Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

ченной и незнакомой местности; бег по снегу, льду, траве, в лесу и др.; пе-

риодическое выполнение технических, технико-тактических действий и  про-

ведение игры в волейбол, баскетбол, ручной мяч, футбол в непривычных  ус-

ловиях, например, на деревянной или песчаной площадке, а также  в лесу;

выполнение упражнений, например прыжковых, на непривычной опорной

поверхности и т. п.);

          б) варьирование, связанное с использованием  в тренировке непривыч-

ных снарядов, инвентаря, оборудования (технические приемы игры разными

 

                                       167

 

 

мячами; прыжки вверх через  планку, веревочку, резинку, „забор" и др.; гим-

настические задания на незнакомых снарядах и т. п.);

     в) осуществление  индивидуальных, групповых и командных  атакую-

щих и защитных тактических  двигательных действий в условиях не строго

регламентируемых взаимодействий противников или партнеров. Это  так на-

зываемое свободное тактическое  варьирование (отработка технических

приемов и тактических  взаимодействий, комбинаций, возникающих  в про-

цессе самостоятельных и  учебно-тренировочных игр; выполнение различных

тактических взаимодействий с разными соперниками и партнерами; проведе-

ние вольных схваток в  борьбе и т. п.);

     г) игровое  варьирование, связанное с использованием  игрового и со-

ревновательного методов. Его  можно назвать состязанием в  двигательном

творчестве (соперничество  в оригинальности построения новых  движений и

связок у акробатов, гимнастов, прыгунов в воду и на батуте и  др.; „игра ско-

ростей" - фартлек; игровое  соперничество в искусстве создания новых вари-

антов индивидуальных, групповых  и командных тактических действий в

спортивных играх; упражнения на гимнастических снарядах в порядке  ого-

воренного соперничества  с партнерами и т. п.).

 

 

     При применении  методов вариативного (переменного)  упражнения не-

обходимо учитывать следующие  основные правила:

     - использовать  небольшое количество (8-12) повторений  разно-

образных физических упражнений, предъявляющих сходные требования к

способу управления движением;

        - многократно  повторять эти упражнения, как  можно чаще и целена-

правленнее, изменяя выполнения отдельных характеристик и двигательного

действия в целом, а  также условия осуществления  этих действий.

     Рекомендаций  о том, какие методические приемы, относящиеся к ме-

тодам вариативного (переменного) упражнения, являются наиболее эффек-

тивными для развития и  совершенствования КС школьников, нет. По-

видимому, одни из приемов  более адекватны одним условиям, другие - дру-

гим. Это зависит от задач, решаемых на уроке, возможностей школы  и учи-

теля, подготовленности учащихся, их возраста, пола, индивидуальных осо-

бенностей и других факторов. Однако важно в течение учебного года и всего

 

                                     168

 

 

периода обучения ребенка  в школе обеспечить всестороннее и целенаправ-

ленное использование  этих приемов при освоении всех разделов учебной

программы. Методы строго регламентированного  варьирования должны за-

нимать больше места при  формировании КС в младшем и среднем  школьном

возрасте, не строго регламентированного - в старшем. Последние следует

широко использовать в  занятиях с юными и квалифицированными спортсме-

нами.

        Методом,  оказывающим существенное воздействие  на проявление КС,

можно назвать „метод (или  принцип) направленного сопряжения" (В. М.

Дьячков). Направленное сопряженное  совершенствование КС и физических

способностей, КС и фаз  техники и технико-тактических  действий, техниче-

ской и физической подготовки, как показали результаты исследований преж-

де всего в большом  спорте, является весьма перспективным. Однако этот ме-

тод недостаточно целенаправленно  используется в практике физического

воспитания школьников и  юных спортсменов.

        Широкое  применение в развитии и совершенствовании  КС занимают

игровой и соревновательный методы. По сути говоря, большинство  упраж-

нений, рекомендованных для  развития КС, можно провести этими  методами.

