Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
чем иным как индивидуальными особенностями выполнения упражне-
ния.
Общепринятой
классификации двигательных
дано. Но в зависимости от значения, характера и распространенности
ошибок их можно подразделить соответственно на три группы:
1. Грубые, значительные и незначительные;
2. Стабильные и нестабильные;
3. Типичные и нетипичные.
1. Грубыми считаются ошибки, искажающие основной механизм
двигательного действия. Например: низкий старт – быстрое поднимание
головыИх необходимо как можно скорее устранять, так как они больше
всего мешают обучению. К значительным относят невыполнение общей
детали техники; к незначительным – неточное выполнение детали, ве-
дущее к снижению эффективности действия.
2. Ошибки, возникающие
в процессе овладения
ражнением по причине недостаточной координации усилий или из-за
воздействия временных сбивающих факторов и исчезающие сразу после
принятых мер по их устранению, называют нестабильными. Закреплен-
ные в навык ошибки называются стабильными. Они возникают в ре-
зультате многократного повторения неправильных движений в услови-
ях практического применения действия. Такие ошибки имеют стойкий
характер и с большим трудом поддаются исправлению. Иногда прихо-
дится временно прекращать повторение данного действия, чтобы в
дальнейшем, когда несколько угаснут образовавшиеся нервные услов-
ные связи, попытаться по-новому подойти к решению не удающейся
двигательной задачи.
3. К нетипичным относят ошибки, возникающие эпизодически,
как правило по субъективным причинам. Типичные ошибки встречаются
чаще всего, имеют массовый, типичный характер. Появление таких
ошибок можно заранее предугадать. Например, в беге детей на корот-
кую дистанцию типичны следующие ошибки: при старте — высокое
поднимание таза, при беге на дистанции — чрезмерный наклон тулови-
ща вперед и др.
Успех в освоении движений во многом зависит от того, насколько пра-
вильно определены причины ошибок и насколько методы их исправле-
ния соответствуют истинным причинам их возникновения. Предлагае-
мая систематизация может
помочь лучше разобраться в
ошибках и путях их устранения (Табл. 2).
Основные причины ошибок и пути их устранения
№
Причина
1 Неправильное Разъяснить, повторить, нарисовать, показать, про-
представление
демонстрировать наглядные
2 Недостаточная общая
Выявить какого качества
физическая функциональных возможностей, разработать про-
подготовленность грамму
3 Недостатки волевой подго- Выяснить причину, облегчить выполнение, обеспе-
товленности (решитель- чить безопасность, улучшить страховку, более тща-
ность, боязнь, неуверен- тельно подбирать спарринг-партнеров, увеличить
ность в своих силах) количество соревнований
4 Нарушение последователь-
Изменить последовательность
ности обучения титься к предыдущему иатериалу
5 Отрицательный перенос на- Временное прекращение – отдых. Усвоить более
выков трудное упражнение, но сходной структуры. При-
6 Создание неправильной
до- Дать отдых. Переключить
минанты, которая направля- или совершенно другое задание. Устранить раздра-
ет внимание и действие уче- житель, создающий неправильную доминанту пу-
ника
тем более сильного
7 Утомление Дать отдых
8 Неблагоприятные условия Устранить недостатки (сменить инвентарь, посте-
выполнения
упражнения пенно
приучать к неблагоприятным
Основные правила исправления ошибок:
1. Ошибка
должна быть понята
чины и характера ошибки способствуют повторные объяснения и показ
упражнения, проговаривание
и зарисовки двигательного
сультации с товарищами по занятию.
2. Ошибки следует исправлять не все сразу, а последовательно, по
степени их значимости. Двигательные ошибки часто образуются по
принципу цепочки: одна ошибка порождает другую, образуя причинно-
следственную цепь. Например, ошибка в напряжении мышц может вы-
звать ошибки в скорости и амплитуде движений. Исправление ошибок
следует начинать с наиболее важных, так как от них часто зависит появ-
ление и всех второстепенных ошибок. Например, ошибки в финальных
усилиях зависят, как правило, не от ошибок в заключительном движе-
нии, а от согласованности звеньев целостного двигательного акта. К
наиболее важным ошибкам относятся те, которые нарушают основу
техники.
3. Выбранные
пути исправления ошибки
возможностям занимающегося в данный момент.
4. Внезапное появление, казалось бы, исчезнувших ошибок требу-
ет периодического использования тех подводящих упражнений, с по-
мощью которых данная ошибка исправлялась. Подобное проскальзыва-
ние ошибок особенно часто наблюдается при выполнении действия в
новой, сложной обстановке.
• Способы исправления ошибок должны быть направлены, прежде
всего против причин, вызывающих ошибки, а не против самих ошибок.
8. 5. Структура
процесса обучения
и особенности его этапов
В процессе
обучения двигательным
па, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и
особенностями методики:
⇒ этап начального разучивания;
⇒ этап углубленного разучивания;
⇒ этап закрепления и дальнейшего совершенствования.
