Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

чем иным как индивидуальными  особенностями выполнения упражне-

ния.

     Общепринятой  классификации двигательных ошибок  пока не соз-

дано. Но в зависимости  от значения, характера и распространенности

ошибок их можно подразделить соответственно на три группы:

     1. Грубые, значительные  и незначительные;

     2. Стабильные  и нестабильные;

     3. Типичные  и нетипичные.

     1. Грубыми считаются  ошибки, искажающие основной механизм

двигательного действия. Например: низкий старт – быстрое поднимание

головыИх необходимо как  можно скорее устранять, так как  они больше

всего мешают обучению. К  значительным относят невыполнение общей

детали техники; к незначительным – неточное выполнение детали, ве-

дущее к снижению эффективности  действия.

     2. Ошибки, возникающие  в процессе овладения физическим  уп-

ражнением по причине недостаточной  координации усилий или из-за

воздействия временных сбивающих  факторов и исчезающие сразу после

принятых мер по их устранению, называют нестабильными. Закреплен-

ные в навык ошибки называются стабильными. Они возникают в  ре-

зультате многократного  повторения неправильных движений в  услови-

ях практического применения действия. Такие ошибки имеют стойкий

характер и с большим  трудом поддаются исправлению. Иногда прихо-

дится временно прекращать повторение данного действия, чтобы в

 

                                93

 

 

дальнейшем, когда несколько  угаснут образовавшиеся нервные  услов-

ные связи, попытаться по-новому подойти к решению не удающейся

двигательной задачи.

     3. К нетипичным  относят ошибки, возникающие эпизодически,

как правило по субъективным причинам. Типичные ошибки встречаются

чаще всего, имеют массовый, типичный характер. Появление таких

ошибок можно заранее  предугадать. Например, в беге детей  на корот-

кую дистанцию типичны  следующие ошибки: при старте —  высокое

поднимание таза, при беге на дистанции — чрезмерный наклон тулови-

ща вперед и др.

Успех в освоении движений во многом зависит от того, насколько  пра-

вильно определены причины  ошибок и насколько методы их исправле-

ния соответствуют истинным причинам их возникновения. Предлагае-

мая систематизация может  помочь лучше разобраться в двигательных

ошибках и путях их устранения (Табл. 2).

                                                         Таблица 2

           Основные причины ошибок и  пути их устранения

№              Причина                            Путь устранения

1    Неправильное                Разъяснить, повторить, нарисовать, показать, про-

     представление               демонстрировать наглядные пособия

2   Недостаточная общая         Выявить какого качества недостает  для повышения

     физическая                  функциональных возможностей, разработать  про-

     подготовленность            грамму

3   Недостатки волевой  подго-   Выяснить причину, облегчить  выполнение, обеспе-

     товленности  (решитель-      чить безопасность, улучшить страховку, более тща-

     ность, боязнь, неуверен-    тельно подбирать  спарринг-партнеров, увеличить

     ность в своих  силах)        количество  соревнований

4   Нарушение последователь-    Изменить последовательность обучения, возвра-

     ности обучения              титься к предыдущему иатериалу

5   Отрицательный перенос  на-   Временное прекращение  – отдых. Усвоить более

     выков                       трудное упражнение, но сходной  структуры. При-

                                 менить ориентиры.

6   Создание неправильной  до- Дать отдых. Переключить внимание  на суть задания

     минанты, которая  направля- или совершенно другое  задание. Устранить раздра-

     ет внимание  и действие уче- житель, создающий  неправильную доминанту пу-

     ника                        тем более сильного раздражителя

7   Утомление                   Дать отдых

8   Неблагоприятные  условия Устранить недостатки (сменить  инвентарь, посте-

     выполнения  упражнения       пенно  приучать к неблагоприятным условиям)

 

 

 

 

                                       94

 

 

      Основные  правила исправления ошибок:

      1. Ошибка  должна быть понята занимающемся. Осознанию при-

чины и характера ошибки способствуют повторные объяснения и показ

упражнения, проговаривание и зарисовки двигательного действия, кон-

сультации с товарищами по занятию.

      2. Ошибки  следует исправлять не все  сразу, а последовательно, по

степени их значимости. Двигательные ошибки часто образуются по

принципу цепочки: одна ошибка порождает другую, образуя причинно-

следственную цепь. Например, ошибка в напряжении мышц может вы-

звать ошибки в скорости и  амплитуде движений. Исправление  ошибок

следует начинать с наиболее важных, так как от них часто  зависит появ-

ление и всех второстепенных ошибок. Например, ошибки в финальных

усилиях зависят, как правило, не от ошибок в заключительном движе-

нии, а от согласованности  звеньев целостного двигательного  акта. К

наиболее важным ошибкам  относятся те, которые нарушают основу

техники.

      3. Выбранные  пути исправления ошибки должно  соответствовать

возможностям занимающегося  в данный момент.

      4. Внезапное  появление, казалось бы, исчезнувших  ошибок требу-

ет периодического использования  тех подводящих упражнений, с по-

мощью которых данная ошибка исправлялась. Подобное проскальзыва-

ние ошибок особенно часто  наблюдается при выполнении действия в

новой, сложной обстановке.

   • Способы исправления  ошибок должны быть направлены, прежде

всего против причин, вызывающих ошибки, а не против самих ошибок.

 

        8. 5. Структура  процесса обучения двигательным  действиям

                         и особенности его этапов

 

     В процессе  обучения двигательным действиям  выделяют три эта-

па, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и

особенностями методики:

     ⇒ этап начального разучивания;

 

                                  95

 

 

      ⇒ этап углубленного разучивания;

      ⇒ этап закрепления и дальнейшего совершенствования.

      Этап начального  разучивания. Целью этого этапа  является фор-

мирование умения выполнять  основу техники двигательного действия.

      Основными  задачами данного этапа являются:

    • сформировать  смысловые и зрительные представления  о двига-

тельном действии и способе  его выполнения;

    • создать двигательные  представления по основным опорным  точ-

кам (элементам действий);

    • воссоздать  предшествующий опыт выполнения  действий, близ-

ких по технике вновь изучаемому;

    • разучить  звенья основы техники, не освоенные  ранее, предупре-

дить возникновение грубых ошибок;

    • добиться  выполнения основы техники двигательного  действия в

целом.

      Решение  этих задач решается поочередно. Представления о техни-

ке у обучаемых формируется  в результате объяснения упражнения пре-

подавателем, восприятия показываемых движений, просмотра нагляд-

ных пособий, анализа собственных  мышечных и других ощущений,

возникающих при первых попытках выполнения движений. Все это

создает ориентировочную  основу, без которой невозможно освоение

техники действия.

      Практическое  обучение, как правило, начинают  с попыток

выполнения главного звена  техники. Для этого двигательное действие

как бы расчленяют, что существенно  упрощает его выполнение. В

дальнейшем также относительно изолированно осваивают другие

звенья и по мере формирования умения их соединяют в целостное

двигательное действие, т.е. при обучении используют расчлененно-

конструктивныйфизическая  подготовленность обучающихся и  чем боль-

      Чем выше  метод.

шим фондом двигательных умений и навыков они уже владеют, тем

быстрее идет обучение даже самых сложных двигательный действий. В

данном случае можно воспользоваться  целостно-конструктивным мето-

дом.

 

 

                                 96

 

 

     Выбор метода  обучения на этапе начального  разучивания обу-

словлен сложностью осваиваемого двигательного действия, а также  фи-

зической подготовленностью  обучающего.

     Если для  выполнения разучиваемого действия  обучающий недос-

таточно физически развит, применяют подготовительные упражнения,

стимулирующие развитие физических качеств, необходимых для вы-

полнения данного действия. Если разучиваемое действие не находит

для себя опорных элементов  в сформированном ранее двигательном

фонде, то их приходится создавать  с помощью подводящих упражнений

– двигательных действий, опирающихся  на двигательный опыт и

имеющих нечто общее с  разучиваемым действием.

     Освоение действия  на первом этапе обучения может  протекать с

появлением ошибок (лишние движения, искаженная амплитуда, нару-

шение ритма), причинами которых  является: недостаточное представле-

ние действий, слабое развитие двигательных способностей, боязнь, со-

стояние утомления и пр.

     Продолжительность  этапа начального разучивания  двигательного

действия зависит от: степени  сложности изучаемого действия, уровня

подготовленности занимающегося, их индивидуальных особенностей а

также возможности использовать положительный эффект переноса на-

выков.

     Этап начального  разучивания можно считать законченным,  когда

обучающийся способен выполнить  двигательное действие без грубых

ошибок, искажающих смысл  осваиваемого способа решения двигатель-

ной задачи.

      Этап углубленного  разучивания. Целью данного этапа  является

формирование умения выполнять  двигательное действие в объеме на-

меченных технических  требований.

      Основные  задачи этапа:

   • уточнить действие  во всех основных опорных точках  как в основе,

так и в деталях техники;

 

 

 

                                 97

 

 

   • добиться слитного  выполнения двигательного действия  на основе

сознательного контроля пространственных, временных и динамических

характеристик;

   • устранить мелкие  ошибки, особенно в основном звене  техники.

     Данные задачи  могут решаться параллельно, т.е.  одновременно.

     Эффективность  обучения на этом этапе во  многом зависит от пра-

вильного и оптимального подбора методов, приемов, средств  обучения.

Наряду с применением  тех же средств и методов, что  и на I этапе обу-

чения все большее значение приобретает практическое выполнение

действия методом целостного упражнения. Расчленение действия ста-

новится лишь вспомогательным  приемом.

     Не утрачивает  своего значения и методы передачи  информации.

Но объяснения, инструкции, замечания детализируются. С появлением

собственных мышечных ощущений, связанных с выполнением действия

становится возможным  применение метода идеомоторного упражнения,

заключающегося в мысленном  представлении выполнения действия,

воспроизведения в сознании последовательности его элементов  и собст-

венных усилий и ощущений. Сочетание этого метода с реальным вы-

полнением играет большую  роль в уточнении представлений  о дейст-

вии.

     С появление  слитности в движениях, внимание  занимающихся

должно постепенно переключается  на овладение рациональным ритмом

целостного действия и  на более обобщенную форму сознательного  кон-

троля за качеством выполнения двигательного действия в целом.

     На данном  этапе используется комплекс  разнообразных средств:

   • физические упражнения  для укрепления мышечной системы  и

всего организма с учетом особенностей изучаемого действия;

   • подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению

действия путем его  целостной имитации либо частичного воспроизве-

дения в упрощенной форме. Например, ученик выполняет с трех шагов

разбег и осуществляет отталкивание как в прыжках в  высоту, но вместо

преодоления планки стремится  дотянуться маховой ногой до подвешен-

ного предмета.

 

                                 98

 

 

     Формы выполнения  действия становятся разнообразнее.  Если на I

этапе выполнения действия происходило  в исключительно стандартных

условиях и разучивался  лишь основной вариант действия, то на II этапе

обучения по мере стабилизации техники возможно введение дополни-

тельных внешних раздражителей  и новых элементов в осваиваемый  ва-

риант действия.

     Длительность  этапа углубленного разучивания  зависит от объема

технических требований, намеченных к обучению, и от предыдущего

Информация о работе Понятие теории физической культуры