        Для  развития КС (особенно специфических,  относящихся к кон-

кретным видам спорта) в  современной практике физического  воспитания

школьников все шире применяют  так называемые специализированные сред-

ства, методы и методические приемы. Основное их назначение состоит  в

том, чтобы обеспечить соответствующие  зрительные восприятия и представ-

ления; дать объективную информацию о параметрах выполняемых двига-

тельных действий; способствовать исправлению отдельных параметров дви-

жений по ходу их выполнения; воздействовать на все органы чувств, которые

участвуют в управлении и  регулировке движений.

        К  названным специализированным средствам  и методам можно отне-

сти:

        - средства  видеомагнитофонной демонстрации, позволяющие анализи-

ровать технику спортивных движений;

        - метод  идеомоторного упражнения, состоящий  в попытках мысленно-

го воспроизведения или  воссоздания четких двигательных ощущений и вос-

приятии двигательного действия в целом или отдельных его  характеристик

 

                                    169

 

 

(например, пространственных  параметров, решающих звеньев, фаз  этих дей-

ствий) перед выполнением  движения;

         - средства и методические приемы  лидирования, избирательной демон-

страции и ориентирования, позволяющие выполнять упражнения под звуко-

или светолидер, воссоздать пространственные, временные и ритмические  ха-

рактеристики движений и  воспринять их зрительно, на слух или  тактильно и

т. д.;

         - приемы и условия направленного  „прочувствования" движений, ос-

нованные на применении специальных  тренажерных устройств, которые  по-

зволяют прочувствовать отдельные  параметры движений (например, про-

странственные, динамические, временные или их совокупность).

         - некоторые методы срочной информации, основанные на применении

технических устройств, автоматически  регистрирующих параметры движе-

ний и срочно сигнализирующих  о нарушении отдельных из них (В. С. Фар-

фель, 1975).

         Данные  специализированные средства и  методы развития КС следует

рассматривать как подчиненные  основным.

 

 

                       14.7. Методика развития некоторых

                  специфических координационных  способностей

 

     Специфически  проявляемые КС разнообразны. Среди  их можно

выделить: способности к  дифференцированию, ориентированию, равно-

весию, реакции и ритму. Они являются наиболее значимыми, т.к. про-

являются в трудовой, спортивной деятельности, быту. Именно развитию

этих способностей необходимо уделять наибольшее внимание в процес-

се физического воспитания школьников и юных спортсменов.

 

                            Способности, основанные

                    на проприорецептивной чувствительности

 

     Исследования  авторов показали, что способности,  основанные на

проприорецептивной чувствительности (мышечном чувстве), достаточ-

но специфичны. Это - способности  к воспроизведению, оценке, отмери-

 

                                     170

 

 

ванию, дифференцированию  пространственных, временных и силовых

параметров движений. Объяснить  наличие такого числа так называемых

простых способностей можно, вероятно, тем, что управление движе-

ниями по различным параметрам осуществляется с помощью различных

проприорецепторов (В. С. Фарфель, 1975; Е. П. Ильин, 1976). Проприо-

цепторы – концевые образования  нервных волокон в скелетных  мыш-

цах, связках, суставных сумках; раздражаются при сокращении, напря-

жении или растягивании мышц.

      Способности  к воспроизведению, оценке, отмериванию  и диффе-

ренцированию параметров основаны преимущественно на точности

двигательных ощущений, выступающих  нередко в сочетании со зри-

тельными и слуховыми. При малом моторном опыте ощущения и вос-

приятия занимающегося еще  слишком грубы, неточны, плохо осозна-

ваемы. В результате этого  они допускают существенные ошибки в вос-

произведении, оценке или  дифференцировании пространственных, вре-

менных, пространственно-временных  и силовых признаков движений.

По мере приобретения опыта  ощущения и восприятия о параметрах вы-

полняемых движений становятся более точными, отчетливыми и  ясны-

ми. Так, спортсмены в условиях эксперимента способны выполнять

движения с точностью  по амплитуде до 0,3°, по длительности - до 0,1 с,

по интенсивности усилий - до 0,5 кг (А. Ц. Пуни, Е. Н. Сурков, 1984).