Этап начального
разучивания. Целью этого
мирование умения выполнять
основу техники двигательного
Основными
задачами данного этапа
• сформировать
смысловые и зрительные
тельном действии и способе его выполнения;
• создать двигательные
представления по основным
кам (элементам действий);
• воссоздать
предшествующий опыт
ких по технике вновь изучаемому;
• разучить
звенья основы техники, не
дить возникновение грубых ошибок;
• добиться
выполнения основы техники
целом.
Решение
этих задач решается
ке у обучаемых формируется в результате объяснения упражнения пре-
подавателем, восприятия показываемых движений, просмотра нагляд-
ных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений,
возникающих при первых попытках выполнения движений. Все это
создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение
техники действия.
Практическое обучение, как правило, начинают с попыток
выполнения главного звена техники. Для этого двигательное действие
как бы расчленяют, что существенно упрощает его выполнение. В
дальнейшем также относительно изолированно осваивают другие
звенья и по мере формирования умения их соединяют в целостное
двигательное действие, т.е. при обучении используют расчлененно-
конструктивныйфизическая подготовленность обучающихся и чем боль-
Чем выше метод.
шим фондом двигательных умений и навыков они уже владеют, тем
быстрее идет обучение даже самых сложных двигательный действий. В
данном случае можно воспользоваться целостно-конструктивным мето-
дом.
Выбор метода обучения на этапе начального разучивания обу-
словлен сложностью осваиваемого двигательного действия, а также фи-
зической подготовленностью обучающего.
Если для
выполнения разучиваемого
таточно физически развит, применяют подготовительные упражнения,
стимулирующие развитие физических качеств, необходимых для вы-
полнения данного действия. Если разучиваемое действие не находит
для себя опорных элементов в сформированном ранее двигательном
фонде, то их приходится создавать с помощью подводящих упражнений
– двигательных действий, опирающихся на двигательный опыт и
имеющих нечто общее с разучиваемым действием.
Освоение действия
на первом этапе обучения
появлением ошибок (лишние движения, искаженная амплитуда, нару-
шение ритма), причинами которых является: недостаточное представле-
ние действий, слабое развитие двигательных способностей, боязнь, со-
стояние утомления и пр.
Продолжительность этапа начального разучивания двигательного
действия зависит от: степени сложности изучаемого действия, уровня
подготовленности
также возможности использовать положительный эффект переноса на-
выков.
Этап начального
разучивания можно считать
обучающийся способен выполнить двигательное действие без грубых
ошибок, искажающих смысл осваиваемого способа решения двигатель-
ной задачи.
Этап углубленного
разучивания. Целью данного
формирование умения выполнять двигательное действие в объеме на-
меченных технических требований.
Основные задачи этапа:
• уточнить действие
во всех основных опорных
так и в деталях техники;
• добиться слитного
выполнения двигательного
сознательного контроля пространственных, временных и динамических
характеристик;
• устранить мелкие ошибки, особенно в основном звене техники.
Данные задачи
могут решаться параллельно, т.
Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от пра-
вильного и оптимального подбора методов, приемов, средств обучения.
Наряду с применением тех же средств и методов, что и на I этапе обу-
чения все большее значение приобретает практическое выполнение
действия методом целостного упражнения. Расчленение действия ста-
новится лишь вспомогательным приемом.
Не утрачивает
своего значения и методы
Но объяснения, инструкции, замечания детализируются. С появлением
собственных мышечных ощущений,
связанных с выполнением
становится возможным применение метода идеомоторного упражнения,
заключающегося в мысленном представлении выполнения действия,
воспроизведения в сознании последовательности его элементов и собст-
венных усилий и ощущений. Сочетание этого метода с реальным вы-
полнением играет большую роль в уточнении представлений о дейст-
вии.
С появление
слитности в движениях,
должно постепенно переключается на овладение рациональным ритмом
целостного действия и на более обобщенную форму сознательного кон-
троля за качеством выполнения двигательного действия в целом.
На данном этапе используется комплекс разнообразных средств:
• физические упражнения
для укрепления мышечной
всего организма с учетом особенностей изучаемого действия;
• подводящие упражнения,
которые подготавливают к
действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизве-
дения в упрощенной форме. Например, ученик выполняет с трех шагов
разбег и осуществляет отталкивание как в прыжках в высоту, но вместо
преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до подвешен-
ного предмета.
Формы выполнения
действия становятся
этапе выполнения действия происходило в исключительно стандартных
условиях и разучивался лишь основной вариант действия, то на II этапе
обучения по мере стабилизации техники возможно введение дополни-
тельных внешних раздражителей
и новых элементов в
риант действия.
Длительность
этапа углубленного
технических требований, намеченных к обучению, и от предыдущего