Понятие теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 257.58 Кб (Скачать)

двигательного опыта занимающихся. На этом этапе целесообразно по-

степенно увеличивать  количество повторений разучиваемого  упражне-

ния в течение занятия  и обучение планировать в первой половине ос-

новной части занятия, когда еще не наступило значительное утомление.

     Этап закрепления  и дальнейшего совершенствования.  Цель данно-

го этапа – двигательное умение перевести в навык, обладающий воз-

можностью его практического  применения.

     Основными задачами  являются:

    • добиться  слитности и автоматизма выполнения  действия;

    • довести до  необходимой степени совершенства  индивидуальные

черты техники;

    • совершенствовать  изучаемое действие в соединениях  с другими

двигательными действиями;

    • обеспечить  вариативное использование действия  в зависимости

от конкретных практических обстоятельств.

     На этом этапе  обеспечивается необходимая степень  стабильности

и вариативности навыка, надежности, экономичности техники действия,

достигается соответствие между  техническими характеристиками дей-

ствия и уровнем развития двигательных качеств, что гарантирует  ре-

зультативность действия. При этом контроль за выполнением  отдель-

ных элементов действия выводится  из сферы активного внимания, дей-

ствия автоматизируется.

     Комплекс средств  и методов, используемых на  данном этапе обу-

чения, в основном остается тем же, что и на II этапе. Но меняется их со-

отношение и роль. Повышается вариативность действий и их интенсив-

 

 

                                   99

 

 

ность. С этой целью рекомендуется  использовать игры и соревнования

на основе разучиваемого  действия.

     Многократное  повторение действия стимулирует  развитие двига-

тельных способностей. Для  повышения эффективности этого  процесса

используют специальные  методические приемы, способствующие по-

вышению яркости проявления физических качеств, в частности, выпол-

нение действий:

    • с дополнительным  отягощением, чередующихся с выполнением

без отягощения;

    • в состоянии  утомления, создаваемого предшествующими  упраж-

нениями;

    • в состоянии  эмоционального возбуждения, вызванного  игрой или

соревнованиями.

      Идеомоторные  упражнения используются как  средства настройки

на выполнение действия. Рекомендуется  внимание концентрировать

лишь на самых главных  или недостаточно освоенных элементах, а так-

же на качестве решения  двигательной задачи.

     На этом этапе  активно применяется метод сопряженного  воздей-

ствия, смысл которого заключатся в том, что выполнение действий

совпадает с повышенными  требованиями к проявлению физических ка-

честв, например, к силе, быстроте, выносливости и гибкости

     Большинство  разучиваемых действий входит  в состав более слож-

ных, поэтому обучение не прекращается и после доведения  выполнения

действия до уровня навыка. Техника освоенного действия продолжает

совершенствоваться при  его выполнении в сочетании с  другими эле-

ментами более сложных  действий.

 

  Контрольные вопросы:

 

  1.   Дайте определение  понятиям «обучение», «обучаемость»,  «знания».

  2.   Какие виды  знаний Вам известны?

  3.   Дайте характеристику  двигательных умений.

  4.   Опишите фазы  формирования двигательного навыка.

 

                                    100

 

 

  5.   Что Вы понимаете  под ориентировочной основой  действия?

  6.   Что Вам известно  о взаимодействии (переносе) навыков?

  7.   Дайте определение  двигательной ошибке.

  8.   Перечислите  основные причины ошибок и  пути их устранения.

  9.   Назовите этапы  обучения двигательным действиям,  цель и задачи на

       каждом  этапе.

 

                    Тема 9. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

                     ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

         Физические  способности. Физические качества. Задатки. Кондиционные и ко-

         ординационные  способности. Закономерности развития  физических способно-

         стей. Принципы развития физических  способностей.

 

 

                    9.1. Понятие о физических способностях

 

      Вся человеческая  деятельность, интеллект, труд, спорт,  общение,

эмоции побуждаются к  жизни движениями. Установлено, что  потреб-

ность в движении сложилась  в ходе эволюционного развития человека.

Выполняя те или иные двигательные действия, он проявляет в них свои

способности, отличающихся качественным своеобразием. Так, характе-

ризую отдельные способности  человека, говорят, что он сильный, лов-

кий, выносливый и т.п. По существу, в этих характеристиках проявля-

ются физические способности, которые в научной и методической лите-

ратуре часто называют физическими качествами. К сожалению, в лите-

ратуре существуют весьма противоречивые точки зрения на определе-

ние и взаимосвязь понятий  «физические способности» и «физические

качества».

      Для обозначения  отдельных сторон двигательных  возможностей

человека долгое время  употребляли термин «физические (двигательные)

качества». Сейчас некоторые  авторы предлагают исключить его  из на-

учного обихода и использовать только термин «физические способно-

сти. Поэтому, очевидно, есть смысл выяснить сходство и различие этих

понятий.

      Прежде всего,  необходимо заметить, что категория  «качество»

всегда применяется к  какому-либо предмету и выражает его  существен-

                                       101

ную определенность, благодаря  которой он является именно этим, а  не

иным. Так, например, говорят  о качестве вещи, качестве продуктов, ка-

честве жизни, качестве знаний и т.п. Именно в этом смысле нужно

пользоваться данным термином и в области теории физической культу-

ры. Следовательно, физические качества человека, как некоторые  ха-

рактеристики его двигательных возможностей следует рассматривать

применительно к тем или  иным формам проявления физических спо-

собностей, т.е. о физических качествах можно судить на основе уже

реализованных способностей.

