Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
беге, прыжках или метаниях - дальность прыжка с места или разбега,
дальность метания или скорость бега и т. п. Самооценку ученика сверя-
ют с результатом, зафиксированным преподавателем.
Задания на точность дифференцирования параметров движений,
как правило, наиболее трудные для исполнителя. Они должны выпол-
няться либо по методике „контрастных заданий", требующих относи-
тельно грубых дифференцировок, либо по методике „сближаемых зада-
ний", где необходимы тонкие дифференцировки. Эти методики впервые
описал и применил коллектив исследователей, возглавляемый В. С.
Фарфелем. Суть методики „контрастных заданий" состоит в чередова-
нии выполнения определенных упражнений, резко различающихся по
какому-либо параметру. Например: а) чередование бросков мяча в
кольцо с 6 и 4 м, с 4 и 2 м; б) чередование передач мяча на точность в
футболе с 25 и 15 м, 30 и 20 м; в) прыжки в длину с места на макси-
мальное расстояние и на половину его; г) толкание ядра на 8 и 5 м, 6 и 4
м; д) чередование бега на 30-60 м с максимальной скоростью и полови-
ной ее; поочередные броски мяча в кольцо с линии штрафного броска и
с расстояния на 10-20 м ближе или дальше от этой линии.
Важная роль
в совершенствовании
главным образом на проприорецептивной чувствительности, при-
надлежит координационным упражнениям, специально направленным
на повышение отчетливости мышечно-двигательных восприятии или
чувств: мяча, планки, дистанции, воды, снаряда и др. Например, для по-
вышения чувства мяча при бросках, передачах, ударах используют мячи
разной массы и формы, изменяя силу удара и дальность полета мяча.
Аналогичным образом поступают при толкании ядра, метании копья и
т.д.
Для улучшения
названных способностей
зовать методический подход, в основе которого повышенные требо-
вания к другим анализаторам, и подход, при котором контроль за каче-
ством и ходом управления двигательным действием осуществляется
главным образом посредством „мышечного чувства". Примерами таких
заданий являются исключение или ограничение зрительного контроля
при ведении, бросках и передачах мяча.
Эффективность методических подходов, приемов и условий, на-
правленных на совершенствование способностей точно воспроизводить,
оценивать, отмеривать и дифференцировать параметры движений, не-
одинакова в каждом конкретном случае. Однако, зная основные из них,
учитель или тренер всегда отберет наиболее адекватные, учитывая зада-
чи координационного совершенствования детей на каждом возрастном
этапе, сложность двигательных действий, которые требуется освоить,
индивидуальные особенности занимающегося и другие обстоятельства.
Способность к ориентированию в пространстве
Под способностью
к ориентированию в
умение точно определять и своевременно изменять положение тела и
осуществлять движение в нужном направлении. Эту способность чело-
век проявляет в соответствующих условиях какой-либо конкретной дея-
тельности (на площадке для игры в волейбол, теннис, баскетбол, фут-
больном или гандбольном поле, борцовском ковре, ринге, на гимнасти-
ческих снарядах и др.) и по отношению к движущемуся объекту (парт-
неры, соперники, мяч и др.). Из этого следует, что способность к ориен-
тированию в пространстве специфично проявляется в каждом виде
спорта. Ее проявление и развитие в значительной мере зависит от быст-
роты восприятия и оценки пространственных условий действия, которая
достигается на основе комплексного взаимодействия анализаторов, сре-
ди которых ведущая роль принадлежит зрительному. Об уровне разви-
тия этой способности можно судить по тому, как точно оценивает
школьник изменяющиеся условия деятельности, насколько быстро в
них ориентируется и осуществляет правильные действия.
Основным методическим подходом, специально направленным на
совершенствование этой способности, является системное выполнение
заданий, содержащих последовательно возрастающие требования к
быстроте и точности ориентирования в пространстве.
Конкретное содержание этих заданий и методика их применения
имеют свои особенности в зависимости от вида спорта, возраста, степе-
ни координационной и физической подготовленности занимающихся.
Наиболее типичными
могут быть:
- бег по
сильно-пересеченной местности
можных препятствий, установленных в зале или на спортивной площад-
ке, по лабиринту и др.
- ходьба, бег и ведение мяча (рукой, ногой) по линиям и размет-
кам;
- прыжки на точность и всевозможные метания в цель;
- прыжки
через гимнастические круги,
различном расстоянии друг от друга, прыжки с поворотом на установ-
ленное количество градусов;
- почти все игровые упражнения (особенно с несколькими мячами
и участниками);
- групповые и командные спортивно-игровые упражнения такти-
ческого характера.
Упражнения
на ориентирование в
другими координационными упражнениями, особенно на точность вос-
произведения и отмеривания, оценку и дифференцирование прост-
ранственных, а также временных и силовых параметров движений. По-
этому для совершенствования способности к ориентированию полезны
всевозможные „контрастные" и „сближаемые" задания.
Способность сохранять равновесие
Способность сохранять устойчивость позы (равновесие) в тех либо
иных положениях тела или по ходу выполнения движений имеет жиз-
ненно важное значение, так как выполнение даже относительно простых
движений требует достаточно высокого уровня развития органов равно-
весия. Если же говорить о подготовке космонавтов, летчиков, строите-
лей, монтажников или рассматривать отдельные действия гимнастов,
прыгунов в воду, пловцов, велосипедистов, конькобежцев, то ясно, что
здесь предъявляются, несомненно, более высокие требования к способ-
ности сохранять равновесие.
