Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
дует не вообще, а применительно к конкретным двигательным действи-
ям определенных видов спорта.
Вместе с
тем следует помнить о
ностей, сходных по координационным, ритмическим и другим призна-
кам. Поэтому целенаправленная работа над повышением чувства ритма
в каком-либо одном специализированном направлении положительно
отразится на повышении точности восприятия ритмической структуры
других, вновь осваиваемых двигательных действий.
Задача формирования правильного ритма возникает уже на этапе
начального разучивания. Педагог должен позаботиться о создании эта-
лонного представления о ритмической структуре впервые изучаемого
двигательного действия с помощью различных методов и приемов.
Прежде всего - это демонстрация (самим педагогом, спортсменом или
наиболее подготовленным школьником) совершенной техники двига-
тельного действия с сосредоточением внимания на его ритме. Целесо-
образно показ дополнить кино- и видеомагнитофонной демонстрацией в
обычном и замедленном темпах со звуковым сопровождением, воссоз-
дающим образ движений.
Полезно и воспроизведение
путем подсчета вслух и про себя. Повысить эффективность обучения
уже на начальном этапе
можно посредством
светолидеров - автоматических устройств, задающих по определенному
эталону формируемый ритм движений звуковыми или световыми сиг-
налами. В школе в качестве ритмолидера используют магнитофон с за-
писью эталонного ритма (например, беговых шагов, упражнений рит-
мической гимнастики) в форме музыкальных фраз или ритмических
сигналов. Применение ритмолидеров целесообразно не только на этапе
начального обучения, но и при закреплении и дальнейшем совершенст-
вовании двигательных действий. Это улучшает чувство ритма и повы-
шает способность сознательно управлять им. На указанных этапах обу-
чения перспективно использовать ритмоинформаторы, с помощью ко-
торых создается возможность сверять фактический ритм (например, пе-
далирования) с заданным, и на основании этого иметь объективную
информацию о рассогласовании.
Перед выполнением
действия со сложной ритмической структурой приемлем метод идеомо-
торного упражнения, заключающийся в попытках мысленного воссоз-
дания отчетливых двигательных ощущений и восприятии ритмических
характеристик совершаемого действия.
Для повышения чувства ритма и улучшения способности созна-
тельно управлять им особенно эффективно специальное обучение с
применением средств объективной срочной информации (В.С. Фар-
фель, 1975). Эффект в развитии чувства ритма достигается уже после
8-30 (в зависимости от вида спорта) целенаправленных тренировок.
Специальное
обучение с применением
ной информации позволяет значительно повысить чувство ритма и спо-
собность сознательно управлять им в определенных видах спорта. Ме-
тодика, основанная на применении этих средств, как правило, включает
следующую систему последовательно усложняемых заданий:
- на поддержание определенной частоты движений;
- на точное воспроизведение этой частоты в повторных попытках;
- на минимальное изменение (вначале уменьшение, затем увели-
чение) частоты движений в последующих попытках.
После каждого такого задания занимающиеся регистрируют время
его выполнения и подсчитывают количество совершенных движений
(шагов в беге на короткой дистанции, гребковых движений в плавании и
т. д.). Затем они сверяют частоту своих движений с частотой, заданной
педагогом, и с собственной субъективной оценкой частоты.
Способность к перестроению
Способность к перестроению - это умение быстро преобразо-
вывать выработанные формы двигательных действий или переклю-
чаться от одних к другим соответственно меняющимся условиям. В
теории и методике физического воспитания эта способность рас-
сматривалась как одна из двух основных способностей, характери-
зующих ловкость. Сейчас она представляется одной из важнейших
обобщенных КС человека. Отмечают большое значение этой комплекс-
ной способности для многих видов спорта, но особенно для спортивных
игр, единоборств, слалома и т. п., где содержанием двигательного дей-
ствия является быстрота и точность перестройки.
Способность
быстро перестраивать
детей школьного возраста является в известном смысле общей, генера-
лизованной. Иначе говоря, человек, быстрее и эффективнее перестраи-
вая двигательные действия в одних условиях, способен столь же эффек-
тивно перестраивать их в других, подобных условиях внезапно изме-
нившейся обстановки. Наряду
с этим следует различать
проявления данной способности в зависимости от вида спорта, напри-
мер, в слаломе, кроссе, единоборствах, спортивных играх и т. п. Поэто-
му, чем больше координационных упражнений из различных видов
спорта будет использовано для развития этой КС, тем выше станет спо-
собность перестраивать двигательную деятельность в целом.
Из определения этой способности следует, что для ее формирова-
ния наиболее пригодны упражнения, требующие быстрого, подчас
мгновенного реагирования на внезапно меняющуюся обстановку. Это
аналитические и синтетические координационные упражнения под-
вижных и спортивных игр, единоборств, слалома и других, приведен-
ных в последующих главах.
Как дополнительный
путь развития этой
ности, целесообразны задания, развивающие интеллектуальные способ-
ности и воспитывающие такие волевые качества, как смелость, реши-
тельность, инициативность.
Статокинетическая устойчивость
Статокинетическая устойчивость, т. е. способность точно, ста-
бильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных
раздражении, - важная специфическая КС. Человек, отличающийся вы-
сокой статокинетической устойчивостью, способен сохранять стабиль-
ными пространственную ориентацию, функцию равновесия и в целом
работоспособность при активных и пассивных перемещениях в про-
странстве. И наоборот, у человека, не отличающегося такой способно-
стью, после достаточно сильных раздражении вестибулярного аппарата
значительно снижаются показатели координации, в частности точность
движений (в разных заданиях у детей разного возраста на 5-30% и бо-
лее). Длительное действие прямолинейных и угловых ускорений приво-
дит также и к другим нарушениям сенсорного, вегетативного и сомати-
ческого характера.
Данная способность
имеет большое значение в
ни (езда на различных видах транспорта и др.), во многих видах спорта
(спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, на батуте,
акробатика, водные лыжи и др.), в трудовой деятельности (авиация,
космонавтика и др.).
Улучшение
статокинетической
ческой культуры и в процессе занятий спортом должно идти посред-
ством повышения общей физической подготовленности и разносто-
роннего развития КС путем систематического применения упраж-
нений, воздействующих на функции вестибулярного анализатора. Сре-
ди них следует назвать аналитические координационные упражнения:
- наклоны головы вперед, назад, в стороны: стоя на месте, в ходьбе
и беге, в прыжках;
- повороты: в ходьбе, в беге, в прыжках (на заданное и максималь-
ное количество градусов, серийные);
- вращения: в ходьбе, беге, прыжках;
- акробатические упражнения (всевозможные кувырки, перекаты и
т. п., в том числе с закрытыми глазами);
- отдельные гимнастические упражнения на снарядах, предъяв-
ляющие повышенные требования к вестибулярному анализатору;
- стойки на неустойчивой опоре.
Синтетические координационные упражнения, совершенствую-
щие статокинетическую
1. Два
и более вышеперечисленных
наклон вперед, 1-2 поворота, кувырок на мате, встать, выпрямиться, по-
вторить то же (в зависимости от возраста и подготовленности можно
выполнять до 10 поворотов и 10 кувырков); б) то же, но после этого по-
стараться удержать равновесие стоя на месте (статическое) или точно
пройти по прямой (динамическое);
2. Сочетание аналитических координационных упражнений на
статокинетическую устойчивость со всевозможными другими упражне-
ниями на КС (например, несколько кувырков подряд в сочетании с бро-
сками на меткость, точность или с заданиями на равновесие и т. д.);
3. Отдельные аналитические координационные упражнения на
статокинетическую устойчивость во всевозможных полосах препятст-
вий, в круговой тренировке,
Для направленного
совершенствования функций
аппарата применяются также упражнения с вращениями, выполняемые
на различных снарядах (на подкидной доске, батуте, трамплине и т. п.)
или с помощью специальных вращательных тренажеров (самодвижу-
щиеся лопинги, подвесные ренские колеса, центрифуги, кресла, в том
числе электровращающиеся).
Упражнения,
воздействующие на
вость, следует проводить в строгом соответствии с возрастно-половыми
и индивидуальными различиями школьников и юных спортсменов.
Способность к произвольному мышечному расслаблению
При целесообразном
и экономичном выполнении
гательных действий в возбужденном, напряженном состоянии находят-
ся только те мышечные группы, которые непосредственно заняты в вы-
полнении этих действий, другие - расслаблены. Соответственно в опти-
мальном согласовании расслабления и сокращения определенных мышц
в нужный момент и заключается межмышечная координация, которая
связана с согласованностью и соразмерностью напряжения и расслабле-
ния отдельных мышц в целостном двигательном акте. Одним из показа-
телей КС (на физиологическом уровне) может быть латентное время на-
пряжения и расслабления мышцы, определяемое методом электромио-
графии. Другой показатель КС - быстрота перехода одной и той же мы-
шечной группы из состояния напряжения в состояние расслабления.
При выполнении
определенных двигательных
ности, сложных в координационном отношении, непривычных или
осуществляемых впервые, непроизвольно повышается напряжение
мышц, которые непосредственно не участвуют в данных движениях.
Излишнее мышечное напряжение и недостаточное расслабление приво-
дят к тому, что в спортивной практике обозначается как скованность
(тела, движений, мышц) или
в целом закрепощенность.
пряжение мышц, как правило, отрицательно сказывается на качестве и
результатах выполнения всех упражнений: координационных, на вы-
носливость, скоростных и силовых. В координационных упражнениях
чрезмерное напряжение приводит к угловатости, а отсюда - и к неточ-
ности движений. Оно также влияет и на согласованность движений, что
внешне проявляется в неуклюжести школьника, спортсмена. Подобные
явления, наблюдаемые в подростковом возрасте и объясняемые проис-
ходящими в этот период
гормональными и
перестройками бурно растущего организма, не следует путать со слу-
чаями нарушения координации (точность, соразмерность, согласован-
ность и т. д.), которые встречаются в ходе выработки сложных двига-
тельных навыков на этапе начального разучивания, или связанными с
психической скованностью.
В упражнениях на выносливость (в беге, плавании, ходьбе на лы-
жах и др.) мышечная напряженность приводит к неэкономичной техни-
ке бега, следовательно, к излишней трате сил и быстрому утомлению.
При выполнении скоростных упражнений напряженность мешает про-
явлению максимальной скорости, а в силовых - снижает величину про-
являемой силы. Из этого следует, что способность мышц к оптимально-
му расслаблению играет большую роль в двигательной деятельности
человека, поэтому ее совершенствование - одна из важных задач в раз-
витии КС занимающихся физическими упражнениями.
Преодолеть или снизить излишнее мышечное напряжение в про-
цессе физического воспитания и спортивной тренировки можно разны-
ми путями в зависимости от разновидности мышечной напряженности