Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

      КООРДИНАЦИОННЫЕ  СПОСОБНОСТИ – это возможности  ин-

дивида, определяющие его  готовность к оптимальному управлению и

регулировке двигательного  действия. Теоретические и эксперименталь-

 

                                155

 

 

ные исследования позволяют  выделить виды КС: специальные, специ-

фические и общие.

      Специальные  КС относятся к однородным  по психофизиологиче-

ским механизмам группам  двигательных действий, систематизирован-

ных по возрастающей сложности:

      • в циклических  и ациклических двигательных  действиях;

      • движения  тела в пространстве (гимнастические, акробатические);

      • движения  манипулирования в пространстве  различными частями

тела (укол, удар и др.);

      • перемещения  предметов в пространстве (подъем  тяжестей, пере-

носка предметов);

      • баллистические (метательные) на дальность и  силу метания (мя-

ча, диска, ядра);

      • метательные  упражнения на меткость (теннис, городки, жонгли-

рование);

      • атакующие  и защитные действия в боксе,  фехтовании, единобор-

ствах;

      • нападающие  и защитные действия в подвижных  и спортивных

играх.

      Специфические  КС:

      Способность  к ориентированию – возможность  индивида точно

определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять

движения в нужном направлении

      Способность  к дифференцированию параметров  движений обу-

славливает высокую точность и экономичность пространственных (уг-

лы в суставах), силовых (напряжение рабочих мышц) и временных

(чувство времени) параметров  движений.

      Способность  к реагированию – позволяет  быстро и точно выпол-

нять целое, кратковременное  движение на известный или неизвестный

заранее сигнал телом или  его частью.

      Способность  к перестроению двигательных  действий – быстрота

преобразования выработанных форм движений или переключение от

одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся

условиям.

 

                                 156

 

 

      Способность  к согласованию – соединение, соподчинение отдель-

ных движений и действий в  целостные двигательные комбинации.

      Способность  к равновесию – сохранение  устойчивости позы в ста-

тических положениях тела, по ходу выполнения движений.

      Способность  к ритму – способность точно  воспроизводить задан-

ный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его  в свя-

зи с изменяющимися  условиями.

      Вестибулярная  устойчивость – способность точно  и стабильно вы-

полнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений

(кувырков, бросков, поворотов)

      Произвольное  расслабление мышц – способность  к оптимальному

согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в  нуж-

ный момент.

      Перечисленные  способности специфически проявляются  в зави-

симости от спортивной дисциплины. Например, способность к диффе-

ренцированию параметров движений проявляется как чувство  снега у

лыжников, льда у конькобежцев.

      Результат  развития специальных и специфических  КС, своего рода

их обобщения, составляет понятие «общие координационные  способно-

сти». В практике физического  воспитания можно наблюдать детей, ко-

торые одинаково хорошо выполняют  задания на ориентирование, рав-

новесие, ритм, т.е имеют  хорошие «общие» координационные  способ-

ности. Или чаще встречаются  случаи, когда ученик имеет высокие  ко-

ординационные способности  к циклическим движениям, но низкие к

спортивным играм.

       Итак, под  общими координационными способностями  мы пони-

маем потенциальные и  реализованные возможности человека, опреде-

ляющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции  раз-

личными по происхождению  и смыслу двигательными действиями.

      Специальные  координационные способности –  это возможности

человека, определяющие его  готовность к оптимальному управлению и

регуляции сходными по происхождению  и смыслу двигательными дей-

ствиями.

 

 

                                157

 

 

     Под специфическими  – понимаем возможности индивида, опреде-

ляющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке  от-

дельными специфическими заданиями на координацию (ритму, реаги-

рование, равновесие).

     Все координационные  способности можно разделить  на потенци-

альные (существующие до начала какой-либо действия в скрытом виде)

и актуальные (проявляемые  в данный момент).

     Выделяют элементарные  и сложные координационные способно-

сти. Элементарной является способность точно воспроизводить про-

странственные параметры  движений, сложные – способность  быстро

перестраивать двигательные действия в условиях внезапного изменения

условий.

 

  14.3. Факторы, определяющие  развитие координационных способностей

 

 

     Факторами,  определяющими развитие координационных  способностей,

являются:

     •      способность человека к точному  анализу движений;

     •      деятельность анализаторов, и особенно, двигательного;

     •      сложность двигательного задания;

     •      уровень развития других двигательных  способностей;

     •      смелость и решительность;

     •      возраст;

     •      уровень общей подготовленности  занимающихся.

 

 

            14.4. Возрастно-половые и индивидуальные  особенности

                   развития координационных способностей

 

 

     Координационные  способности человека очень разнообразны  и специ-

фичны. Поэтому и динамика их развития в онтогенезе имеет своеобразный

для каждой разновидности  характер.

     В.И. Лях и  группа отечественных ученых  анализировали 35 показате-

лей, характеризующих особенности  развития различных специальных  и спе-

цифических КС детей от 7 до 17 лет. Кроме того, они проанализировали ис-

 

                                        158

 

 

следования зарубежных ученых. В результате исследования выяснили, что

одни показатели КС за период обучения возрастают на 20-30%, а другие –

увеличиваются более чем  на 600-1000%.

     Установили, что  в разные возрастные периоды,  развитие КС протекает

разновременно и разнонаправлено. Однако наиболее интенсивно показатели

разных КС нарастают с 7 до 11-12 лет. Авторы единогласны, что  в названные

возрастные периоды существуют особенно благоприятные психически-

интеллектуальные, анатомо-физиологические  и моторные предпосылки для

быстрого развития и совершенствования  КС.

