Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
мо от состояния здоровья занимающихся.
Направленному
развитию всех физических
целый ряд закономерностей. К их числу относятся:
Движения – ведущий фактор развития
физических способностей.
Движение присуще всем живым объектам на самых различных
уровнях организации. В ходе эволюции характер и способ движения
приобретали различные формы, но наиболее совершенные виды движе-
ния в основе своей имеют мышечное сокращение, энергия которого на-
правлена на перемещение массы тела. Организм человека рассчитан на
постоянное движение, поэтому
оно рассматривается как
жизнедеятельности и поведения человека и в то же время как формули-
рующее начало в его развитии (И.А. Аршавский, 1971). По мнению В.С.
Фарфеля (1964), физическое развитие не происходит само собой с дос-
тижением определенного возраста, а является результатом двигательной
активности.
Двигательная
активность направлена на
хофизиологической природы человека. Значение деятельности, упраж-
нения, как необходимого фактора
функционального и
го совершенствования организма впервые было показано Жаном Ла-
марком. Формулируя свой «закон упражнения», он писал: «Частое и не-
ослабевающее употребление какого-либо органа укрепляет мало-помалу
этот орган, развивает его, увеличивает и сообщает ему силу, соразмер-
ную с длительностью самого употребления, тогда как постоянное не-
употребление органа неприметно ослабевает его, приводит в упадок,
последовательно сокращает его способности и, наконец, вызывает его
исчезновение». Тем самым Жан Ламарк отразил один из общих законов
развития живой природы. Существенный вклад в дальнейшее изучение
этого закона был сделан П.Ф. Лесгафтом, А.А. Ухтомским, И.П. Павло-
вым, Н.Н. Яковлевым и др.
Зависимость развития
от режима двигательной
Физические
способности развиваются в
требующей не только их проявления, но и определенного режима ее
выполнения.
РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это точно уста-
новленный порядок чередования работы, связанной с выполнением ка-
ких-либо физических упражнений и интервалов отдыха между ними в
рамках одного занятия или в системе занятий.
При отдыхе (после окончания упражнения) происходит восста-
новление работоспособности. Организм при этом проходит ряд состоя-
ний: фазу пониженной работоспособности; фазу полного восстановле-
ния и фазу повышенной работоспособности (сверхвосстановления).
В зависимости от того, в какой фазе отдыха повторяется каждое
последующее упражнение, можно выделить три основных режима дви-
гательной активности, которое оказывает различное влияние на разви-
тие физических способностей.
1-й режим,
при котором каждое
ряется через короткие интервалы отдыха, т.е. в фазе недовосстановле-
ния работоспособности. Такой режим соответствует развитию выносли-
вости.
2-й режим,
где каждое последующее
ряться через такие интервалы отдыха, которые обеспечивают возвраще-
ние ряда функциональных показателей организма к дорабочему уровню,
т.е. в фазе полного восстановления работоспособности. Такой режим
характерен для занятий, направленных на развитие скоростных, сило-
вых и координационных возможностей.
3-й режим,
при котором каждое
ряется через интервалы отдыха, совпадающие с фазой повышенной ра-
ботоспособности. При таком режиме от повторения к повторению на-
блюдается разнонаправленное изменение двигательных возможностей
человека – мышечная сила и быстрота будут увеличиваться, а выносли-
вость - снижаться.
Этапность развития физических способностей
Данная
закономерность устанавливает,
одной и той же нагрузки эффект развития способностей снижается.
Чтобы постоянно поддерживать его на высоком уровне, необходимо
изменять содержание нагрузки, условия ее выполнения. Развитие физи-
ческих способностей при относительно длительном использовании по-
стоянной нагрузки характеризуется тремя этапами: повышение уровня
развития способностей, достижения максимальных показателей в разви-
тии способностей и снижения показателей в развитии способностей.
На первом этапе в результате применения нагрузки происходят
всесторонние
зывают постепенное расширение его функциональных возможностей и
поступательный рост физических способностей, обусловленный специ-
фикой двигательной деятельности. Для этапа, как правило, характерны
неадекватные реакции организма в ответ на выполняемую нагрузку,
низкая экономичность механической работы.
На втором
этапе. По мере развития
ний, стандартная нагрузка будет вызывать все меньшие функциональ-
ные сдвиги в организме. Это является одним из признаков перехода
приспособительных процессов в стадию устойчивой адаптации. Повы-
шается экономичность работы и взаимосогласованность в деятельности
органов и систем. Это создает
условия для максимального
способностей.
