Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:22, реферат
Теория и методика физической культуры – основная общепрофили-
рующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний,
являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и спорту. Данная дисциплина является
основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре. В данном случае «Теория и методика физической культуры»
выступает по отношению к «Адаптивной физической культуре» в качестве
более общего (родового) явления.
двигательного опыта занимающихся. На этом этапе целесообразно по-
степенно увеличивать количество повторений разучиваемого упражне-
ния в течение занятия и обучение планировать в первой половине ос-
новной части занятия, когда еще не наступило значительное утомление.
Этап закрепления
и дальнейшего
го этапа – двигательное умение перевести в навык, обладающий воз-
можностью его практического применения.
Основными задачами являются:
• добиться
слитности и автоматизма
• довести до
необходимой степени
черты техники;
• совершенствовать
изучаемое действие в
двигательными действиями;
• обеспечить
вариативное использование
от конкретных практических обстоятельств.
На этом этапе
обеспечивается необходимая
и вариативности навыка, надежности,
экономичности техники
достигается соответствие между техническими характеристиками дей-
ствия и уровнем развития двигательных качеств, что гарантирует ре-
зультативность действия. При этом контроль за выполнением отдель-
ных элементов действия выводится из сферы активного внимания, дей-
ствия автоматизируется.
Комплекс средств и методов, используемых на данном этапе обу-
чения, в основном остается тем же, что и на II этапе. Но меняется их со-
отношение и роль. Повышается вариативность действий и их интенсив-
ность. С этой целью рекомендуется использовать игры и соревнования
на основе разучиваемого действия.
Многократное
повторение действия
тельных способностей. Для повышения эффективности этого процесса
используют специальные методические приемы, способствующие по-
вышению яркости проявления физических качеств, в частности, выпол-
нение действий:
• с дополнительным
отягощением, чередующихся с
без отягощения;
• в состоянии
утомления, создаваемого
нениями;
• в состоянии
эмоционального возбуждения,
соревнованиями.
Идеомоторные упражнения используются как средства настройки
на выполнение действия. Рекомендуется внимание концентрировать
лишь на самых главных или недостаточно освоенных элементах, а так-
же на качестве решения двигательной задачи.
На этом этапе
активно применяется метод
ствия, смысл которого заключатся в том, что выполнение действий
совпадает с повышенными требованиями к проявлению физических ка-
честв, например, к силе, быстроте, выносливости и гибкости
Большинство разучиваемых действий входит в состав более слож-
ных, поэтому обучение не прекращается и после доведения выполнения
действия до уровня навыка. Техника освоенного действия продолжает
совершенствоваться при его выполнении в сочетании с другими эле-
ментами более сложных действий.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятиям «обучение», «обучаемость», «знания».
2. Какие виды знаний Вам известны?
3. Дайте характеристику двигательных умений.
4. Опишите фазы
формирования двигательного
5. Что Вы понимаете под ориентировочной основой действия?
6. Что Вам известно о взаимодействии (переносе) навыков?
7. Дайте определение двигательной ошибке.
8. Перечислите основные причины ошибок и пути их устранения.
9. Назовите этапы
обучения двигательным
каждом этапе.
Тема 9. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Физические
способности. Физические
ординационные
способности. Закономерности
стей. Принципы развития физических способностей.
9.1. Понятие о физических
Вся человеческая деятельность, интеллект, труд, спорт, общение,
эмоции побуждаются к жизни движениями. Установлено, что потреб-
ность в движении сложилась в ходе эволюционного развития человека.
Выполняя те или иные двигательные действия, он проявляет в них свои
способности, отличающихся качественным своеобразием. Так, характе-
ризую отдельные способности человека, говорят, что он сильный, лов-
кий, выносливый и т.п. По существу, в этих характеристиках проявля-
ются физические способности,
которые в научной и
ратуре часто называют физическими качествами. К сожалению, в лите-
ратуре существуют весьма противоречивые точки зрения на определе-
ние и взаимосвязь понятий «физические способности» и «физические
качества».
Для обозначения отдельных сторон двигательных возможностей
человека долгое время употребляли термин «физические (двигательные)
качества». Сейчас некоторые авторы предлагают исключить его из на-
учного обихода и использовать только термин «физические способно-
сти. Поэтому, очевидно, есть смысл выяснить сходство и различие этих
понятий.
