Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
ний технику, скажем, бега на коньках, акробатических упражнений, бросков
в кольцо, тем самым формируем и соответствующие КС. В свою очередь,
воспитывая с помощью развивающих упражнений КС, создаем предпосылки
для приобретения вариативной техники движений;
в) развивающие
и совершенствующие
тированию в пространстве, ритму, сохранению равновесия, вестибулярной
устойчивости и др., которые имеют особо важное значение для отдельных
видов спортивной и трудовой деятельности;
г) вырабатывающие специализированные восприятия (чувство планки,
оружия, снаряда, мяча, воды и др.); сенсомоторные реакции (в боксе, фехто-
вании, борьбе, спортивных играх); мнемические (оперативная двигательная
память) и интеллектуальные процессы (быстрота и качество оперативного
мышления, способность к предвидению изменения ситуации в ограниченном
интервале времени, инициативность
и самостоятельность в
или единоборствах);
Упражнения, перечисленные в пунктах „в" и „г", следует умело и гар-
монично включать в урок при прохождении соответствующего материала
программы по легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм и др.. Кроме
этого, упражнения пункта „в" необходимо использовать в процессе профес-
сионально-прикладной физической подготовки старших школьников, а пунк-
тов „в" и „г" - юных
и квалифицированных
тивного и профессионального мастерства количество этих упражнений уве-
личивается.
Для сопряженного
воздействия на
собности применяют в различных сочетаниях обще- и специально-
подготовительные
ловых, скоростно-силовых способностей и КС: метание мяча (правой, левой
рукой) на расстояние, равное 1/3, 1/2 или 1/6 от максимальной дальности ме-
тания; чередование метаний (бросков) в цель при использовании снарядов
(мячей) разной массы; чередование бросков мяча в стену на максимальную
дальность отскока с бросками на дальность отскока, равную 1/2, 1/3 или 1/6
от максимальной;
Прыжки в длину или вверх с места в полную силу, вполсилы, в 1/3 си-
лы; прыжки с вращениями в одну и другую стороны на максимальное коли-
чество градусов (на половину, на одну треть) или прыжки на заданное коли-
чество градусов и т. д.
Варианты
соединения скоростных
бега с максимальной скоростью на короткие отрезки с бегом со скоростью
30-90% от максимальной (с
обязательным определением
отрезка самим учащимся и коррекцией скорости бега педагогом); то же в
других циклических локомоциях (в плавании, лыжном и конькобежном
спорте, гребле); чередование пробегания равных отрезков по прямой с пре-
одолением их при изменении направления движения, скорости бега, того и
другого вместе и т.д.
Примерами упражнений, соединяющих развитие выносливости и КС,
являются: продолжительный бег по сильно пересеченной и желательно не-
знакомой местности; катание на лыжах и велосипеде; достаточно длитель-
ный бег по песку, снегу или льду; продолжительное выполнение технико-
тактических взаимодействий: 2х1; 3х3; 2х1; 3х2 и т. д.
Координационные упражнения, в которых гармонически соединены
требования к гибкости и КС, - это, например, упражнения, выполняемые с
предметами (палкой, обручем), на гимнастической стенке, в парах и т.д.
В преобразованном виде общеподготовительные и специально-
подготовительные
игровых и соревновательных упражнений (особенно единоборств, подвиж-
ных и спортивных игр), которые являются действенным средством воспита-
ния определенных КС, так как в этом случае создаются условия для макси-
мального и подчас неожиданного их проявления. Разумеется, в процессе со-
ревновательных упражнений (или что в известном смысле тождественно по-
нятию „вид спорта"), а
также игровых заданий у
только координационные, но физические и умственные способности, совер-
шенствуются определенные навыки и умения, волевые качества. Поэтому со-
ревновательные и игровые упражнения - это комплексное средство развития
и совершенствования самых
разнообразных свойств
ся психомоторные (и координационные) способности.
В соответствии с принципом преимущественного воздействия на КС
координационные упражнения можно разделить на аналитические и синте-
тические. Первые направлены преимущественно на развитие КС, относя-
щихся к однородным группам двигательных действий, например, цикличе-
ские движения (разновидности ходьбы, бега, лазанья, ползания, езда на вело-
сипеде, бег на лыжах, коньках, плавание, гребля); метательные движения с
акцентом на силу (толкание ядра, метание копья, молота, диска); поднятие
тяжестей (упражнения с гирей и штангой); всевозможные акробатические
упражнения.
Синтетические координационные упражнения содействуют вос-
питанию двух и более КС. Примерами таких упражнений являются варианты
полос препятствий, эстафет и круговой тренировки, многие подвижные и
большинство спортивных (особенно коллективных) игр.
14.6. Методы развития
Для развития КС используют разнообразные методы. Первыми из них
следует назвать методы строго регламентированного упражнения (или со-
кращенно - методы упражнения), основанные на двигательной деятельности.
Эти методы используются в различных вариантах. Их разнообразие зависит
от того, какой ведущий признак (принцип) положен в основу группировки.
В частности,
по степени избирательности
ворить о методах избирательно направленного упражнения с воздействием
преимущественно на сходные КС, например, на КС, проявляющиеся в цик-
лических локомоциях или
относящиеся к метательным
том на меткость и о методах генерализованного упражнения (с общим воз-
действием на две и более КС).
