Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
ГИБКОСТЬ
– это морфофункциональные
двигательного аппарата, которые обуславливают степень подвижно-
сти его звеньев относительно друг друга.
Термин «гибкость» целесообразно применять для суммарной под-
вижности нескольких сочленений или всего тела. Применительно же к
отдельным суставам, правильнее говорить об их подвижности (напри-
мер, подвижность в голеностопном суставе, плечевом и др.).
Различают два вида (формы проявления) гибкости – активная и
пассивная.
АКТИВНАЯ ГИБКОСТЬ – это способность человека достигать
больших амплитуд движений за счет сокращения мышечных групп,
проходящих через тот или иной сустав (например, амплитуда подъема
ноги в равновесии «ласточка»).
ПАССИВНАЯ ГИБКОСТЬ - понимают способность выполнять
движения с наибольшей амплитудой под воздействием внешних растя-
гивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных
приспособлений.
Информативным
показателем состояния
аппарата является разница между показателями активной и пассивной
гибкости. Эта разница называется ДЕФИЦИТОМ АКТИВНОЙ ГИБКО-
СТИ. (Годик М.А., 1989)
Различают
также динамическую и
проявляется во время движений, а вторая – в позах.
Гибкость
может быть общей и
ОБЩАЯ ГИБКОСТЬ – это подвижность во всех суставах челове-
ческого тела, позволяющая
выполнять разнообразные
симальной амплитудой.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ГИБКОСТЬ – это значительная или предельная
подвижность лишь в отдельных суставах, соответствующая требовани-
ям конкретного вида деятельности.
13.2. Факторы, определяющие
Проявление
гибкости зависит от ряда
Анатомический. Форма костей, толщина суставного хряща, эла-
стичность мышц, сухожилий и связок во многом определяют уровень
развития гибкости (направление и размах движений в суставе: сгибание,
разгибание, отведение, приведение, супинацию, пронацию, вращение).
Центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напря-
жением мышц-антогонистов. Это значит, что проявления гибкости за-
висят от способности произвольно
расслаблять растягиваемые
напрягать мышцы, которые осуществляют движения, т.е. от степени со-
вершенствования межмышечной координации.
Внешние условия. Под валянием разминки, массажа, согревающих
процедур (тепловая ванна, горячий душ, растирания) происходит суще-
ственное повышение амплитуды движений. Наибольшие показатели
гибкости регистрируются от 12 до 17 часов. Фактором, влияющим на
подвижность суставов, является также функциональное состояние орга-
низма в данный момент: под влиянием утомления активная гибкость
уменьшается, а пассивная увеличивается за счет меньшего тонуса
мышц, противодействующих растяжению. (Е.П.Васильев, 1989).
Гибкость в отличие от других качеств начинает регрессировать
уже с первых лет жизни.
Причины в постепенном
вой ткани, уменьшении эластичности связок. Наиболее интенсивно пас-
сивная гибкость развивается до 15-17 лет. При этом для развития пас-
сивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9-10
лет, а активной – 10-14 лет.
Гибкость – одно из качеств, где девочки имеют преимущество над
мальчиками. По данным Б.В. Сермеева девочки опережают мальчиков
по ряду показателей примерно на 20-30%.
Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость.
13.3. Средства развития гибкости
В качестве
средств развития гибкости
которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Такие упраж-
нения называю упражнениями на растягивание. Среди упражнений на
растягивания выделяют:
⇒ активные (махи, рывковые, наклоны, вращательные
движения, а также с предметами);
⇒ пассивные (с партнером, с отягощением, амортизатором,
на снарядах);
⇒ статические (сохранение положения тела с предельной
амплитудой от 6 до 10 сек).
Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется
выполнять с постоянно увеличивающейся амплитудой, использования
пружинящих «самозахватов», покачиваний.
Основные правила
применения упражнений в
дующие: не допускаются болевые ощущения, упражнения выполняются
в медленном темпе, амплитуда движений постепенно увеличивается.
13.4. Методы развития гибкости
Основным
методом развития гибкости
который предполагает выполнение упражнений на растягивание серия-
ми, по нескольку повторений в каждой, и интервалами активного отды-
ха, достаточными для восстановления работоспособности.
В зависимости
от решаемых задач, режима
пола, физической подготовленности, строения суставов дозировка на-
грузки может быть весьма разнообразной. Этот метод имеет два вариан-
та: метод повторного динамического упражнения и метод повторного
статического упражнения. Методика развития гибкости с помощью ста-
тических упражнений получила название «стретчинг».
В качестве развития и совершенствования гибкости используется
также игровой и соревновательные методы.
В последние
годы появились новые,
вития гибкости. Например, метод биомеханической стимуляции мышц,
разработанный В.Т. Назаровым
или метод
ный. Последний метод основан на том, что при выполнении упражне-
ний на растягивание вибростимуляции подвергаются мышцы-
антогонисты, а электростимуляции – мышцы-синергистры. Это способ-
ствует достижению большой амплитуды движений.
13.5. Критерии и методы оценки гибкости
Основным
критерием оценки гибкости
амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым.
Амплитуду движений измеряют в градусах или линейных мерах, ис-
пользуя аппаратуру или педагогические тесты.
