Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
ях постоянного и случайного изменения ситуаций.
Простые
реакции обладают свойством
стро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реаги-
ровать на них и в других ситуациях.
Сложные
двигательные реакции
рактеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий
(спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). В слож-
ных реакциях выделяют: реакцию на движущийся объект (мяч, шайба и
т.п.) и реакцию «выбора» (когда из нескольких возможных действий
требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).
Период реакции
на движущий объект
элементов:
1. Человек должен увидеть движущий объект (мяч, игрока).
2. Оценить направление и скорость его движения.
3. Выбрать план действий.
4. Начать его осуществление.
Основная доля этого времени (более 80%) уходит на зрительное
восприятие, т.е. на умение увидеть предмет. Для тренировки этой спо-
собности используются упражнения, при выполнении которых следует:
- постоянно увеличивать скорость движения объекта;
- сокращать дистанцию между объектом и занимающимся;
- уменьшать размеры движущегося объекта.
Реакции выбора
связана с выбором
скольких возможных. Время реакции выбора во многом зависит от
большого запаса тактических действий и технических приемов.
Для развития быстроты реакции с выбором следует:
1. Постепенно усложнять характер ответных действий и условия
их выполнения. Например,
сначала обучают выполнять
на заранее обусловленный удар, затем ученику предлагают реагировать
на одну из двух возможных атак, затем трех и т.д.
2. Развивать
способность предугадывать
Другими словами, реагировать не столько на соперника или партнера,
сколько на малозаметные движения (осанку, мимику, эмоциональное
состояние и т.п.)
11.6.2. Методика развития скорости одиночного движения и
частоты движения
Быстрота
одиночного движения
сокой скорость выполнять отдельные двигательные акты. Это, напри-
мер, скорость движения ноги при ударе по футбольному мячу, скорость
движения руки при ударе по волейбольному мячу или при метании ко-
пья.
Наибольшая быстрота одиночного движения достигается при от-
сутствии добавочного внешнего сопротивления. С увеличение внешнего
сопротивления повышение скорости движений достигается за счет по-
вышения мощности проявляемых при этом усилий. Последняя опреде-
ляется взрывными
строты одиночного движения
целесообразно проводить
развитие силовых способностей, используя упражнения с отягощениями
(утяжеленные перчатки у боксера, утяжеленную обувь в прыжка и т.п.).
Но подобные упражнения следует применять лишь после того, как бу-
дет хорошо освоена техника основного навыка без отягощения.
Наряду с
усложнением условий
условия: а) «уменьшают» вес тела занимающегося за счет приложения
внешних сил (например, непосредственная помощь преподавателя или
партнера с применением подвесных лонж и без них (в гимнастических
упражнениях); б) ограничивают сопротивление естественной среды (на-
пример, бег по ветру, плавание по течению и т.п.); в) используют внеш-
ние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за
счет инерции движения своего тела (бег под гору, бег по наклонной до-
рожке и т.п.).
Эффективным методом является контрастный (вариативный) ме-
тод, предполагающий чередование выполнения скоростных упражнений
в затрудненных, обычных и облегченных условиях.
В циклических видах физических упражнений (бег, плавание и
др.) скорость передвижения зависит от оптимального соотношения дли-
ны шага и темпа движений (частота движений в единицу времени). Оба
эти показателя тренируемы, но каждый имеет свою природу и методику
развития. Если длина шага определяется силовыми и скоростно-
силовыми показателями, то темп отражает скоростную характеристику.
Темп зависит от состояния нервной системы, возможностей опорно-
двигательного аппарата, способности мышц к расслаблению и переклю-
чению.
Для повешения темпа используются следующие методические
приемы: повторное выполнение циклических упражнений с максималь-
ной частотой шагов; повторное выполнение циклических упражнений с
различной частотой шагов и фиксированием времени; игры и эстафеты;
упражнения на расслабление.
11.6.3. Методика развития комплексных форм проявления
скоростных способностей
Большая часть двигательных действий требует проявления всех
скоростных способностей (в беге, прыжках, ведении и броске мяча и
др.). Методы тренировки включают в себя не только раздельное разви-
тие скоростных способностей, но и комплексное их применение.
При развитии
комплексных скоростных
является повторный метод с проявлением в упражнениях максимальной
скорости и «полным» интервалами отдыха между ними.
Не менее важное значение имеет игровой и соревновательные ме-
тоды, использование которых создает дополнительный стимул для пре-
дельного проявления скоростных способностей за счет повышения ин-
тереса, мотивации, эмоционального подъема.
Эффективным методом повышения скоростных способностей яв-
ляется вариативный метод, предполагающий чередование скоростных
упражнений в затрудненных,
облегченных и обычных
В практике нередко приходится наблюдать остановку в росте ре-
зультатов – «скоростной барьер». Одной из причин этого явления сле-
дует считать применение одних и тех же методов, методических прие-
мов, средств и условий занятий. В результате возникают условия к об-
разованию двигательного динамического стереотипа, т.е. стойкой сис-
темности нервных процессов в коре больших полушарий головного
мозга. Это приводит к стабилизации скоростных параметров движений.
