Особенности методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: расскрыть особенности проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Выявить сущность понятия «физкультурные занятия»;
Определить особенности проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста;
Просмотреть методику проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста;
Подобрать упражнения и задания для проведения физкультурных занятий.

Содержание

Введение............................................................................................................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………6
1.1Сущность понятия «физкультурные занятия» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………….6
1.2 Особенности проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………………………13
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………16
2.1 Методика проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………………………16
2.2 Упражнения и задания для проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………..35
Список использованной литературы……………………………………...37

Работа содержит 1 файл

физ.воспитание.docx

— 72.80 Кб (Скачать)

Планируя физкультурные  занятия, педагог должен помнить, что  основная их цель - научить детей  правильно и красиво двигаться, развить их физические способности, воспитать моральные качества, помочь освоить некоторые элементы техники  выполнения движений. Именно это, а не погоня за нетрадиционностью, должно определять выбор вида занятия, формы его проведения. 

1)Занятие «Путешествие в Изумрудный город»

На данном занятии  дети выполняли общеразвивающие  и основные движения; влезали на гимнастическую стенку переходили на соседний пролет; отрабатывали мягкое приземление при прыжках в  длину с места; развивали ловкость, равновесие, а также выразительность  движений. Детям было предложено, выбрать  роль одного из героев этой сказки. Воспитатель  был в качестве ведущего. Олег И., Оля М., Ира Г. все упражнения дела активно. По сюжету дети должны были дойти  до Изумрудного города. Чтобы Элли и Татошка вернулись домой дети играю в подвижную игру. Лера П., Паша Ф. Анжела Я играли активно.

2)Занятие «У солнышка в гостях»

На данном занятии  дети выполняли развивали силу рук  при ползании по скамейке; учились  правильно прыгать вперед с места, вынося руки вперед приземляясь на носочки; развивать смелость в лазанье  по гимнастической лестнице обхватывая пролет всей кистью; ходили на носках и  пятках. Занятие прошло в доброжелательной обстановке, непринужденной форме. Задавали темп Алена Ч., Катя М., Настя Л.. Илья К., Никита Х. лучше других выполняли  упражнение подтягивание на животе. В  подвижной игре Оля М., Катя М. были активней.

3)Занятие «Морское путешествие»

На данном занятии  дети упражнялись в ходьбе змейкой, парами; упражнялись в равновесии; продолжали учиться прыжкам через  предметы, ползанию под дугу с прогибанием  спины, ползанию на четвереньках толкая мяч вперед; формировали умение заниматься в коллективе. При выполнении упражнений затруднений не было, т.к. был использован  метод подражания. Занятие прошло весело и интересно. Полина С., Алина  К., Аким Т активно выполняли все  упражнения. В подвижной игре дети были активны.

4)Занятие «Туристы»

На данном занятии  использовались упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки; дети учились точно прыгать из обруча в обруч; формировались умение ходить приставным шагом прямо и  боком; воспитывалась смелость при  лазании на гимнастической стенке. Чтобы дети себя почувствовали туристами, им было предложено надеть рюкзачки. Было два «привала», которые сопровождались заданиями. Аня А., Лера Г. Алина П. активно выполняли задания. В  подвижной игре Катя М., Лиза К., Паша С. были более активны.

5)Занятие «Айболит»

На данном занятии  формировалось умение прыгать в  длину, в высоту и спрыгивать с высоты (40 см.); вырабатывалась меткость; закреплялось умение ходить в полуприседе и парами; закреплялось умение правильного положения туловища при ходьбе и беге; воспитывался интерес к физической культуре и спорту. Для метания в цель детям был предложен природный материал (орехи). Занятие прошло весело и интересно. При метании Илья К., Руста Т., Егор К. показали лучший результат. В подвижной игре Полина С., Паша Ф., Костя В. были активней.

6)Занятие «Золотой ключик»

На данном занятии  дети ходили на наружной стороне стопы; ходили, перешагивая через пролеты  лестницы лежащей на полу; вырабатывали равновесие; развивать силу рук при  подтягивании на животе; уважительно  относились друг к другу. Воспитатель  в роли Буратино предложил детям  пойти к нему в гости, в кукольный  театр. Оля Ш., Лера П., Миша Е. очень  активно начали выполнять упражнения. В подвижной игре дети были активны.

Таким образом, планируя физкультурные занятия, педагог должен помнить, что основная их цель - научить детей правильно и красиво двигаться, развить их физические способности, воспитать моральные качества, помочь освоить некоторые элементы техники выполнения движений. Именно это, а не погоня за нетрадиционностью, должно определять выбор вида занятия, формы его проведения. 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Дошкольный возраст - это  время активного формирования организма  ребенка. В этот период закладывается  фундамент таких двигательных качеств, как сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость, совершенствуются функциональные возможности организма.

В этом немаловажную роль играет физическая культура как часть системы  физкультурно-оздоровительной работы, а основная ее форма - физкультурные  занятия.

