упражнениями.

      Аппаратурный  или инструментальный метод позволят  получить

оценку развития отдельных  компонентов (признаков). Это методы био-

механики, физиологии.

 

 

 

 

                                189

 

 

      Двигательные  тесты. При отборе двигательных  тестов необхо-

димо, чтобы они отвечали следующим требованиям:

      • были  доступны для всех возрастных  групп;

      • не  выражали собой сложных двигательных  умений, требующих

специального обучения;

      • не  требовали сложного оборудования;

      • давали  достаточно полную картину о  динамике изменения всех

специальных и специфических  КС.

      Общие указания  по методике тестирования:

      • обеспечить  определенный уровень мотивации  на выполнение

тестов (концентрация внимания);

      • предоставить  возможность 2-3 попыток выполнения  зачетного

теста для того, чтобы исключить  влияние каких-либо помех;

      • контрольные  испытания необходимо проводить  в начале ос-

новной части занятия  после небольшой разминки;

      • контрольные  испытания рекомендуют проводить  дважды в год.

Отдельные тесты до и после  прохождения конкретного материала;

      • целесообразно  проводить в соревновательной  форме.

      Основными  тестами, применяющимися на практике  являются:

Для оценки КС, относящихся  к целостным двигательным действиям  ис-

пользуют тесты:

      - челночные  бег 3х 10 м;

      - три кувырка  вперед;

      - метание  теннисного мяча на дальность.

Для оценки способности к  дифференцированию:

       - бросок  мяча в цель, стоя спиной к  цели;

       - прыжки  вниз на разметку;

Для оценки способности к  ориентированию в пространстве:

      - маятник  – бросок – цель;

 Для определения комплексной  реакции:

      - упражнение  – реакция – мяч;

Для определения способности  к равновесию:

      - повороты  на гимнастической скамейке

      - стойка  на одной ноге

 

                               190

 

 

     1. Дайте определение  понятий «координация», «ловкость», «коор-

динационные способности».

     2. Перечислите  и кратко охарактеризуйте виды  координационных

способностей.

     3. Перечислите  факторы, определяющие развитие  координацион-

ных способностей?

     4. Раскройте  возрастно-половые и индивидуальные  особенности

развития координационных  способностей.

     5. Каким требованиям  должны отвечать физические упражнения, ис-

пользуемые для развития координационных способностей?

     6. Назовите  группы упражнений, которые используются  для разви-

тия координационных способностей?

      7. Дайте  краткую характеристику методов  развития координаци-

онных способностей.

      8. Какие  методические приемы при использовании  метода строго

регламентированного упражнения Вам известны?

      9. Раскройте  особенности методики развития  координационных

способностей, основанных на проприоцептиной чувствительности.

      10. Каковы  особенности методики развития  способности к ориен-

тированию в пространстве?

      11. Какими  средствами и методами развивают  чувство ритма?

      12. Раскройте  особенности методики развития  способности к ста-

тическому и динамическому  равновесию.

      13. Какие  группы физических упражнений  используют для борьбы

с координационной напряженностью?

Информация о работе Понятие теории физической культуры