Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
Тема 10. СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ
И МЕТОДИКА ИХ РАЗВИТИЯ
10.1. Понятие о силовых
Выполнение
любого движения или
тела человека обусловлено работой мышц. Величину развиваемого при
этом усилия принято называть силой мышц.
МЫШЕЧНАЯ
СИЛА – это способность
внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных
напряжений.
Одним из
наиболее существенных
шечную силу, является режим работы мышц. В процессе выполнения
двигательных действий мышцы могут проявлять силу:
1. при уменьшении своей длины (преодолевающий, т.е. миометри-
ческий режим, например, жим штанги лежа на горизонтальной скамей-
ке)
2. при ее удлинении (уступающий, т.е. полиометрический режим,
например, приседание со штангой на плечах)
3. без изменения
своей длины (статический, т.е.
режим, например, удержание разведенных рук с гантелями в наклоне
вперед)
4. при изменении и длины и напряжения мышц (смешанный, т.е.
ауксотонический режим, например, подъем силой в упор на кольцах,
опускание в упор руки в стороны («крест») и удержание в «кресте»)
Первые два
режима характерны для
статической, четвертый – для статодинамической работы мышц.
В любом режиме работы мышц сила может быть проявлена мед-
ленно и быстро. Это характер их работы.
Различают
следующие виды силовых
силовые, и их соединение
с другими физическими
ростно-силовые и силовая выносливость и силовая ловкость).
Собственно-силовые
способности проявляются в
тического режима и медленных движений (например, при удержании
предельных отягощений с максимальным напряжением мышц или при
перемещении предметов большой массы).
Для оценки
степени развития собственно-
различают абсолютную и относительную силу действия человека.
Абсолютная
сила определяется
мышечных напряжений без учета массы тела человека,
Относительная
сила—отношением величины
собственной массе тела, т.е. величиной силы. Приходящейся на 1 кг
собственного веса тела.
У людей, имеющих примерно одинаковый уровень тренированно-
сти, повышение массы тела ведет к увеличению абсолютной силы, но
при этом величина относительной силы снижается. Выделение аб-
солютной и относительной силы действия имеет большое практическое
значение. Так, достижения спортсменов самых тяжелых весовых кате-
горий в тяжелой атлетике, спортивных единоборствах, а также при ме-
таниях спортивных снарядов определяются прежде всего уровнем раз-
вития абсолютной силы. В видах деятельности с большим количеством
перемещений тела в пространстве (например, в гимнастике) или имею-
щих ограничения массы тела (например, весовые категории в борьбе)
успешность во многом будет зависеть от развития относительной силы.
Результаты
исследований позволяют
абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами
среды (тренировка, регулярные занятия и др.). В то же время показа-
тели относительной
силы в большей мере
ние генотипа (В. И. Лях, 1997).
Скоростно-силовые
способности проявляются в
действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и
значительная быстрота движений (прыжки в длину и высоту с места и
разбега, метания снарядов и т.п.). При этом чем выше внешнее отяго-
щение, (например, при толкании ядра или выполнение рывка гири дос-
таточно большого веса), тем большую роль играет силовой компонент, а
при меньшем отягощении (например, при метании малого мяча) возрас-
тает значимость скоростного компонента.
Важной разновидностью
скоростно-силовых
ВЗРЫВНАЯ СИЛА - способность проявлять большие величины
силы в наименьшее время (например, при старте в спринтерском беге, в
прыжках, метаниях и т.д.).
Уровень развития взрывной силы можно оценить с помощью ско-
ростно-силового индекса, который вычисляется по формуле:
J = F max / t max
J – скоростно-силовой индекс;
F max – максимальное значение силы, показанной в данном
движении;
t max – время достижения максимальной силы.
Силовая выносливость, как вид силовых способностей, прояв-
ляется в действиях, требующих продолжительного по времени и отно-
сительно высокого по уровню мышечного напряжения. В зависимости
от режима работы мышц говорят о статической и динамической сило-
вой выносливости. Статическая связана с удержанием рабочего на-
пряжения в определенной позе, а динамическая - характерна для цик-
лической и ациклической деятельности. Примером первой может быть
длительное удержание гантелей на вытянутых руках и сохранение рав-
новесия в положении «ласточка». В качестве примера второй – много-
численные отжимания в упоре лежа или приседания со штангой, вес ко-
торой равен 20-50% от максимальных силовых возможностей зани-
мающегося и др.
Силовая ловкость – способность точно дифференцировать мы-
шечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуа-
ций и смешанных режимов работы мышц. Силовая ловкость проявля-
ется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся
и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей).
10. 2. Механизмы, обеспечивающие проявления силы
К физиологическим
механизмам развития силы
следующие факторы: 1) внутримышечные; 2) особенности нервной ре-
гуляции; 3) психофизиологические механизмы.
К внутримышечным факторам относятся:
Величина физиологического
поперечника. Чем поперечник
тем большее усилие могут развить мышцы. При рабочей гипертрофии
мышц в мышечных волокнах увеличивается количество и размеры
миофибрилл (сократительные волокна) и повышается концентрация
саркоплазматических белков.
Состав (композиция)
мышечных волокон. Различают «
и «быстрые» мышечные волокна. Первые развивают меньшую мышеч-
ную силу напряжения, причем со скоростью в три раза меньшей, чем
«быстрые» волокна. Второй тип волокон осуществляет быстрые и мощ-
ные сокращения. Силовая тренировка с большим весом отягощения и
небольшим числом повторений мобилизует значительное количество
«быстрых» мышечных волокон, в то время как занятия с небольшим ве-
сом и большим количеством повторений активизирует как «быстрые»
так и «медленные» волокна. В различных мышцах тела соотношение
волокон неодинаков, и генетически обусловлен.
На силу мышечного сокращения влияют эластичные свойства, вяз-
кость, анатомическое строение, структура мышечных волокон и их
химический состав.
Существенную роль в проявлении силовых способностей играет
регуляция мышечных напряжений со стороны ЦНС. Величина мышеч-
ной силы при этом обусловлена следующими факторами:
Частотой
нервных импульсов,
от мотонейронов спинного мозга и обеспечивающих переход от слабых
одиночных сокращений волокон к более сильным и мощным.
Активизацией многих двигательных единиц (ДЕ). При увеличении
числа вовлеченных ДЕ повышается сила сокращения мышцы.
Синхронизацией активности ДЕ. Одновременное сокращение воз-
можно большего числа ДЕ резко увеличивает силу мышц.
Межмышечной координацией. Сила мышцы зависит от деятельно-
сти других мышечных групп: сила мышцы растет при одновременном
расслаблении ее антагониста,
она уменьшается при
кращении других мышц и увеличивается при фиксации туловища или
отдельных суставов мышцами-антаганистами. Например, при подъеме
штанги возникает явление натуживания (выдох при закрытой голосовой
щели), приводящее к фиксации мышцами туловища спортсмена и соз-
дающие прочную основу для преодоления поднимаемого веса.
Психофизиологические механизмы увеличении мышечной силы
связаны с изменениями функционального состояния (бодрости, сонли-
вости, утомления), а также влияниями мотиваций и эмоций.
Важную роль
в развитии силы играют
(андрогены), которые обеспечивают рост синтеза сократительных бел-
ков в скелетных мышцах. Их у мужчин в 10 раз больше, чем у женщин.
Этим объясняется больший тренировочный эффект развития силы у
спортсменов по сравнению со спортсменками, даже при абсолютно
одинаковых тренировочных нагрузках.
Максимальная сила, которую может проявить человек, зависит и
от механических особенностей движения. К ним относятся: исходное
положение (или поза), длина плеча рычага и изменение угла тяги мышц,
состояние мышцы перед сокращением (предварительно растянутая
мышца сокращается сильно и быстро) и т.д.
Сила увеличивается под влиянием предварительной разминки и
соответствующего повышения возбудимости ЦНС до оптимального
уровня, И наоборот, чрезмерное возбуждение и утомление могут
уменьшить максимальную силу мышц.
Силовые
возможности зависят от
Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и
юношей считается возраст от 13—14 до 17—18 лет, а у девочек и деву-
шек — от 11—12 до 15—16 лет,
чему в немалой степени
доля мышечной массы к общей массе тела (к 10— 11 годам она состав-
ляет примерно 23%, к 14—15 годам — 33%, а к 17—18 годам — 45%).
Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы раз-
личных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте,
особенно у детей от 9 до 11 лет. Пик проявления силовых способностей
приходится на возраст 25-30 лет.
В проявлении
силы наблюдается известная
показатели достигают максимальных величин между 15-16 часами. От-
мечено, в январе и феврале мышечная сила нарастает медленнее, чем в
сентябре и октябре, что по-видимому, объясняется большим потребле-
нием осенью витаминов и действием ультрафиолетовых лучей. Наи-
лучшие условия для деятельности мышц – при температуре +20 С.
10.3. Средства развития силовых способностей
При развитии
силовых способностей
повышенным сопротивлением – силовыми упражнениями. В зависимо-
сти от природы сопротивления они подразделяются на 3 группы:
1. Упражнения с внешним сопротивлением.
2. Упражнения с преодолением собственного тела
3. Изометрические упражнения.
К упражнениям
с внешним сопротивлением
⇒ упражнения с тяжестями (штангой, гантелями, гирями), в том
числе и на тренажерах;
⇒ упражнения с сопротивлением других предметов (резиновых
амортизаторов, жгутов, блочных устройств и др.);
⇒ упражнения в преодолении сопротивления внешней среды (бег
по песку, снегу, против ветра и т.п.).
Упражнения
с преодолением веса
в занятиях людей различного возраста, пола. Подготовленности и во
всех формах занятий. Выделяются следующие их разновидности:
⇒ гимнастические силовые упражнения (сгибание и разгибание
рук в упорах, лазание по канату, поднимание ног к перекладине);
⇒ легкоатлетические прыжковые упражнения (прыжки на одной
или двух ногах, «в глубину»);
⇒ упражнения в преодолении препятствий.
Изометрические упражнения, как никакие другие, способствуют
одновременному напряжению максимально возможного количества
двигательных единиц работающих мышц. Они подразделяются на:
⇒ удержание в пассивном напряжении мышц (удержание груза на
предплечьях рук, плечах, спине и т.п.);
⇒ упражнения в активном напряжении мышц в течение опреде-
ленного времени в определенной позе (выпрямление полусогнутых ног,
попытка оторвать от пола штангу чрезмерного веса и т.п.).
Выполняемые обычно при задержке дыхания, они приучают орга-
низм к работе в очень трудных бескислородных условиях. Занятия с ис-
пользованием изометрических упражнений требуют мало времени, обо-
рудование для их проведения весьма простое и с помощью данных уп-
ражнений можно воздействовать на любые мышечные группы.
10.4. Методы развития силовых