Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
первых, облегчает функционирование высших механизмов управления
движениями, а во-вторых, позволяет переключить внимание и мышле-
ние на результат и условия действия.
Автоматизированное
управление движениями при
чает их неосознанность. Человек осуществляет действия всегда созна-
тельно; это – поведенческие акты. Если бы ребенок не приобрел навыка
в письме, то его внимание было бы сосредоточено всегда на графиче-
ском изображении букв и он бы не смог воспринимать содержание на-
писанного. Точно так же футболист не задумывается над тем, как при
ударе по мячу поставить опорную ногу, сделать замах и выполнить
удар.
⇒ Слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных
движений в единое целое. Проявляется в легкости, взаимосвязанности и
устойчивости двигательного действия. С образованием совершенного
навыка связаны
жающей среды (чувство воды в плавании, льда – в фигурном катании и
т.д.).
⇒ Устойчивость. Характеризуется способностью сохранять
эффективность действия при
различных неблагоприятных
обычном психологическом состоянии (волнение, страх), сниженных фи-
зических возможностях (утомление, недомогание), неблагоприятных
внешних условиях (метеорологические).
⇒ Прочность запоминания. Ценность представляет только в тех
случаях, когда техника действия не подлежит дальнейшему изменению
(оздоровительный бег,
катание на коньках,
димости разрушить прочные навыки нерациональных движений и пре-
образовать их в соответствии с требованиями целесообразной техники,
преподавателям, тренерам и самим ученикам приходится сталкиваться с
чрезвычайными трудностями.
Таким образом, в процессе обучения двигательному действию из-
меняется характер управления движениями. В результате повышается
уровень владения двигательным действием. Первым (начальным) уров-
нем овладения действием является двигательное умение, вторым - дви-
гательный навык. Процесс совершенствования навыка бесконечен. Его
основная задача – научить ученика свободно владеть навыками в любых
условиях. Схематично различия между умением и навыком и переход
умения в навык можно представить следующим образом:
Двигательный опыт
Система повторного выполнения
двигательного действия
Двигательное умение
Нестабильность Неустойчивость Несовершенство
Система упражнений по
и уточнению движения
Автоматизированность
Рис. 6. Формирование двигательного умения
и двигательного навыка
8. 2. Теория поэтапного
формирования двигательного
В соответствии
с теорией поэтапного
Гальперина (1958), при обучении любого действия различают две части:
ориентировочную и исполнительную. Ориентировочная часть, или
«ориентировочная основа действия» (ООД) включает в себя систему ус-
ловий, факторов, основных опорных точек (ООТ).
ОСНОВНЫЕ ОПОРНЫЕ ТОЧКИ (ООТ) - это элементы двига-
тельного действия и особенности условий, требующие концентрации
внимания для успешного выполнения действий (М.М.Боген, 1985).
Полная ориентировочная основа действия обеспечивает учащего-
ся, так сказать, «штурманской картой пути», пользуясь которой он мо-
жет сразу выполнять новое для него задание. Основную задачу форми-
рования действия составляет формирование его ориентировочной части,
исполнительная же часть является менее важной.
Теория поэтапного
формирования действий
чению физическими упражнениями «помогла существенно скорректи-
ровать методику обучения: усилия преподавателя должны быть направ-
лены не на постановку движений, т.е. формирование исполнительной
части …. А на руководство формирования ориентировочной основой
действий, которая определяет исполнение» (М.М.Боген, 1985).
Для того, чтобы
формируемое действие было
извольным, процесс его усвоения должен включать ряд этапов.
1. Этап формирования схемы ООД.
2. Этап формирования действия в материальной форме.
3. Этап усвоения
действия в форме внешней (
4. Этап формирования действия в форме внешней речи про себя
(беззвучно).
5. Этап формирования действия в форме внутренней речи.
На первом этапе ученик знакомится с ситуацией, осознает задачу,
уясняет логическую структуру действия и возможности его осуществ-
ления.
На втором
этапе понятия, которые
предъявлены обучаемому не в словесной, абстрактной форме, а как ве-
щи, которые можно воспринимать с помощью органов чувств: зрения,
осязания, мышечного чувства. В материальной форме, развернуто, с
осознаванием всех входящих в действие операций осуществляются ори-
ентировочная и исполнительная части. Материальная форма с самого
начала сочетается с громким проговариванием смысла выполняемых
операций.
На третьем этапе все понятия, усвоенные, усвоенные в матери-
альной форме, оформляются словесно, терминологически. Речь обучае-
мого содержит конкретные образы тех ощущений, которые характери-
зуют изучаемое действие и были осознаны в материальной форме на
предыдущем этапе. Здесь речь не только описывает действие, но и со-
держит его.
На четвертом этапе действие выполняется в форме внешней ре-
чи. Но беззвучно, про себя.