      В каждом  виде спорта и физических упражнений  мышечно-

двигательные ощущения и  восприятия носят специфический  характер.

Специализированные восприятия в спортивной деятельности иначе  на-

зываются чувствами. Наиболее известны чувства: дистанции - у фехто-

вальщиков и боксеров; времени - у бегунов, велосипедистов, лыжников,

конькобежцев, пловцов; льда - у конькобежцев; мяча - у волейболистов,

баскетболистов, футболистов; снега - у лыжников и биатлонистов; сна-

ряда - у гимнастов; ковра - у борцов; воды - у пловцов и  т. д. Из этого

следует, что способности  к воспроизведению, дифференцированию, от-

мериванию и оценке пространственных, временных и силовых парамет-

ров движений, действий или  деятельности в целом, весьма разно-

образны, носят специфический  характер и развиваются в зависимости

от особенностей определенного  вида спорта.

 

                                  171

Вместе с тем данные способности хотя и можно представить  как

самостоятельно существующие простые способности, все же изоли-

рованно они встречаются  крайне редко. Кроме этого, эти способности

находятся в определенных отношениях и связях с другими  специаль-

ными и специфическими КС, а также с физическими и  психическими

способностями. Эти связи  обусловлены тем, что в реальной двига-

тельной деятельности координация  движений выступает как целостный

психомоторный процесс.

     Способности  точно воспроизводить, оценивать,  отмеривать и

дифференцировать параметры  движений развиваются прежде всего  при

систематическом применении обще- и специально-подготовительных

координационных упражнений, методов и методических приемов  раз-

вития специальных КС. Эффективность  педагогического воздействия

можно повысить, если использовать методические подходы, направлен-

ные на совершенствование  этих способностей. Эти подходы основаны

главным образом на системном  выполнении заданий, предъявляющих

повышенные требования к  точности выполнения двигательных дейст-

вий или отдельных движений. Их можно представить в двух основных

вариантах: аналитические (избирательные) задания на точность воспро-

изведения, оценки, отмеривания  и дифференцирования преимуществен-

но одного какого-либо параметра  движений (пространственного, вре-

менного или силового) и  синтетические - на точность управления двига-

тельными действиями в  целом. Понятно, что такое разделение услов-

но, так как точность, скажем, пространственного параметра изолиро-

ванно от точности временного или силового признака движений не

встречается. В реальном процессе управления и регулирования движе-

нием эти виды точности всегда выступают в органическом единстве.

Поэтому, хотя и возможно преимущественное, дифференцированное

воздействие на улучшение  точности одного какого-либо параметра

движений, но обязательной является установка на достижение точности

выполнения двигательного  действия в целом.

     Задания на  точность воспроизведения эталонных  пространствен-

ных, временных, пространственно-временных  и силовых параметров

шире представлены в физических упражнениях с относительно стан-

 

                                 172

 

 

дартной кинематической структурой (акробатические, гимнастические,

общеразвивающие упражнения и др.).

      Примерами  их могут быть: задания на точность  воспроизведения

одновременных или последовательных движений и положений рук, ног,

туловища при выполнении общеразвивающих упражнений без  предме-

тов, ходьба или бег по разметкам и (или) за заданное время; повторные

передачи или броски мяча (снаряда) по одной и той же траектории на

одинаковое расстояние и  т. п.

      В тесной  связи с заданиями на точность  воспроизведения пара-

метров движений следует  систематически использовать задания, кото-

рые требуют точности оценки и отмеривания этих параметров. Напри-

мер, при выполнении общеразвивающих  упражнений школьника просят

самостоятельно и по возможности  точно оценить амплитуду движений,

выполняемых руками, ногами или туловищем; при легкоатлетическом

Информация о работе Понятие теории физической культуры