Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

ного принципа обеспечивает планомерный переход объекта  педагогиче-

ского воздействия с одного качественного уровня на более высокий, что

практически выражается ростом тренированности, повышением функ-

 

                                 80

 

 

циональных возможностей организма и физических способностей. Он

выражает необходимость  неуклонного повышения требований к зани-

мающимся, сущность которых  заключается в постоянном обновлении и

усложнении используемых упражнений, методов, условий занятий, а

также величины физической нагрузки, ее объема и интенсивности. Реа-

лизация данного принципа будет приводить к положительным  результа-

там лишь в том случае, если последующее задание окажется посильным

для занимающегося. Преподавателю (тренеру) необходимо учитывать

сенситивные периоды развития организма индивида, а также необходи-

мо помнить, что наряду с развитием физических качеств  важно совер-

шенствовать и изменять технику  двигательных действий.

     Принцип цикличности  определяет упорядоченность учебно-

воспитательного процесса. Его  сущность раскрывается в композицион-

ной повторяемося отдельных  занятий и серий (циклов). В практике при-

нято различать микро-, мезо- и макроструктуру воспитательного  про-

цесса.

     Микроциклы (недельные)  циклы - совокупность нескольких  тре-

нировочных занятий, которые  вместе с восстановительными днями  со-

ставляют относительно законченный  повторяющийся фрагмент трени-

ровочного процесса, обеспечивающий срочный и отставленный эффек-

ты тренировочных занятий.

     Мезоциклы (месячные) циклы включают в себя от 3 до 6 микро-

циклов, в которых меняются содержание, порядок чередования  и соот-

ношение средств. Мезоциклы  обеспечивают суммарный (кумулятив-

ный) эффект занятия физическими  упражнениями.

     Макроциклы (годичные) циклы – включают в себя  чередование не-

скольких мезоциклов. Методологической основой технологии управле-

ния в макроцикле являются объективные биологические закономерно-

сти долговременной адаптации  индивида к физическим нагрузкам.

     Принцип цикличности  в практике реализуется в полной  мере при

соблюдении следующих  правил. Процесс физического воспитания и

спортивной тренировки должен быть построен с использованием отно-

сительно завешенных и  циклически повторяющихся структурных  еди-

ниц (микро-, мезо- и макроциклов). Серии занятий должны обеспечи-

 

                                 81

вать оптимальное соотношение  нагрузки и отдыха при достижении ку-

мулятивного эффекта. Последовательность чередования циклов в мно-

голетнем учебно-воспитательном процессе должна обеспечивать неук-

лонное повышение спортивно-технического мастерства индивида.

     Принцип возрастной  адекватности педагогического воздействия

обязывает целенаправленно  и последовательно регулировать меры вос-

питательного воздействия  в соответствии с возрастными  этапами разви-

тия организма человека (дошкольный, школьный, зрелый, пожилой).

     Эффективность  физического воспитания детей  во многом обу-

словлена правильным подбором физических нагрузок преимуществен-

ной направленности в период сенситивного развития организма, что  не-

сомненно обеспечивает благоприятные  предпосылки для эффективного

роста их спортивно-технического мастерства. Характер занятий физиче-

скими упражнениями лиц среднего и пожилого возраста приобретает

черты физической рекреации  оздоровительной направленности.

     Таким образом,  эффективная реализация принципа  возрастной

адекватности предусматривает  решение следующих вопросов. Это  оп-

ределение стратегии и  технологии преимущественной направленности

подготовки на отдельных  этапах многолетних занятий, обеспечение

гармоничного развития физических способностей, совершенствование

вегетативных и моторных функций организма в процессе онтогенеза, а

также обеспечение постепенного увеличения физических нагрузок в со-

ответствии с индивидуальными  возможностями на каждом возрастном

этапе.

     Каждый отдельный  принцип был рассмотрен отдельно  только для

удобства изложения. На самом  деле все они синтезированы в  систему

единого педагогического  процесса и лишь отражают отдельные  его сто-

роны. Так, сознательность и  активность обязательно предполагают дос-

тупность обучения и развития физических способностей. Доступность  и

индивидуализация обеспечиваются наглядностью и систематичность..

Принцип систематичности, в  свою очередь, содействует постепенному

повышению тренирующего воздействия. Успешность учебно-

воспитательного процесса будет  обеспечена лишь в том случае, если

 

 

                                 82

 

 

при принятии решений преподаватель (тренер) будет учитывать требо-

вания всех принципов.

 

          Контрольные вопросы:

 

      1. Что понимается  под принципами в теории физической  культу-

ры?

     2. В чем заключаются  социальные принципы формирования  физи-

ческой культуры человека?

     3. Перечислите  общеметодические принципы.

     4. Дайте характеристику  принципу сознательности и активности.

     5. Охарактеризуйте  формы проявления наглядности.

     6. Что означает  принцип доступности и индивидуализации?

     7. Раскрой значение  специфического принципа непрерывности.

     8. Какое значение  имеет реализация принципа прогрессирования

воздействий?

     9. Раскройте  сущность принципа цикличности.

     10. Почему в  физической культуре необходимо  максимально ис-

пользовать принцип возрастной адекватности педагогического воздей-

ствия?

 

Тема 8. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

 

        Обучение. Обучаемость. Знания. Двигательное  умение. Экстраполяция.

        Двигательный  навык. Основные опорные точки.  Ориентировочная основа

        действий. Перенос навыков. Двигательные  ошибки. Классификация

        двигательных  ошибок. Этапы обучения двигательным  действиям.

 

 

             8.1. Формирование знаний, двигательных  умений и

                  навыков как процесс и результат  обучения

 

     ОБУЧЕНИЕ в  сфере физической культуры это  организованный

процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигатель-

ных действий, направленных на физическое и психическое совершенст-

во человека.

 

 

                                     83

 

 

     ОБУЧАЕМОСТЬ  – это способность человека  приобретать знания и

овладевать умениями и  навыками. Способность к обучаемости

обусловлена следующими факторами:

     ⇒ сложностью изучаемого упражнения;

     ⇒ накопленным двигательным опытом;

     ⇒ половозрастными показателями;

     ⇒ эффективностью применяемых методов обучения;

     ⇒ активностью самих занимающихся.

     Каждое двигательное  действие состоит из движений. Акт движе-

ния производится с определенными  взаимодействиями сил и приводит к

изменению положения тела в пространстве и во времени. В  процессе

обучения двигательным действиям  человек должен овладеть их кинема-

тическими, динамическими  и ритмическими параметрами. Овладение

двигательным действием  начинается с формирования системы  знаний о

параметрах характеристик  его техники и вариантах ее выполнения.

     ЗНАНИЯ –  это форма существования и  систематизации результа-

тов познавательной деятельности человека.

      В процессе  обучения занимающийся приобретает  различные зна-

ния: о социальной сущности физической культуры, влиянии занятий

физическими упражнениями на функции организма, о методике обуче-

ния двигательным действиям, о правилах судейства, методике само-

стоятельных занятий, режиме питания, страховке, самоконтроле и  др.

     Обычно выделяют  два тесно взаимосвязанных вида  знаний:

     Наглядно-чувственные  знания выступают в форме различных

представлений (зрительных, слуховых, вестибулярных и пр.). На основе

представлений формируется  общий образ изучаемого действия. Это

элементарный уровень  знаний. Например, образ техники  низкого старта

будет состоять из представлений  о положении тела и отдельных  его

частей на старте, во время  выбегания со стартовых колодок, о направ-

лении, амплитуде, длительности, темпе и ритме движения.

     Словесно-логические  знания выступают в форме понятий,  законо-

мерностей, теорий и способствуют глубокому познанию сущности тех-

ники физических упражнений, ее характеристик. Это более высокий

уровень знаний.

 

                                 84

 

 

     Знания формируются  на основе наблюдения за выполнением  дей-

ствия и прослушивания  сопровождающего показ комментария, цель ко-

торого – выделить в  этом действии те элементы, от которых  зависит ус-

пех его выполнения. Другими  словами, на основе знаний важно сфор-

мулировать двигательную задачу, которая определят основу действия, а

также расстановку акцентов внимания обучаемого.

     В зависимости  от требований, предъявляемых исполнителю  М.М.

Боген (1985), распределяет двигательные задачи на три группы. К пер-

вой группе относятся двигательные задачи, требующие максимального

проявления физических качеств  при подчиненном значении простран-

ственных характеристик  движения кинематической структуры (поло-

жение тела, форма, направление, амплитуда). Такими являются все дви-

гательные действия, где результат  фиксируется инструментально, будь

то время, расстояние или  поднятый вес.

     Во вторую  группу включены задачи, требующие  максимальной

выразительности, красоты, соответствия обусловленным двигательным

стандартам при явном  подчинении значений уровня проявления физи-

ческих качеств. В таких  движениях результат определяется путем срав-

нивания техники выполнения с эталоном.

     Третья группа  включает двигательные задачи, требующие  макси-

мальной точности, иногда при  ограниченном времени решения двига-

тельной задачи и подчиненном  значении, как уровня проявления физи-

ческих качеств, так и  пространственной организации движений.

     Итак, процесс  обучения двигательному действию  начинается с

создания представления  о способе решения двигательной задачи на ос-

нове необходимого минимума знаний, которые являются предпосылкой

формирования умений и  навыков.

     ДВИГАТЕЛЬНОЕ  УМЕНИЕ – это такая степень  владения двига-

тельным действием, при котором  управление движениями происходит

при активной роли мышления.

     Умение выполнять  новое двигательное действие  возникает на ос-

нове следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике

действия; наличия двигательного  опыта; достаточного уровня физиче-

 

                                 85

 

 

ской подготовленности, при  творческом мышлении в процессе управле-

ния движениями.

      Сущность  двигательного умения заключается  в том, что для него

характерно постоянное совершенствование  способа выполнения дейст-

вия при осмысленном подходе  в процессе управления движениями.

      Характерными  признаками двигательного умения  являются:

      ⇒ Управление движениями происходит неавтоматизировано.

      ⇒ Сознание ученика загружено контролем каждого движения.

      ⇒ Невысокая быстрота выполнения действия.

      ⇒ Действие выполняется неэкономно, при значительной степени

        утомления.

      ⇒ Относительная расчлененность движений.

      ⇒ Нестабильность действия.

      ⇒ Неточное запоминание действия.

      Роль двигательных  умений в физическом воспитании  может быть

различной. В одних случаях  умения доводят до навыков, если необхо-

димо добиться совершенного владения техникой двигательного дейст-

вия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без после-

дующего перехода в навыки.

      Важно то, что чем больше багаж умений  у занимающегося, тем

легче происходит выполнение нового движения. В этом заключается  их

дидактическое значение. Необходимо дать понятие экстраполяции.

      ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ  – психофизиологический механизм  построе-

ния новых движений на базе ранее приобретенного опыта.

      В процессе  многократного повторения двигательного  действия

входящие в него операции становятся все более привычными, коорди-

национные механизмы автоматизируются (не требуют специально на-

правленного на них внимания), и двигательное умение переходит  в на-

вык.

      ДВИГАТЕЛЬНЫЙ  НАВЫК – это такая степень  владения действия,

при которой управление движениями происходит автоматизировано.

      Характерные  признаки навыка:

      ⇒ Автоматизированное управление движениями. Сознание ос-

вобождается от необходимого контроля за деталями движений, что, во-

Информация о работе Понятие теории физической культуры