По остальным характеристикам
отличается от действия на предыдущем этапе: оно также развернуто,
обобщено, сознательно. Однако, приняв форму беззвучной речи, дейст-
вие начинает быстро сокращаться, автоматизироваться.
На пятом этапе в связи с переходом на внутреннюю речь повы-
шается быстрота ориентировки, исполнения, контроля и коррекции. От-
дельные операции выходят из-под контроля сознания, действие автома-
тизируется. Сознание контролирует лишь смысловую направленность
действия, общую последовательность операций. Более мелкие детали
контролируются сознанием выборочно, по мере необходимости.
При обучении
двигательным действиям
ния действия относятся лишь к ориентировочной части, которая после-
довательно усваивается в перечисленных формах. При этом, как считает
П.Я. Гальперин, когда ориентировочная часть, пройдя поэтапную отра-
ботку, претерпевает значительные сокращения, двигательное действие
превращается в двигательный навык.
Подводя итог описанию основных положений теории поэтапного
формирования действий, подчеркнем, что она дает принципиальное до-
казательство возможности освоения двигательных действий с заданным
результатом. Данной теорией доказывается определяющая роль созна-
ния в формировании и дальнейшем применении двигательных дейст-
вий.
8. 3. Взаимодействие навыков
ПЕРЕНОС
НАВЫКОВ – это влияние
тельных навыков на усвоение других. Различают несколько разновид-
ностей взаимодействия навыков, прежде всего положительный и отри-
цательный переносы.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ПЕРЕНОСОМ называется такое
взаимодействие навыков,
при котором ранее
облегчает формирование последующего. Основными условиями
положительного переноса является наличие структурного сходства в
главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий.
Например, метание малого меча поможет освоить метание гранаты и
копья (на начальном этапе обучения); езда на велосипеде – управлению
мотоциклом; акробатические прыжки помогут освоить прыжки в воду.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ
ПЕРЕНОСОМ называется такое
действие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудня-
ет формирование последующего. Например, если был выработан проч-
ный навык «подъема завесом» на гимнастической перекладине, это мо-
жет явиться существенным препятствием для овладения «подъемом од-
ной»; плавание на боку нарушает симметричную работу ног в плавании
способом брасс; прыжок в высоту затрудняет освоение барьерного бега.
Отрицательный эффект переноса навыков наблюдается чаще всего при
сходстве в подготовительных фазах и существенном различии в веду-
щих звеньях техники действий.
Физиологически
перенос навыков можно
построении новой системы движений возникающая функциональная
система вовлекает готовые двигательные координации и, в зависимости
от того, насколько они соответствуют объективно необходимой архи-
тектуре двигательного акта,
перенос навыков будет
отрицательным. Отрицательный перенос вызывается распространением
возбуждения по коре головного мозга, недостаточно развитым диффе-
ренцировочным торможением в центральной нервной системе.
Перенос навыка
может иметь различный
Односторонний
перенос возникает в тех
вание одного навыка содействует образованию другого, а обратного
влияния не обнаруживается.
Взаимный перенос
возникает при переносе
гательного действия на другое и обратно.
Косвенный перенос
характеризуется тем, что
ный навык создает только благоприятные предпосылки для приобрете-
ния нового. На явлениях косвенного переноса основано использование
средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда не-
специфических двигательных умений и навыков в избранном виде
спорта.
Ограниченный
(частичный) перенос
гда структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом
случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (на-
пример, перенос навыков удара мяча в теннисе и бадминтоне). На прин-
ципе структурного сходства
главных фаз осваиваемых
руется система подводящих упражнений.
Обобщенный перенос имеет место в тех случаях, когда ранее осво-
енный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые
могут не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обна-
ружить сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и тем не
менее перенос навыков в них осуществляется. Объединяет их общая за-
дача – сохранить равновесие.
Перекрестный перенос – это перенос навыков на симметричные
органы тела. Например, движение освоенное правой рукой или ногой,
может быть выполнено левой.
Изучение закономерностей переноса навыков представляет инте-
рес как для теории, так и для практики физического воспитания и спор-
та. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать при раз-
работке программ по физическому воспитанию, при планировании
учебного процесса, при подборе подводящих упражнений.
8. 4. Ошибки и пути их устранения
На протяжении
всего процесса обучения
мися физических упражнений может сопровождаться отклонениями
фактической техники от заданного образца.
ОШИБКА –
выполнение упражнения с
техники, которое оказывает ощутимое влияние на результат действия.
К ошибкам
также следует относить
ным образом те движения, которые по мере овладения двигательным
действием становятся малоэффективными (Ашмарин, 1990).
Однако не
всякое отклонение от
должно рассматриваться как ошибка. Нередко отклонения являются не