Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

        ГИБКОСТЬ  – это морфофункциональные свойства  опорно-

  двигательного аппарата, которые обуславливают степень  подвижно-

  сти его звеньев  относительно друг друга.

      Термин «гибкость»  целесообразно применять для  суммарной под-

вижности нескольких сочленений или всего тела. Применительно  же к

отдельным суставам, правильнее говорить об их подвижности (напри-

мер, подвижность в голеностопном  суставе, плечевом и др.).

      Различают  два вида (формы проявления) гибкости  – активная и

пассивная.

      АКТИВНАЯ  ГИБКОСТЬ – это способность  человека достигать

больших амплитуд движений за счет сокращения мышечных групп,

проходящих через тот  или иной сустав (например, амплитуда  подъема

ноги в равновесии «ласточка»).

      ПАССИВНАЯ  ГИБКОСТЬ - понимают способность  выполнять

движения с наибольшей амплитудой под воздействием внешних  растя-

гивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных

приспособлений.

      Информативным  показателем состояния суставного  и мышечного

аппарата является разница  между показателями активной и пассивной

гибкости. Эта разница  называется ДЕФИЦИТОМ АКТИВНОЙ ГИБКО-

СТИ. (Годик М.А., 1989)

      Различают  также динамическую и статическую  гибкость. Первая

проявляется во время движений, а вторая – в позах.

      Гибкость  может быть общей и специальной.

 

 

 

 

                                149

 

 

     ОБЩАЯ ГИБКОСТЬ  – это подвижность во всех  суставах челове-

ческого тела, позволяющая  выполнять разнообразные движения с мак-

симальной амплитудой.

     СПЕЦИАЛЬНАЯ  ГИБКОСТЬ – это значительная  или предельная

подвижность лишь в отдельных  суставах, соответствующая требовани-

ям конкретного вида деятельности.

 

             13.2. Факторы, определяющие развитие  гибкости

 

     Проявление  гибкости зависит от ряда факторов:

     Анатомический.  Форма костей, толщина суставного  хряща, эла-

стичность мышц, сухожилий  и связок во многом определяют уровень

развития гибкости (направление  и размах движений в суставе: сгибание,

разгибание, отведение, приведение, супинацию, пронацию, вращение).

     Центрально-нервной  регуляцией тонуса мышц, а также  напря-

жением мышц-антогонистов. Это значит, что проявления гибкости за-

висят от способности произвольно  расслаблять растягиваемые мышцы  и

напрягать мышцы, которые  осуществляют движения, т.е. от степени  со-

вершенствования межмышечной  координации.

     Внешние условия.  Под валянием разминки, массажа,  согревающих

процедур (тепловая ванна, горячий  душ, растирания) происходит суще-

ственное повышение амплитуды  движений. Наибольшие показатели

гибкости регистрируются от 12 до 17 часов. Фактором, влияющим на

подвижность суставов, является также функциональное состояние  орга-

низма в данный момент: под  влиянием утомления активная гибкость

уменьшается, а пассивная  увеличивается за счет меньшего тонуса

мышц, противодействующих растяжению. (Е.П.Васильев, 1989).

      Гибкость  в отличие от других качеств  начинает регрессировать

уже с первых лет жизни. Причины в постепенном окостенении  хряще-

вой ткани, уменьшении эластичности связок. Наиболее интенсивно пас-

сивная гибкость развивается  до 15-17 лет. При этом для развития пас-

сивной гибкости сенситивным  периодом будет являться возраст 9-10

лет, а активной – 10-14 лет.

 

 

                                 150

 

 

     Гибкость –  одно из качеств, где девочки  имеют преимущество над

мальчиками. По данным Б.В. Сермеева девочки опережают мальчиков

по ряду показателей примерно на 20-30%.

     Положительные  эмоции и мотивация улучшают  гибкость.

 

 

                    13.3. Средства развития гибкости

 

 

     В качестве  средств развития гибкости используют  упражнения,

которые можно выполнять  с максимальной амплитудой. Такие  упраж-

нения называю упражнениями на растягивание. Среди упражнений на

растягивания выделяют:

     ⇒ активные (махи, рывковые, наклоны, вращательные

           движения, а также с предметами);

     ⇒ пассивные (с партнером, с отягощением, амортизатором,

           на снарядах);

     ⇒ статические (сохранение положения тела с предельной

          амплитудой от 6 до 10 сек).