Аппаратурными способами измерения являются:
• механический (с помощью гониометра);
•
механоэлектрический (с
• оптический (с помощью фото-, видео- кино- аппаратуры);
• ренгенографический.
В школьной
практике используется
ломер, к одной из ножек которого крепится транспортир. Ножки гонио-
метра крепятся на продольных осях сегментов, составляющих тот или
иной сустав. При выполнении сгибания, разгибания или вращения оп-
ределяют угол между осями сегментов сустава (подробнее у М.А. Годи-
ка в учебнике «Спортивная метрология»).
Основными
педагогическими тестами
трольные упражнения, которые позволяют оценить подвижность раз-
личных суставов (плечевого, тазобедренного, коленного, голеностопно-
го, подвижность позвоночного столба и др.), (подробнее у В.И. Ляха
«Тесты в физическом воспитании школьников»).
13.6. Особенности методика развития гибкости
При планировании
и проведении занятий,
гибкости, необходимо соблюдать ряд важных методических требова-
ний. Упражнений на гибкость можно включать в различные части заня-
тия: в подготовительную, основную и заключительную. В комплекс
может входить 6-8 упражнений. Преимущественно необходимо разви-
вать подвижность в тех суставах, которые играют наибольшую роль в
жизненно необходимых действиях. Нужно иметь в виду, что упражне-
ния на растягивание дают наибольший эффект, если их выполнять еже-
дневно или даже 2 раза в день. При прекращении выполнения упражне-
ний на гибкость уровень ее постепенно снижается и через 2-3 месяца
вернется к исходному уровню. Поэтому перерыв в занятиях может быть
не более 1-2 недель.
При развитии гибкости целесообразны такие соотношения различ-
ных упражнений на растягивание: 40% активных, 40% пассивных и 20%
статических. Но существует такая закономерность: чем меньше возраст,
тем большую долю должны составлять активные упражнения и мень-
шую - статические.
Работу на развитие гибкости необходимо сочетать с развитием си-
ловых способностей. В этом случае большой эффективностью обладают
занятия с использованием упражнений с применением дополнительных
отягощений, причем величина их не должна превышать 50% от уровня
силовых возможностей растягиваемых мышц. Величина отягощения в
значительной мере зависит
от характера двигательного
использовании маховых упражнений вполне достаточно отягощения 1-3
кг, а при выполнении упражнений с принудительным растягиванием
должно быть больше.
Для расслабления
и снижения мышечного
разно использовать психорегулирующие методы.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятий «гибкость», «активная гибкость»,
«пассивная гибкость».
2. Перечислите виды гибкости.
3. Перечислите
механизмы, обеспечивающие
4. Назовите группы упражнений, которые используются для разви-
тия гибкости.
5. Дайте краткую
характеристику методов
6. Приведите примеры типовых тестов и контрольных упражнений,
которые используются для контроля гибкости.
Тема 14. КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ
И МЕТОДИКА ИХ РАЗВИТИЯ
14.1. Общее понятие координационных способностей
Слово «координация» латинского происхождения. Оно означает
согласованность, объединение, упорядочение. Относительно двигатель-
ной деятельности человека употребляется для определения степени со-
гласованности его движений с реальными требованиями окружающей
среды. Например, поскользнувшись, один человек с помощью компен-
саторных движений восстанавливает равновесие, а другой – падает.
Очевидно, первый из них имеет
более высокий уровень
сти движений, а следовательно, и более развитые координационные
способности.
КООРДИНАЦИЯ – это способность человека рационально согла-
совывать движения звеньев тела при решении конкретных двигатель-
ных задач.
Координация
характеризуется возможностью
своими движениями. Сложность управления опорно-двигательным ап-
паратом заключается в том, что тело человека состоит из значительного
количества биозвеньев, которые имеют более ста степеней свободы. По
точному выражению Берштейна (1947), координация движений и есть
не что иное, как преодоление чрезмерных степеней свободы наших ор-
ганов движения, то есть превращение их в управляемые системы.
Для характеристики
координационных возможностей
при выполнении какой-либо деятельности в отечественной теории и ме-
тодике физической культуры долгое время применялся термин «лов-
кость». Начиная с 70-х годов для их обозначения все чаще используют
термин «координационные способности»
По определению Берштейна (1947), ЛОВКОСТЬ - это единство
взаимодействия функций центрального и периферического управления
двигательной системой человека,
позволяющих перестраивать
ническую структуру действий в соответствии с меняющимися условия-
ми решения двигательной задачи. Ученый выделял несколько свойств
ловкости:
• она всегда обращена на внешний мир Тренировка на грушах
у боксеров в меньшей мере будет развивать ловкость, нежели чем при
поединке с соперником.
• специфичное
качество можно обладать
игровых видах спорта и недостаточной в гимнастике.
Основу ловкости
составляют координационные
В последнее время было
проведено множество
щихся изучения проявлений координационных способностей.
14.2. Виды координационных
Начиная
с 30-х годов, специалисты
лить способности, относящиеся к ловкости. С каждым годом число их
растет. Так, в настоящее время насчитывается 2-3 «общих» способно-
сти, до 20 специальных и специфически проявляемых: общее равнове-
сие, равновесие на предмете, быстрота перестройки двигательной дея-
тельности, пространственная ориентация и др.