Проявления равновесия разнообразны. В одних случаях нужно со-
хранять его в статических положениях (стойки на одной ноге в положе-
нии „ласточка", стойки на руках и т. п. в гимнастике и акробатике; позы
прицеливания в стрельбе; исходные положения в прыжках в воду; при
подъеме штанги) - статическое равновесие; в других - по ходу выполне-
ния движений (в ходьбе и беге по бревну или другому узкому предмету,
в беге на коньках, ходьбе на лыжах и т. д.) - динамическое равновесие.
Различают третью форму равновесия - балансирование предметами и на
предметах, например, балансирование гимнастической палкой, стоящей
на ладони; удержание кубика на голове, шарика на ракетке, стоя на мес-
те или в движении; удержание равновесия, стоя на валике, на катящейся
бочке и т. п.
Улучшение статической и динамической устойчивости происхо-
дит на основе освоения двигательных навыков, рекомендованных
школьной программой, а также в процессе систематического примене-
ния обще- и специально-подготовительных координационных упражне-
ний. Элементы равновесия являются составной частью почти всех дви-
жений: циклических, ациклических, метательных, акробатических,
спортивно-игровых и др.
Основной
путь совершенствования
весие - выполнение последовательно усложняющихся заданий (упраж-
нений в статическом и динамическом равновесии). Для того чтобы ус-
пешно осваивать их, целесообразно опираться на методические приемы,
экспериментально
1. Обучение
упражнениям в равновесии
принятия правильного положения (плечи развернуты, голова прямо).
При передвижении по снаряду следует контролировать взглядом бли-
жайшие 1-1,5 м поверхности бревна. Это легче, чем смотреть на конец
снаряда (дети к этому еще не подготовлены), и к тому же придает уве-
ренность в своих движениях. Не менее важно научить правильно ста-
вить ноги (на среднюю линию бревна носками кнаружи так, чтобы чув-
ствовать острый край бревна).
2. Помимо тщательной подготовки места и снаряда нужно обучать
занимающихся элементам самостраховки, т. е. движениям, позволя-
ющим в момент потери равновесия сразу же не соскакивать со снаряда,
а переходить в упор присев верхом, в вис, вис завесом и т. д. С приобре-
тением этих навыков повышается уверенность учащихся в своих дви-
жениях, облегчается процесс обучения и уменьшается вероятность
травм. Кроме того, при первой потере равновесия ученики уже не будут
быстро соскакивать со снаряда, а различными компенсаторными дви-
жениями и разученными ранее способами попытаются сохранить рав-
новесие.
3. Для преодоления
боязни упасть с высоты
видуальные беседы. Широко используются элементы наглядности (по-
каз, включающий обучение правильному поведению в каждом из воз-
можно встречающихся случаев), обучение страховке и самостраховке.
4. При проведении
упражнений на значительной
дуется научить учащихся правильным соскокам во избежание травм.
Соскоки должны быть мягкими (на носки обеих ног, слегка согнутых в
коленях и тазобедренных суставах), приземление устойчивым. Обу-
чение соскокам можно начинать с прыжков в глубину (скамейка, конь).
Увеличивая высоту снарядов, с которых совершается прыжок, необхо-
димо обращать внимание на правильное приземление, положение рук
при потере равновесия (они должны быть согнуты в локтях и прижаты к
туловищу). Наиболее часто встречающиеся ошибки при приземлении -
сильное сгибание ног в коленных суставах (часто до упора присев).
5. Освоенные
упражнения в равновесии
с элементами соревнования и игры (кто больше удержит равновесие в
положении „ласточка", чья команда добьется более тихого приземления
или устойчивого соскока и т. д.). Это оживляет занятия, повышает каче-
ство движений.
6. Необходимо
требовать от занимающихся
с хорошей амплитудой движений.
Прежде чем
выполнять упражнение на
лать его несколько раз на полу, скамейке, запоминая последователь-
ность движений и точность положений. Не следует использовать подго-
товительные и подводящие упражнения, когда в этом нет необходимо-
сти.
7. Для закрепления
разучиваемых упражнений в
дует выполнять:
- движения не только в начале, но и в конце урока, после значи-
тельной нагрузки;
- упражнения
на фоне раздражения
- упражнения
в равновесии в играх,
комплексах утренней зарядки и домашних заданиях;
- правильно
освоенные движения на „
ческие приемы, специальные упражнения вместе с совершенствованием
функций анализаторов позволяют за короткое время (девять уроков)
достичь существенного улучшения способности к сохранению равнове-
сия в различных условиях опоры.
Чувство ритма
В спортивной практике под чувством ритма обычно понимают
способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного дей-
ствия или адекватно варьировать его в связи с изменившимися усло-
виями. Чувство ритма выражается в точном воспроизведении направле-
ния, скорости, ускорения, частоты и других характеристик движений.
Ритм отражает степень точности прилагаемых усилий, чередование фаз
напряжения и расслабления. Чем выше чувство ритма, тем точнее зани-
мающиеся воспроизводят направление, скорость, частоту движений, тем
правильнее могут расставить акценты - своевременно осуществлять
усилия и ускорения. Чувство
ритма позволяет точно
мальное изменение темпа движений и воспроизвести это в повторных
попытках. Основная задача при развитии чувства ритма состоит в поис-
ке индивидуальных оптимальных ритмов двигательных действий.
Чувство ритма, как и все другие КС, специфично. Например, чело-
век может обладать относительно высоким чувством ритма в беге или
других циклических локомоциях, но не иметь достаточно сформирован-
ной способности воспроизводить ритм танцевальных или гимнастиче-
ских упражнений. Поэтому заботиться о выработке чувства ритма сле-