Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
(координационная, скоростная или тоническая).
Координационная
напряженность, которой
ствие полного расслабления мышц после их сокращения вследствие не-
совершенства двигательной координации, возникает, как правило, на
этапе начального разучивания сложного двигательного действия. Эта
естественная скованность последовательно преодолевается в результате
рационально построенного процесса обучения. Занятия физическими
упражнениями должны быть насыщены адекватными координационны-
ми упражнениями, применяемыми
в гармонической связи с
ниями на скорость, силу и выносливость. Школьник с более высоким
уровнем развития КС быстрее преодолевает эту форму мышечной на-
пряженности.
Однако координационная
напряженность может
выполнении знакомых, привычных двигательных действий. Причины
этого разные. Прежде всего излишняя напряженность может быть свя-
зана с недостаточной способностью к произвольному, расслаблению
мышц, что, свою очередь, возможно, обусловлено слабыми задатками к
оптимальному расслаблению, тем, что школьники недостаточно зани-
маются спортом. Другие причины координационной напряженности -
утомление, болевые ощущения, волнения, вызванные, например, ответ-
ственными соревнованиями и др.. Пути снятия напряженности во всех
этих случаях, естественно, неодинаковы. Иногда решающую роль мо-
жет сыграть воспитание устойчивости против дискоординирующего
влияния утомления (своего рода координационной выносливости), по-
вышение психической устойчивости против стрессовых ситуаций (Л. П.
Матвеев, 1977).
Для борьбы
с координационной
считают использование специальных упражнений на расслабление. И.В.
Ловицкая (1964 г.) разделила их по возрастающей сложности на 4 груп-
пы.
В 1-ю включают упражнения, которые требуют быстрейшего пе-
рехода мышцы от напряженного к расслабленному состоянию. Этот пе-
реход можно осуществлять постепенно или контрастно - от напряжен-
ного к расслабленному состоянию;
Во 2-ю - упражнения, в которых напряжение одних мышц сочета-
ется с одновременным расслаблением других (например, сознательно
напрячь мышцы правой ноги и расслабить левой, напрячь мышцы пра-
вой руки и левой ноги и т. п.);
В 3-ю - упражнения,
в которых требуется
по инерции расслабленной части тела за счет движений других частей; в
В 4-ю - упражнения, в процессе выполнения которых рекоменду-
ется самостоятельно определять моменты отдыха для расслабления
мышц, участвующих в работе (например, во время длительного бега
опустить руки вниз, встряхнуть ими и расслабить). Выполняя упраж-
нения на расслабление, необходимо следить, чтобы напряжение мышц
сочеталось с вздохом и задержкой дыхания, расслабление - с активным
выдохом.
В качестве
простейших примеров
которые достаточно эффективны в занятиях , можно назвать: обязатель-
ное выполнение нескольких движений по инерции после достижения
максимальной скорости в беге, плавании, ходьбе на лыжах и др.; бег по
пересеченной местности с установкой оптимально использовать внеш-
ние факторы; „мгновенное" расслабление мышц, участвовавших в дви-
жении, например, после бросков набивного мяча (гири) разными спосо-
бами и из различных исходных положений и др.
Целенаправленное
применение упражнений на
зало их эффективность: улучшается не только способность оптимально
напрягать и расслаблять мышцы при выполнении различных движений,
но и показатели кинестезической чувствительности, физических спо-
собностей. Кроме того, способность
произвольно управлять
ем мышц положительно влияет на успешное овладение двигательными
навыками и рациональность движений во время трудовых операций.
Упражнения на расслабление можно применять в любой части урока (не
более 6-7 раз непрерывно),
чередуя с другими
ловыми и скоростными упражнениями.
Уменьшить координационную напряженность можно с помощью
специальных методических приемов:
- выработка и постоянное поддержание у занимающихся установ-
ки на рациональное расслабление. В каждом удобном случае препода-
ватель должен заострять внимание учащихся на необходимости выпол-
нять движения легко, свободно, не напряженно;
- сознательный
контроль за техникой
- контроль за мимикой лица. Излишняя напряженность мими-
ческих мышц свидетельствует, как правило, об общей напряженности;
- применение
специальных дыхательных
ваемого ритмического диафрагмального дыхания);
- выполнение упражнений под музыку, если это не ведет к иска-
жению их структуры;
- переключение внимания с контроля за ходом и качеством дви-
жений на внешнюю обстановку;
- использование
идеомоторной и аутогенной
- рекомендации при выполнении упражнений (если позволяют об-
стоятельства) петь, разговаривать, улыбаться;
- выполнение упражнений (особенно циклического характера) в
состоянии значительного утомления, что побуждает человека экономно
расходовать свои силы.
Скоростную
напряженность, которая
быстром расслаблении мышц после их быстрого сокращения, можно
рассматривать как частный случай координационной напряженности.
Для ее преодоления рекомендуются с быстрым чередованием напряже-
ния и расслабления.
187
14.8. Измерение координационных
При
разработке проблемы
пор сталкиваются с необходимостью поиска ответов по меньшей мере
на три вопроса:
1. Каковы критерии
оценки координационных
2. С помощью каких методов можно наиболее полно измерить
уровень
развития координационных
3. Как организовать тестирование?
Критерии оценки
Критерии – это общие признаки, на основании которых оцени-
ваются способности. Критериями КС являются четыре признака: пра-
вильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые имеют
качественные и количественные характеристики.
Критерии оценки КС
Качественные
Адекватность Правильность Точность
Своевременность Быстрота Скорость
Целесообразность Рациональность Экономичность
Инициативность Находчивость Стабильность
Координационные
способности человек может
кое-либо одно свойство, например, точность попадания в цель, стабиль-
ность выполнения действия. Однако чаще человек проявляет КС через
совокупность свойств. Например, точность, быстрота и находчивость.
Для оценки
координационных способностей
щие методы:
• наблюдений;
• экспертных оценок;
• аппаратурные методы;
• тестов.
Метод наблюдений
является одним из самых
или тренер, проводят занятия имеет возможность наблюдать насколько
успешно (легко и быстро) обучается ученик двигательным действиям.
Качество наблюдений можно повысить, если опираться при этом на
различные критерии оценки КС: правильность, точность, находчивость,
рациональность.
Координировать
свою двигательную
ному критерию, например, в циклических локомоциях – по скорость,
баллистических – точность. Но необходимо помнить, что все критерии
не являются однозначными. Например, быстрота как критерий оценки
КС может быть: быстрота перестройки двигательных действий, ско-
рость овладения новыми двигательными действиями, быстрота реагиро-
вания. Однако чаще человек координирует свою деятельность по ком-
плексным критериям: по точности, быстроте, находчивости в спортив-
ных играх.
Следует также отметить, что одни критерии характеризуют явные
(абсолютные) КС, а другие скрытые КС (относительные). Например,
челночный бег 3х 10 м - это абсолютный показатель, а разность между
бегом 3х 10 м и 30 м по прямой – относительный, указывающий на
скрытые скоростные способности.
Главный недостаток этого метода в том, что он не позволяет вы-
явить точные, количественные оценки координационного развития, со-
поставить их в соответствие с возрастным развитием.
Метод экспертных оценок - мнение опытных специалистов по
оценке КС. Но и этот метод имеет свои недостатки. Основным являются
то, что за выполненное действие ученик в итоге получает субъектив-
ную оценку. Недостатком метода также является то, что бывает сложно
привлекать квалифицированных специалистов на занятия физическими
упражнениями.
Аппаратурный
или инструментальный метод
оценку развития отдельных компонентов (признаков). Это методы био-
механики, физиологии.
Двигательные
тесты. При отборе
димо, чтобы они отвечали следующим требованиям:
• были доступны для всех возрастных групп;
• не
выражали собой сложных
специального обучения;
• не
требовали сложного
• давали достаточно полную картину о динамике изменения всех
специальных и специфических КС.
Общие указания по методике тестирования:
• обеспечить
определенный уровень
тестов (концентрация внимания);
• предоставить возможность 2-3 попыток выполнения зачетного
теста для того, чтобы исключить влияние каких-либо помех;
• контрольные
испытания необходимо
новной части занятия после небольшой разминки;
• контрольные
испытания рекомендуют
Отдельные тесты до и после
прохождения конкретного
• целесообразно проводить в соревновательной форме.
Основными
тестами, применяющимися на
Для оценки КС, относящихся к целостным двигательным действиям ис-
пользуют тесты:
- челночные бег 3х 10 м;
- три кувырка вперед;
- метание теннисного мяча на дальность.
Для оценки способности к дифференцированию:
- бросок мяча в цель, стоя спиной к цели;
- прыжки вниз на разметку;
Для оценки способности к ориентированию в пространстве:
- маятник – бросок – цель;
Для определения комплексной реакции:
- упражнение – реакция – мяч;
Для определения способности к равновесию:
- повороты на гимнастической скамейке
- стойка на одной ноге
190
1. Дайте определение
понятий «координация», «
динационные способности».
2. Перечислите и кратко охарактеризуйте виды координационных
способностей.
3. Перечислите
факторы, определяющие
ных способностей?
4. Раскройте
возрастно-половые и
развития координационных способностей.
5. Каким требованиям
должны отвечать физические
пользуемые для развития координационных способностей?
6. Назовите группы упражнений, которые используются для разви-
тия координационных способностей?
7. Дайте
краткую характеристику
онных способностей.
8. Какие
методические приемы при
регламентированного упражнения Вам известны?
9. Раскройте особенности методики развития координационных
способностей, основанных на
проприоцептиной
10. Каковы особенности методики развития способности к ориен-
тированию в пространстве?
11. Какими
средствами и методами
12. Раскройте особенности методики развития способности к ста-
тическому и динамическому равновесию.
13. Какие группы физических упражнений используют для борьбы
с координационной