Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

развитие одной способности, приводит к изменению уровня как  этой,

так и других физических способностей (если человек в поднятии тяже-

сти повысил уровень силовых  способностей, то это отразится в  росте

скоростно-силовых способностей, например, в метании гранаты или

толкании ядра).

 

                                110

 

 

     Перенос может  быть взаимным (например, при развитии  силовых

способностей совершенствуются скоростные, а при совершенствовании

скоростных – силовые  способности) и односторонним (например, если

при развитии быстроты движений совершенствуется и время реакции, а

упражнения, направленные на улучшение времени реакции, никак  не

оказывают влияние на развитие быстроты движений).

     Перенос физических  способностей имеет существенное  педагоги-

ческое значение. Благодаря  этому явлению можно, занимаясь  относи-

тельно небольшим кругом физических упражнений, создать некоторые

предпосылки для успешного  овладения любым видом двигательной

деятельности.

              Единство и взаимосвязь двигательных  умений

                       и физических способностей

 

     Проявляясь  в деятельности, физические способности  неотделимы

от двигательных умений и  навыков. От того, насколько человек  владеет

тем или иным двигательным действием. В решающей мере зависит  ус-

пешная реализация соответствующих  физических способностей.

 

            9.3. Принципы развития физических  способностей

 

     Процессы обучения  движениям и развития физических  способно-

стей подчиняются разным закономерностям. Несмотря на то, что  объект

воздействия у них один – конкретный человек, выполняющий  физиче-

ские упражнения. Специфичность  закономерностей требует и соответ-

ствующих педагогических (методических) воздействий их реализации:

для обучения движениям одни педагогические принципы, для развития

физических способностей - другие. Это является одной их характерных

особенностей процесса при  освоении двигательных действий. Принци-

пы развития физических способностей выражают закономерности взаи-

мосвязи состояния человека и физической нагрузки в зависимости  от ее

организации во времени.

 

 

 

 

                                111

   Принцип регулярности  педагогических воздействий

 

     Этот принцип  предполагает необходимость постоянных  занятий

физическими упражнениями для  развития физических способностей че-

ловека. В результате многократного  выполнения двигательных дейст-

вий в отдельном занятии  и повторяемося самих занятий  в организме че-

ловека происходят функциональные сдвиги, которые характеризуют со-

ответствующий эффект.

     СРОЧНЫЙ (ближайший)  ЭФФЕКТ – это изменения, наступившие

в организме после выполнения каждого упражнения или к моменту  за-

вершения занятия. Этот эффект не исчезает сразу, а сохраняется  неко-

торое время.

     ТРАНСФОРМИРОВАННЫМ (отставленный) ЭФФЕКТ – это из-

менения в состоянии организма, наблюдаемые после окончания  преды-

дущего занятия до начала очередного занятия. Если между занятиями

следует слишком большой  перерыв, то данный эффект может исчез-

нуть. Поэтому для прогрессивного изменения показателей физических

способностей, педагог должен строить педагогический процесс  так,

чтобы «следы» от каждого  предыдущего занятия наслаивались на эф-

фект последующего. Благодаря  такому сложению возникает кумулятив-

ный (накопительный) эффект.

     КУМУЛЯТИВНЫЙ (накопительный) ЭФФЕКТ – это  накопление.

Суммирование эффектов от тренировочных занятий.

     Следовательно,  при практической реализации  принципа регуляр-

ности важно обеспечить постоянство, непрерывность адаптационных

перестроек функционального  и структурного характера, составляющих

биологическую основу развития физических способностей.

 

       Принцип  прогрессирования и адаптвционно-адекватной

  предельности в наращивании  эффекта педагогических воздействий

 

     Данный принцип  базируется на закономерностях  этапности и не-

равномерности развития физических способностей (другими словами,

постепенности и предельности).

 

                                112

 

 

      Постепенность  означает плавное увеличение  нагрузки как в от-

дельном, так и в целом  ряде занятий, облегчает приспособление орга-

низма к ним, содействует  углублению и закреплению вызванных  ими

адаптационных перестроек и  тем самым, способствует созданию пред-

посылок перехода на новый, повышенный уровень нагрузок.

      Постепенность  в повышении нагрузок предполагает  применение

предельных (максимальных) нагрузок. Предельной нагрузкой считают

такую, которая в полной мере мобилизует функциональные резервы  ор-

ганизма человека и не приводит к его перенапряжению и перетрениров-

ке. Понятие «предельная» нагрузка имеет относительный характер: то,

что является предельной нагрузкой  при одном уровне подготовленно-

сти, перестает быть таковой  при другом.

 

     Принцип рационального  сочетания и распределения во  времени пе-

          дагогических воздействий различного  характера

 

     Этот принцип  требует соблюдения разумно обоснованного,  целе-

сообразного способа взаимосвязи  и порядка следования различных  по

величине нагрузок как  внутри отдельного занятия, так и  в рамках серии

занятий. Для его реализации важное значение имеет учет закономерно-

стей «переноса» физических способностей и закономерностей, лежащих

в основе чередования нагрузки и отдыха.

     В процессе  развития физических способностей  могут использо-

ваться нагрузки избирательного (однонаправленного) и комплексного

характера. Первые предусматривают  преимущественное развитие от-

дельных способностей (скоростных, силовых и др.), а вторые обеспечи-

вают последовательное или  параллельное (одновременное) совершенст-

вование разных способностей, скажем, скоростных возможностей и  вы-

носливости.

     Доказано, что  использование однонаправленных  нагрузок при раз-

витии одной какой-либо способности  оказывает на организм человека

более глубокое, но локальное  воздействие.

     Нагрузка комплексной  направленности оказывает более  широкое,

но менее глубокое воздействие  на организм. При использовании нагру-

 

                                 113

 

 

зок комплексной направленности с последовательным развитием раз-

личных способностей в  первую очередь необходимо:

      1. Определить  рациональную последовательность, т.е.порядок и

очередность введения в занятие  нагрузок, соответствующих развитию

разных способностей.

      2. Выбрать  рациональное соотношение объема  и интенсивности

нагрузок.

      Доказано, что  нагрузки скоростного характера  создают благопри-

ятный физиологический фон  для нагрузок, требующих проявления вы-

носливости. Последние же оставляют за собой фон, который  в течение

ряда часов может неблагоприятно сказываться на выполнение скорост-

ных упражнений. Установлено  также, что скоростные нагрузки хорошо

сочетаются с воздействиями  силового характера. Поэтому при  выборе

оптимальной последовательности нагрузки в комплексных занятиях це-

лесообразно придерживаться следующего порядка применения по их

преимущественной направленности:

      СИЛОВЫЕ  - СКОРОСТНЫЕ - НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

      или

      СКОРОСТНЫЕ  – СИЛОВЫЕ – НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

      Вопрос о  соотношении объема и интенсивности  нагрузок в каж-

дом конкретном случае должен решаться с учетом характера, направ-

ленности и последовательности применения, функционального состоя-

ния, индивидуальных особенностей занимающихся и т.п.

 

               Принцип целенаправленности и  адаптивной

                      адекватности воздействий

 

     В основе  формирования и совершенствования  физических способ-

ностей лежат механизмы  долговременной адаптации человека к услови-

ям двигательной деятельности. Под влиянием нагрузки происходят био-

химические, морфологические, физиологические и психологические

изменения в организме, которые  вызывают определенный развивающий

эффект.

 

 

                                114

 

 

     Однако повышение  уровня развития способностей  происходит

лишь тогда, когда обеспечивается целенаправленность и адекватность

(сообразно поставленной  цели) тренировочных воздействий.  В связи с

этим необходимо правильно  определить величину физической нагрузки,

ее объем и интенсивность; создать условия для оптимального чередова-

ния нагрузок силового, скоростного, координационного характера с от-

дыхом; предусмотреть формы  повышения нагрузок и порядок  их варьи-

рования.

 

                   Принцип возрастной адекватности

                      педагогических воздействий

 

     Обязывает педагога  осуществлять формирование способностей  в

соответствии с естественно  сменяющимися периодами онтогенеза за-

нимающегося. Зная критические (сенситивные) периоды в формирова-

нии той или иной способности, возможно направленно и эффективно

влиять на уровень их развития.

 

                  Принцип опережающих воздействий  и

                   развития физических способностей

 

     Суть его  заключается в следующем: чтобы  постоянно развивать

физические способности, внешние воздействия (средства, методы и

формы) должны опережать внутреннее развитие конкретной способно-

сти. Если такого соответствия не будет, то в развитии способностей

произойдет остановка, застой («плато»). «Плато» в развитии способно-

стей, как правило, есть результат  шаблонной методики, нарушение

принципа опережающего соответствия, отставания использования ме-

тодических приемов от развития способностей.

 

                   Принцип сопряженного воздействия

 

     Основывается  на взаимодействии процессов  развития физических

способностей и формирования двигательных навыков и на возможности

 

                                115

 

 

их регулирования. Согласно этому принципу тренировочные воздейст-

вия должны соответствовать  не только развитию необходимых способ-

ностей, но и умению использовать их в двигательной структуре кон-

кретного упражнения. Это  достигается путем подбора специальных  уп-

ражнений, направленных на одновременное  развитие силы, выносливо-

сти и других способностей и на совершенствование отдельных  элемен-

тов двигательного навыка или навыка в целом.

 

     Контрольные  вопросы:

 

     1. Дайте определения  понятий «физические способности», «фи-

зические качества».

     2. Раскройте  понятия «физические способности», «физические

качества».

     3. Перечислите  врожденные задатки, которые лежат  в основе

развития физических способностей.

     4. На какие  классы разделил В.И. Лях все  физические способно-

сти?

     5. Перечислите  факторы, от которых зависит  развитие кондици-

онных способностей.

     6. Какими механизмами  обусловлен комплекс координационных

способностей?

     7. Перечислите  основные закономерности развития  физических

способностей.

     8. Какой фактор  является ведущим в развитии  физических спо-

собностей?

     9. Охарактеризуйте  основные режимы двигательной  активности,

зависящие от того, в какой  фазе отдыха повторяется каждое последую-

щее упражнение.

     10. Раскройте  закономерность развития физических  способностей

«неравномерность и гетерохронность.

     11. Дайте определение  сенситивных периодов.

     12. В чем проявляется  сущность этапности развития  физических

способностей?

 

                                116

 

 

     13. Проиллюстрируйте  на примере закономерность переноса

физических способностей.

     14. В чем особенности  единства и взаимосвязи между  двигатель-

ными умениями и физическими  способностями?

     15. Перечислите  основные принципы развития физических  спо-

собностей.

     16. Раскройте  принцип регулярности педагогических  воздейст-

вий.

     17. Какие эффекты  происходят в организме человека  в результате

выполнения физических упражнений?

     18. В чем заключается  принцип прогрессирования и адаптвцион-

но-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических

воздействий?

     19. Раскройте  значение принципа рационального  сочетания и

распределения во времени  педагогических воздействий различного ха-

рактера.

     20. Дайте характеристику  принципа возрастной адекватности

педагогических воздействий

Информация о работе Понятие теории физической культуры