Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

беге, прыжках или метаниях - дальность прыжка с места или  разбега,

дальность метания или  скорость бега и т. п. Самооценку ученика  сверя-

ют с результатом, зафиксированным  преподавателем.

      Задания  на точность дифференцирования  параметров движений,

как правило, наиболее трудные  для исполнителя. Они должны выпол-

няться либо по методике „контрастных заданий", требующих относи-

тельно грубых дифференцировок, либо по методике „сближаемых зада-

ний", где необходимы тонкие дифференцировки. Эти методики впервые

описал и применил коллектив  исследователей, возглавляемый В. С.

Фарфелем. Суть методики „контрастных заданий" состоит в чередова-

нии выполнения определенных упражнений, резко различающихся  по

какому-либо параметру. Например: а) чередование бросков мяча в

кольцо с 6 и 4 м, с 4 и 2 м; б) чередование передач мяча на точность в

футболе с 25 и 15 м, 30 и 20 м; в) прыжки в длину с места на макси-

мальное расстояние и на половину его; г) толкание ядра на 8 и 5 м, 6 и 4

м; д) чередование бега на 30-60 м с максимальной скоростью  и полови-

ной ее; поочередные броски мяча в кольцо с линии штрафного  броска и

с расстояния на 10-20 м ближе  или дальше от этой линии.

      Важная роль  в совершенствовании способностей, основанных

главным образом на проприорецептивной чувствительности, при-

 

                                  173

 

 

надлежит координационным  упражнениям, специально направленным

на повышение отчетливости мышечно-двигательных восприятии или

чувств: мяча, планки, дистанции, воды, снаряда и др. Например, для  по-

вышения чувства мяча при  бросках, передачах, ударах используют мячи

разной массы и формы, изменяя силу удара и дальность  полета мяча.

Аналогичным образом поступают  при толкании ядра, метании копья  и

т.д.

     Для улучшения  названных способностей целесообразно  исполь-

зовать методический подход, в основе которого повышенные требо-

вания к другим анализаторам, и подход, при котором контроль за каче-

ством и ходом управления двигательным действием осуществляется

главным образом посредством  „мышечного чувства". Примерами  таких

заданий являются исключение или ограничение зрительного  контроля

при ведении, бросках и  передачах мяча.

     Эффективность  методических подходов, приемов  и условий, на-

правленных на совершенствование  способностей точно воспроизводить,

оценивать, отмеривать и дифференцировать параметры движений, не-

одинакова в каждом конкретном случае. Однако, зная основные из них,

учитель или тренер всегда отберет наиболее адекватные, учитывая зада-

чи координационного совершенствования  детей на каждом возрастном

этапе, сложность двигательных действий, которые требуется освоить,

индивидуальные особенности  занимающегося и другие обстоятельства.

 

              Способность к ориентированию  в пространстве

 

     Под способностью  к ориентированию в пространстве  понимают

умение точно определять и своевременно изменять положение  тела и

осуществлять движение в  нужном направлении. Эту способность  чело-

век проявляет в соответствующих  условиях какой-либо конкретной дея-

тельности (на площадке для  игры в волейбол, теннис, баскетбол, фут-

больном или гандбольном  поле, борцовском ковре, ринге, на гимнасти-

ческих снарядах и др.) и по отношению к движущемуся  объекту (парт-

неры, соперники, мяч и  др.). Из этого следует, что способность  к ориен-

тированию в пространстве специфично проявляется в каждом виде

 

                                  174

 

 

спорта. Ее проявление и развитие в значительной мере зависит от быст-

роты восприятия и оценки пространственных условий действия, которая

достигается на основе комплексного взаимодействия анализаторов, сре-

ди которых ведущая  роль принадлежит зрительному. Об уровне разви-

тия этой способности можно  судить по тому, как точно оценивает

школьник изменяющиеся условия  деятельности, насколько быстро в

них ориентируется и осуществляет правильные действия.

      Основным  методическим подходом, специально  направленным на

совершенствование этой способности, является системное выполнение

заданий, содержащих последовательно  возрастающие требования к

быстроте и точности ориентирования в пространстве.