Физкультурные занятия - основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям.

Физкультурные занятия способствуют формированию у дошкольников навыков  учебной деятельности. Они приучают детей запоминать план действий и  руководствоваться им в ходе выполнения физических упражнений. Развивают у  детей оценочные суждения: достижение хороших результатов на виду у  всех детей вселяет в ребенка  уверенность и создает радостное  настроение, осознание своих способностей и возможностей в реализации общих  интересов, а разделенная радость - это двойная радость.

Чем увлекательнее и содержательнее занятия, тем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше предпосылок  для обеспечения высокого двигательного  режима в течение дня, который  необходим для удовлетворения потребности  растущего организма в движениях.

Таким образом, эффективность проведения физкультурных занятий оценивается не только по успешному решению образовательных задач и влиянию на развитие личности, но и по оздоровительному воздействию на организм. Достаточная двигательная активность, с одной стороны, обеспечивает хорошее усвоение материала (при необходимом повторении материала) при разучивании, а с другой стороны, позволяет обеспечить тренирующее воздействие на организм ребенка.

Физкультурные занятия проводятся как в помещении детского сада, так и на воздухе. Исследования В.Г.Фролова и Г.П.Юрко показывают высокий оздоровительный эффект физкультурных занятий, проводимых в течение всего года на воздухе. Однако эти занятия исключают выполнение физических упражнений  из положения сидя, лежа; они не имеют возможности использовать ползание, которое очень полезно для развития брюшного пресса и позвоночного столба. В зимнее время не предоставляется условий для выполнения сложных прыжков, лазания, подбрасывания -и ловли мяча и т.д. Затруднена работа над точностью выполнения общеразвивающих упражнений, метания и других движений из-за ;боязни вызвать переохлаждение организма детей. В этом случае  подбор упражнений регламентируется временем года, а не систематичностью в решении педагогических задач.

Таким образом, планируя физкультурные занятия, педагог должен помнить, что основная их цель - научить детей правильно и красиво двигаться, развить их физические способности, воспитать моральные качества, помочь освоить некоторые элементы техники выполнения движений. Именно это, а не погоня за нетрадиционностью, должно определять выбор вида занятия, формы его проведения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Андриянова Е. Ю. Развитие выносливости в дошкольном возрасте // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2001.- № 3- с.55.

2. Государственный Общеобразовательный Стандарт Образования Республики Казахстан.: Астана. - 2012г. -  С. 16

3. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века. / Авторы-составители Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. - М.: АРКТИ, 2000. - 88 с.

4. Змановский Ю. Ф. Здоровый дошкольник: Авторская программа // Дошкольное воспитание - 1995, №6, с. 25-28.

5. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Изд. Владос, 2002. - 112 с.

6. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Страршая группа / Изд. Мозаика-синтез, 2009. - 128 с.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Ва-сильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.

8. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников ДОУ. / Сост. О. А. Соломенникова. - 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2002. - 112 с.

9. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика - Синтез, 2005.

10. Рунова М. Особенности организации занятий по физической культуре // Дошкольное воспитание.-2003. - №9. - 42-52., №10.- с. 56-63.

11. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: АСАДЕМА, 2006.

12. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

13. Стрельцов В. П., Банникова Т. А. Спортивно-оздоровительная тренировка старших дошкольников: проблемы и решения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - №3. - С. 46-52.

14. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебн. Пособие для студ. высш. учеб.заведений. - М.: «Академия», 2001. - 480 с.

15. Хухлаева Д. В. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях», Москва, «Просвещение», 1984г.

16. Осокина Т. И. «Физическая культура в детском саду», Москва, «Просвещение», 1986г.

17. Лайзане С. Я. «Физическая культура для малышей», Москва, «Просвещение», 1987г.

18. Фролов В. Г. «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке», Москва, «Просвещение», 1986г.

19. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1985г.

20. Фомина И. А. «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду», Москва, «Просвещение», 1984г.

21. Фролов В. Г., Юрко Г. П. «Физкультурные занятия на воздухе», Москва, «Просвещение», 1983г.

22. Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия с детьми 5–6 лет», Москва, «Просвещение», 1988г.

23. Глазырина Л. Д. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста», Москва, «Владос», 2001г.

24. Дик Н. Ф. «Увлекательные физкультурные занятия для дошкольников», Москва, «Русское слово»,2007г.

25. Фомина Н. А. и др. «Сказочный театр физической культуры», Волгоград, «Учитель», 2003г.

26. Волошина Л. Н. «Играйте на здоровье»,Москва, «Аркти», 2004г.

27. Шишкина В. А., Мащенко М. В. «Какая физкультура нужна дошкольнику», Москва, «Просвещение», 1998г.

28. Голицина Н. С. «Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении», Москва, «Скрипторий», 2006г.

29. Прищепа С. С. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет», Москва, «Сфера», 2009г.

30. Рунова М. А. «Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-7лет», Москва, «Просвещение», 2006г.

 


Информация о работе Особенности методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста