Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

дует не вообще, а применительно  к конкретным двигательным действи-

ям определенных видов  спорта.

     Вместе с  тем следует помнить о положительном  переносе способ-

ностей, сходных по координационным, ритмическим и другим призна-

кам. Поэтому целенаправленная работа над повышением чувства ритма

в каком-либо одном специализированном направлении положительно

отразится на повышении точности восприятия ритмической структуры

других, вновь осваиваемых  двигательных действий.

     Задача формирования  правильного ритма возникает  уже на этапе

начального разучивания. Педагог должен позаботиться о создании эта-

лонного представления о  ритмической структуре впервые  изучаемого

двигательного действия с  помощью различных методов и  приемов.

Прежде всего - это демонстрация (самим педагогом, спортсменом или

наиболее подготовленным школьником) совершенной техники  двига-

тельного действия с сосредоточением  внимания на его ритме. Целесо-

образно показ дополнить  кино- и видеомагнитофонной демонстрацией  в

обычном и замедленном  темпах со звуковым сопровождением, воссоз-

дающим образ движений. Полезно и воспроизведение заданного  ритма

путем подсчета вслух и  про себя. Повысить эффективность  обучения

уже на начальном этапе  можно посредством использования  звуко- или

 

                                179

 

 

светолидеров - автоматических устройств, задающих по определенному

эталону формируемый ритм движений звуковыми или световыми  сиг-

налами. В школе в качестве ритмолидера используют магнитофон с за-

писью эталонного ритма (например, беговых шагов, упражнений рит-

мической гимнастики) в  форме музыкальных фраз или ритмических

сигналов. Применение ритмолидеров целесообразно не только на этапе

начального обучения, но и  при закреплении и дальнейшем совершенст-

вовании двигательных действий. Это улучшает чувство ритма и  повы-

шает способность сознательно  управлять им. На указанных этапах обу-

чения перспективно использовать ритмоинформаторы, с помощью ко-

торых создается возможность  сверять фактический ритм (например, пе-

далирования) с заданным, и на основании этого иметь  объективную

информацию о рассогласовании. Перед выполнением двигательного

действия со сложной ритмической  структурой приемлем метод идеомо-

торного упражнения, заключающийся  в попытках мысленного воссоз-

дания отчетливых двигательных ощущений и восприятии ритмических

характеристик совершаемого действия.

      Для повышения  чувства ритма и улучшения  способности созна-

тельно управлять им особенно эффективно специальное обучение с

применением средств объективной  срочной информации (В.С. Фар-

фель, 1975). Эффект в развитии чувства ритма достигается уже  после

8-30 (в зависимости от  вида спорта) целенаправленных тренировок.

      Специальное  обучение с применением средств  объективной сроч-

ной информации позволяет  значительно повысить чувство ритма  и спо-

собность сознательно  управлять им в определенных видах  спорта. Ме-

тодика, основанная на применении этих средств, как правило, включает

следующую систему последовательно  усложняемых заданий:

      - на поддержание  определенной частоты движений;

      - на точное  воспроизведение этой частоты  в повторных попытках;

      - на минимальное  изменение (вначале уменьшение, затем  увели-

чение) частоты движений в  последующих попытках.

      После каждого  такого задания занимающиеся  регистрируют время

его выполнения и подсчитывают количество совершенных движений

(шагов в беге на короткой  дистанции, гребковых движений  в плавании и

 

                                180

 

 

т. д.). Затем они сверяют  частоту своих движений с частотой, заданной

педагогом, и с собственной  субъективной оценкой частоты.

 

           Способность к перестроению двигательных  действий

 

      Способность  к перестроению - это умение быстро  преобразо-

вывать выработанные формы  двигательных действий или переклю-

чаться от одних к другим соответственно меняющимся условиям. В

теории и методике физического  воспитания эта способность рас-

сматривалась как одна из двух основных способностей, характери-

зующих ловкость. Сейчас она  представляется одной из важнейших

обобщенных КС человека. Отмечают большое значение этой комплекс-

ной способности для многих видов спорта, но особенно для спортивных

игр, единоборств, слалома  и т. п., где содержанием двигательного  дей-

ствия является быстрота и  точность перестройки.