     Начиная со  второй половины среднего школьного  возраста различные

КС изменяются противоречиво. Так, у мальчиков 12-13 лет увеличиваются

абсолютные показатели КС в циклических, ациклических, баллистических

локомоциях (вероятно, это  связано с параллельным ростом кондиционных

способностей).

     Способность  к ориентированию в пространстве  наблюдается с 13 до 16

лет (особенно у мальчиков).

     Способность  к равновесию имеет сенситивные  периоды у девочек до

13, а мальчики до 14 лет.

     После 11 лет  у девочек и 13 лет у мальчиков  темпы роста способности

к ритму резко замедляются  вплоть до студенческого возраста.

     Способность  к перестроению двигательных  действий у девочек после

11-12 лет уменьшается. У  мальчиков же эта способность  медленно улучшает-

ся в течение всего  времени обучения.

     В отличие  от других, способность к расслаблению  мышц у мальчиков с

7 до 10 лет существенно  не изменяется. Наиболее резкое  улучшение выяви-

лось с 10 до 11 лет. Затем, с 12 до 14 лет происходит некоторая  стабилизация

данного показателя, который  вновь улучшается с 14 до 15 лет. У девочек  на-

блюдали аналогичные изменения  данной способности. К 15 годам способ-

ность расслаблять мышцы  у юношей и девушек достигает  уровня взрослого

человека.

     Быстрота реагирования  в простых и сложных условиях  прогрессирует к

13 годам у девочек и  к 14 у мальчиков.

      Необходимо  отметить, что во все периоды  школьного возраста, и де-

вочки и мальчики имеют  индивидуальные особенности в уровне развития

 

                                       159

 

 

КС. Особенно впечатляют те дети, которые показывают результаты намного

превышающие результаты сверстников  и даже спортсменов. Как утверждают

ученые, это говорит о  значительной обусловленности наследственных фак-

торов. В уровне развития координационных способностей, в  отличие от си-

лы, быстроты и выносливости, одаренные дети практически не уступают

взрослым людям.

     Таким образом,  разные проявления координационных  способностей

имеют своеобразную возрастную динамику биологического развития. Тем  не

менее, наиболее высокие темпы  их естественного прироста приходятся на

препубертатный возраст. В подростковом возрасте координационные  воз-

можности существенно  ухудшаются, а в дальнейшем –  сначала стабилизи-

руются, а с 40-50 лет начинают ухудшаться.

 

 

            14.5. Средства развития координационных  способностей

 

 

     В качестве  средств развития КС можно  использовать разнообразные

двигательные действия (физические упражнения) если они отвечают сле-

дующим требованиям:

     • связаны  с преодолением координационных  трудностей;

     • требуют  от исполнителя правильности, быстроты, рациональности

при выполнении сложных в  координационном отношении двигательных дей-

ствий;

     • являются  новыми и необычными для исполнителя;

     • хотя и  являются привычными, но выполняются  при изменении са-

мих движений и двигательных действий, либо условий.

     Упражнения, удовлетворяющие  хотя бы одному из этих требований,

называются координационными.

     Наиболее широкой  и разнообразной является группа  общепод-

готовительных координационных  упражнений. Теоретически можно гово-

рить о безграничном количестве таких упражнений. Практически же число

их ограничено следующими обстоятельствами:

     • временем, которое можно выделить без  ущерба для других упраж-

нений, в процессе внеклассных, внешкольных или самостоятельных  форм за-

нятий;

 

                                   160

 

 

      • возрастными  особенностями (в младшем школьном  возрасте доля

использования их выше, чем  в среднем и старшем);

      • половыми  и индивидуальными различиями (например, в старшем

школьном возрасте у юношей больше представлены общеразвивающие  уп-

ражнения силовой направленности: с гирями, гантелями, штангой, а у  деву-

шек - с обручем, булавами, лентами, скакалками, мячами);

      • материально-техническими  условиями (оборудование, инвентарь).

      Условно  общеподготовительные координационные  упражнения можно

разделить на:

      а) обогащающие  фонд жизненно важных навыков  и умений. Сюда вхо-

дят новые упражнения или  варианты, рекомендованные школьной програм-

мой для 1-4, 5-8, 9-11-х классов;

      б) увеличивающие  двигательный опыт. К ним можно  отнести одиноч-

ные и парные общеразвивающие  упражнения без предметов и с  предметами

(мячами, палками, скакалками, обручами, лентами, булавами); относительно

простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при

различных положениях тела или  его частей, в разные стороны;

      в) общеразвивающие  (элементы гимнастики и акробатики, упражнения

в беге, прыжках и метаниях, подвижные и спортивные игры с  высокими тре-

бованиями к координации  движений). Упражнения подбираются  с уклоном

на силу, быстроту, выносливость;

      г) с преимущественной  направленностью на отдельные  психо-

физиологические функции, обеспечивающие оптимальное управление и регу-

ляцию двигательных действий. Речь идет об упражнениях по выработке  чув-

ства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий; двига-

тельной памяти и представления  движения (идеомоторных реакций).

         Круг  специально-подготовительных      координационных упражне-

ний ограничен спецификой избранного вида спорта. К ним относятся:

      а) подводящие, способствующие освоению и закреплению  технических

навыков (формы движений) и технико-тактических действий того или иного

вида спорта;

      б) развивающие,  направленные главным образом  на воспитание КС,

проявляющихся в конкретных видах спорта.

 

 

 

                                    161

  Деление на подводящие  и развивающие упражнения, разумеется, весь-

ма условно, ибо форму  от содержания движений можно оторвать лишь мыс-

ленно. В частности, осваивая и закрепляя с помощью подводящих упражне-

Информация о работе Понятие теории физической культуры