Особенности методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: расскрыть особенности проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Выявить сущность понятия «физкультурные занятия»;
Определить особенности проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста;
Просмотреть методику проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста;
Подобрать упражнения и задания для проведения физкультурных занятий.

Содержание

Введение............................................................................................................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………6
1.1Сущность понятия «физкультурные занятия» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………….6
1.2 Особенности проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………………………13
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………16
2.1 Методика проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………………………16
2.2 Упражнения и задания для проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………..35
Список использованной литературы……………………………………...37

Работа содержит 1 файл

физ.воспитание.docx

— 72.80 Кб (Скачать)

Целесообразное сочетание  физических упражнений будет достигнуто в том случае, если педагог одновременно использует движения, входящие в одну группу. Это объясняется тем, что  для правильного выполнения сложных  двигательных действий следует обеспечить хорошую работоспособность мышц. Если последующее упражнение снова требует напряжения только что работавших мышечных групп, то это приведет к снижению точности передачи параметров движения, а также к травматизму. Вместе с тем будет происходить одностороннее физическое развитие. Совсем иное дело, ели упражнения будут воздействовать преимущественно на разные части тела. Смена движений обеспечивает нагрузку и отдых для различных мышечных групп. Это позволит достигать хорошего качества всех выполняемых движений, предупреждать травматизм, обеспечивать высокую работоспособность на протяжении всего занятия и содействовать разностороннему физическому развитию детей. Анатомический принцип подбора осуществляется по отношению к ведущему основному движению.

Третий принцип подбора - физиологический, т.е. учет меры воздействия на органы и системы. Одни физические упражнения при выполнении дают высокую физическую нагрузку (бег, прыжки, лазание), другие - относятся к движениям средней интенсивности (метание, подлезание, пролезание, часть упражнений в равновесии), третьи - упражнения низкой интенсивности (ходьба, большинство упражнений в равновесии, действия с мячом на месте и т.д.).

Нередко нагрузка связана  не только с видом движения, но и  со степенью его усвоения и местом проведения. Так, если разучиваются прыжки, то ребенок выполняет их медленно, а поэтому за отведенное время  получается незначительное число повторений. Когда они будут освоены, то время, потраченное каждым ребенком на одно выполнение, значительно сокращается, а отсюда увеличивается количество повторов на одном занятии, что, несомненно, сказывается на увеличении нагрузки. Новое движение ребенок выполняет  осторожно, с большим психическим  напряжением, его амплитуда движения незначительная. Усвоенные движения выполняются размашисто, с большими количественными показателями, при  этом ребенок прилагает максимальные усилия, что способствует увеличению физиологической нагрузки.

Для удовлетворения потребности  растущего организма в движениях, развития физических качеств, содействия укреплению различных органов и  систем на занятиях должны быть обязательно физические упражнения», дающие высокую физическую нагрузку, и они должны сочетаться с двигательными действиями средней и низкой интенсивности.

Успешному усвоению техники  выполнения сложных движений содействует  наличие подводящих упражнений, которые  могут включаться в вводную часть  или в комплекс общеразвивающих  упражнений.

Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью  различных способов организации  детей. Эти способы при выполнении движений оказывают влияние на количество повторений за отведенное время, обеспечивают управление педагогом процессом  усвоения материала, создают условия  для осознанного овладения структурными компонентами движения и позволяют  детям учиться не только у педагога, но и у своих сверстников.

На физкультурных занятиях используется фронтальный способ организации, при котором все дети выполняют  одновременно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выделенное педагогом  время обеспечить достаточно высокую  повторяемость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка  и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движения. Но при этом педагог не может удержать в поле зрения всех детей, переключаясь на обучение одних, он не видит действия других. Поэтому при многократном повторении движения может закладываться  его ошибочное выполнение ребенком и в последующем придется вносить  в него коррекцию. Ребенок не имеет  возможности наблюдать за действиями других занимающихся. Этот способ вполне подходит для формирования первоначального  представления о новом движении, для овладения первоначальными  действиями с каким-нибудь новым  пособием (мячом, обручем, мешочком и  т.д.), когда создается ориентировка в выполнении. Например, фронтальное  первоначальное выполнение подлезания под шнур в младшей группе, овладение целенаправленными действиями с мячом, подпрыгивания на месте и т.д., подбрасывание и ловля мяча, прокатывание мяча на противоположную сторону; прыжки со скакалкой (в средней группе) и т.д. Целесообразно фронтально выполнять движения не только на этапе первоначального разучивания, но и на этапе закрепления и совершенствования. Следует учитывать, что фронтальный способ применим только к движениям, не требующим подстраховки от травматизма, и используется во всех частях физкультурного занятия.

Для выполнения физических движений обучающиеся могут быть разделены на группы, т.е. используется групповой способ организации детей. При этом каждая группа, как правило, упражняется в осуществлении  определенных движений, поэтому количество детей у одного снаряда значительно  уменьшается. Спустя некоторое время  подгруппы меняются местами, и это  позволяет переходить к действиям  на разных снарядах, что повышает интерес  к занятию. При таком способе  создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время  выполняют освоенные движения для  их закрепления или в усложненных  условиях. Достоинствами этого способа  является создание благоприятных условий  для детального усвоения: небольшое  число детей позволяет обеспечить достаточное количество повторений для успешного овладения упражнением, ребенок имеет возможность слышать  указания взрослого, относящиеся к  нему и к другим детям; небольшой  перерыв между повторениями, с  одной стороны, достаточен для восстановления сил, а с другой стороны - успешно образуются временные связи и есть условия для наблюдения за выполнением упражнения другими детьми.

Знакомые физические упражнения дети выполняют без прямого надзора  педагога, что развивает у них  самостоятельность в использовании  разученных движений, самоконтроль и  самооценку. Данное движение включается в двигательный опыт ребенка. Групповой  способ создает благоприятные условия  для разучивания составных элементов движения. Однако если на занятии разучивается новое движение или способ его выполнения, то для закрепления не может быть взято движение, требующее подстраховки.

Разновидностью этого  способа является посменный, когда  дети выполняют одно движение сменами (одновременно 3-4 человека), упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыгивание со скамейки и т.д.

Поточный способ предусматривает  выполнение физических упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают  какое-то движение и переходят к  выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность  действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно  к выполнению других движений, развивает  способность сочетания движений. Однако обучение новому физическому  упражнению при таком способе  затруднено, поскольку мышечные ощущения, возникшие при первом выполнении этого движения, затем стираются  при осуществлении знакомых двигательных действий, и, подходя вновь к воспроизведению  разучиваемого движения, ребенок  допускает ошибки. При этом он лишен  возможности учиться от сверстников, так как занят выполнением  своего движения.

Данный способ успешно  решает задачи закрепления и совершенствования  движений.

Существует индивидуальный способ организации, когда дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Другие Дети в это время наблюдают за действиями каждого выполняющего упражнения и воспринимают замечания. Индивидуальный способ обеспечивает подстраховку для предупреждения травматизма. Вместе с тем очередность снижает активность детей, однообразие приводит к монотонности, а отсюда - к отвлекаемости детей от процесса обучения. Такая организация не позволяет обеспечить достаточное количество повторений для усвоения, снижает физиологическую нагрузку, и к тому же образуется большой перерыв между повторениями.

Нередко воспитатель на занятии  прибегает к сочетанию этих способов организации детей при выполнении физических упражнений. Так, внутри группового способа одни движения осуществляются индивидуальным способом (прыжки в  высоту с разбега, кувырки и т.д.), а другие - посменно (подтягивание на скамейке, упражнения в равновесии, подлезание и т.д.). Подобное сочетание используется и в поточном способе.

К созданию условий для  выполнения физических упражнений на физкультурных занятиях привлекаются и дети. Предусмотрена организация  дежурств. В обязанности дежурных входят следующие навыки:

  1. дежурный должен отбирать необходимое оборудование;
  2. отсчитывать нужное количество пособий и инвентаря;
  3. владеть способами переноса и размещения спортивного инвентаря и располагать его на определенных местах;
  4. договариваться, распределять обязанности между дежурными.

Старших дошкольников учат расставлять пособия на определенном расстоянии несколько иначе. Так, для  перешагивания нужно поставить  кубики на расстояние в две ступни. Поскольку ходить приставным шагом (ставя пятку одной ноги к носку  другой) умеют уже дети второй младшей  группы, то измерить расстояние ступнями, поставив их на одну линию, не составит труда. Дети сами могут отсчитать  предметы в количестве до десяти, причем педагог может использовать для  отсчета прием группировки предметов  по каким-то определенным признакам (флажки, султанчики и др.).