Для предупреждения
«скоростного барьера» на
не следует спешить с узкой специализацией и использовать средства и
методы при их широкой вариативности.
Для преодоления скоростного барьера создают облегченные усло-
вия, в которых бы спортсмен превысил свою наивысшую скорость. В
ряде случаев целесообразным оказывается прекращение на некоторое
время занятий в избранном виде спорта и переключение на иные виды
физических упражнений, с помощью которых можно повысить уровень
скоростных способностей.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение скоростных способностей.
2. Какие разновидности
скоростных способностей
3. Перечислите механизмы,
обеспечивающие проявление
ных способностей?
4. Назовите группы упражнений, которые используются для разви-
тия скоростных способностей?
5. Дайте краткую
характеристику методов
способностей.
6. Приведите примеры типовых тестов и контрольных упражнений,
которые используются для контроля: «простой реакции», «сложной ре-
акции», «скорости одиночного движения», «максимальной частоты
движений в разных суставах», «скорости, проявляемой в целостных
двигательных действиях».
7. Опишите методики развития основных компонентов скоростных
способностей (скорость простой и сложной двигательной реакции, ско-
рости одиночного движения, комплексных форм проявления скорост-
ных способностей).
Тема 12. ВЫНОСЛИВОСТЬ И МЕТОДИКА ЕЕ РАЗВИТИЯ
12.1. Понятие о выносливости, ее виды
Если человек
выполняет какие-либо
некоторое время он ощущает, что выполнять ее становится все труднее.
Наступает утомление. В зависимости от специфики видов деятельности
различают несколько типов утомления: умственное, сенсорное (связано
с органами чувств), эмоциональное и физическое. Нас в большей мере
интересует утомление физическое. Продолжительность работы до пол-
ного утомления можно разделить на 3 фазы:
1. Фаза компенсированного
утомлении характеризуется тем,
несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое вре-
мя сохранять необходимую интенсивность работы за счет больших, чем
прежде, волевых усилий и частичного изменения биомеханической
структуры двигательного действия (например, уменьшением длины и
увеличением темпа шагов при беге).
2. Фаза декомпенсированного
утомления характеризуется тем,
несмотря на все старания, человек не может сохранить необходимую
интенсивность работы, если продолжить работу в этом состоянии, то
через некоторое время наступит отказ от ее выполнения.
3. Фаза полного
утомления характеризуется
утомления, приводящего к снижению мощности работы вплоть до ее
прекращения.
ВЫНОСЛИВОСТЬ
– способность человека
скому утомлению в процессе мышечной деятельности.
В практике физической культуры выделяют общую и специаль-
ную выносливость. Под ОБЩЕЙ понимают выносливость к продолжи-
тельной работе умеренной интенсивности, включающей функциониро-
вание всего мышечного аппарата. Человек, который может выдержать
длительный бег в умеренном темпе, может выполнять и другую работу
в таком же темпе (ходьба на лыжах). Основными компонентами общей
выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспе-
чения, функциональная и биомеханическая экономизация. Общая вы-
носливость является предпосылкой для развития специальной выносли-
вости.
Выносливость по отношению к определенной деятельности, из-
бранной как предмет специализации, называют СПЕЦИАЛЬНОЙ. (на-
пример, специальная выносливость бегуна, боксера, игровика).
Специальная выносливость классифицируется:
• По
признакам двигательного
решается двигательная задача (прыжковая выносливость)
• По
признакам двигательной
рой решается двигательная задача (игровая выносливость)
• По
признакам взаимодействия с
ствами, необходимыми для решения двигательной задачи (силовая вы-
носливость, скоростная выносливость, координационная выносливость).
Специальная
выносливость зависит от
мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышеч-
ных источников энергии, от техники владения двигательными дейст-
виями и от уровня развития других двигательных способностей.
В зависимости
от преимущественного
ностей выделяют скоростную выносливость, силовую выносливость и
координационную выносливость.
В зависимости от мощности (интенсивности) работы выделяют:
выносливость к работе умеренной мощности, выносливость к работе
большой мощности, выносливость к работе субмаксимальной мощно-
сти, выносливость к работе максимальной мощности.
Выше перечислены
основные и наиболее
носливости. Но в практике физической культуры существуют и другие
проявления выносливости, которые группируются по тем или иным
признакам, например:
⇒ выносливость к работе циклического, ациклического и смешан-
ного характера;
⇒ выносливость статическая и динамическая;
⇒ выносливость аэробная и анаэробная;
⇒ выносливость дистанционная, игровая или многоборная;
⇒ выносливость локальная, региональная или глобальная.
Различные виды выносливости независимы или мало зависимы
друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливо-
стью, но недостаточно скоростной.
12.2. Факторы, обеспечивающие
Уровень развития
и проявление выносливости
щих факторов:
Биоэнергетические
факторы включают объем
ресурсов, которым располагает организм и функциональные возможно-
сти его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, системой крови). Обра-
зование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит