Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

ний технику, скажем, бега на коньках, акробатических упражнений, бросков

в кольцо, тем самым формируем  и соответствующие КС. В свою очередь,

воспитывая с помощью  развивающих упражнений КС, создаем  предпосылки

для приобретения вариативной  техники движений;

     в) развивающие  и совершенствующие специфические  КС: к ориен-

тированию в пространстве, ритму, сохранению равновесия, вестибулярной

устойчивости и др., которые  имеют особо важное значение для  отдельных

видов спортивной и трудовой деятельности;

     г) вырабатывающие  специализированные восприятия (чувство  планки,

оружия, снаряда, мяча, воды и  др.); сенсомоторные реакции (в боксе, фехто-

вании, борьбе, спортивных играх); мнемические (оперативная двигательная

память) и интеллектуальные процессы (быстрота и качество оперативного

мышления, способность к  предвидению изменения ситуации в ограниченном

интервале времени, инициативность и самостоятельность в спортивных играх

или единоборствах);

     Упражнения, перечисленные  в пунктах „в" и „г", следует  умело и гар-

монично включать в урок при  прохождении соответствующего материала

программы по легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм и др.. Кроме

этого, упражнения пункта „в" необходимо использовать в процессе профес-

сионально-прикладной физической подготовки старших школьников, а  пунк-

тов „в" и „г" - юных и квалифицированных спортсменов. По мере роста спор-

тивного и профессионального  мастерства количество этих упражнений уве-

личивается.

     Для сопряженного  воздействия на координационные  и физические спо-

собности применяют в  различных сочетаниях обще- и специально-

подготовительные координационные  упражнения. Примеры соединения си-

ловых, скоростно-силовых  способностей и КС: метание мяча (правой, левой

рукой) на расстояние, равное 1/3, 1/2 или 1/6 от максимальной дальности  ме-

тания; чередование метаний (бросков) в цель при использовании  снарядов

(мячей) разной массы;  чередование бросков мяча в  стену на максимальную

 

 

 

                                    162

 

 

дальность отскока с бросками на дальность отскока, равную 1/2, 1/3 или 1/6

от максимальной;

      Прыжки в  длину или вверх с места  в полную силу, вполсилы, в 1/3 си-

лы; прыжки с вращениями в  одну и другую стороны на максимальное коли-

чество градусов (на половину, на одну треть) или прыжки на заданное коли-

чество градусов и т. д.

      Варианты  соединения скоростных способностей  и КС: чередование

бега с максимальной скоростью  на короткие отрезки с бегом со скоростью

30-90% от максимальной (с  обязательным определением времени  пробегания

отрезка самим учащимся и  коррекцией скорости бега педагогом); то же в

других циклических локомоциях (в плавании, лыжном и конькобежном

спорте, гребле); чередование  пробегания равных отрезков по прямой с пре-

одолением их при изменении  направления движения, скорости бега, того и

другого вместе и т.д.

      Примерами  упражнений, соединяющих развитие  выносливости и КС,

являются: продолжительный  бег по сильно пересеченной и желательно не-

знакомой местности; катание  на лыжах и велосипеде; достаточно длитель-

ный бег по песку, снегу  или льду; продолжительное выполнение технико-

тактических взаимодействий: 2х1; 3х3; 2х1; 3х2 и т. д.

      Координационные  упражнения, в которых гармонически  соединены

требования к гибкости и КС, - это, например, упражнения, выполняемые  с

предметами (палкой, обручем), на гимнастической стенке, в парах  и т.д.

      В преобразованном  виде общеподготовительные и  специально-

подготовительные координационные  упражнения можно проводить в  форме

игровых и соревновательных упражнений (особенно единоборств, подвиж-

ных и спортивных игр), которые  являются действенным средством  воспита-

ния определенных КС, так  как в этом случае создаются условия  для макси-

мального и подчас неожиданного их проявления. Разумеется, в процессе со-

ревновательных упражнений (или что в известном смысле тождественно по-

нятию „вид спорта"), а  также игровых заданий у участника  развиваются не

только координационные, но физические и умственные способности, совер-

шенствуются определенные навыки и умения, волевые качества. Поэтому  со-

ревновательные и игровые  упражнения - это комплексное средство развития

 

 

                                     163

 

 

и совершенствования самых  разнообразных свойств личности, куда относят-

ся психомоторные (и координационные) способности.