Для измерения расстояния дети могут пользоваться, например, такими мерками: «Разложите набивные мячи так, чтобы расстояние между ними равнялось этой палочке». Дети должны договориться о распределении обязанностей: один отмеряет расстояние от условного места, а другой раскладывает мячи. Или: «Начертите ручеек шириной вот с эту палочку». Дети, ориентируясь на какую-то полоску или пользуясь палкой, сначала прочерчивают линию, затем с двух концов отмеряют нужное расстояние и эти метки соединяют чертой, используя снова палку или рейку. В дальнейшем для измерения большого расстояния (для метания, пробега-ния и т.д.) можно применять шнур, который натягивают одновременно оба ребенка.

Наконец, можно давать задания, в ходе которых сначала следует  измерить расстояние, а потом уже  расставлять пособия. Например, предложить установить вторую корзину для метания  на противоположной стороне на таком  же расстоянии от черты, что и первая корзина.

Овладение этими приемами позволит дошкольникам более осознанно  воспринимать те линии и метки, которые  надо учитывать во время прыжков, метания и т.д., кроме того, оно  даст возможность самостоятельно создавать  условия для выполнения физических упражнений в сюжетно-ролевых, подвижных  играх и в играх с элементами соревнования.

Научившись выполнять  отдельные поручения, связанные  с расстановкой оборудования и пособий, дети будут готовы к дежурствам и  смогут самостоятельно размещать необходимый  физкультурный инвентарь. В дальнейшем дошкольники на основе приобретенного опыта могут во время дежурств расставлять пособия самостоятельно.

Дежурные должны иметь  следующую информацию: какое оборудование потребуется, в каком количестве, когда и где его следует  разместить. Все это может быть раскрыто на панно (доске, фла-нелеграфе) с использованием карточек. Все панно  делится на три полоски. На первой и второй полоске устанавливаются  карточки, обозначающие пособия для  выполнения основных движений («Это нужно будет расставить после выполнения упражнений»; термином упражнения дети, как правило, обозначают только общеразви-ваюшие упражнения), а на третьей полосе - для подвижной игры.

Для обозначения количества пособий используется цифровая (если дети знают цифры) или числовая карточка. Эта карточка прикрепляется над соответствующим пособием. Для определения расстояния между пособиями ставится карточка с условной меркой. Читать такое панно для старших дошкольников не составляет труда, поэтому когда дежурные смотрят на заполненное панно, то они получают всю информацию.

Чтобы познакомить детей  с размещением оборудования в  пространстве, следует использовать макет спортивного зала, на котором  хорошо видно местонахождение каждого  пособия для выполнения основных движений относительно окон, двери  и т.д.

Получив информацию, дежурные расставляют инвентарь для вводной  части занятия. После этого они  заранее отбирают необходимые пособия  для основной части, ставят их ближе  к тому месту, где будут раскладывать, чтобы потом можно было быстрее  взять, |и договариваются о распределении  поручений. При этом можно назначить  капитана дежурных, который будет  управлять всей подготовкой инвентаря  и его расстановкой. Первоначально  детям необходимо оказывать помощь в распределении обязанностей. Следует  учитывать объем работы дежурных. Если упражнения выполняются двумя  потоками или несколькими подгруппами, то количество дежурных можно увеличить  до четырех.

В результате последовательно  проводимой работы по обучению размещению оборудования дети научаются быстро расставлять спортивный инвентарь  на заданном расстоянии, используя  знания об условных мерках, усвоенные  на занятии по математике, тем самым  одновременно создается база для  формирования умения организовывать игры со сверстниками.

Упражнения, включенные в  вводную часть занятия, могут  проводиться диктантным способом, т.е. когда педагог называет действие, и дети тут же приступают к его  осуществлению. Например: «Пошли на носках, разбежались по всей площадке, построились в колонну, парами и т.д.». Такой способ подачи заданий вырабатывает быстроту ответной реакции, способность действовать с ходу (не останавливаясь после движения). Но при этом детям предлагаются к исполнению уже хорошо освоенные движения. Для формирования учебной деятельности используется выполнение задания по плану, когда дети должны запомнить последовательность выполнения движений и сигналы к их смене. Например: «Сначала пойдете обычным шагом, под тихую музыку - на носках, как только музыка прекратится - в приседе». Смена движений происходит только по определенному сигналу. Воспитатель не напоминает детям словесно, что они должны делать. Но и при этом способе движения должны быть уже освоенными.

Информация о работе Особенности методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста