Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
развитие одной способности, приводит к изменению уровня как этой,
так и других физических способностей (если человек в поднятии тяже-
сти повысил уровень силовых способностей, то это отразится в росте
скоростно-силовых
толкании ядра).
Перенос может быть взаимным (например, при развитии силовых
способностей совершенствуются скоростные, а при совершенствовании
скоростных – силовые способности) и односторонним (например, если
при развитии быстроты движений совершенствуется и время реакции, а
упражнения, направленные на улучшение времени реакции, никак не
оказывают влияние на развитие быстроты движений).
Перенос физических
способностей имеет
ческое значение. Благодаря этому явлению можно, занимаясь относи-
тельно небольшим кругом физических упражнений, создать некоторые
предпосылки для успешного
овладения любым видом
деятельности.
Единство и взаимосвязь
и физических способностей
Проявляясь в деятельности, физические способности неотделимы
от двигательных умений и навыков. От того, насколько человек владеет
тем или иным двигательным действием. В решающей мере зависит ус-
пешная реализация соответствующих физических способностей.
9.3. Принципы развития физических способностей
Процессы обучения
движениям и развития
стей подчиняются разным закономерностям. Несмотря на то, что объект
воздействия у них один – конкретный человек, выполняющий физиче-
ские упражнения. Специфичность
закономерностей требует и
ствующих педагогических (методических) воздействий их реализации:
для обучения движениям одни педагогические принципы, для развития
физических способностей - другие. Это является одной их характерных
особенностей процесса при освоении двигательных действий. Принци-
пы развития физических способностей выражают закономерности взаи-
мосвязи состояния человека и физической нагрузки в зависимости от ее
организации во времени.
Принцип регулярности педагогических воздействий
Этот принцип
предполагает необходимость
физическими упражнениями для развития физических способностей че-
ловека. В результате многократного выполнения двигательных дейст-
вий в отдельном занятии и повторяемося самих занятий в организме че-
ловека происходят функциональные сдвиги, которые характеризуют со-
ответствующий эффект.
СРОЧНЫЙ (ближайший)
ЭФФЕКТ – это изменения,
в организме после выполнения каждого упражнения или к моменту за-
вершения занятия. Этот эффект не исчезает сразу, а сохраняется неко-
торое время.
ТРАНСФОРМИРОВАННЫМ (отставленный) ЭФФЕКТ – это из-
менения в состоянии организма, наблюдаемые после окончания преды-
дущего занятия до начала очередного занятия. Если между занятиями
следует слишком большой перерыв, то данный эффект может исчез-
нуть. Поэтому для прогрессивного
изменения показателей
способностей, педагог должен строить педагогический процесс так,
чтобы «следы» от каждого
предыдущего занятия
фект последующего. Благодаря такому сложению возникает кумулятив-
ный (накопительный) эффект.
КУМУЛЯТИВНЫЙ (накопительный) ЭФФЕКТ – это накопление.
Суммирование эффектов от тренировочных занятий.
Следовательно, при практической реализации принципа регуляр-
ности важно обеспечить постоянство, непрерывность адаптационных
перестроек функционального и структурного характера, составляющих
биологическую основу развития физических способностей.
Принцип
прогрессирования и
предельности в наращивании
эффекта педагогических
Данный принцип базируется на закономерностях этапности и не-
равномерности развития физических способностей (другими словами,
постепенности и предельности).
Постепенность означает плавное увеличение нагрузки как в от-
дельном, так и в целом ряде занятий, облегчает приспособление орга-
низма к ним, содействует углублению и закреплению вызванных ими
адаптационных перестроек и тем самым, способствует созданию пред-
посылок перехода на новый, повышенный уровень нагрузок.
Постепенность
в повышении нагрузок
предельных (максимальных) нагрузок. Предельной нагрузкой считают
такую, которая в полной мере мобилизует функциональные резервы ор-
ганизма человека и не приводит к его перенапряжению и перетрениров-
ке. Понятие «предельная» нагрузка имеет относительный характер: то,
что является предельной нагрузкой при одном уровне подготовленно-
сти, перестает быть таковой при другом.
Принцип рационального сочетания и распределения во времени пе-
дагогических воздействий
Этот принцип
требует соблюдения разумно
сообразного способа взаимосвязи и порядка следования различных по
величине нагрузок как внутри отдельного занятия, так и в рамках серии
занятий. Для его реализации важное значение имеет учет закономерно-
стей «переноса» физических способностей и закономерностей, лежащих
в основе чередования нагрузки и отдыха.
В процессе
развития физических
ваться нагрузки избирательного (однонаправленного) и комплексного
характера. Первые предусматривают преимущественное развитие от-
дельных способностей (скоростных, силовых и др.), а вторые обеспечи-
вают последовательное или параллельное (одновременное) совершенст-
вование разных способностей, скажем, скоростных возможностей и вы-
носливости.
Доказано, что
использование
витии одной какой-либо способности оказывает на организм человека
более глубокое, но локальное воздействие.
Нагрузка комплексной
направленности оказывает
но менее глубокое воздействие на организм. При использовании нагру-
зок комплексной направленности с последовательным развитием раз-
личных способностей в первую очередь необходимо:
1. Определить
рациональную
очередность введения в занятие нагрузок, соответствующих развитию
разных способностей.
2. Выбрать
рациональное соотношение
нагрузок.
Доказано, что
нагрузки скоростного
ятный физиологический фон для нагрузок, требующих проявления вы-
носливости. Последние же оставляют за собой фон, который в течение
ряда часов может
ных упражнений. Установлено также, что скоростные нагрузки хорошо
сочетаются с воздействиями силового характера. Поэтому при выборе
оптимальной последовательности нагрузки в комплексных занятиях це-
лесообразно придерживаться следующего порядка применения по их
преимущественной
СИЛОВЫЕ - СКОРОСТНЫЕ - НА ВЫНОСЛИВОСТЬ
или
СКОРОСТНЫЕ – СИЛОВЫЕ – НА ВЫНОСЛИВОСТЬ
Вопрос о
соотношении объема и
дом конкретном случае должен решаться с учетом характера, направ-
ленности и последовательности применения, функционального состоя-
ния, индивидуальных особенностей занимающихся и т.п.
Принцип целенаправленности и адаптивной
адекватности воздействий
В основе
формирования и
ностей лежат механизмы долговременной адаптации человека к услови-
ям двигательной деятельности. Под влиянием нагрузки происходят био-
химические, морфологические,
физиологические и
изменения в организме, которые вызывают определенный развивающий
эффект.
Однако повышение уровня развития способностей происходит
лишь тогда, когда обеспечивается целенаправленность и адекватность
(сообразно поставленной цели) тренировочных воздействий. В связи с
этим необходимо правильно определить величину физической нагрузки,
ее объем и интенсивность;
создать условия для
ния нагрузок силового, скоростного, координационного характера с от-
дыхом; предусмотреть формы повышения нагрузок и порядок их варьи-
рования.
Принцип возрастной
педагогических воздействий
Обязывает педагога
осуществлять формирование
соответствии с естественно сменяющимися периодами онтогенеза за-
нимающегося. Зная критические (сенситивные) периоды в формирова-
нии той или иной способности, возможно направленно и эффективно
влиять на уровень их развития.
Принцип опережающих
развития физических
Суть его
заключается в следующем:
физические способности, внешние воздействия (средства, методы и
формы) должны опережать внутреннее развитие конкретной способно-
сти. Если такого соответствия не будет, то в развитии способностей
произойдет остановка, застой («плато»). «Плато» в развитии способно-
стей, как правило, есть результат шаблонной методики, нарушение
принципа опережающего соответствия, отставания использования ме-
тодических приемов от развития способностей.
Принцип сопряженного
Основывается на взаимодействии процессов развития физических
способностей и формирования двигательных навыков и на возможности
их регулирования. Согласно этому принципу тренировочные воздейст-
вия должны соответствовать не только развитию необходимых способ-
ностей, но и умению использовать их в двигательной структуре кон-
кретного упражнения. Это
достигается путем подбора
ражнений, направленных на одновременное развитие силы, выносливо-
сти и других способностей и на совершенствование отдельных элемен-
тов двигательного навыка или навыка в целом.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определения
понятий «физические
зические качества».
2. Раскройте
понятия «физические
качества».
3. Перечислите
врожденные задатки, которые
развития физических способностей.
4. На какие классы разделил В.И. Лях все физические способно-
сти?
5. Перечислите факторы, от которых зависит развитие кондици-
онных способностей.
6. Какими механизмами
обусловлен комплекс
способностей?
7. Перечислите
основные закономерности
способностей.
8. Какой фактор является ведущим в развитии физических спо-
собностей?
9. Охарактеризуйте основные режимы двигательной активности,
зависящие от того, в какой фазе отдыха повторяется каждое последую-
щее упражнение.
10. Раскройте
закономерность развития
«неравномерность и
11. Дайте определение сенситивных периодов.
12. В чем проявляется сущность этапности развития физических
способностей?
13. Проиллюстрируйте
на примере закономерность
физических способностей.
14. В чем особенности единства и взаимосвязи между двигатель-
ными умениями и физическими способностями?
15. Перечислите
основные принципы развития
собностей.
16. Раскройте
принцип регулярности
вий.
17. Какие эффекты
происходят в организме
выполнения физических упражнений?
18. В чем заключается
принцип прогрессирования и
но-адекватной предельности
в наращивании эффекта
воздействий?
19. Раскройте
значение принципа
распределения во времени педагогических воздействий различного ха-
рактера.
20. Дайте характеристику
принципа возрастной
педагогических воздействий