      Способность  быстро перестраивать двигательную  деятельность у

детей школьного возраста является в известном смысле общей, генера-

лизованной. Иначе говоря, человек, быстрее и эффективнее  перестраи-

вая двигательные действия в  одних условиях, способен столь же эффек-

тивно перестраивать их в  других, подобных условиях внезапно изме-

нившейся обстановки. Наряду с этим следует различать специфические

проявления данной способности  в зависимости от вида спорта, напри-

мер, в слаломе, кроссе, единоборствах, спортивных играх и т. п. Поэто-

му, чем больше координационных  упражнений из различных видов

спорта будет использовано для развития этой КС, тем выше станет спо-

собность перестраивать  двигательную деятельность в целом.

      Из определения  этой способности следует, что  для ее формирова-

ния наиболее пригодны упражнения, требующие быстрого, подчас

мгновенного реагирования на внезапно меняющуюся обстановку. Это

аналитические и синтетические  координационные упражнения под-

вижных и спортивных игр, единоборств, слалома и других, приведен-

ных в последующих главах.

      Как дополнительный  путь развития этой комплексной  способ-

ности, целесообразны задания, развивающие интеллектуальные способ-

 

                                 181

ности и воспитывающие  такие волевые качества, как смелость, реши-

тельность, инициативность.

 

                    Статокинетическая устойчивость

 

      Статокинетическая  устойчивость, т. е. способность  точно, ста-

бильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных

раздражении, - важная специфическая  КС. Человек, отличающийся вы-

сокой статокинетической  устойчивостью, способен сохранять  стабиль-

ными пространственную ориентацию, функцию равновесия и в целом

работоспособность при активных и пассивных перемещениях в про-

странстве. И наоборот, у  человека, не отличающегося такой  способно-

стью, после достаточно сильных  раздражении вестибулярного аппарата

значительно снижаются показатели координации, в частности точность

движений (в разных заданиях у детей разного возраста на 5-30% и бо-

лее). Длительное действие прямолинейных  и угловых ускорений приво-

дит также и к другим нарушениям сенсорного, вегетативного  и сомати-

ческого характера.

      Данная способность  имеет большое значение в повседневной  жиз-

ни (езда на различных видах  транспорта и др.), во многих видах  спорта

(спортивная и художественная  гимнастика, прыжки в воду, на  батуте,

акробатика, водные лыжи и  др.), в трудовой деятельности (авиация,

космонавтика и др.).

      Улучшение  статокинетической устойчивости  на уроках физи-

ческой культуры и в  процессе занятий спортом должно идти посред-

ством повышения общей  физической подготовленности и разносто-

роннего развития КС путем  систематического применения упраж-

нений, воздействующих на функции  вестибулярного анализатора. Сре-

ди них следует назвать  аналитические координационные  упражнения:

      - наклоны  головы вперед, назад, в стороны:  стоя на месте, в ходьбе

и беге, в прыжках;

      - повороты: в ходьбе, в беге, в прыжках  (на заданное и максималь-

ное количество градусов, серийные);

      - вращения: в ходьбе, беге, прыжках;

 

                                  182

 

 

       - акробатические  упражнения (всевозможные кувырки,  перекаты и

т. п., в том числе с  закрытыми глазами);

       - отдельные  гимнастические упражнения на  снарядах, предъяв-

ляющие повышенные требования к вестибулярному анализатору;

       - стойки  на неустойчивой опоре.

       Синтетические  координационные упражнения, совершенствую-

щие статокинетическую устойчивость, могут включать:

       1. Два  и более вышеперечисленных заданий,  например: а) из и. п.

наклон вперед, 1-2 поворота, кувырок на мате, встать, выпрямиться, по-

вторить то же (в зависимости  от возраста и подготовленности можно

выполнять до 10 поворотов  и 10 кувырков); б) то же, но после этого  по-

стараться удержать равновесие стоя на месте (статическое) или точно

пройти по прямой (динамическое);

       2. Сочетание  аналитических координационных  упражнений на

статокинетическую устойчивость со всевозможными другими упражне-

ниями на КС (например, несколько  кувырков подряд в сочетании с  бро-

сками на меткость, точность или с заданиями на равновесие и т. д.);

       3. Отдельные  аналитические координационные  упражнения на

статокинетическую устойчивость во всевозможных полосах препятст-

вий, в круговой тренировке,

       Для направленного  совершенствования функций вестибулярного

аппарата применяются  также упражнения с вращениями, выполняемые

на различных снарядах (на подкидной доске, батуте, трамплине  и т. п.)

или с помощью специальных  вращательных тренажеров (самодвижу-

щиеся лопинги, подвесные  ренские колеса, центрифуги, кресла, в том

числе электровращающиеся).

       Упражнения, воздействующие на статокинетическую  устойчи-

вость, следует проводить  в строгом соответствии с возрастно-половыми

и индивидуальными различиями школьников и юных спортсменов.

 

          Способность к произвольному  мышечному расслаблению

 

     При целесообразном  и экономичном выполнении спортивных  дви-

гательных действий в возбужденном, напряженном состоянии находят-

 

                                 183

 

 

ся только те мышечные группы, которые непосредственно заняты в вы-

полнении этих действий, другие - расслаблены. Соответственно в опти-

мальном согласовании расслабления и сокращения определенных мышц

в нужный момент и заключается  межмышечная координация, которая

связана с согласованностью и соразмерностью напряжения и расслабле-

ния отдельных мышц в целостном  двигательном акте. Одним из показа-

телей КС (на физиологическом  уровне) может быть латентное время  на-

пряжения и расслабления мышцы, определяемое методом электромио-

графии. Другой показатель КС - быстрота перехода одной и той  же мы-

шечной группы из состояния  напряжения в состояние расслабления.

      При выполнении  определенных двигательных действий, в част-

ности, сложных в координационном  отношении, непривычных или

осуществляемых впервые, непроизвольно повышается напряжение

мышц, которые непосредственно  не участвуют в данных движениях.

Излишнее мышечное напряжение и недостаточное расслабление приво-

дят к тому, что в спортивной практике обозначается как скованность

(тела, движений, мышц) или  в целом закрепощенность. Избыточное  на-

пряжение мышц, как правило, отрицательно сказывается на качестве и

результатах выполнения всех упражнений: координационных, на вы-

носливость, скоростных и  силовых. В координационных упражнениях

чрезмерное напряжение приводит к угловатости, а отсюда - и к  неточ-

ности движений. Оно также  влияет и на согласованность движений, что

внешне проявляется в  неуклюжести школьника, спортсмена. Подобные

явления, наблюдаемые в  подростковом возрасте и объясняемые  проис-

ходящими в этот период гормональными и морфофункциональными

перестройками бурно растущего  организма, не следует путать со слу-

чаями нарушения координации (точность, соразмерность, согласован-

ность и т. д.), которые встречаются  в ходе выработки сложных двига-

тельных навыков на этапе  начального разучивания, или связанными с

психической скованностью.

      В упражнениях  на выносливость (в беге, плавании, ходьбе на лы-

жах и др.) мышечная напряженность  приводит к неэкономичной техни-

ке бега, следовательно, к  излишней трате сил и быстрому утомлению.

При выполнении скоростных упражнений напряженность мешает про-

 

                                184

 

 

явлению максимальной скорости, а в силовых - снижает величину про-

являемой силы. Из этого  следует, что способность мышц к  оптимально-

му расслаблению играет большую  роль в двигательной деятельности

человека, поэтому ее совершенствование - одна из важных задач в раз-

витии КС занимающихся физическими  упражнениями.

     Преодолеть  или снизить излишнее мышечное  напряжение в про-

цессе физического воспитания и спортивной тренировки можно разны-

ми путями в зависимости  от разновидности мышечной напряженности

Информация о работе Понятие теории физической культуры