       В соответствии  с принципом преимущественного  воздействия на КС

координационные упражнения можно разделить на аналитические  и синте-

тические. Первые направлены преимущественно на развитие КС, относя-

щихся к однородным группам  двигательных действий, например, цикличе-

ские движения (разновидности  ходьбы, бега, лазанья, ползания, езда на вело-

сипеде, бег на лыжах, коньках, плавание, гребля); метательные движения с

акцентом на силу (толкание ядра, метание копья, молота, диска); поднятие

тяжестей (упражнения с гирей  и штангой); всевозможные акробатические

упражнения.

     Синтетические    координационные     упражнения    содействуют    вос-

питанию двух и более КС. Примерами таких упражнений являются варианты

полос препятствий, эстафет  и круговой тренировки, многие подвижные  и

большинство спортивных (особенно коллективных) игр.

 

 

              14.6. Методы развития координационных  способностей

 

     Для развития  КС используют разнообразные  методы. Первыми из них

следует назвать методы строго регламентированного упражнения (или  со-

кращенно - методы упражнения), основанные на двигательной деятельности.

Эти методы используются в  различных вариантах. Их разнообразие зависит

от того, какой ведущий  признак (принцип) положен в основу группировки.

     В частности,  по степени избирательности воздействия  на КС можно го-

ворить о методах избирательно направленного упражнения с воздействием

преимущественно на сходные  КС, например, на КС, проявляющиеся в  цик-

лических локомоциях или  относящиеся к метательным движениям  с акцен-

том на меткость и о методах  генерализованного упражнения (с  общим воз-

действием на две и более  КС).

     По признакам  стандартизации или варьирования  воздействий выделя-

ют методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упраж-

нения. Первые используют для  развития КС при разучивании новых, доста-

точно сложных в координационном  отношении двигательных действий, ов-

ладеть которыми можно  лишь после ряда повторений их в  относительно

стандартных условиях. Вторые, по мнению большинства исследователей и

                                    164

 

 

практиков, вообще являются главными методами развития КС. Остановимся

на них подробнее.

      Методы вариативного (переменного) упражнения для  формирования

КС можно представить  в двух основных вариантах: методы строго регламен-

тированного и не строго регламентированного  варьирования.

      К методам  строго регламентированного упражнения  можно отнести

(разумеется, условно) 3 группы  методических приемов.

 

 

      1-я группа - приемы строго заданного варьирования  отдельных харак-

теристик или всей формы  привычного двигательного действия:

      а) изменение  направления движения (бег или  ведение мяча с изменени-

ем направления движения, езда на лыжах в упражнении „слалом", прыжки „с

кочки на кочку" и т. п.);

      б) изменение  силовых компонентов; чередование  метаний при исполь-

зовании снарядов разном массы  на дальность и в цель; прыжки в длину или

вверх с места в полную силу, вполсилы, в одну треть силы и т. п.);

      в) изменение  скорости или темпа движений (выполнение  общераз-

вивающих упражнений в  обычном, ускоренном и замедленном  темпе; прыж-

ки с разбега в длину  или через планку с повышенной скоростью; броски в

корзину в непривычном  темпе - ускоренном или замедленном  и т. п.);

      г) изменение  ритма движений (разбега в прыжках  в длину или высоту,

бросковых шагов в метании  малого мяча или копья, в баскетболе или ручном

мяче и др.);

      д) изменение  исходных положений (выполнение  общеразвивающих и

специально-подготовительных упражнений в положении стоя, лежа, сидя, в

приседе и др.; бег лицом  вперед, спиной, боком по направлению  движения,

из положения приседа, из упора лежа и т. д.; прыжки в  длину или глубину из

положения стоя спиной или  боком по направлению прыжка и  т. п.);

      е) варьирование  конечных положений (бросок вверх  из и. п. стоя, ловля

- сидя; бросок вверх из  и. п. сидя, ловля - стоя; бросок  вверх из и. п. лежа,

ловля - сидя или стоя и  т. п.);

      ж) изменение  пространственных границ, в которых  выполняется уп-

ражнение (игровые упражнения на уменьшенной площадке, метание  диска,

 

 

 

                                     165

 

 

толкание ядра из уменьшенного круга; выполнение упражнений в равновесии

на уменьшенной опоре  и т. п.);

     з) изменение  способа выполнения действия (прыжки  в высоту и длину

при использовании разных вариантов техники прыжка; совершенствование

техники бросков или передач  мяча при целенаправленном изменении  способа

выполнения приема и т. п.).

