Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
ченной и незнакомой местности; бег по снегу, льду, траве, в лесу и др.; пе-
риодическое выполнение технических, технико-тактических действий и про-
ведение игры в волейбол, баскетбол, ручной мяч, футбол в непривычных ус-
ловиях, например, на деревянной или песчаной площадке, а также в лесу;
выполнение упражнений, например прыжковых, на непривычной опорной
поверхности и т. п.);
б) варьирование, связанное с использованием в тренировке непривыч-
ных снарядов, инвентаря, оборудования (технические приемы игры разными
мячами; прыжки вверх через планку, веревочку, резинку, „забор" и др.; гим-
настические задания на незнакомых снарядах и т. п.);
в) осуществление индивидуальных, групповых и командных атакую-
щих и защитных тактических двигательных действий в условиях не строго
регламентируемых
зываемое свободное
приемов и тактических взаимодействий, комбинаций, возникающих в про-
цессе самостоятельных и учебно-тренировочных игр; выполнение различных
тактических взаимодействий
с разными соперниками и
ние вольных схваток в борьбе и т. п.);
г) игровое варьирование, связанное с использованием игрового и со-
ревновательного методов. Его можно назвать состязанием в двигательном
творчестве (соперничество в оригинальности построения новых движений и
связок у акробатов, гимнастов, прыгунов в воду и на батуте и др.; „игра ско-
ростей" - фартлек; игровое
соперничество в искусстве
антов индивидуальных, групповых
и командных тактических
спортивных играх; упражнения на гимнастических снарядах в порядке ого-
воренного соперничества с партнерами и т. п.).
При применении методов вариативного (переменного) упражнения не-
обходимо учитывать следующие основные правила:
- использовать небольшое количество (8-12) повторений разно-
образных физических упражнений,
предъявляющих сходные
способу управления движением;
- многократно повторять эти упражнения, как можно чаще и целена-
правленнее, изменяя выполнения
отдельных характеристик и
действия в целом, а также условия осуществления этих действий.
Рекомендаций
о том, какие методические
тодам вариативного (переменного) упражнения, являются наиболее эффек-
тивными для развития и совершенствования КС школьников, нет. По-
видимому, одни из приемов
более адекватны одним
гим. Это зависит от задач, решаемых на уроке, возможностей школы и учи-
теля, подготовленности учащихся, их возраста, пола, индивидуальных осо-
бенностей и других факторов. Однако важно в течение учебного года и всего
периода обучения ребенка в школе обеспечить всестороннее и целенаправ-
ленное использование этих приемов при освоении всех разделов учебной
программы. Методы строго регламентированного варьирования должны за-
нимать больше места при формировании КС в младшем и среднем школьном
возрасте, не строго регламентированного - в старшем. Последние следует
широко использовать в занятиях с юными и квалифицированными спортсме-
нами.
Методом,
оказывающим существенное
можно назвать „метод (или принцип) направленного сопряжения" (В. М.
Дьячков). Направленное сопряженное совершенствование КС и физических
способностей, КС и фаз техники и технико-тактических действий, техниче-
ской и физической подготовки, как показали результаты исследований преж-
де всего в большом спорте, является весьма перспективным. Однако этот ме-
тод недостаточно целенаправленно используется в практике физического
воспитания школьников и юных спортсменов.
Широкое
применение в развитии и
игровой и соревновательный методы. По сути говоря, большинство упраж-
нений, рекомендованных для развития КС, можно провести этими методами.
Для развития КС (особенно специфических, относящихся к кон-
кретным видам спорта) в современной практике физического воспитания
школьников все шире применяют так называемые специализированные сред-
ства, методы и методические приемы. Основное их назначение состоит в
том, чтобы обеспечить соответствующие зрительные восприятия и представ-
ления; дать объективную информацию о параметрах выполняемых двига-
тельных действий; способствовать
исправлению отдельных
жений по ходу их выполнения; воздействовать на все органы чувств, которые
участвуют в управлении и регулировке движений.
К
названным специализированным
сти:
- средства
видеомагнитофонной
ровать технику спортивных движений;
- метод идеомоторного упражнения, состоящий в попытках мысленно-
го воспроизведения или воссоздания четких двигательных ощущений и вос-
приятии двигательного действия в целом или отдельных его характеристик
(например, пространственных параметров, решающих звеньев, фаз этих дей-
ствий) перед выполнением движения;
-
средства и методические
страции и ориентирования,
позволяющие выполнять
или светолидер, воссоздать пространственные, временные и ритмические ха-
рактеристики движений и воспринять их зрительно, на слух или тактильно и
т. д.;
-
приемы и условия
нованные на применении специальных тренажерных устройств, которые по-
зволяют прочувствовать отдельные параметры движений (например, про-
странственные, динамические, временные или их совокупность).
-
некоторые методы срочной
технических устройств, автоматически регистрирующих параметры движе-
ний и срочно сигнализирующих о нарушении отдельных из них (В. С. Фар-
фель, 1975).
Данные специализированные средства и методы развития КС следует
рассматривать как подчиненные основным.
