Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:21, курсовая работа
Цель исследования: расскрыть особенности проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Выявить сущность понятия «физкультурные занятия»;
Определить особенности проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста;
Просмотреть методику проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста;
Подобрать упражнения и задания для проведения физкультурных занятий.
Введение............................................................................................................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………6
1.1Сущность понятия «физкультурные занятия» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………….6
1.2 Особенности проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………………………13
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………16
2.1 Методика проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………………………16
2.2 Упражнения и задания для проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………..35
Список использованной литературы……………………………………...37
Введение......................
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕТОДИКИ
ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ
1.1Сущность понятия «
1.2 Особенности проведения
физкультурных занятий с
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕТОДИКИ
ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ
2.1 Методика проведения
физкультурных занятий с
2.2 Упражнения и задания
для проведения физкультурных
занятий с детьми старшего
дошкольного возраста…………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………...37
Введение
В Государственном
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» особое значение придаётся физическому воспитанию, которое строится на основе знаний о возрастных, индивидуальных и психофизических особенностях дошкольника.
В Концепции охраны здоровья населения Казахстана в числе первоочередных мер, направленных на охрану здоровья, определено создание условий и вовлечение различных групп населения в активные занятия физической культурой и спортом. Следовательно, физическое воспитание детей дошкольного возраста должно рассматриваться как приоритетное направление деятельности ДОУ, ведь в общей системе дошкольного образования именно этот вид воспитания имеет решающее значение для охраны и укрепления здоровья и становления и развития физического и психологического потенциала ребенка.
Современный выпускник дошкольного образовательного учреждения должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, высоким уровнем физической подготовленности, умением сохранять правильную осанку, потребностью регулярно заниматься физической культурой по собственной инициативе, стремлением совершенствовать свои достижения, проявляя выдержку, смелость и инициативу, высокой (соответственно возрасту) работоспособностью (как физической, так и умственной), что особенно важно в плане подготовки его к школе. Одним из путей достижения такого уровня является разработка и использование таких методов и приемов на физкультурных занятиях, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.
Данной проблеме, в психолого-педагогической науке, уделялось большое внимание. На этом поприще в разные годы объединяли и продолжают объединять свои усилия возрастные физиологи, гигиенисты и врачи А. А. Ухтомский, Н. А. Бернштейн, Г. Шеперд, Г. П. Юрко, М. Я. Набатникова, М. Н. Кузнецова; психологи А. З.Запорожец, В. П. Зинченко, Ю. Ф. Змановский, В. Т. Кудрявцев; педиатры и педагоги П. С. Лесгафт, Е. А. Аркин, Ю. Ф. Змановский, И. А. Аршавский; педагоги А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, Е. Н. Вавилова, М. Ю. Кистяковская, Е. А. Тимофеева, Л. С. Фурмина, Л. В. Карманова, В. Г. Фролов, Л. П. Матвеев, В. К. Бальсевич.
Физическое воспитание ребёнка
в условиях учреждений для детей
раннего и дошкольного возраста
является важной и ответственной
задачей общественного
К моменту поступления
в школу дети должны овладеть определённым
запасом двигательных умений и навыков,
которые позволят им адаптироваться
к новым условиям и требованиям,
предъявляемым к учебной
Основная проблема раннего обучения детей заключается в том, что обучение различным дисциплинам происходит не на основе физического воспитания и развития и даже не параллельно, а, как правило - вместо этого. Это относится как к интеллектуальной деятельности, так и к специфическим видам двигательной деятельности. Сложные виды двигательной деятельности, такие как танцы или боевые искусства не являются необходимыми в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте, любая деятельность с целью воспитания детей будет решать в первую очередь задачи общего физического воспитания и развития, в какую бы форму это ни было облечено.
Актуальность исследования: здоровье детей - богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию практически в любой точке планеты, где живут люди, и есть крупные промышленные предприятия.
Цель исследования: расскрыть особенности проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проведение физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, изучение ГОСО.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕТОДИКИ
ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ
1.1Сущность понятия «физкультурные занятия» в психолого-педагогической литературе
Физкультурные занятия - основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям.
Эта форма работы является
ведущей для формирования правильных
двигательных умений и навыков, создает
благоприятные условия для
Занятия физкультурой позволяют
научить дошкольников самостоятельно
создавать условия для
Физкультурные занятия способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности. Они приучают детей запоминать план действий и руководствоваться им в ходе выполнения физических упражнений. Развивают у детей оценочные суждения: достижение хороших результатов на виду у всех детей вселяет в ребенка уверенность и создает радостное настроение, осознание своих способностей и возможностей в реализации общих интересов, а разделенная радость - это двойная радость.