 

 

     2-я группа - приемы выполнения привычных  двигательных действий в

непривычных сочетаниях:

     а) усложнение  привычного действия добавочными  движениями (ловля

мяча с предварительным  хлопком в ладоши, поворотом кругом, прыжком с

поворотом и др.; опорные  прыжки с дополнительными поворотами перед

приземлением, с хлопком  руками вверху, с кругом руками вперед и др.; под-

скоки на двух ногах с одновременными движениями рук и т. п.);

     б) комбинирование  двигательных действий (объединение  отдельных

освоенных общеразвивающих  упражнений без предметов или  с предметами в

новую комбинацию, выполняемую  с ходу; соединение хорошо освоенных

акробатических или гимнастических элементов в новую комбинацию; вклю-

чение вновь разученного  приема единоборства или игры в состав уже разу-

ченных технических или  технико-тактических действий и  т. п.);

     в) „зеркальное"  выполнение упражнений (смена толчковой  и маховой

ноги в прыжках в  высоту и длину с разбега; метание  снарядов „неведущей"

рукой; выполнение „бросковых" шагов в баскетболе, ручном мяче с другой

ноги; передачи, броски и ведение  мяча „неведущей" рукой и т. п.).

 

 

     3-я группа - приемы введения внешних условий,  строго регла-

ментирующих направление  и пределы варьирования:

     а) использование  различных сигнальных раздражителей,  требующих

срочной перемены действий (изменение  скорости или темпа выполнения уп-

ражнений по звуковому  или зрительному сигналу, мгновенный переход от

атакующих действий к защитным по звуковому сигналу, и наоборот, и т. п.);

     б) усложнение  движений с помощью заданий  типа жонглирования

(ловля и передача двух  мячей с отскоком и без отскока  от стены; жонглиро-

вание двумя мячами одинаковой и разной массы двумя и одной  рукой и т. п.);

 

                                    166

 

 

          в) выполнение освоенных двигательных  действий после „раздражения"

вестибулярного аппарата (упражнения в равновесии сразу после  кувырков,

вращении и т. п., воздействующие на вестибулярный аппарат; броски в  коль-

цо или ведение мяча после акробатических кувырков или  вращении и т. п.);

          г) совершенствование техники  двигательных действий после  соот-

ветствующей (дозированной) физической нагрузки или на фоне утомления

(совершенствование техники  ходьбы на лыжах, коньках на  фоне утомления;

выполнение серии штрафных бросков в баскетболе после каждой серии ин-

тенсивных игровых заданий  и т. п.);

          д) выполнение упражнений в  условиях, ограничивающих или исключаю-

щих зрительный контроль (ведение, передачи и броски мяча в кольцо в усло-

виях плохой видимости  или в специальных очках; общеразвивагощие упраж-

нения и упражнения в равновесии с закрытыми глазами; прыжки в  длину с

места на заданное расстояние и метание на точность с закрытыми  глазами и

т. п.);

          е) введение заранее точно обусловленного  противодействия партнера

в единоборствах и спортивных играх (отработка финта только „на  проход

вправо" или „на бросок - проход" к щиту справа или слева  от опекуна; зара-

нее оговоренных, индивидуальных, групповых или командных атакующих  и

защитных тактических  действий в спортивных играх; заранее  принятой и

оговоренной тактики в  единоборствах и т. п.).

 

 

          Методы не строго регламентированного  варьирования содержат сле-

дующие примерные приемы:

          а) варьирование, связанное с использованием  необычных условий есте-

ственной среды (бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде и др. по пересе-

Информация о работе Понятие теории физической культуры