Прежде всего, необходимо заметить, что категория «качество»
всегда применяется к какому-либо предмету и выражает его существен-
ную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не
иным. Так, например, говорят о качестве вещи, качестве продуктов, ка-
честве жизни, качестве знаний и т.п. Именно в этом смысле нужно
пользоваться данным термином и в области теории физической культу-
ры. Следовательно, физические качества человека, как некоторые ха-
рактеристики его двигательных возможностей следует рассматривать
применительно к тем или иным формам проявления физических спо-
собностей, т.е. о физических качествах можно судить на основе уже
реализованных способностей.
Необходимо отметить, что реализация физических способностей в
двигательных действиях выражает характер и уровень развития функ-
циональных возможностей конкретных органов и структур организма
человека. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может
выразить в полном объеме соответствующее физическое качество.
Только относительно постоянная совокупность двигательных способно-
стей, определяющих решение двигательной задачи, определяет то или
иное качество. Например, нельзя судить о выносливости как о физиче-
ском качестве человека только по одной способности поддерживать
скорость передвижения в режиме субмаксимальной мощности. О дан-
ном качестве можно судить лишь тогда, когда совокупность всех ДС
обеспечивает длительное поддержание работы при разнообразных ре-
жимах ее выполнения.
У каждого
человека физические
В основе неодинакового развития способностей лежит иерархия разных
врожденных (наследственных)
анатомо-физиологических и
ских задатков (Лях, 1996):
•
анатомо-морфологические
темы (свойства нервных процессов – сила, подвижность, уравновешен-
ность; индивидуальные варианты строения коры и др.);
•
физиологические особенности (
сосудистой и дыхательной систем – максимальное потребление кисло-
рода, показатели периферического кровообращения и др.);
•
биологические (особенности
мена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
• телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мы-
шечной и жировой ткани и др.);
• Хромосомные (генные);
•
психодинамические (
гуляции и саморегуляции психических процессов).
В процессе выполнения какой-
совершенствуясь на основе приспособительных изменений организма
(адаптации), перерастают в соответствующие способности.
ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ – это комплекс морфоло-
гических и
бованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих
эффективность ее выполнения.
По отношению
к физическим способностям
развитие, совершенствование, воспитание. Как правильно и грамотно
употреблять эти термины? Трудно провести границу между развитием
и совершенствованием, т.к. в процессе совершенствования происходит
развитие способностей. Воспитание – ассоциируется с целостной лич-
ностью, ее морально-волевыми, нравственными, личностными качест-
вами. Поэтому, корректней говорить: «физические способности разви-
ваются».
Получить точную информацию об уровне развития физических
способностей можно с помощью определенных тестов (контрольных
нормативов).
В настоящее время принято различать пять основных физических
способностей: силовые, скоростные, координационные способности,
выносливость и гибкость. Несмотря на усилия ученых, длящихся уже
около столетия, пока не создана общепринятая классификация физиче-
ских (двигательных) способностей. Наиболее распространенной являет-
ся систематизация, предложенная В.И. Ляхом (2000 г.), который все
двигательные способности разделил на два больших класса (рис № 7).
Кондиционные
(энергетические)
Силовые
Выносливость
Скоростные
Гибкость
Сочетания конди-
ционных способн:
- силовая выносливость
- скорост выносливость
- скоростно-силовые
Всевозможные сочетания
национных способностей:
- способность к выносливости и ориентированию
- способность к гибкости и согласованию
- силовые способности и
Рис 7.
Схема систематизации
Класс кондиционных, или энергетических способностей в зна-
чительно большей мере зависит от морфологических факторов, биоме-
ханических и гистологических (наука о тканях) перестроек в мышцах и
организме в целом.
Комплекс КС преимущественно обусловлен центрально-
нервными влияниями (психофизиологическими механизмами управле-
ния и регулирования). Ряд специалистов скоростные способность и гиб-
кость не относят к группе кондиционных способностей, а рассматрива-
ют их на границе двух классов.
9.2. Основные закономерности
развития физических
Закономерности рассматриваются как выражение действия зако-
нов и отражают общие тенденции педагогического процесса не зависи-