      Конкретное  содержание этих заданий и  методика их применения

имеют свои особенности в  зависимости от вида спорта, возраста, степе-

ни координационной и  физической подготовленности занимающихся.

Наиболее типичными упражнениями на ориентирование в пространстве

могут быть:

      - бег по  сильно-пересеченной местности с  преодолением всевоз-

можных препятствий, установленных  в зале или на спортивной площад-

ке, по лабиринту и др.

      - ходьба, бег  и ведение мяча (рукой, ногой)  по линиям и размет-

кам;

      - прыжки  на точность и всевозможные  метания в цель;

      - прыжки  через гимнастические круги, палки,  расположенные на

различном расстоянии друг от друга, прыжки с поворотом на установ-

ленное количество градусов;

      - почти все  игровые упражнения (особенно с  несколькими мячами

и участниками);

      - групповые  и командные спортивно-игровые  упражнения такти-

ческого характера.

      Упражнения  на ориентирование в пространстве  тесно связаны с

другими координационными упражнениями, особенно на точность вос-

произведения и отмеривания, оценку и дифференцирование прост-

ранственных, а также временных  и силовых параметров движений. По-

 

 

                                 175

 

 

этому для совершенствования  способности к ориентированию полезны

всевозможные „контрастные" и „сближаемые" задания.

 

     Способность  сохранять равновесие

 

     Способность  сохранять устойчивость позы (равновесие) в тех либо

иных положениях тела или  по ходу выполнения движений имеет  жиз-

ненно важное значение, так  как выполнение даже относительно простых

движений требует достаточно высокого уровня развития органов равно-

весия. Если же говорить о  подготовке космонавтов, летчиков, строите-

лей, монтажников или рассматривать  отдельные действия гимнастов,

прыгунов в воду, пловцов, велосипедистов, конькобежцев, то ясно, что

здесь предъявляются, несомненно, более высокие требования к способ-

ности сохранять равновесие.

     Проявления  равновесия разнообразны. В одних  случаях нужно со-

хранять его в статических  положениях (стойки на одной ноге в  положе-

нии „ласточка", стойки на руках и т. п. в гимнастике и  акробатике; позы

прицеливания в стрельбе; исходные положения в прыжках  в воду; при

подъеме штанги) - статическое  равновесие; в других - по ходу выполне-

ния движений (в ходьбе и  беге по бревну или другому узкому предмету,

в беге на коньках, ходьбе на лыжах и т. д.) - динамическое равновесие.

Различают третью форму равновесия - балансирование предметами и на

предметах, например, балансирование гимнастической палкой, стоящей

на ладони; удержание кубика на голове, шарика на ракетке, стоя на мес-

те или в движении; удержание  равновесия, стоя на валике, на катящейся

бочке и т. п.

     Улучшение статической  и динамической устойчивости  происхо-

дит на основе освоения двигательных навыков, рекомендованных

школьной программой, а  также в процессе систематического примене-

ния обще- и специально-подготовительных координационных упражне-

ний. Элементы равновесия являются составной частью почти всех дви-

жений: циклических, ациклических, метательных, акробатических,

спортивно-игровых и др.

 

 

                                  176

 

 

      Основной  путь совершенствования способности  сохранять равно-

весие - выполнение последовательно  усложняющихся заданий (упраж-

нений в статическом и  динамическом равновесии). Для того чтобы ус-

пешно осваивать их, целесообразно  опираться на методические приемы,

экспериментально разработанные  Е. Я. Бондаревским (1967).

      1. Обучение  упражнениям в равновесии необходимо  начинать с

принятия правильного  положения (плечи развернуты, голова прямо).

При передвижении по снаряду  следует контролировать взглядом бли-

жайшие 1-1,5 м поверхности  бревна. Это легче, чем смотреть на конец

снаряда (дети к этому еще  не подготовлены), и к тому же придает  уве-

ренность в своих движениях. Не менее важно научить правильно  ста-

вить ноги (на среднюю линию  бревна носками кнаружи так, чтобы  чув-

ствовать острый край бревна).

      2. Помимо  тщательной подготовки места  и снаряда нужно обучать

занимающихся элементам  самостраховки, т. е. движениям, позволя-

ющим в момент потери равновесия сразу же не соскакивать со снаряда,

а переходить в упор присев верхом, в вис, вис завесом и  т. д. С приобре-

тением этих навыков повышается уверенность учащихся в своих  дви-

жениях, облегчается процесс  обучения и уменьшается вероятность

травм. Кроме того, при  первой потере равновесия ученики уже  не будут

быстро соскакивать со снаряда, а различными компенсаторными  дви-

жениями и разученными  ранее способами попытаются сохранить  рав-

новесие.

      3. Для преодоления  боязни упасть с высоты рекомендуются  инди-

видуальные беседы. Широко используются элементы наглядности (по-

каз, включающий обучение правильному  поведению в каждом из воз-

можно встречающихся случаев), обучение страховке и самостраховке.

      4. При проведении  упражнений на значительной высоте  рекомен-

дуется научить учащихся правильным соскокам во избежание травм.

Соскоки должны быть мягкими (на носки обеих ног, слегка согнутых в

коленях и тазобедренных  суставах), приземление устойчивым. Обу-

чение соскокам можно начинать с прыжков в глубину (скамейка, конь).

Увеличивая высоту снарядов, с которых совершается прыжок, необхо-

димо обращать внимание на правильное приземление, положение  рук

 

                                  177

 

 

при потере равновесия (они  должны быть согнуты в локтях и  прижаты к

туловищу). Наиболее часто  встречающиеся ошибки при приземлении -

сильное сгибание ног в  коленных суставах (часто до упора  присев).

      5. Освоенные  упражнения в равновесии целесообразно  проводить

с элементами соревнования и  игры (кто больше удержит равновесие в

положении „ласточка", чья  команда добьется более тихого приземления

или устойчивого соскока  и т. д.). Это оживляет занятия, повышает каче-

ство движений.

      6. Необходимо  требовать от занимающихся точных, законченных,

с хорошей амплитудой движений.

      Прежде чем  выполнять упражнение на бревне, необходимо проде-

лать его несколько  раз на полу, скамейке, запоминая  последователь-

ность движений и точность положений. Не следует использовать подго-

товительные и подводящие упражнения, когда в этом нет необходимо-

сти.

      7. Для закрепления  разучиваемых упражнений в равновесии  сле-

дует выполнять:

      - движения  не только в начале, но и  в конце урока, после значи-

тельной нагрузки;

      - упражнения  на фоне раздражения вестибулярного  аппарата;

      - упражнения  в равновесии в играх, эстафетах,  соревнованиях,

комплексах утренней зарядки  и домашних заданиях;

      - правильно  освоенные движения на „результат". Данные методи-

ческие приемы, специальные  упражнения вместе с совершенствованием

функций анализаторов позволяют  за короткое время (девять уроков)

достичь существенного улучшения  способности к сохранению равнове-

сия в различных условиях опоры.

 

                              Чувство ритма

 

     В спортивной  практике под чувством ритма  обычно понимают

способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного дей-

ствия или адекватно варьировать  его в связи с изменившимися  усло-

виями. Чувство ритма выражается в точном воспроизведении направле-

 

                                 178

 

 

ния, скорости, ускорения, частоты  и других характеристик движений.

Ритм отражает степень  точности прилагаемых усилий, чередование  фаз

напряжения и расслабления. Чем выше чувство ритма, тем точнее зани-

мающиеся воспроизводят  направление, скорость, частоту движений, тем

правильнее могут расставить акценты - своевременно осуществлять

усилия и ускорения. Чувство  ритма позволяет точно определить мини-

мальное изменение темпа  движений и воспроизвести это  в повторных

попытках. Основная задача при  развитии чувства ритма состоит  в поис-

ке индивидуальных оптимальных  ритмов двигательных действий.

     Чувство ритма,  как и все другие КС, специфично. Например, чело-

век может обладать относительно высоким чувством ритма в беге или

других циклических локомоциях, но не иметь достаточно сформирован-

ной способности воспроизводить ритм танцевальных или гимнастиче-

ских упражнений. Поэтому  заботиться о выработке чувства  ритма сле-

Информация о работе Понятие теории физической культуры