     Упражнения  для развития подвижности в  суставах рекомендуется

выполнять с постоянно  увеличивающейся амплитудой, использования

пружинящих «самозахватов», покачиваний.

     Основные правила  применения упражнений в растягивании  сле-

дующие: не допускаются болевые  ощущения, упражнения выполняются

в медленном темпе, амплитуда  движений постепенно увеличивается.

 

                     13.4. Методы развития гибкости

 

      Основным  методом развития гибкости является  повторный метод,

который предполагает выполнение упражнений на растягивание серия-

ми, по нескольку повторений в каждой, и интервалами активного  отды-

ха, достаточными для восстановления работоспособности.

     В зависимости  от решаемых задач, режима растягивания, возраста,

пола, физической подготовленности, строения суставов дозировка на-

грузки может быть весьма разнообразной. Этот метод имеет  два вариан-

                                151

та: метод повторного динамического  упражнения и метод повторного

статического упражнения. Методика развития гибкости с помощью  ста-

тических упражнений получила название «стретчинг».

     В качестве  развития и совершенствования  гибкости используется

также игровой и соревновательные методы.

     В последние  годы появились новые, нетрадиционные  методы раз-

вития гибкости. Например, метод  биомеханической стимуляции мышц,

разработанный В.Т. Назаровым  или метод электровибростимуляцион-

ный. Последний метод основан  на том, что при выполнении упражне-

ний на растягивание вибростимуляции  подвергаются мышцы-

антогонисты, а электростимуляции  – мышцы-синергистры. Это способ-

ствует достижению большой  амплитуды движений.

 

 

              13.5. Критерии и методы оценки  гибкости

 

         Основным  критерием оценки гибкости является  наибольшая

амплитуда движений, которая  может быть достигнута испытуемым.

Амплитуду движений измеряют в градусах или линейных мерах, ис-

пользуя аппаратуру или педагогические тесты.

      Аппаратурными  способами измерения являются:

      •    механический (с помощью гониометра);

      •    механоэлектрический (с помощью  электрогониометра);

      •    оптический (с помощью фото-, видео-  кино- аппаратуры);

      •    ренгенографический.

      В школьной  практике используется механический  гониометр – уг-

ломер, к одной из ножек  которого крепится транспортир. Ножки  гонио-

метра крепятся на продольных осях сегментов, составляющих тот или

иной сустав. При выполнении сгибания, разгибания или вращения оп-

ределяют угол между осями  сегментов сустава (подробнее у  М.А. Годи-

ка в учебнике «Спортивная  метрология»).

      Основными  педагогическими тестами служат  простейшие кон-

трольные упражнения, которые  позволяют оценить подвижность  раз-

личных суставов (плечевого, тазобедренного, коленного, голеностопно-

 

                                152

 

 

го, подвижность позвоночного столба и др.), (подробнее у В.И. Ляха

«Тесты в физическом воспитании школьников»).

 

           13.6. Особенности методика развития  гибкости

 

      При планировании  и проведении занятий, связанных  с развитием

гибкости, необходимо соблюдать  ряд важных методических требова-

ний. Упражнений на гибкость можно включать в различные части  заня-

тия: в подготовительную, основную и заключительную. В комплекс

может входить 6-8 упражнений. Преимущественно необходимо разви-

вать подвижность в  тех суставах, которые играют наибольшую роль в

жизненно необходимых  действиях. Нужно иметь в виду, что упражне-

ния на растягивание дают наибольший эффект, если их выполнять еже-

дневно или даже 2 раза в день. При прекращении выполнения упражне-

ний на гибкость уровень ее постепенно снижается и через 2-3 месяца

вернется к исходному  уровню. Поэтому перерыв в занятиях может быть

не более 1-2 недель.

      При развитии  гибкости целесообразны такие  соотношения различ-

ных упражнений на растягивание: 40% активных, 40% пассивных и 20%

статических. Но существует такая закономерность: чем меньше возраст,

тем большую долю должны составлять активные упражнения и мень-

шую - статические.

      Работу на  развитие гибкости необходимо  сочетать с развитием си-

ловых способностей. В этом случае большой эффективностью обладают

занятия с использованием упражнений с применением дополнительных

отягощений, причем величина их не должна превышать 50% от уровня

силовых возможностей растягиваемых  мышц. Величина отягощения в

значительной мере зависит  от характера двигательного действия: при

использовании маховых упражнений вполне достаточно отягощения 1-3

кг, а при выполнении упражнений с принудительным растягиванием

должно быть больше.

      Для расслабления  и снижения мышечного напряжения  целесооб-

разно использовать психорегулирующие  методы.

 

 

                                 153

 

 

     Контрольные  вопросы:

 

    1. Дайте определение  понятий «гибкость», «активная гибкость»,

«пассивная гибкость».

    2. Перечислите  виды гибкости.

    3. Перечислите  механизмы, обеспечивающие проявление  гибкости.

    4. Назовите группы  упражнений, которые используются  для разви-

тия гибкости.

    5. Дайте краткую  характеристику методов развития  гибкости.

    6. Приведите примеры  типовых тестов и контрольных  упражнений,

которые используются для  контроля гибкости.

 

 

 

            Тема 14. КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ

                     И МЕТОДИКА ИХ РАЗВИТИЯ

 

         14.1. Общее понятие координационных  способностей

 

     Слово «координация»  латинского происхождения. Оно  означает

согласованность, объединение, упорядочение. Относительно двигатель-

ной деятельности человека употребляется  для определения степени со-

гласованности его движений с реальными требованиями окружающей

среды. Например, поскользнувшись, один человек с помощью компен-

саторных движений восстанавливает  равновесие, а другой – падает.

Очевидно, первый из них имеет  более высокий уровень согласованно-

сти движений, а следовательно, и более развитые координационные

способности.

     КООРДИНАЦИЯ  – это способность человека  рационально согла-

совывать движения звеньев  тела при решении конкретных двигатель-

ных задач.

     Координация  характеризуется возможностью людей  управлять

своими движениями. Сложность  управления опорно-двигательным ап-

паратом заключается в  том, что тело человека состоит из значительного

количества биозвеньев, которые  имеют более ста степеней свободы. По

 

                                 154

 

 

точному выражению Берштейна (1947), координация движений и есть

не что иное, как преодоление  чрезмерных степеней свободы наших  ор-

ганов движения, то есть превращение  их в управляемые системы.

     Для характеристики  координационных возможностей человека

при выполнении какой-либо деятельности в отечественной теории и ме-

тодике физической культуры долгое время применялся термин «лов-

кость». Начиная с 70-х годов  для их обозначения все чаще используют

термин «координационные способности»

     По определению  Берштейна (1947), ЛОВКОСТЬ - это единство

взаимодействия функций  центрального и периферического  управления

двигательной системой человека, позволяющих перестраивать биомеха-

ническую структуру действий в соответствии с меняющимися  условия-

ми решения двигательной задачи. Ученый выделял несколько  свойств

ловкости:

     •    она  всегда обращена на внешний  мир Тренировка на грушах

у боксеров в меньшей мере будет развивать ловкость, нежели чем при

поединке с соперником.

     •    специфичное  качество можно обладать хорошей  ловкостью в

игровых видах спорта и  недостаточной в гимнастике.

     Основу ловкости  составляют координационные способности  (КС).

В последнее время было проведено множество исследований, касаю-

щихся изучения проявлений координационных  способностей.

 

               14.2. Виды координационных способностей

 

      Начиная  с 30-х годов, специалисты многих  стран пытаются выде-

лить способности, относящиеся  к ловкости. С каждым годом число  их

растет. Так, в настоящее  время насчитывается 2-3 «общих» способно-

сти, до 20 специальных и  специфически проявляемых: общее равнове-

сие, равновесие на предмете, быстрота перестройки двигательной дея-

тельности, пространственная ориентация и др.

Информация о работе Понятие теории физической культуры