Особенности методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: расскрыть особенности проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Выявить сущность понятия «физкультурные занятия»;
Определить особенности проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста;
Просмотреть методику проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста;
Подобрать упражнения и задания для проведения физкультурных занятий.

Содержание

Введение............................................................................................................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………6
1.1Сущность понятия «физкультурные занятия» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………….6
1.2 Особенности проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………………………13
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………16
2.1 Методика проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………………………16
2.2 Упражнения и задания для проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………..35
Список использованной литературы……………………………………...37

Работа содержит 1 файл

физ.воспитание.docx

— 72.80 Кб (Скачать)

Однако в 70х годах Д.В.Хухлаева предлагает в структуре физкультурных  занятий выделять 4 части: вводную, подготовительную, основную, заключительную, т.е. строить  занятие в детском саду по типу урока в школе.

В настоящее время авторы учебников и методических пособий  предлагают разные схемы построения занятия.

В учебнике А. В. Кенеман предлагается трехчастная структура занятия, состоящая из вводноподготовительной части, основной и заключительной. Она  объединяет первые две части физкультурного занятия предложенной Д.В.Хухлаевой структуры. Изменение в структуре связано с тем, что готовить к усвоению техники выполнения основных движений можно не только через общеразвивающие упражнения. Оживить мышечные ощущения, необходимые для овладения новыми движениями, можно и через упражнения, включенные в вводную часть занятия. Так, для обучения правильному толчку и нахождению места для отталкивания в прыжках в высоту с разбега можно использовать упражнение «Ударь в бубен» или прыжки на одной ноге и т.д. 
Выделение подготовительной части, включающей общеразвивающие упражнения, связано с тем, что соответствующий подбор этой группы упражнений может обеспечить более успешное выполнение основных движений, т.е. выполнять подводящую функцию при обучении. Так, при обучении детей младшего дошкольного возраста мягкому приземлению на полусогнутые ноги в прыжках целесообразно в комплекс общеразвивающих упражнений включить «пружинки», которые оживят мышечные ощущения, составляющие основу мягкого приземления, или для усвоения техники подлезания в общеразвивающие упражнения включить выгибание и прогибание спины. Несомненно, подводящая функция общеразвивающих упражнений окажет положительное влияние на овладение правильным выполнением основных движений. Таким образом, целенаправленный подбор упражнений для усвоения сложных движений может осуществляться в любой части занятия до выполнения ведущего движения.

Однако и эта структура  не могла быть принята безоговорочно. Общеразвивающие упражнения могут  выполнять функцию подводящих упражнений при условии их правильного выполнения. Если взять детей школьного возраста, то они большинство общеразвивающих  упражнений могут выполнить с  ходу. Дошкольники же должны сначала  усвоить точность структуры самих  общеразвивающих упражнений, прежде чем они смогут выполнять роль подводящих упражнений. А в связи  с тем, что через общеразвивающие  упражнения ребенок усваивает такие  качества движения, то выводить их из основной части нецелесообразно, они сами нередко выступают как ядро для усвоения материала занятия. Поэтому, например, в пособии Т. И. Осокиной физкультурное занятие является трехчастным, состоящим из вводной, основной (общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижная игра) и заключительной части.

Рассмотрим задачи и содержание каждой части занятия. В вводной, как и в других частях занятия, решаются прежде всего образовательные  задачи:

  1. разучивание строевых упражнений;
  2. освоение разных способов ходьбы и бега;
  3. закрепление выполнения простых усвоенных движений (прыжков с продвижением вперед на одной и двух ногах);
  4. использование подводящих упражнений для успешного овладения сложными движениями, включенными в занятие;
  5. развитие быстроты реакции и активизация внимания детей;
  6. развитие динамической ориентировки в пространстве;
  7. вовлечение различных органов и систем в постоянно увеличивающуюся физиологическую нагрузку;
  8. разминка стопы и предупреждение плоскостопия.

В основной части с помощью  общеразвивающих упражнений решаются уже другие задачи:

  1. педагог должен обеспечить формирование правильной осанки;
  2. содействовать подготовке организма ребенка к нагрузке, для того с помощью определенных упражнений разогреть различные Ьасти тела, что предупредит травматизм и обеспечит наилучший результат в выполнении движения;
  3. применять подводящие упражнения для создания условий успешного овладения разучиваемых движений.