Успешное решение
Специально организованные физкультурные
занятия со всей группой обеспечивают
прохождение и освоение программного
материала в определенной последовательности;
позволяют, по мере необходимости, повторять
и закреплять двигательные действия. Обучение
проводится систематически. Занятия строятся
по определенному плану и поэтому позволяют
дозировать физиологическую нагрузку,
постепенно и осторожно увеличивая ее,
что способствует повышению выносливости
организма. Подготовка организма к выполнению
сложных движений позволяет предупредить
травматизм при их выполнении.
Дети приучаются слушать
указания воспитателя, выполнять движения
одновременно всей группой, организуясь
различными способами, что формирует
у них активность, воспитывает
сознательное отношение к проводимым
упражнениям, умение выслушивать до
конца и действовать в
На физкультурных занятиях
дети приобретают знания об общих
положениях, характерных для каждой
группы движений, руководствуясь которыми
ребенок способен действовать самостоятельно
и усваивать доступные
Физкультурные занятия были введены в
дошкольные учреждения в 50е годы XX в. Первоначально
занятия с использованием физических
упражнений получили название занятия
гимнастикой и подвижными играми (Е. Г.
ЛевиГориневская, Н. И. Кильпио). Это название
определяло содержание двигательных действий,
которые включались в занятия, оно ограничивалось
подвижными играми и использованием физических
упражнений, входящих в основную гимнастику
(основные движения, общеразвивающие и
строевые упражнения).
В дальнейшем, благодаря исследованиям ряда ученых, круг физических упражнений для дошкольников расширился. Была доказана целесообразность и полезность включения в работу с детьми спортивных видов физических упражнений: плавания, обучения ходьбе на лыжах, катания на коньках; предусматривалось включение в обучение элементов спортивных игр: баскетбола, тенниса, бадминтона и т.д. Это содержание было значительно ширю названия занятия по обучению движениями, оно стало именоваться занятием физическими упражнениями.
В 70е годы XX столетия исследования А. В. Кенеман и Г. П.Лесковой убедительно доказали, что в ходе обучения физическим упражнениям важно давать детям знания о технике выполнения движений, чтобы формирование двигательных умений и навыков осуществлялось не только через большое количество повторений, а влияло на быстроту усвоения движений через реализацию принципа осознанности в обучении. Тем самым был поставлен вопрос не только о формировании двигательных навыков, но и о приобщении дошкольников к физической культуре общества. В связи с этим данные занятия получили название физкультурных, предусматривающих передачу дошкольникам общественноисторического опыта, культуры выполнения движений, выработанной человечеством.
С самого начала в разработке схемы построения физкультурного занятия были выделены существенные различия в расположении материала на занятиях с использованием физических упражнений в сравнении с занятиями по другим областям знаний.
Самый сложный материал для усвоения предлагается в самом начале, пока внимание ребенка, его сосредоточенность находятся ; на высоком уровне, то на физкультурных занятиях самые сложные движения включаются ближе к середине, когда разогреты различные мышечные группы, постепенно подведены к увеличению физиологической нагрузки сердечно-сосудистой и дыхательной системы, т.е. основным принципом расположения физических упражнений на физкультурных занятиях является учет работоспособности человеческого организма, предупреждение травматизма.
Этот принцип был положен в основу структуры занятий гимнастикой и подвижными играми, разработанной Е. Г. Леви - Гориневской. Она предлагала выделить три части: вводную, основную, заключительную. В методических разработках для воспитателей и в практике работы детского сада утвердилась эта трехчастная структура. В вводной части необходимо было заинтересовать детей, сосредоточить их внимание и дать первоначальную нагрузку. В основную часть включались общеразвивающие упражнения (для того чтобы разогреть различные мышечные группы), основные движения и подвижная игра. Заключительная часть преследовала снижение физиологической нагрузки для перехода к спокойной деятельности. В этой структуре не устанавливалась взаимосвязь подбора физических упражнений в разных частях занятия. Каждая включенная группа физических упражнений решала свои задачи. Так, общеразвивающие упражнения должны были подбираться для всех мышечных групп, чтобы обеспечить их пропорциональное развитие и разогреть, подготовить организм для выполнения более сложных основных движений, но при этом не учитывалось сочетание общеразвивающих упражнений и основных движений.