На третьем
этапе данная нагрузка
бительные сдвиги и не обеспечивает дальнейший рост способностей,
т.е. развивающий эффект ее снижается или почти полностью исчезает.
Для того, чтобы повысить эффект воздействия, необходимо изменить
содержание нагрузки (увеличить мощность работы, ее продолжитель-
ность или условия выполнения упражнения), создав тем самым новые
повышенные требования к физическим способностям. Иными словами,
необходимо перевести развитие способностей на предыдущие этапы.
Неравномерность и
(разновременность) развития способностей
Данная закономерность развития устанавливает, что в процессе
биологического созревания организма наблюдаются периоды интенсив-
ных количественных и качественных
изменений отдельных его
и структур. Если в эти
периоды оказывать
то эффект в развитии соответствующих двигательных способностей
значительно превысит результат,
достигаемый в периоды
ной стабилизации. В теории физической культуры подобные периоды
получили название СЕНСИТИВНЫХ (чувствительных).
Например, способность длительно поддерживать работу в режиме
большой интенсивности обусловлена функцией аппарата, продуцирую-
щего энергию. Его производительность, выражающая МПК, интенсивно
возрастает в возрасте от 7-8 лет до 9-10. В результате предельное время
работы в режиме большой мощности увеличивается в среднем ан 50%.
Если в этот период воздействовать на развитие аэробных возможностей
организма посредством циклических упражнений (бега, ходьбы на лы-
жах…) в зоне умеренной и большой мощности, то дополнительный
прирост предельного времени работы составит 35-45% (В.И.Лях, 2000).
Периоды интенсивного развития отдельных физических способно-
стей у детей приведены в таблице № 3. Видно, что каждая способность
имеет свой сенситивный период, причем периоды интенсивного разви-
тия той или иной физической способности у девушек и юношей не сов-
падают. Как правило, девушки обгоняют подростков на 1,5-2 года.
Сенситивные периоды развития
физических способностей у
ФИЗИЧЕСКИЕ
СПОСОБНОСТИ 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16-
Собственно силовые
Сило-
вые
Скоростно-силовые
Частота движений д/м д д м
Скоростные
Скорость одиночно-
го движения
Время двигательной
реакции
Статический режим д д д д д м
Динамический ре- д д д/м м м
выполнению работы
жим
К длительному
Зона максимальной
интенсивности
Зона субмаксималь-
ной интенсивности
Зона большой м д/м д/м д д м м
интенсивности
Зона умеренной д/м м м м
интенсивности
Простые координа- д/м д/м д м
Координаци-
ции
Сложные
координации
оные
Равновесие д д/м д д м
Точность движений д/м д м
Гибкость д д/м д д д/м д д
Условные обозначения:
д – девочки; м – мальчики
Обратимость показателей
Функциональные
и структурные изменения,
зультате систематических
занятий физическими
тимы, они могут претерпевать обратное развитие. Достаточно относи-
тельно небольшого перерыва в занятиях, как начинается понижение
уровня функциональных возможностей, происходит регресс структур-
ных признаков и в результате снижаются показатели развития физиче-
ских возможностей.
В первую очередь снижаются скоростные способности, позднее –
силовые. А последнюю очередь – выносливость. Наблюдения за спорт-
сменами показали, что прекращение тренировки, длившейся 5 месяцев,
приводит к возвращению исходного уровня темпа движений через 4-6
месяцев, мышечной силы – через 18 месяцев, а выносливости – через 2-
3 года.
Перенос физических
Данная закономерность устанавливает наличие связи между уров-
нями развития нескольких физических способностей.
ПЕРЕНОС ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ – процесс, при ко-
тором направленное изменение в уровне развития одной способности
влечет за собой изменение в уровне развития другой.
Перенос может
быть положительным и
ложительном переносе развитие одной способности содействует совер-
шенствованию другой. Например, увеличение «взрывной силы – росту
быстроты движений. Отрицательный перенос характеризуется тем, что
развитие одной способности тормозит рост другой или понижает уро-
вень ее развития (увеличение максимальной силы понижает уровень
гибкости).
Перенос бывает однородным и разнородным. При однородном пе-
реносе наблюдается повышение уровня одной и той же способности в
применявшихся и не применявшихся упражнениях. Например, повыше-
ние уровня силовой выносливости при сгибании-разгибании рук в висе
приводит к изменению
той же способности в сгибании-
упоре лежа. При разнородном переносе тренировка, направленная на