Особенности старшего подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:40, реферат

Описание работы

Родители, педагоги, медики, работники милиции и другие лица, несущие и осознающие ответственность за молодежь, испытывают одинаковое желание - видеть то, как молодые люди становятся здоровыми и ответственными взрослыми. К сожалению, многие молодые люди оказываются жертвами вредных привычек или установок, обусловленных отрицательным влиянием сверстников, а также испытывают дефицит важнейших навыков, необходимых для успешного перехода от детства к взрослой жизни. Подростковые модели негативного поведения часто влекут за собой проблемы, такие, как низкая успеваемость в школе, ложь, ранние половые связи, наркомания, преступное поведение.

Работа содержит 1 файл

ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.docx

— 25.75 Кб (Скачать)

. ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО  ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Родители, педагоги, медики, работники милиции и другие лица, несущие и осознающие ответственность  за молодежь, испытывают одинаковое желание - видеть то, как молодые люди становятся здоровыми и ответственными взрослыми. К сожалению, многие молодые люди оказываются жертвами вредных привычек или установок, обусловленных отрицательным  влиянием сверстников, а также испытывают дефицит важнейших навыков, необходимых  для успешного перехода от детства  к взрослой жизни. Подростковые модели негативного поведения часто  влекут за собой проблемы, такие, как  низкая успеваемость в школе, ложь, ранние половые связи, наркомания, преступное поведение.

Обзор литературы по проблеме взросления и практические наблюдения позволяют говорить о  рубеже развития личности, когда подростковый опыт уже недостаточен для нормального  самочувствия, а взрослый опыт еще  осознанно не освоен. В связи с  этим выделяются основные особенности  старших школьников:

  1. Повышенная по сравнению с другими возрастами значимость тесных эмоциональных контактов.
  2. Интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу. Это, в свою очередь, приводит к усилению негативных реакций и эмансипированного поведения со стороны старшеклассников, и к попыткам усилить контроль со стороны их родителей. В результате и дети, и родители переживают целый комплекс личностных проблем, который, повышает их тревожность.

Старшеклассник  вынужден в короткий промежуток времени  находить решения основных задач  дальнейшего развития. Главная проблема заключается в том, что эти  задачи, при множестве различных  социальных институтов, способных оказывать  ему в этом помощь, человек в  период взросления должен решать самостоятельно. Тогда как "движение" личности старшеклассника в процессе решения  этих задач всегда противоречиво, конфликтно, напряженно.

Некоторая универсальность  задач развития в старшем подростковом возрасте позволяет выявить типичные особенности становления личности старшего подростка, однако условия, в  которых каждое новое поколение  вынуждено решать эти задачи, могут  существенно различаться. Это касается общественных целей и ценностей, социально-педагогических условий  обучения и воспитания, культурной и национальной основы, экономической  ситуации в стране и регионе.

Российские старшеклассники  сегодня оказались одновременно и на своем возрастном рубеже, и  на сложившемся так называемом "перекрестке  эпох", что не может не вносить  определенных изменений в традиционное понимание особенностей старшего подросткового  возраста.

Различия, как  правило, находят свое отражение  в представлениях молодых людей  о том мире, в котором они  живут, об их жизненной перспективе, способах ее реализации, целях и  ценностях, и все это может  вносить изменения в их психологические  характеристики, затрагивать психофизиологические способы реагирования. Сегодня уже  изменились нормы и ценности, не только социально-экономические, но и  психологические, претерпели изменения  общие модели поведения, которые  должен освоить молодой человек.

Старший подростковый возраст является особенно чувствительным к формированию ценностных ориентаций, поскольку способствует становлению  мировоззрения и собственного отношения  к окружающей действительности.

Основным новообразованием в старшем подростковом возрасте традиционно считается жизненное  и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем. Оптимальным для благополучного развития личности является удовлетворенность  настоящим и, в то же время, устремленность в будущее.

