Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

мо от состояния здоровья занимающихся.

     Направленному  развитию всех физических способностей  присущ

целый ряд закономерностей. К их числу относятся:

 

                  Движения – ведущий фактор  развития

                       физических способностей.

 

     Движение присуще  всем живым объектам на самых  различных

уровнях организации. В ходе эволюции характер и способ движения

приобретали различные формы, но наиболее совершенные виды движе-

ния в основе своей имеют  мышечное сокращение, энергия которого на-

правлена на перемещение  массы тела. Организм человека рассчитан  на

постоянное движение, поэтому  оно рассматривается как стержень всей

жизнедеятельности и поведения  человека и в то же время как  формули-

рующее начало в его  развитии (И.А. Аршавский, 1971). По мнению В.С.

Фарфеля (1964), физическое развитие не происходит само собой с дос-

тижением определенного  возраста, а является результатом  двигательной

активности.

     Двигательная  активность направлена на совершенствование  пси-

хофизиологической природы  человека. Значение деятельности, упраж-

нения, как необходимого фактора  функционального и морфологическо-

го совершенствования  организма впервые было показано Жаном Ла-

марком. Формулируя свой «закон упражнения», он писал: «Частое и  не-

ослабевающее употребление какого-либо органа укрепляет мало-помалу

этот орган, развивает  его, увеличивает и сообщает ему  силу, соразмер-

ную с длительностью самого употребления, тогда как постоянное не-

употребление органа неприметно ослабевает его, приводит в упадок,

последовательно сокращает  его способности и, наконец, вызывает его

исчезновение». Тем самым  Жан Ламарк отразил один из общих  законов

 

                                 105

 

 

развития живой природы. Существенный вклад в дальнейшее изучение

этого закона был сделан П.Ф. Лесгафтом, А.А. Ухтомским, И.П. Павло-

вым, Н.Н. Яковлевым и др.

 

                  Зависимость развития способностей

                 от режима двигательной деятельности

 

      Физические  способности развиваются в процессе  деятельности,

требующей не только их проявления, но и определенного режима ее

выполнения.

      РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это точно уста-

новленный порядок чередования  работы, связанной с выполнением  ка-

ких-либо физических упражнений и интервалов отдыха между ними в

рамках одного занятия  или в системе занятий.

      При отдыхе (после окончания упражнения) происходит  восста-

новление работоспособности. Организм при этом проходит ряд состоя-

ний: фазу пониженной работоспособности; фазу полного восстановле-

ния и фазу повышенной работоспособности (сверхвосстановления).

      В зависимости  от того, в какой фазе отдыха  повторяется каждое

последующее упражнение, можно  выделить три основных режима дви-

гательной активности, которое  оказывает различное влияние  на разви-

тие физических способностей.

      1-й режим,  при котором каждое последующее  упражнение повто-

ряется через короткие интервалы отдыха, т.е. в фазе недовосстановле-

ния работоспособности. Такой  режим соответствует развитию выносли-

вости.

      2-й режим,  где каждое последующее упражнение  будет повто-

ряться через такие  интервалы отдыха, которые обеспечивают возвраще-

ние ряда функциональных показателей  организма к дорабочему уровню,

т.е. в фазе полного восстановления работоспособности. Такой режим

характерен для занятий, направленных на развитие скоростных, сило-

вых и координационных  возможностей.

      3-й режим,  при котором каждое последующее  упражнение повто-

ряется через интервалы  отдыха, совпадающие с фазой повышенной ра-

 

                                106

 

 

ботоспособности. При таком  режиме от повторения к повторению на-

блюдается разнонаправленное  изменение двигательных возможностей

человека – мышечная сила и быстрота будут увеличиваться, а выносли-

вость - снижаться.

 

             Этапность развития физических  способностей

 

       Данная  закономерность устанавливает, что  по мере выполнения

одной и той же нагрузки эффект развития способностей снижается.

Чтобы постоянно поддерживать его на высоком уровне, необходимо

изменять содержание нагрузки, условия ее выполнения. Развитие физи-

ческих способностей при  относительно длительном использовании  по-

стоянной нагрузки характеризуется  тремя этапами: повышение уровня

развития способностей, достижения максимальных показателей в разви-

тии способностей и снижения показателей в развитии способностей.

      На первом  этапе в результате применения  нагрузки происходят

всесторонние приспособительные  изменения в организме, которые  вы-

зывают постепенное расширение его функциональных возможностей и

поступательный рост физических способностей, обусловленный специ-

фикой двигательной деятельности. Для этапа, как правило, характерны

неадекватные реакции  организма в ответ на выполняемую  нагрузку,

низкая экономичность  механической работы.

      На втором  этапе. По мере развития приспособительных  измене-

ний, стандартная нагрузка будет вызывать все меньшие функциональ-

ные сдвиги в организме. Это  является одним из признаков перехода

приспособительных процессов  в стадию устойчивой адаптации. Повы-

шается экономичность  работы и взаимосогласованность  в деятельности

органов и систем. Это создает  условия для максимального проявления

способностей.

      На третьем  этапе данная нагрузка перестает  вызывать приспосо-

бительные сдвиги и не обеспечивает дальнейший рост способностей,

т.е. развивающий эффект ее снижается или почти полностью  исчезает.

Для того, чтобы повысить эффект воздействия, необходимо изменить

содержание нагрузки (увеличить  мощность работы, ее продолжитель-

 

                                107

 

 

ность или условия выполнения упражнения), создав тем самым новые

повышенные требования к  физическим способностям. Иными словами,

необходимо перевести  развитие способностей на предыдущие этапы.

 

                   Неравномерность и гетерохронность

                (разновременность) развития способностей

 

     Данная закономерность  развития устанавливает, что в  процессе

биологического созревания организма наблюдаются периоды  интенсив-

ных количественных и качественных изменений отдельных его органов

и структур. Если в эти  периоды оказывать педагогическое воздействие,

то эффект в развитии соответствующих  двигательных способностей

значительно превысит результат, достигаемый в периоды относитель-

ной стабилизации. В теории физической культуры подобные периоды

получили название СЕНСИТИВНЫХ (чувствительных).

     Например, способность  длительно поддерживать работу  в режиме

большой интенсивности обусловлена  функцией аппарата, продуцирую-

щего энергию. Его производительность, выражающая МПК, интенсивно

возрастает в возрасте от 7-8 лет до 9-10. В результате предельное время

работы в режиме большой  мощности увеличивается в среднем  ан 50%.

Если в этот период воздействовать на развитие аэробных возможностей

организма посредством циклических  упражнений (бега, ходьбы на лы-

жах…) в зоне умеренной  и большой мощности, то дополнительный

прирост предельного времени  работы составит 35-45% (В.И.Лях, 2000).

     Периоды интенсивного  развития отдельных физических  способно-

стей у детей приведены  в таблице № 3. Видно, что каждая способность

имеет свой сенситивный период, причем периоды интенсивного разви-

тия той или иной физической способности у девушек и юношей не сов-

падают. Как правило, девушки  обгоняют подростков на 1,5-2 года.

 

 

 

 

                                  108

 

 

                                                                                        Таблица 3

                    Сенситивные периоды развития  физических способностей у детей

                                      (по А.П. Матвееву)

 

                     ФИЗИЧЕСКИЕ                                    ВОЗРАСТ

                    СПОСОБНОСТИ           7-     8-     9-   10-   11- 12- 13-     14-    15-   16-

                                          8      9      10   11    12  13  14      15     16    17

                     Собственно силовые                       д     д          м                д/м

Сило-

вые

 

 

 

 

                     Скоростно-силовые                   д    м          д     д    м      м

                     Частота движений     д/м     д           д          м

Скоростные

 

 

 

 

                     Скорость одиночно-                  д    м                     м      м

                     го движения

                     Время двигательной                       д    м                       м

                     реакции

                     Статический режим     д             д    д     д          д    м

                     Динамический      ре-               д    д    д/м   м                 м

выполнению работы

 

 

 

 

                     жим

  К длительному

 

 

 

 

                     Зона максимальной                        д                д    м      м

                     интенсивности

                     Зона субмаксималь-                  д    м                д           м     м

                     ной интенсивности

                     Зона большой                 м     д/м д/м     д          д           м     м

                     интенсивности

                     Зона умеренной              д/м          м                     м      м

                     интенсивности

                     Простые координа- д/м       д/м                     д          м

Координаци-

 

 

 

 

                     ции

                     Сложные                             д    м          д          м

                     координации

оные

 

 

 

 

                     Равновесие              д   д/м     д          д               м

                     Точность движений           д/м                      д         м

                     Гибкость                д   д/м     д          д    д/м        д            д

                    Условные обозначения:

                    д – девочки; м – мальчики

 

 

 

                           Обратимость показателей развития  способностей

 

     Функциональные  и структурные изменения, достигаемые  в ре-

зультате систематических  занятий физическими упражнениями, обра-

тимы, они могут претерпевать обратное развитие. Достаточно относи-

тельно небольшого перерыва в занятиях, как начинается понижение

 

                                                       109

 

 

уровня функциональных возможностей, происходит регресс структур-

ных признаков и в результате снижаются показатели развития физиче-

ских возможностей.

     В первую  очередь снижаются скоростные  способности, позднее –

силовые. А последнюю очередь  – выносливость. Наблюдения за спорт-

сменами показали, что прекращение  тренировки, длившейся 5 месяцев,

приводит к возвращению  исходного уровня темпа движений через 4-6

месяцев, мышечной силы –  через 18 месяцев, а выносливости –  через 2-

3 года.

                    Перенос физических способностей

 

     Данная закономерность  устанавливает наличие связи  между уров-

нями развития нескольких физических способностей.

     ПЕРЕНОС ФИЗИЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ – процесс, при  ко-

тором направленное изменение  в уровне развития одной способности

влечет за собой изменение  в уровне развития другой.

     Перенос может  быть положительным и отрицательным.  При по-

ложительном переносе развитие одной способности содействует  совер-

шенствованию другой. Например, увеличение «взрывной силы – росту

быстроты движений. Отрицательный  перенос характеризуется тем, что

развитие одной способности  тормозит рост другой или понижает уро-

вень ее развития (увеличение максимальной силы понижает уровень

гибкости).

     Перенос бывает  однородным и разнородным. При  однородном пе-

реносе наблюдается повышение  уровня одной и той же способности  в

применявшихся и не применявшихся  упражнениях. Например, повыше-

ние уровня силовой выносливости при сгибании-разгибании рук в  висе

приводит к изменению  той же способности в сгибании-разгибании рук в

упоре лежа. При разнородном  переносе тренировка, направленная на

Информация о работе Понятие теории физической культуры