14.7. Методика развития некоторых
специфических координационных способностей
Специфически проявляемые КС разнообразны. Среди их можно
выделить: способности к дифференцированию, ориентированию, равно-
весию, реакции и ритму. Они являются наиболее значимыми, т.к. про-
являются в трудовой, спортивной деятельности, быту. Именно развитию
этих способностей необходимо уделять наибольшее внимание в процес-
се физического воспитания школьников и юных спортсменов.
Способности, основанные
на проприорецептивной
Исследования авторов показали, что способности, основанные на
проприорецептивной
но специфичны. Это - способности к воспроизведению, оценке, отмери-
ванию, дифференцированию пространственных, временных и силовых
параметров движений. Объяснить наличие такого числа так называемых
простых способностей можно, вероятно, тем, что управление движе-
ниями по различным параметрам осуществляется с помощью различных
проприорецепторов (В. С. Фарфель, 1975; Е. П. Ильин, 1976). Проприо-
цепторы – концевые образования нервных волокон в скелетных мыш-
цах, связках, суставных сумках; раздражаются при сокращении, напря-
жении или растягивании мышц.
Способности к воспроизведению, оценке, отмериванию и диффе-
ренцированию параметров основаны преимущественно на точности
двигательных ощущений, выступающих нередко в сочетании со зри-
тельными и слуховыми. При малом моторном опыте ощущения и вос-
приятия занимающегося еще слишком грубы, неточны, плохо осозна-
ваемы. В результате этого они допускают существенные ошибки в вос-
произведении, оценке или
дифференцировании
менных, пространственно-временных и силовых признаков движений.
По мере приобретения опыта ощущения и восприятия о параметрах вы-
полняемых движений становятся более точными, отчетливыми и ясны-
ми. Так, спортсмены в условиях эксперимента способны выполнять
движения с точностью по амплитуде до 0,3°, по длительности - до 0,1 с,
по интенсивности усилий - до 0,5 кг (А. Ц. Пуни, Е. Н. Сурков, 1984).
В каждом
виде спорта и физических
двигательные ощущения и восприятия носят специфический характер.
Специализированные восприятия в спортивной деятельности иначе на-
зываются чувствами. Наиболее известны чувства: дистанции - у фехто-
вальщиков и боксеров; времени - у бегунов, велосипедистов, лыжников,
конькобежцев, пловцов; льда - у конькобежцев; мяча - у волейболистов,
баскетболистов, футболистов; снега - у лыжников и биатлонистов; сна-
ряда - у гимнастов; ковра - у борцов; воды - у пловцов и т. д. Из этого
следует, что способности к воспроизведению, дифференцированию, от-
мериванию и оценке пространственных, временных и силовых парамет-
ров движений, действий или деятельности в целом, весьма разно-
образны, носят специфический характер и развиваются в зависимости
от особенностей определенного вида спорта.
Вместе с тем данные способности хотя и можно представить как
самостоятельно существующие простые способности, все же изоли-
рованно они встречаются крайне редко. Кроме этого, эти способности
находятся в определенных отношениях и связях с другими специаль-
ными и специфическими КС, а также с физическими и психическими
способностями. Эти связи обусловлены тем, что в реальной двига-
тельной деятельности координация движений выступает как целостный
психомоторный процесс.
Способности точно воспроизводить, оценивать, отмеривать и
дифференцировать параметры движений развиваются прежде всего при
систематическом применении обще- и специально-подготовительных
координационных упражнений, методов и методических приемов раз-
вития специальных КС. Эффективность педагогического воздействия
можно повысить, если использовать методические подходы, направлен-
ные на совершенствование этих способностей. Эти подходы основаны
главным образом на системном выполнении заданий, предъявляющих
повышенные требования к точности выполнения двигательных дейст-
вий или отдельных движений. Их можно представить в двух основных
вариантах: аналитические (избирательные) задания на точность воспро-
изведения, оценки, отмеривания
и дифференцирования
но одного какого-либо параметра движений (пространственного, вре-
менного или силового) и синтетические - на точность управления двига-
тельными действиями в целом. Понятно, что такое разделение услов-
но, так как точность, скажем,
пространственного параметра
ванно от точности временного или силового признака движений не
встречается. В реальном процессе управления и регулирования движе-
нием эти виды точности всегда выступают в органическом единстве.
Поэтому, хотя и возможно преимущественное, дифференцированное
воздействие на улучшение точности одного какого-либо параметра
движений, но обязательной является установка на достижение точности
выполнения двигательного действия в целом.
Задания на
точность воспроизведения
ных, временных, пространственно-временных и силовых параметров
шире представлены в физических упражнениях с относительно стан-
дартной кинематической структурой (акробатические, гимнастические,
общеразвивающие упражнения и др.).
Примерами их могут быть: задания на точность воспроизведения
одновременных или последовательных движений и положений рук, ног,
туловища при выполнении общеразвивающих упражнений без предме-
тов, ходьба или бег по разметкам и (или) за заданное время; повторные
передачи или броски мяча (снаряда) по одной и той же траектории на
одинаковое расстояние и т. п.
В тесной связи с заданиями на точность воспроизведения пара-
метров движений следует систематически использовать задания, кото-
рые требуют точности оценки и отмеривания этих параметров. Напри-
мер, при выполнении общеразвивающих упражнений школьника просят
самостоятельно и по возможности
точно оценить амплитуду
выполняемых руками, ногами или туловищем; при легкоатлетическом