      Необходимо  отметить, что реализация физических  способностей в

двигательных действиях  выражает характер и уровень развития функ-

циональных возможностей конкретных органов и структур организма

человека. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может

выразить в полном объеме соответствующее физическое качество.

Только относительно постоянная совокупность двигательных способно-

стей, определяющих решение  двигательной задачи, определяет то или

иное качество. Например, нельзя судить о выносливости как  о физиче-

ском качестве человека только по одной способности поддерживать

скорость передвижения в  режиме субмаксимальной мощности. О  дан-

ном качестве можно судить лишь тогда, когда совокупность всех ДС

обеспечивает длительное поддержание работы при разнообразных  ре-

жимах ее выполнения.

      У каждого  человека физические способности  развиты по-своему.

В основе неодинакового развития способностей лежит иерархия разных

врожденных (наследственных) анатомо-физиологических и психиче-

ских задатков (Лях, 1996):

      •    анатомо-морфологические особенности  мозга и нервной сис-

темы (свойства нервных процессов  – сила, подвижность, уравновешен-

ность; индивидуальные варианты строения коры и др.);

      •    физиологические особенности (особенности  сердечно-

сосудистой и дыхательной  систем – максимальное потребление  кисло-

рода, показатели периферического  кровообращения и др.);

      •    биологические (особенности биологического  окисления, об-

мена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);

 

                                 102

 

 

     •     телесные (длина тела и конечностей,  масса тела, масса мы-

шечной и жировой ткани  и др.);

     •     Хромосомные (генные);

     •     психодинамические (темперамент,  характер, особенности ре-

гуляции и саморегуляции  психических процессов).

           В процессе выполнения какой-либо  деятельности задатки,

совершенствуясь на основе приспособительных  изменений организма

(адаптации), перерастают  в соответствующие способности.

           ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ – это  комплекс морфоло-

гических и психофизиологических свойств человека, отвечающих тре-

бованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих

эффективность ее выполнения.

     По отношению  к физическим способностям часто  употребляют –

развитие, совершенствование, воспитание. Как правильно и грамотно

употреблять эти термины? Трудно провести границу между развитием

и совершенствованием, т.к. в  процессе совершенствования происходит

развитие способностей. Воспитание – ассоциируется с целостной  лич-

ностью, ее морально-волевыми, нравственными, личностными качест-

вами. Поэтому, корректней говорить: «физические способности разви-

ваются».

     Получить точную  информацию об уровне развития  физических

способностей можно с  помощью определенных тестов (контрольных

нормативов).

     В настоящее  время принято различать пять  основных физических

способностей: силовые, скоростные, координационные способности,

выносливость и гибкость. Несмотря на усилия ученых, длящихся уже

около столетия, пока не создана  общепринятая классификация физиче-

ских (двигательных) способностей. Наиболее распространенной являет-

ся систематизация, предложенная В.И. Ляхом (2000 г.), который все

двигательные способности  разделил на два больших класса (рис  № 7).

 

 

 

 

                                103

 

 

                                 Двигательные

                                 (физические)

                                  способности

 

 

          Кондиционные                                     Координационные

      (энергетические)                            (информационные)

 

        Силовые                                   КС, относящиеся к отдельным груп-

        Выносливость                              пам двигательных действий,

        Скоростные                                Специальные КС

        Гибкость

 

Сочетания конди-                                  Специфические КС:

ционных способн:                                  - Способность к равновесию

- силовая выносливость                            - к ориентированию

- скорост выносливость                            - к реагированию

                                                  - дифференцированию параметров  движения

- скоростно-силовые                               - к ритму

                                                  - к перестроению

                                                  - к вестибулярной устойчивости

                                                  - к произвольному расслаблению  мышц

                                                  - к согласованию (связи)

 

                                                  Сочетания КС:

                                                  - С к ориентированию и дифференцированию

                                                  - С к реакции и ориентированию

                                                  - С к перестроению и ритму

 

                    Всевозможные сочетания кондиционных  и коорди-

                    национных способностей:

                    - способность к выносливости  и ориентированию

                    - способность к гибкости и  согласованию

                    - силовые способности и способность  к дифференцированию

 

 

 

 

       Рис 7. Схема систематизации физических  способностей

 

 

        Класс  кондиционных, или энергетических  способностей в зна-

чительно большей мере зависит от морфологических факторов, биоме-

ханических и гистологических (наука о тканях) перестроек в  мышцах и

организме в целом.

        Комплекс  КС преимущественно обусловлен  центрально-

нервными влияниями (психофизиологическими  механизмами управле-

ния и регулирования). Ряд  специалистов скоростные способность  и гиб-

кость не относят к группе кондиционных способностей, а рассматрива-

ют их на границе двух классов.

                                               104

 

 

                      9.2. Основные закономерности

                    развития физических способностей

 

     Закономерности  рассматриваются как выражение  действия зако-

нов и отражают общие тенденции  педагогического процесса не зависи-

Информация о работе Понятие теории физической культуры