По признакам
стандартизации или
ют методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упраж-
нения. Первые используют для развития КС при разучивании новых, доста-
точно сложных в координационном отношении двигательных действий, ов-
ладеть которыми можно лишь после ряда повторений их в относительно
стандартных условиях. Вторые, по мнению большинства исследователей и
практиков, вообще являются главными методами развития КС. Остановимся
на них подробнее.
Методы вариативного (переменного) упражнения для формирования
КС можно представить в двух основных вариантах: методы строго регламен-
тированного и не строго регламентированного варьирования.
К методам
строго регламентированного
(разумеется, условно) 3 группы методических приемов.
1-я группа
- приемы строго заданного
теристик или всей формы привычного двигательного действия:
а) изменение направления движения (бег или ведение мяча с изменени-
ем направления движения, езда на лыжах в упражнении „слалом", прыжки „с
кочки на кочку" и т. п.);
б) изменение
силовых компонентов;
зовании снарядов разном массы на дальность и в цель; прыжки в длину или
вверх с места в полную силу, вполсилы, в одну треть силы и т. п.);
в) изменение скорости или темпа движений (выполнение общераз-
вивающих упражнений в обычном, ускоренном и замедленном темпе; прыж-
ки с разбега в длину или через планку с повышенной скоростью; броски в
корзину в непривычном темпе - ускоренном или замедленном и т. п.);
г) изменение ритма движений (разбега в прыжках в длину или высоту,
бросковых шагов в метании малого мяча или копья, в баскетболе или ручном
мяче и др.);
д) изменение
исходных положений (
специально-подготовительных упражнений в положении стоя, лежа, сидя, в
приседе и др.; бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения,
из положения приседа, из упора лежа и т. д.; прыжки в длину или глубину из
положения стоя спиной или боком по направлению прыжка и т. п.);
е) варьирование
конечных положений (бросок
- сидя; бросок вверх из и. п. сидя, ловля - стоя; бросок вверх из и. п. лежа,
ловля - сидя или стоя и т. п.);
ж) изменение пространственных границ, в которых выполняется уп-
ражнение (игровые упражнения на уменьшенной площадке, метание диска,
толкание ядра из уменьшенного круга; выполнение упражнений в равновесии
на уменьшенной опоре и т. п.);
з) изменение способа выполнения действия (прыжки в высоту и длину
при использовании разных вариантов техники прыжка; совершенствование
техники бросков или передач мяча при целенаправленном изменении способа
выполнения приема и т. п.).
2-я группа - приемы выполнения привычных двигательных действий в
непривычных сочетаниях:
а) усложнение
привычного действия
мяча с предварительным хлопком в ладоши, поворотом кругом, прыжком с
поворотом и др.; опорные прыжки с дополнительными поворотами перед
приземлением, с хлопком руками вверху, с кругом руками вперед и др.; под-
скоки на двух ногах с одновременными движениями рук и т. п.);
б) комбинирование двигательных действий (объединение отдельных
освоенных общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами в
новую комбинацию, выполняемую с ходу; соединение хорошо освоенных
акробатических или
чение вновь разученного приема единоборства или игры в состав уже разу-
ченных технических или технико-тактических действий и т. п.);
в) „зеркальное" выполнение упражнений (смена толчковой и маховой
ноги в прыжках в высоту и длину с разбега; метание снарядов „неведущей"
рукой; выполнение „бросковых" шагов в баскетболе, ручном мяче с другой
ноги; передачи, броски и ведение мяча „неведущей" рукой и т. п.).
3-я группа -
приемы введения внешних
ментирующих направление и пределы варьирования:
а) использование
различных сигнальных
срочной перемены действий (изменение скорости или темпа выполнения уп-
ражнений по звуковому или зрительному сигналу, мгновенный переход от
атакующих действий к защитным по звуковому сигналу, и наоборот, и т. п.);
б) усложнение движений с помощью заданий типа жонглирования
(ловля и передача двух
мячей с отскоком и без
вание двумя мячами одинаковой и разной массы двумя и одной рукой и т. п.);
в) выполнение освоенных
вестибулярного аппарата (упражнения в равновесии сразу после кувырков,
вращении и т. п., воздействующие на вестибулярный аппарат; броски в коль-
цо или ведение мяча после акробатических кувырков или вращении и т. п.);
г) совершенствование техники двигательных действий после соот-
ветствующей (дозированной) физической нагрузки или на фоне утомления
(совершенствование техники ходьбы на лыжах, коньках на фоне утомления;
выполнение серии штрафных бросков в баскетболе после каждой серии ин-
тенсивных игровых заданий и т. п.);
д) выполнение упражнений в условиях, ограничивающих или исключаю-
щих зрительный контроль (ведение, передачи и броски мяча в кольцо в усло-
виях плохой видимости или в специальных очках; общеразвивагощие упраж-
нения и упражнения в равновесии с закрытыми глазами; прыжки в длину с
места на заданное расстояние и метание на точность с закрытыми глазами и
т. п.);
е) введение заранее точно
в единоборствах и спортивных играх (отработка финта только „на проход
вправо" или „на бросок - проход" к щиту справа или слева от опекуна; зара-
нее оговоренных, индивидуальных,
групповых или командных
защитных тактических действий в спортивных играх; заранее принятой и
оговоренной тактики в единоборствах и т. п.).
Методы не строго
дующие примерные приемы:
а) варьирование, связанное с использованием необычных условий есте-
ственной среды (бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде и др. по пересе-