Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

ях постоянного и случайного изменения ситуаций.

      Простые  реакции обладают свойством переноса: если человек бы-

стро реагирует на сигналы  в одной ситуации, то он будет  быстро реаги-

ровать на них и в  других ситуациях.

      Сложные  двигательные реакции встречаются  в видах спорта, ха-

рактеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий

(спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). В  слож-

ных реакциях выделяют: реакцию  на движущийся объект (мяч, шайба и

т.п.) и реакцию «выбора» (когда из нескольких возможных действий

требуется мгновенно выбрать  одно, адекватное данной ситуации).

      Период реакции  на движущий объект складывается  из четырех

элементов:

      1. Человек  должен увидеть движущий объект (мяч, игрока).

      2. Оценить  направление и скорость его  движения.

      3. Выбрать  план действий.

      4. Начать  его осуществление.

      Основная  доля этого времени (более 80%) уходит на зрительное

восприятие, т.е. на умение увидеть  предмет. Для тренировки этой спо-

собности используются упражнения, при выполнении которых следует:

      - постоянно  увеличивать скорость движения  объекта;

      - сокращать  дистанцию между объектом и  занимающимся;

 

                                 136

 

 

     - уменьшать  размеры движущегося объекта.

     Реакции выбора  связана с выбором двигательного  ответа из не-

скольких возможных. Время  реакции выбора во многом зависит  от

большого запаса тактических  действий и технических приемов.

     Для развития  быстроты реакции с выбором  следует:

      1. Постепенно  усложнять характер ответных  действий и условия

их выполнения. Например, сначала обучают выполнять защиту в ответ

на заранее обусловленный  удар, затем ученику предлагают реагировать

на одну из двух возможных  атак, затем трех и т.д.

     2. Развивать  способность предугадывать действия  противника.

Другими словами, реагировать  не столько на соперника или партнера,

сколько на малозаметные движения (осанку, мимику, эмоциональное

состояние и т.п.)

 

 

       11.6.2. Методика  развития скорости одиночного  движения и

                        частоты движения

 

      Быстрота  одиночного движения проявляется  в способности с вы-

сокой скорость выполнять  отдельные двигательные акты. Это, напри-

мер, скорость движения ноги при ударе по футбольному мячу, скорость

движения руки при ударе  по волейбольному мячу или при  метании ко-

пья.

      Наибольшая  быстрота одиночного движения  достигается при от-

сутствии добавочного  внешнего сопротивления. С увеличение внешнего

сопротивления повышение  скорости движений достигается за счет по-

вышения мощности проявляемых  при этом усилий. Последняя опреде-

ляется взрывными способностями  мышц. В данном случае развитие бы-

строты одиночного движения целесообразно проводить совместно  с

развитие силовых способностей, используя упражнения с отягощениями

(утяжеленные перчатки  у боксера, утяжеленную обувь  в прыжка и т.п.).

Но подобные упражнения следует  применять лишь после того, как  бу-

дет хорошо освоена техника  основного навыка без отягощения.

 

 

 

                                137

 

 

      Наряду с  усложнением условий используют  также облегченные

условия: а) «уменьшают» вес  тела занимающегося за счет приложения

внешних сил (например, непосредственная помощь преподавателя или

партнера с применением  подвесных лонж и без них (в  гимнастических

упражнениях); б) ограничивают сопротивление естественной среды (на-

пример, бег по ветру, плавание по течению и т.п.); в) используют внеш-

ние условия, помогающие занимающемуся  произвести ускорение за

счет инерции движения своего тела (бег под гору, бег  по наклонной до-

рожке и т.п.).

      Эффективным  методом является контрастный  (вариативный) ме-

тод, предполагающий чередование  выполнения скоростных упражнений

в затрудненных, обычных и  облегченных условиях.

      В циклических  видах физических упражнений (бег,  плавание и

др.) скорость передвижения зависит  от оптимального соотношения дли-

ны шага и темпа движений (частота движений в единицу времени). Оба

эти показателя тренируемы, но каждый имеет свою природу и  методику

развития. Если длина шага определяется силовыми и скоростно-

силовыми показателями, то темп отражает скоростную характеристику.

Темп зависит от состояния  нервной системы, возможностей опорно-

двигательного аппарата, способности  мышц к расслаблению и переклю-

чению.

      Для повешения  темпа используются следующие  методические

приемы: повторное выполнение циклических упражнений с максималь-

ной частотой шагов; повторное  выполнение циклических упражнений с

различной частотой шагов  и фиксированием времени; игры и  эстафеты;

упражнения на расслабление.

 

         11.6.3. Методика развития комплексных  форм проявления

                        скоростных способностей

 

      Большая  часть двигательных действий  требует проявления всех

скоростных способностей (в беге, прыжках, ведении и броске мяча и

др.). Методы тренировки включают в себя не только раздельное разви-

тие скоростных способностей, но и комплексное их применение.

 

                                 138

 

 

     При развитии  комплексных скоростных способностей  ведущим

является повторный метод  с проявлением в упражнениях  максимальной

скорости и «полным» интервалами  отдыха между ними.

     Не менее  важное значение имеет игровой  и соревновательные ме-

тоды, использование которых  создает дополнительный стимул для  пре-

дельного проявления скоростных способностей за счет повышения ин-

тереса, мотивации, эмоционального подъема.

     Эффективным  методом повышения скоростных  способностей яв-

ляется вариативный метод, предполагающий чередование скоростных

упражнений в затрудненных, облегченных и обычных условиях.

     В практике  нередко приходится наблюдать  остановку в росте ре-

зультатов – «скоростной  барьер». Одной из причин этого явления  сле-

дует считать применение одних и тех же методов, методических прие-

мов, средств и условий  занятий. В результате возникают  условия к об-

разованию двигательного  динамического стереотипа, т.е. стойкой  сис-

темности нервных процессов  в коре больших полушарий головного

мозга. Это приводит к стабилизации скоростных параметров движений.

      Для предупреждения  «скоростного барьера» на занятиях  с детьми

не следует спешить  с узкой специализацией и использовать средства и

методы при их широкой  вариативности.

     Для преодоления  скоростного барьера создают  облегченные усло-

вия, в которых бы спортсмен  превысил свою наивысшую скорость. В

ряде случаев целесообразным оказывается прекращение на некоторое

время занятий в избранном  виде спорта и переключение на иные виды

физических упражнений, с  помощью которых можно повысить уровень

скоростных способностей.

 

     Контрольные  вопросы:

 

   1. Дайте определение  скоростных способностей.

   2. Какие разновидности  скоростных способностей существуют?

   3. Перечислите механизмы,  обеспечивающие проявление скорост-

ных способностей?

   4. Назовите группы  упражнений, которые используются  для разви-

 

                                139

 

 

тия скоростных способностей?

    5. Дайте краткую  характеристику методов развития  скоростных

способностей.

    6. Приведите примеры  типовых тестов и контрольных  упражнений,

которые используются для  контроля: «простой реакции», «сложной ре-

акции», «скорости одиночного движения», «максимальной частоты

движений в разных суставах», «скорости, проявляемой в целостных

двигательных действиях».

    7. Опишите методики  развития основных компонентов  скоростных

способностей (скорость простой  и сложной двигательной реакции, ско-

рости одиночного движения, комплексных форм проявления скорост-

ных способностей).

 

 

     Тема 12. ВЫНОСЛИВОСТЬ  И МЕТОДИКА ЕЕ РАЗВИТИЯ

 

                  12.1. Понятие о выносливости, ее  виды

 

     Если человек  выполняет какие-либо напряженную  работу, то через

некоторое время он ощущает, что выполнять ее становится все  труднее.

Наступает утомление. В зависимости  от специфики видов деятельности

различают несколько типов  утомления: умственное, сенсорное (связано

с органами чувств), эмоциональное  и физическое. Нас в большей  мере

интересует утомление  физическое. Продолжительность работы до пол-

ного утомления можно  разделить на 3 фазы:

     1. Фаза компенсированного  утомлении характеризуется тем,  что

несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое  вре-

мя сохранять необходимую  интенсивность работы за счет больших, чем

прежде, волевых усилий и  частичного изменения биомеханической

структуры двигательного  действия (например, уменьшением длины  и

увеличением темпа шагов  при беге).

     2. Фаза декомпенсированного  утомления характеризуется тем,  что,

несмотря на все старания, человек не может сохранить необходимую

интенсивность работы, если продолжить работу в этом состоянии, то

через некоторое время  наступит отказ от ее выполнения.

                                140

 

 

     3. Фаза полного  утомления характеризуется высокой  степенью

утомления, приводящего к  снижению мощности работы вплоть до ее

прекращения.

     ВЫНОСЛИВОСТЬ  – способность человека противостоять  физиче-

скому утомлению в процессе мышечной деятельности.

     В практике  физической культуры выделяют  общую и специаль-

ную выносливость. Под ОБЩЕЙ  понимают выносливость к продолжи-

тельной работе умеренной  интенсивности, включающей функциониро-

вание всего мышечного  аппарата. Человек, который может  выдержать

длительный бег в умеренном  темпе, может выполнять и другую работу

в таком же темпе (ходьба на лыжах). Основными компонентами общей

выносливости являются возможности  аэробной системы энергообеспе-

чения, функциональная и биомеханическая  экономизация. Общая вы-

носливость является предпосылкой для развития специальной выносли-

вости.

     Выносливость  по отношению к определенной  деятельности, из-

бранной как предмет специализации, называют СПЕЦИАЛЬНОЙ. (на-

пример, специальная выносливость бегуна, боксера, игровика).

     Специальная  выносливость классифицируется:

     •    По  признакам двигательного действия, с помощью которого

решается двигательная задача (прыжковая выносливость)

     •    По  признакам двигательной деятельности, в условиях кото-

рой решается двигательная задача (игровая выносливость)

     •    По  признакам взаимодействия с другими  физическими каче-

ствами, необходимыми для  решения двигательной задачи (силовая  вы-

носливость, скоростная выносливость, координационная выносливость).

     Специальная  выносливость зависит от возможностей  нервно-

мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышеч-

ных источников энергии, от техники  владения двигательными дейст-

виями и от уровня развития других двигательных способностей.

     В зависимости  от преимущественного проявления  других способ-

ностей выделяют скоростную выносливость, силовую выносливость и

координационную выносливость.

 

 

                                141

  В зависимости от  мощности (интенсивности) работы  выделяют:

выносливость к работе умеренной мощности, выносливость к  работе

большой мощности, выносливость к работе субмаксимальной мощно-

сти, выносливость к работе максимальной мощности.

      Выше перечислены  основные и наиболее исследованные  виды вы-

носливости. Но в практике физической культуры существуют и другие

проявления выносливости, которые группируются по тем или  иным

признакам, например:

      ⇒ выносливость к работе циклического, ациклического и смешан-

ного характера;

      ⇒ выносливость статическая и динамическая;

      ⇒ выносливость аэробная и анаэробная;

      ⇒ выносливость дистанционная, игровая или многоборная;

      ⇒ выносливость локальная, региональная или глобальная.

      Различные  виды выносливости независимы  или мало зависимы

друг от друга. Например, можно  обладать высокой силовой выносливо-

стью, но недостаточно скоростной.

 

          12.2. Факторы, обеспечивающие развитие  выносливости

 

     Уровень развития  и проявление выносливости зависит  от следую-

щих факторов:

     Биоэнергетические  факторы включают объем энергетических

ресурсов, которым располагает  организм и функциональные возможно-

сти его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, системой крови). Обра-

зование энергии, необходимой  для работы на выносливость, происходит

Информация о работе Понятие теории физической культуры