Развитие личности в условиях природного и предметного  мира происходит через межличностные  отношения; в частности, для подростков наиболее значимой становится сфера  общения со сверстниками. Для них  становится важным:

  • Умение познакомится с понравившимся человеком;
  • Свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы;
  • Ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, а может высказывать свои мысли и выражать чувства;
  • Подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим;
  • Подростку важно, чтобы его форма поведения не была детской;
  • "Героем" подростка является активный, целеустремленный, успешный человек;
  • Подросток склонен к мечтанию и фантазированию;
  • Группе подростков свойственно возникновение кодексов;
  • Подросткам свойственно обсуждение поведения взрослых, причем не в лицеприятной форме.

Главное новообразование  юношеского возраста - открытие "Я", развитие рефлексии (отражение себя в своем образе "Я"), осознание  собственной индивидуальности и  ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательные сферы  жизни, что направляет "Я" на практическое включение в различные виды жизнедеятельности. Этот процесс сопровождается различными проявлениями, как негативными, так  и позитивными. Для подросткового  периода свойственны беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность, метания, противоречивость чувств, абстрактность бунта, меланхолия, снижение работоспособности. Позитивные проявления выражаются в том, что  у подростка появляются новые  ценности, потребности, ощущение близости с другими людьми, с природой, новое понимание искусства. Важнейшими процессами переходного возраста являются: расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и увеличения числа людей, на которых  она ориентируется. Для старшего подросткового возраста типичными  являются внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать  крайние позиции и точки зрения. Чем резче различия между миром  детства и миром взрослости, чем  важнее разделяющие их границы, тем  ярче проявляются напряженность  и конфликтность.

Преодоление трудностей начинается при столкновении подростка  с опасностями, угрозами или требованиями, которое проходит в три стадии: первичная (когнитивная и аффективная) оценка ситуации, вторичная оценка альтернативных возможностей решения  проблемы и третичная оценка, то есть переоценка ситуации и выбор  новых альтернатив поведения.

Самосознание  подростка как новообразование  возраста способствует более глубокому  пониманию других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию  личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего  развития.

Формирование  самосознания тесно связано с  развитием представлений о времени. У подростка формируется представление  о прошлом и будущем, что приводит к открытию конечности существования, вызывая тревогу и страх. Однако в последствии ощущение личностной идентичности предполагает среди прочего  чувство стабильности и неизменности во времени, снижает тревогу перед  различного рода неопределенностью. Идентичность, таким образом, основывается на осознании  временной протяженности: "Я" охватывает принадлежащее ему прошлое и  устремляется в будущее, осуществляя  значимые выборы среди возможных  путей развития личности.

Поиск личной идентичности - центральная задача периода взросления. Конфликтным фактором в данном случае является трудность согласования собственных  переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам. Особую трудность создают  ситуации принудительной изоляции, когда  слишком остро ощущается дефицит  социальных норм, порождающий неадекватное поведение.

Источник внутренних конфликтов и девиантного поведения  заключается в различии между  реальной и идеальной самооценкой, проявляющемся особенно ярко в старшем  подростковом возрасте. Большое расхождение  между Я- реальным и Я- идеальным  считается тревожным симптомом, т.к. нередко ведет к нарушениям поведения и социально- психологической  адаптации подростка. Многие проблемы, характерные для старшего подросткового  возраста, объясняются увеличением  расхождения между Я - реальным и  Я - идеальным, а кроме того, выпадением одной из составляющих положительной  Я - концепции. Положительная Я - концепция  определяется 3 факторами: твердой убежденностью  в импонировании другим людям, уверенности  в способности к тому или иному  виду деятельности и чувством собственной  значимости, причем третья составляющая является скорее следствием первых двух. Иначе - появляются утверждения типа: "Меня не понимают", "Меня отвергают", "Меня не любят" и т.д.

В старшем школьном возрасте одновременно с физическими  изменениями происходит глубокая перестройка  психики, что обусловливается не только физиологическими факторами, но в значительной мере психосоциальным  влиянием. Стремление старшего подростка  сравнивать себя со сверстниками усиливает  наблюдение за собственным телом, что  вызывает озабоченность, тревожность  и конфликтные реакции на внешние  замечания. Подростки склонны переоценивать  действительные и мнимые отклонения от нормы, относительно своего тела особенно.

Поскольку подростки  отмечают социальную реакцию на изменение  их физического облика (одобрение, восхищение или отвращение, насмешку или презрение), они включают его в представление  о себе. Многие кризисы и конфликты  в этот период связаны с неадекватным, неловким или оскорбительным отношением к ним взрослых людей.

Физические изменения, таким образом, оказывают влияние  на самооценку и чувство собственной  значимости. Поскольку диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным, это  может вызвать беспокойство и  приводить к острым конфликтным  ситуациям, агрессивному или депрессивному  поведению, поведенческим нарушениям и даже к хроническим неврозам.

На основе созревания своего "Я" происходит пересмотр  ценностных представлений и перенос  функции образца с родителей  на референтную группу, принятие ценностных представлений, культурных традиций. После  протеста и мятежа молодые люди принимают  многие ценности, свойственные их культурному  окружению. По мере взросления и отказа от эгоцентризма моральные обязательства  начинают выступать как взаимные, как согласование оценки других и  самооценки, цели развития подростков начинают приобретать более оформленный  и социальный характер.

Схему целей  развития в подростковый период можно  представить следующим образом:

  1. Общее эмоциональное созревание - от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности и конструктивности к конструктивным чувствам и уравновешенности, от субъективной к объективной интерпретации ситуации; от избегания конфликтов к их решению.
  2. Кристаллизация интересов к другому полу - от интереса к одинаковому полу к интересу к противоположному полу; от мучительного ощущения сексуальности к признанию факта половой зрелости.
  3. Социальное созревание - от чувства неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от рабского подражания к эмансипации; от неуживчивости в обществе к согласию с ним.
  4. Освобождение от опеки родителей - от поиска поддержки у родителей к опоре на собственные силы.
  5. Интеллектуальное созревание - от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям; от многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным.
  6. Выбор профессии - от интереса к престижным профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии.
  7. Проведение свободного времени - от интереса к индивидуальным играм, где можно показать силу, выносливость к интересу к коллективным играм; от активного участия в играх и соревнованиях к пассивному наблюдению; от интереса ко многим играм к интересу лишь к некоторым.
  8. Формирование жизненной философии - от равнодушия к общественным делам к активному участию в них; от стремления к удовольствиям и избеганию боли к поведению, основанному на чувстве долга.

Выделяются следующие  тенденции социального развития личности в старшем подростковом возрасте:

  1. Развитие когнитивных и эмоциональных функций ведет к тому, что молодые люди используют новые способности в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это ведет к конфликту с родителями и бунту, особенно если в семье господствует авторитарный стиль воспитания.
  2. В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой.
  3. Перенос центра социализации из семьи в группу сверстников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями и замене их взаимоотношениями со многими людьми, меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения.
  4. Ослабление влияния родителей отражается не на всех формах поведения, взглядах и установках. Хотя у многих подростков родители как центр ориентации и идентификации отступают на второй план, это относится далеко не ко всем областям жизни.
  5. Несмотря на уменьшение влияния семьи в период взросления, она по-прежнему остается важной для подростка группой.

Все это делает область взаимоотношений подростков со взрослыми весьма конфликтной, сложной  и вместе с тем по-прежнему значимой. Принцип воздействия в этом случае является господствующим в отношениях взрослых к детям. Именно он определяет позицию взрослого мира. При этом недостаточно внимания уделяется особенностям, структуре и содержанию реально  происходящего саморазвития растущих людей, в том числе и тех  закономерностей этого саморазвития (самосознания, самоопределения и  др.), которые выступают регулирующими  моментами процесса развития.

Итак, развивающееся  самосознание приводит к относительно устойчивой самооценке и определенному  уровню притязаний. Достигнутый уровень  психического развития, возросшие возможности  подростка вызывают у него потребность  в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его  прав, его потенциальных возможностей в плане участия в общественно  значимых делах, приводя к развитию такого характерного для этого возраста новообразования как взрослость.

Общение подростков является своеобразной формой воспроизведения  взаимоотношений, существующих в обществе взрослых людей, ориентации в нормах этих отношений и их освоения. Ведущий  для подростковой стадии тип деятельности предполагает, что в данной деятельности взаимоотношения самих детей  и взрослых должны быть весьма разнообразными и развернутыми (и следовательно, поддающимися регуляции и контролю) и иметь за собой вполне осязаемую  значимую объективную цель.

Информация о работе Особенности старшего подросткового возраста