Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
3. Частота движений (количество движений в единицу
времени).
К комплексным формам проявления скоростных способностей от-
носятся:
1. Способность быстро набирать скорость на старте до мак-
симально возможной (стартовый разгон в спринтерском беге, конько-
бежном спорте, рывки в футболе).
2. Способность к достижению высокого уровня дистанцион-
ной скорости – в беге, плавании и других циклических локомоциях.
3. Способность быстро переключаться с одних действий на
другие и т.п.
11.2. Механизмы, обеспечивающие
скоростных способностей
Проявление
форм быстроты и скорости
го ряда факторов: 1) состояния центральной нервной системы и нервно-
мышечного аппарата человека; 2) морфологических особенностей мы-
шечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медлен-
ных волокон); 3) силы мышц; 4) способности мышц быстро переходить
из напряженного состояния в расслабленное 5) энергетических запасов
в мышце (аденозинтрифосфорная кисло та — АТФ и креатинфосфат —
КТФ); 6) амплитуды движений, т.е от степени подвижности в суставах;
7) способности к координации
движений при скоростной
биологического ритма жизнедеятельности организма; 9) возраста и по-
ла; 10) скоростных природных способностей человека.
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит о ско-
рости протекания следующих пяти фаз:
1) возникновения
возбуждения в рецепторе (
вом, тактильном и др.) участвующем в восприятии сигнала;
2) передачи возбуждения в ЦНС;
3) перехода
сигнальной информации по
за и формирования эфферентного сигнала;
4) проведения эфферентного сигнала от ЦНС к мышце;
5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.
Максимальная частота движений зависит от скорости перехода
двигательных нервных центров из состояния возбуждения в со-
стояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных
процессов.
На быстроту,
проявляемую в целостных
влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода
мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих
фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся
мышечных волокон и их синхронная работа.
С биохимической
точки зрения быстрота
держания аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) в мышцах, скорости
ее расщепления и ресинтеза (восстановления).
Научные
исследования свидетельствуют,
собности существенно зависят от факторов генотипа, например, быст-
рота простой реакции примерно на 60—88% определяется наследствен-
ностью.
На проявление скоростных способностей также влияет и темпера-
тура внешней среды. Максимальная скорость движений наблюдается
при температуре +20-22°С. При 16°С скорость снижается на 6-9°.
Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных
способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до
11 лет. Несколько в меньшем
темпе рост различных
роты продолжается с 11 до 14—15 лет. К этому возрасту фактически на-
ступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой ре-
акции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздейст-
вия или занятия разными видами спорта оказывают положительное
влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирую-
щиеся имеют преимущество на 5—20% и более, а рост результатов мо-
жет продолжаться до 25 лет.
Половые различия в уровне развития скоростных способностей
невелики до 12—13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опе-
режать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двига-
тельных действий (бег, плавание и т.д.).
Скоростные
способности человека очень
можно обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистан-
ционной скоростью, и наоборот, а тренировка в быстроте реакции прак-
тически не сказывается на частоте движений.
11.3. Средства развития скоростных способностей
Средствами
развития скоростных
нения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью
(т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные
группы (В. И.Лях, 1997).
1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные ком-
поненты скоростных способностей: а) быстроту реакции; б) скорость
выполнения отдельных движений; в) улучшение частоты движений; г)
улучшение стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быст-
роту выполнения последовательных двигательных действий в целом
(например, бега, плавания, ведения мяча).
2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на
все основные компоненты скоростных способностей (например, спор-
тивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).
3. Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и все
другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координаци-
онные, скоростные и выносливость); б) на скоростные способности и
совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортив-
ных играх и др.).
В спортивной
практике для развития
ний применяются те же упражнения, что и для развития взрыв ной си-
лы, но без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает
скорости движении. Кроме этого используются такие упражнения, ко-
торые выполняют с неполным размахом, с максимальной скоростью и с
резкой остановкой движений, а также старты и спурты.
Для развития частоты движений применяются: циклические уп-
ражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений;
бег под уклон за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движе-
ния ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокраще-
ния размаха, а затем постепенного его увеличения; упражнения на по-
вышение скорости расслабления мышечных групп после их сокраще-
ния.