Основные движения включаются для первоначального разучивания, закрепления, совершенствования и  обеспечения достаточмой физиологической  нагрузки, для развития определенных физических качеств. 
В заключительной части предусматривается переход от интенсивной деятельности к спокойной, снижение физиологической иагрузки, с тем чтобы в течение 2-4 мин после занятия пульс ребенка пришел в исходное состояние. Это достигается включением малоподвижных игр и ходьбы в разном темпе. 
Продолжительность всех занятий в младшей группе составляет 5-20 мин, в средней - 20-25 мин, в старшей - 25-30 мин, в подготовительной - до 35 мин.

Типы физкультурных занятий  характеризуются большим разнообразием. Можно выделить занятия по содержанию: гимнастика и подвижные игры, обучение спортивным упражнениям и элементам  спортивных игр, развитие ориентирования; занятияпохо: ды (элементарный туризм).

Различаются физкультурные  занятия по использованию методов  работы; большое место в детских  садах занимают занятия смешанного типа (когда на одном занятии происходит разучивание Вцних упражнений, закрепление  и совершенствование других), применяются  игровой и сюжетный типы занятий. 
Занятие может также предусматривать только закрепление и Совершенствование движений. Используется и контрольный тип, когда педагог определяет уровень усвоения материала за квартал, полугодие, год. При этом структура физкультурных занятий не меняется, они отличаются задачами содержания, подбором упражнений и формой проведения.

Таким образом, можно сделать  вывод: чем увлекательнее и содержательнее занятия, тем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше предпосылок для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который необходим для удовлетворения потребности растущего организма в движениях.

 

 

 

 

 

1.2 Особенности  проведения физкультурных занятий  с детьми старшего дошкольного  возраста

Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок может вырасти на 7-10 см.

Развитие опорно-двигательной системы ребенка к пяти-шести  годам еще не завершено.

Эти особенности тренер должен учитывать при проведении гимнастических упражнений, так как даже самые  легкие ушибы в области носа и  уха могут привести к травмам. Наибольшая вероятность травм возникает  при выполнении упражнений, связанных  с уменьшением площади опоры - ходьба по скамейке, рейке, при спрыгивании, когда дети легко теряют равновесие; в упражнениях с мячом - у ребенка  достаточно силы, чтобы добросить  его до партнера, но несовершенная  координация может исказить направление  полета, и тогда мяч попадает не в руки, а в лицо; поэтому детям  нужно давать точные указания, напоминать, что мяч нужно бросать в  руки партнеру.

У детей 5-7 лет наблюдается  незавершенность строения стопы, поэтому  нужно предупреждать появление  и закрепление плоскостопия.

К шести годам у ребенка  хорошо развиты крупные мышцы, особенно конечностей рук, но еще слабы  мелкие мышцы, поэтому возникают  трудности при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.

В целом в старшей группе детям по-прежнему легче удаются  упражнения, где имеется большая  площадь опоры. Но возможны и недлительные упражнения, требующие опоры на одну ногу, например в играх: «Сделай фигуру», «Не оставайся на полу» и др.

У детей шестилетнего возраста появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно  по сравнению с предыдущим возрастным контингентом ускоряет формирование двигательных навыков и качественно их улучшает. [18]

Занятия по гимнастике в  старшей группе детского сада проводятся продолжительностью в 30 мин. Структура занятий по гимнастике общепринятая с вводной частью (4-6 мин), основной (18-20 мин) и заключительной (3-4 мин). В первой части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге, построении, перестроении, несложные игровые задания. Воспитателю следует обращать особое внимание на чередование упражнений в ходьбе и беге: их однообразие утомляет детей, снижает качество упражнений, а также может привести к нежелательным последствиям (нарушению осанки, уплощению стопы и т.д.). Во второй части занятия обучают упражнениям общеразвивающего характера, основным видам движений, проводится подвижная игра. В заключительной части используют упражнения в ходьбе, несложные игровые задания.

Общеразвивающие упражнения направленно воздействуют на организм в целом, на отдельные мышечные группы и суставы, а также способствуют улучшению координации движении, ориентировке в пространстве, положительно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную  функций организма. Важное значение для правильного выполнения общеразвивающих  упражнений имеет исходное положение. Используют различные исходные положения: стоя, сидя, стоя на коленях, лежа на спине  и животе. Изменяя исходное положение, воспитатель может усложнить  или облегчить двигательную задачу.

При обучении упражнениям  общеразвивающего характера в старшей  группе тренер применяет мелкий (флажки, кубики, скакалки, косички, палки, кегли  и т.д.) и крупный (рейки, обручи большого диаметра, веревка) физкультурный инвентарь.

В зависимости от того, какой  инвентарь будет использован  на занятии, воспитатель продумывает  и планирует построение; например, в упражнениях с палками, флажками целесообразно построение в колоннах и на достаточном расстоянии друг от друга, так как построение в  шеренгах не позволит достигнуть необходимой  амплитуды движений и, кроме того, может привести к травмам. [19]

В старшей группе при выполнении общеразвивающих упражнений перед  детьми ставятся более сложные задачи: четко принимать различные исходные положения, выполнять упражнения с  разной амплитудой (большой, малой), соблюдать  направление движения и т.д.

По указанию тренера дети самостоятельно берут флажки, палки, кубики и т.д., а по окончании упражнений кладут их на место. При перестановке и переноске крупного инвентаря  тренер привлекает детей. При этом необходимо учитывать, что излишняя нагрузка вредна для ребенка-дошкольника и может  привести к нежелательным последствиям: образованию пупочных и паховых  грыж, нарушению осанки.

Обучение основным видам  движений является определяющим. Упражнения подбираются в соответствии с  требованиями "Программы воспитания и обучения в детском саду". В целях гармоничного физического  развития детей в течение года предусматривается примерно одинаковое количество упражнений по каждому виду движений.

На каждом занятии даются три основных вида движений. Их повторяют  в определенной последовательности, усложняя и варьируя через сравнительно небольшие интервалы времени. При этом важна не только сочетаемость движений, но и задачи обучения для каждого вида на разных этапах: при разучивании упражнений, при повторении и закреплении.

В первую неделю каждого  месяца следует разучивать с детьми упражнения в равновесии, повторять  упражнений в прыжках и закреплять упражнения в метании; во вторую - для  обучения используют упражнения в прыжках, а повторяют и закрепляют умения в метании и лазанье; в третью - разучивают упражнения в метании, а повторяют и закрепляют лазанье  и равновесие; в четвертую - обучают  лазанью, а упражняют в равновесии и прыжках. Заключительная часть  обеспечивает ребенку постепенный  переход от возбужденного состояния  к относительно спокойному, дает возможность  переключиться на другую деятельность. [20]

2 МЕТОДИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕТОДИКИ  ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ  С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

2.1 Методика проведения  физкультурных занятий с детьми  старшего дошкольного возраста

На физкультурных занятиях для выполнения предлагаются разнообразные  движения, это позволяет обеспечить всестороннее физическое развитие детей, поддерживать высокую работоспособность  детского организма и сохранить  интерес к двигательной деятельности, вызывая достаточную для усвоения активность занимающихся.

Подбор физических упражнений, по данным Ю.Ю.Рауцкиса, должен основываться на трех основных принципах. Прежде всего  необходимо учитывать функциональный принцип подбора, при котором  выделяется ведущее движение, выполняющее  функцию разучивания и уточнения  техники осуществления. Все другие движения на данном занятии могут  находиться на стадии закрепления и  совершенствования.

Другой принцип подбора - анатомический. Согласно ему не только общеразвивающие упражнения должны подбираться на различные мышечные группы, но и основные движения должны сочетаться по преимущественному воздействию на разные части тела. К движениям, оказывающим преимущественную нагрузку на мышцы ног, относятся ходьба, бег, прыжки, упражнения на развитие функции равновесия. К основным движениям, дающим преимущественную нагрузку на руки, относятся метание и его разновидности, ползание с подтягиванием на руках. Преимущественно на мышцы туловища и рук воздействуют все виды ползания и лазания, подлезания и их разновидности.

Информация о работе Особенности методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста