Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

     3.    Частота  движений (количество движений в  единицу

              времени).

     К комплексным  формам проявления скоростных  способностей от-

носятся:

     1.    Способность  быстро набирать скорость на  старте до мак-

симально возможной (стартовый  разгон в спринтерском беге, конько-

бежном спорте, рывки в  футболе).

     2.    Способность  к достижению высокого уровня  дистанцион-

ной скорости – в беге, плавании и других циклических локомоциях.

     3.    Способность  быстро переключаться с одних  действий на

другие и т.п.

 

              11.2. Механизмы, обеспечивающие проявления

                       скоростных способностей

 

      Проявление  форм быстроты и скорости движений  зависит от цело-

го ряда факторов: 1) состояния  центральной нервной системы  и нервно-

мышечного аппарата человека; 2) морфологических особенностей мы-

шечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и  медлен-

ных волокон); 3) силы мышц; 4) способности  мышц быстро переходить

из напряженного состояния  в расслабленное 5) энергетических запасов

в мышце (аденозинтрифосфорная кисло та — АТФ и креатинфосфат  —

КТФ); 6) амплитуды движений, т.е от степени подвижности в  суставах;

7) способности к координации  движений при скоростной работе; 8)

биологического ритма  жизнедеятельности организма; 9) возраста и по-

ла; 10) скоростных природных  способностей человека.

      С физиологической  точки зрения быстрота реакции  зависит о ско-

рости протекания следующих  пяти фаз:

      1) возникновения  возбуждения в рецепторе (зрительном, слухо-

вом, тактильном и др.) участвующем  в восприятии сигнала;

      2) передачи  возбуждения в ЦНС;

      3) перехода  сигнальной информации по нервным  путям, ее анали-

за и формирования эфферентного сигнала;

 

                                130

 

 

      4) проведения  эфферентного сигнала от ЦНС  к мышце;

      5) возбуждения  мышцы и появления в ней  механизма активности.

      Максимальная  частота движений зависит от  скорости перехода

      двигательных  нервных центров из состояния  возбуждения в со-

стояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности  нервных

процессов.

      На быстроту, проявляемую в целостных двигательных  действиях,

влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода

мышц из фазы напряжения в  фазу расслабления, темп чередования  этих

фаз, степень включения  в процесс движения быстро сокращающихся

мышечных волокон и  их синхронная работа.

      С биохимической  точки зрения быстрота движений  зависит oт со-

держания аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) в мышцах, скорости

ее расщепления и ресинтеза (восстановления).

      Научные  исследования свидетельствуют, что  двигательные спо-

собности существенно  зависят от факторов генотипа, например, быст-

рота простой реакции  примерно на 60—88% определяется наследствен-

ностью.

      На проявление  скоростных способностей также  влияет и темпера-

тура внешней среды. Максимальная скорость движений наблюдается

при температуре +20-22°С. При 16°С скорость снижается на 6-9°.

      Наиболее  благоприятными периодами для  развития скоростных

способностей как у  мальчиков, так и у девочек  считается возраст от 7 до

11 лет. Несколько в меньшем  темпе рост различных показателей  быст-

роты продолжается с 11 до 14—15 лет. К этому возрасту фактически на-

ступает стабилизация результатов  в показателях быстроты простой  ре-

акции и максимальной частоты  движений. Целенаправленные воздейст-

вия или занятия разными  видами спорта оказывают положительное

влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирую-

щиеся имеют преимущество на 5—20% и более, а рост результатов  мо-

жет продолжаться до 25 лет.

      Половые  различия в уровне развития  скоростных способностей

невелики до 12—13-летнего  возраста. Позже мальчики начинают опе-

 

 

                                  131

режать девочек, особенно в показателях быстроты целостных  двига-

тельных действий (бег, плавание и т.д.).

     Скоростные  способности человека очень специфичны. Например,

можно обладать хорошим стартовым  ускорением и невысокой дистан-

ционной скоростью, и наоборот, а тренировка в быстроте реакции  прак-

тически не сказывается на частоте движений.

 

            11.3. Средства развития скоростных  способностей

 

      Средствами  развития скоростных способностей  являются упраж-

нения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью

(т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три  основные

группы (В. И.Лях, 1997).

      1. Упражнения, направленно воздействующие на  отдельные ком-

поненты скоростных способностей: а) быстроту реакции; б) скорость

выполнения отдельных  движений; в) улучшение частоты движений; г)

улучшение стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быст-

роту выполнения последовательных двигательных действий в целом

(например, бега, плавания, ведения  мяча).

      2. Упражнения  комплексного (разностороннего) воздействия  на

все основные компоненты скоростных способностей (например, спор-

тивные и подвижные  игры, эстафеты, единоборства и т.д.).

      3. Упражнения  сопряженного воздействия: а)  на скоростные и все

другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координаци-

онные, скоростные и выносливость); б) на скоростные способности и

совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортив-

ных играх и др.).

      В спортивной  практике для развития быстроты  отдельных движе-

ний применяются те же упражнения, что и для развития взрыв ной  си-

лы, но без отягощения или  с таким отягощением, которое  не снижает

скорости движении. Кроме  этого используются такие упражнения, ко-

торые выполняют с неполным размахом, с максимальной скоростью  и с

резкой остановкой движений, а также старты и спурты.

      Для развития  частоты движений применяются:  циклические уп-

 

                                132

 

 

ражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений;

бег под уклон за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые  движе-

ния ногами и руками, выполняемые  в высоком темпе за счет сокраще-

ния размаха, а затем постепенного его увеличения; упражнения на по-

вышение скорости расслабления мышечных групп после их сокраще-

ния.

     Для развития  скоростных возможностей в их  комплексном вы-

ражении применяются три  группы упражнений: упражнения, которые

используются для развития быстроты реакции; упражнения, которые

используются для развития скорости отдельных движений, в том  числе

для передвижения на различных  коротких отрезках (от 10 до 100 м); уп-

ражнения, характеризующиеся  взрывным характером.

 

            11.4. Методы развития скоростных  способностей

 

      Основными  методами воспитания скоростных  способностей явля-

ются: методы строго регламентированного  упражнения; соревнователь-

ный метод; игровой метод.

      Методы строго  регламентированного упражнения  включают в

себя: а) методы повторного выполнения действий с установкой на мак-

симальную скорость движения; б) методы вариативного (переменного)

упражнения с варьированием  скорости и ускорений по заданной про-

грамме в специально созданных  условиях.

      При использовании  метода вариативного упражнения  чередуют

движения с высокой  интенсивностью (в течение 4—5 с) и  движения с

меньшей интенсивностью —  вначале наращивают скорость, затем  под-

держивают ее и замедляют  скорость. Это повторяют несколько  раз под-

ряд.

      Соревновательный  метод применяется в форме  различных трени-

ровочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы - уравнительные

соревнования) и финальных  соревнований. Эффективность данного  ме-

тода очень высокая, поскольку  спортсменам различной подготовленно-

сти предоставляется возможность  бороться друг с другом на равных ос-

нованиях, с эмоциональным  подъемом, проявляя максимальные воле-

 

                                 133

 

 

вые усилия.

     Игровой метод  предусматривает выполнение разнообразных  Уп-

ражнений с максимально  возможной скоростью в условиях Проведения

подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются

очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный

метод обеспечивает широкую  вариативность действий, препятствую-

щую образованию «скоростного барьера».

 

 

                 11. 5. Способы измерения уровня  развития

                          скоростных способностей

 

     Контрольные  упражнения (тесты) для оценки  скоростных способ-

ностей делятся на четыре группы: для оценки простой и сложной  ре-

акции; для оценки скорости одиночного движения; для оценки быстро-

ты движений в разных суставах; для оценки скорости, проявляемой  в

целостных действиях, чаще всего  в беге на короткие дистанции.

     Контрольные  упражнения для оценки простой  и сложной реак-

ции. Время простой реакции  измеряют в условиях, когда заранее  извес-

тен и тип сигнала и  способов ответа. Время реакции на свет, звук, при-

косновение определяется с помощью различных реакциометров, изме-

ряющих время реакции  с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для  оценки

простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют сред-

нее время реагирования.

     Сложная реакция  характеризуется тем, что тип  сигнала и вследст-

вие этого способ ответа неизвестны (реакции в играх и единоборствах).

В лабораторных условиях время  выбора измеряют с помощью слайдов  с

игровыми или боевыми  ситуациями, которые предлагаются испытуемо-

му. Оценив ситуацию, последний  реагирует либо нажатием кнопки, ли-

бо словесным ответом, либо специальным действием.

     Контрольные  упражнения для оценки скорости  одиночных дви-

жений. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. опреде-

ляют с помощью биомеханической  аппаратуры.

 

 

 

                                 134

 

 

     Контрольные  упражнения для оценки максимальной  частоты

движений. Частоту движений ног, рук оценивают с помощью  теппинг-

тестов. Регистрируется число  движений за 5-20 с.

     Контрольные  упражнения для оценки скорости, выполняемой в

целостных двигательных действиях. Бег на 30. 50, 60, 100 м на скорость

преодоления дистанции.

 

 

                    11.6. Особенности методики развития

                          скоростных способностей

 

 

       11.6.1. Методика  развития быстроты двигательных  реакций

 

 

      Быстрота  двигательных реакций может быть  простой и сложной.

      ПРОСТАЯ  РЕАКЦИЯ - это ответ заранее  известным движением

на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (зрительный,

слуховой, тактильный).

      Примерами  такого вида реакций являются  начало двигательного

действия (старт) в ответ  на выстрел стартового пистолета  в легкой атле-

тике или в плавании, прекращение игры при свистке  арбитра и т.п. Бы-

строта простой реакции  определяется по так называемому  латентному

(скрытому) периоду реакции  — временному отрезку от момента  появ-

ления сигнала до момента  начала движения.

      Основной  метод при развитии быстроты  реакции — метод по-

вторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реаги-

ровании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражи-

тель с установкой на сокращение времени реагирования.

      Упражнения  на быстроту реакции вначале  выполняют в об-

легченных условиях (учитывая, что время реакции зависит  от сложно-

сти последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя облег-

ченные исходные положения  и т.д.). Например, в легкой атлетике (в бе-

ге на короткие дистанции) отдельно упражняются в скорости реакции

на стартовый сигнал с  опорой руками о какие-либо предметы в положе-

 

                                  135

 

 

нии высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте вы-

полнения первых беговых  шагов.

      Как правило,  реакция осуществляется не изолированно, а в составе

конкретно направленного  двигательного действия или его  элемента

(старт, атакующее или  защитное действие, элементы игровых  действий

и т.п.). Поэтому для совершенствования  быстроты простой двигатель-

ной реакции применяют  упражнения на быстроту реагирования в усло-

виях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют вре-

мя между предварительной  и исполнительной командами (вариативные

ситуации).

      Чтобы избежать  чрезмерной стабилизации быстроты  простой ре-

акции, необходимо использовать, особенно с детьми школьного возрас-

та, игровой метод, который  предполагает выполнение заданий в  услови-

Информация о работе Понятие теории физической культуры