Для развития скоростных возможностей в их комплексном вы-
ражении применяются три группы упражнений: упражнения, которые
используются для развития быстроты реакции; упражнения, которые
используются для развития скорости отдельных движений, в том числе
для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 м); уп-
ражнения, характеризующиеся взрывным характером.
11.4. Методы развития скоростных способностей
Основными
методами воспитания
ются: методы строго регламентированного упражнения; соревнователь-
ный метод; игровой метод.
Методы строго
регламентированного
себя: а) методы повторного выполнения действий с установкой на мак-
симальную скорость движения; б) методы вариативного (переменного)
упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной про-
грамме в специально созданных условиях.
При использовании
метода вариативного
движения с высокой интенсивностью (в течение 4—5 с) и движения с
меньшей интенсивностью — вначале наращивают скорость, затем под-
держивают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз под-
ряд.
Соревновательный метод применяется в форме различных трени-
ровочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы - уравнительные
соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного ме-
тода очень высокая, поскольку
спортсменам различной
сти предоставляется возможность бороться друг с другом на равных ос-
нованиях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные воле-
вые усилия.
Игровой метод
предусматривает выполнение
ражнений с максимально возможной скоростью в условиях Проведения
подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются
очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный
метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствую-
щую образованию «скоростного барьера».
11. 5. Способы измерения уровня развития
скоростных способностей
Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных способ-
ностей делятся на четыре группы: для оценки простой и сложной ре-
акции; для оценки скорости одиночного движения; для оценки быстро-
ты движений в разных суставах; для оценки скорости, проявляемой в
целостных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.
Контрольные упражнения для оценки простой и сложной реак-
ции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее извес-
тен и тип сигнала и способов ответа. Время реакции на свет, звук, при-
косновение определяется
с помощью различных
ряющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки
простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют сред-
нее время реагирования.
Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вследст-
вие этого способ ответа неизвестны
(реакции в играх и
В лабораторных условиях время выбора измеряют с помощью слайдов с
игровыми или боевыми ситуациями, которые предлагаются испытуемо-
му. Оценив ситуацию, последний реагирует либо нажатием кнопки, ли-
бо словесным ответом, либо специальным действием.
Контрольные
упражнения для оценки
жений. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. опреде-
ляют с помощью
Контрольные
упражнения для оценки
движений. Частоту движений ног, рук оценивают с помощью теппинг-
тестов. Регистрируется число движений за 5-20 с.
Контрольные
упражнения для оценки
целостных двигательных действиях. Бег на 30. 50, 60, 100 м на скорость
преодоления дистанции.
11.6. Особенности методики развития
скоростных способностей
11.6.1. Методика
развития быстроты
Быстрота
двигательных реакций может
ПРОСТАЯ РЕАКЦИЯ - это ответ заранее известным движением
на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (зрительный,
слуховой, тактильный).
Примерами такого вида реакций являются начало двигательного
действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атле-
тике или в плавании, прекращение игры при свистке арбитра и т.п. Бы-
строта простой реакции определяется по так называемому латентному
(скрытому) периоду реакции
— временному отрезку от
ления сигнала до момента начала движения.
Основной метод при развитии быстроты реакции — метод по-
вторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реаги-
ровании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражи-
тель с установкой на сокращение времени реагирования.
Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в об-
легченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложно-
сти последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя облег-
ченные исходные положения и т.д.). Например, в легкой атлетике (в бе-
ге на короткие дистанции) отдельно упражняются в скорости реакции
на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положе-
нии высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте вы-
полнения первых беговых шагов.
Как правило,
реакция осуществляется не
конкретно направленного двигательного действия или его элемента
(старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий
и т.п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигатель-
ной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в усло-
виях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют вре-
мя между предварительной и исполнительной командами (вариативные
ситуации).
Чтобы избежать
чрезмерной стабилизации
акции, необходимо использовать, особенно с детьми школьного возрас-
та, игровой метод, который предполагает выполнение заданий в услови-