Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ – это возможности ин-
дивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и
регулировке двигательного
действия. Теоретические и
ные исследования позволяют выделить виды КС: специальные, специ-
фические и общие.
Специальные КС относятся к однородным по психофизиологиче-
ским механизмам группам двигательных действий, систематизирован-
ных по возрастающей сложности:
• в циклических и ациклических двигательных действиях;
• движения тела в пространстве (гимнастические, акробатические);
• движения
манипулирования в
тела (укол, удар и др.);
• перемещения предметов в пространстве (подъем тяжестей, пере-
носка предметов);
• баллистические (метательные) на дальность и силу метания (мя-
ча, диска, ядра);
• метательные упражнения на меткость (теннис, городки, жонгли-
рование);
• атакующие и защитные действия в боксе, фехтовании, единобор-
ствах;
• нападающие
и защитные действия в
играх.
Специфические КС:
Способность
к ориентированию –
определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять
движения в нужном направлении
Способность
к дифференцированию
славливает высокую точность
и экономичность
лы в суставах), силовых (напряжение рабочих мышц) и временных
(чувство времени) параметров движений.
Способность к реагированию – позволяет быстро и точно выпол-
нять целое, кратковременное движение на известный или неизвестный
заранее сигнал телом или его частью.
Способность к перестроению двигательных действий – быстрота
преобразования выработанных форм движений или переключение от
одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся
условиям.
Способность к согласованию – соединение, соподчинение отдель-
ных движений и действий в целостные двигательные комбинации.
Способность к равновесию – сохранение устойчивости позы в ста-
тических положениях тела, по ходу выполнения движений.
Способность к ритму – способность точно воспроизводить задан-
ный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в свя-
зи с изменяющимися условиями.
Вестибулярная
устойчивость – способность
полнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений
(кувырков, бросков, поворотов)
Произвольное
расслабление мышц –
согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нуж-
ный момент.
Перечисленные
способности специфически
симости от спортивной дисциплины. Например, способность к диффе-
ренцированию параметров движений проявляется как чувство снега у
лыжников, льда у конькобежцев.
Результат
развития специальных и
их обобщения, составляет понятие «общие координационные способно-
сти». В практике физического воспитания можно наблюдать детей, ко-
торые одинаково хорошо выполняют задания на ориентирование, рав-
новесие, ритм, т.е имеют
хорошие «общие»
ности. Или чаще встречаются случаи, когда ученик имеет высокие ко-
ординационные способности к циклическим движениям, но низкие к
спортивным играм.
Итак, под
общими координационными
маем потенциальные и
реализованные возможности
ляющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции раз-
личными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
Специальные координационные способности – это возможности
человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и
регуляции сходными по происхождению и смыслу двигательными дей-
ствиями.
Под специфическими
– понимаем возможности
ляющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке от-
дельными специфическими заданиями на координацию (ритму, реаги-
рование, равновесие).
Все координационные способности можно разделить на потенци-
альные (существующие до начала какой-либо действия в скрытом виде)
и актуальные (проявляемые в данный момент).
Выделяют элементарные
и сложные координационные
сти. Элементарной является
способность точно
странственные параметры движений, сложные – способность быстро
перестраивать двигательные действия в условиях внезапного изменения
условий.
14.3. Факторы, определяющие
развитие координационных
Факторами,
определяющими развитие
являются:
•
способность человека к
• деятельность анализаторов, и особенно, двигательного;
•
сложность двигательного
•
уровень развития других
• смелость и решительность;
• возраст;
•
уровень общей
14.4. Возрастно-половые и
развития координационных
Координационные
способности человека очень
фичны. Поэтому и динамика их развития в онтогенезе имеет своеобразный
для каждой разновидности характер.
В.И. Лях и группа отечественных ученых анализировали 35 показате-
лей, характеризующих особенности развития различных специальных и спе-
цифических КС детей от 7 до 17 лет. Кроме того, они проанализировали ис-
следования зарубежных ученых. В результате исследования выяснили, что
одни показатели КС за период обучения возрастают на 20-30%, а другие –
увеличиваются более чем на 600-1000%.
Установили, что в разные возрастные периоды, развитие КС протекает
разновременно и разнонаправлено. Однако наиболее интенсивно показатели
разных КС нарастают с 7 до 11-12 лет. Авторы единогласны, что в названные
возрастные периоды существуют особенно благоприятные психически-
интеллектуальные, анатомо-физиологические и моторные предпосылки для
быстрого развития и совершенствования КС.
Начиная со
второй половины среднего
КС изменяются противоречиво. Так, у мальчиков 12-13 лет увеличиваются
абсолютные показатели КС в циклических, ациклических, баллистических
локомоциях (вероятно, это связано с параллельным ростом кондиционных
способностей).
Способность
к ориентированию в
лет (особенно у мальчиков).
Способность
к равновесию имеет
13, а мальчики до 14 лет.
После 11 лет у девочек и 13 лет у мальчиков темпы роста способности
к ритму резко замедляются вплоть до студенческого возраста.
Способность к перестроению двигательных действий у девочек после
11-12 лет уменьшается. У мальчиков же эта способность медленно улучшает-
ся в течение всего времени обучения.
В отличие от других, способность к расслаблению мышц у мальчиков с
7 до 10 лет существенно не изменяется. Наиболее резкое улучшение выяви-
лось с 10 до 11 лет. Затем, с 12 до 14 лет происходит некоторая стабилизация
данного показателя, который вновь улучшается с 14 до 15 лет. У девочек на-
блюдали аналогичные изменения данной способности. К 15 годам способ-
ность расслаблять мышцы у юношей и девушек достигает уровня взрослого
человека.
Быстрота реагирования в простых и сложных условиях прогрессирует к
13 годам у девочек и к 14 у мальчиков.
Необходимо отметить, что во все периоды школьного возраста, и де-
вочки и мальчики имеют индивидуальные особенности в уровне развития
КС. Особенно впечатляют те дети, которые показывают результаты намного
превышающие результаты сверстников и даже спортсменов. Как утверждают
ученые, это говорит о значительной обусловленности наследственных фак-
торов. В уровне развития координационных способностей, в отличие от си-
лы, быстроты и выносливости, одаренные дети практически не уступают
взрослым людям.
Таким образом,
разные проявления
имеют своеобразную возрастную динамику биологического развития. Тем не
менее, наиболее высокие темпы их естественного прироста приходятся на
препубертатный возраст. В подростковом возрасте координационные воз-
можности существенно ухудшаются, а в дальнейшем – сначала стабилизи-
руются, а с 40-50 лет начинают ухудшаться.
14.5. Средства развития
В качестве средств развития КС можно использовать разнообразные
двигательные действия (физические упражнения) если они отвечают сле-
дующим требованиям:
• связаны
с преодолением
• требуют от исполнителя правильности, быстроты, рациональности
при выполнении сложных в
координационном отношении
ствий;
• являются
новыми и необычными для
• хотя и являются привычными, но выполняются при изменении са-
мих движений и двигательных действий, либо условий.
Упражнения, удовлетворяющие
хотя бы одному из этих
называются координационными.
Наиболее широкой
и разнообразной является
готовительных координационных упражнений. Теоретически можно гово-
рить о безграничном количестве таких упражнений. Практически же число
их ограничено следующими обстоятельствами:
• временем, которое можно выделить без ущерба для других упраж-
нений, в процессе внеклассных,
внешкольных или
нятий;
• возрастными
особенностями (в младшем
использования их выше, чем в среднем и старшем);
• половыми и индивидуальными различиями (например, в старшем
школьном возрасте у юношей больше представлены общеразвивающие уп-
ражнения силовой
шек - с обручем, булавами, лентами, скакалками, мячами);
• материально-техническими условиями (оборудование, инвентарь).
Условно
общеподготовительные
разделить на:
а) обогащающие фонд жизненно важных навыков и умений. Сюда вхо-
дят новые упражнения или варианты, рекомендованные школьной програм-
мой для 1-4, 5-8, 9-11-х классов;
б) увеличивающие двигательный опыт. К ним можно отнести одиноч-
ные и парные общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами
(мячами, палками, скакалками, обручами, лентами, булавами); относительно
простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при
различных положениях тела или его частей, в разные стороны;
в) общеразвивающие
(элементы гимнастики и
в беге, прыжках и метаниях, подвижные и спортивные игры с высокими тре-
бованиями к координации движений). Упражнения подбираются с уклоном
на силу, быстроту, выносливость;
г) с преимущественной направленностью на отдельные психо-
физиологические функции, обеспечивающие оптимальное управление и регу-
ляцию двигательных действий. Речь идет об упражнениях по выработке чув-
ства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий; двига-
тельной памяти и представления движения (идеомоторных реакций).
Круг
специально-подготовительных
ний ограничен спецификой избранного вида спорта. К ним относятся:
а) подводящие,
способствующие освоению и
навыков (формы движений) и технико-тактических действий того или иного
вида спорта;
б) развивающие, направленные главным образом на воспитание КС,
проявляющихся в конкретных видах спорта.
Деление на подводящие и развивающие упражнения, разумеется, весь-
ма условно, ибо форму от содержания движений можно оторвать лишь мыс-
ленно. В частности, осваивая
и закрепляя с помощью