Особенности методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: расскрыть особенности проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Выявить сущность понятия «физкультурные занятия»;
Определить особенности проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста;
Просмотреть методику проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста;
Подобрать упражнения и задания для проведения физкультурных занятий.

Содержание

Введение............................................................................................................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………6
1.1Сущность понятия «физкультурные занятия» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………….6
1.2 Особенности проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………………………13
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………16
2.1 Методика проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………………………16
2.2 Упражнения и задания для проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………..35
Список использованной литературы……………………………………...37

Работа содержит 1 файл

физ.воспитание.docx

— 72.80 Кб (Скачать)

Для разучивания строевых упражнений, различных способов ходьбы и других физических упражнений целесообразно  первоначально применять упражнение на внимание, а затем объяснить  задание и способ его осуществления, и только после этого предложить их выполнить.

Педагогу необходимо помнить  о достоинствах каждого из этих способов организации выполнения двигательных действий и соответственно использовать их на физкультурных занятиях.

Особого внимания заслуживает  контроль при выполнении движений. Если в младшей или средней  группах нередко уместны подсказки  педагога, то в старшей группе следует  активизировать контроль за выполнением  упражнения самим ребенком. Так, например, старшие дети уже знают правильное положение головы и других частей тела при ходьбе, но нередко они  допускают ошибки. Ежедневные указания, напоминания типа: «Голову прямо, ногами не шаркать, хорошо размахивайте руками» - нельзя признать целесообразными. Дети плохо идут не потому, что они не знают, что надо делать, а потому, что они еще не контролируют свои движения. Для активизации самоконтроля за действиями можно применить контроль ребенка, например: «Саша, посмотри, у нас все дети научились правильно ходить?». При этом ребенок может стоять лицом навстречу идущим или сам двигаться противоходом и называть детей, у которых замечены ошибки. Как правило, дети сразу сами подтягиваются и им уже не приходится делать замечания. Можно побуждать к самоконтролю: «Я сейчас посмотрю, кто из вас уже научился ходить правильно». «Кто считает, что он умеет хорошо ходить, то, дойдя до флажка, пусть идет через середину зала, а кто еще не научился, тот идет вдоль стен».

При проведении общеразвивающих  упражнений нередко воспитатели  объясняют и показывают детям  любого возраста каждое незнакомое упражнение, не анализируя степень его новизны. В результате дошкольники ориентируются  не на объяснение, а на подражание.

При правильном распределении  общеразвивающих упражнений каждое последующее базируется на предыдущем. Поэтому нередко новое упражнение представляет собой сочетание знакомых элементов или вариант уже  известного. В этом случае старшие  дошкольники могут понять структуру  нового движения по объяснению. Выполнение по объяснению содержит значительные преимущества: оно не только формирует  тело, но и активизирует мыслительную деятельность детей, развивает самостоятельность.

Для развития самостоятельности  при выполнении общеразвивающих  упражнений необходимо обеспечить усвоение определенных знаний.

Воспитанию самостоятельности  будут способствовать и упражнения с частичной регламентацией, которые  должны широко использоваться в работе со старшими дошкольниками. Так, например, воспитатель предлагает выполнить  приседание с прямой спиной, а положение  рук ребенок придумывает сам; или дети сами определяют исходное положение для выполнения наклонов и т.д.

Важно на протяжении всего  занятия добиваться высокой активности детей. Необходимо различать умственную активность, которая связана с  психической нагрузкой, и двигательную активность, которая обеспечивает физическую нагрузку. Умственная активность обеспечивает не только осознанность и усвоение знаний о технике выполнения движений, но служит и отдыхом, сменой видов  деятельности на физкультурном занятии. Между физической и психической  нагрузками возникает обратно пропорциональная зависимость: с увеличением физической нагрузки, как правило, уменьшается  психическая, а когда увеличивается психическая нагрузка, то падает физическая.

Таким образом, эффективность проведения физкультурных занятий оценивается не только по успешному решению образовательных задач и влиянию на развитие личности, но и по оздоровительному воздействию на организм. Достаточная двигательная активность, с одной стороны, обеспечивает хорошее усвоение материала (при необходимом повторении материала) при разучивании, а с другой стороны, позволяет обеспечить тренирующее воздействие на организм ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Упражнения  и задания для проведения физкультурных  занятий с детьми старшего  дошкольного возраста

 

Физкультурные занятия проводятся как в помещении детского сада, так и на воздухе. Исследования В.Г.Фролова и Г.П.Юрко показывают высокий оздоровительный эффект физкультурных занятий, проводимых в течение всего года на воздухе. Однако эти занятия исключают выполнение физических упражнений "из положения сидя, лежа; они не имеют возможности использовать ползание, которое очень полезно для развития брюшного пресса и позвоночного столба. В зимнее время не предоставляется условий для выполнения сложных прыжков, лазания, подбрасывания -и ловли мяча и т.д. Затруднена работа над точностью выполнения общеразвивающих упражнений, метания и других движений из-за ;боязни вызвать переохлаждение организма детей. В этом случае Подбор упражнений регламентируется временем года, а не систематичностью в решении педагогических задач.

Физкультурные занятия на воздухе позволяют научить детей  выполнять движения в естественных условиях: использовать различные способы  ходьбы в зависимости от грунта (ходьба по песку, по воде, по траве, по скользкой  поверхности), от рельефа (познакомить  с различным положением туловища и постановки ног при \вхождении и спуске по наклонной поверхности); использовать бум, бревно для выполнения различных упражнений. Кроме того, естественные условия дают возможность познакомить детей с лазанием по шесту, передвижением на лианах, рукоходах и т.д.; позволяют после разучивания техники выполнения прыжков в длину и в высоту с разбега включить выполнение этих движений в прыжковую яму, побуждая детей сочетать энергичный разбег с отталкиванием одной ногой, увеличивая расстояние; создают благоприятные ситуации для разучивания метания в движущуюся цель (например, «Нагрузить коробку, стоящую на санках, скатывающихся с горки, съезжающую с горки грузовую машину, применяя желуди, шишки, снежки, мешочки и т.д.»).

Для развития функции равновесия в естественных условиях используются бровки, шины и т.д.

Во время физкультурных  занятий, проводимых на воздухе, успешно  решаются задачи закаливания, воспитания общей выносливости, чрезвычайно  эффективно повышаются защитные функции  организма.

Тем не менее структура  физкультурных занятий на воздухе, в основном оставаясь неизменной, предусматривает для избежания  Переохлаждения детей, особенно в холодное время года, более Широкое использование  пробежек между выполнением различных  видов физических упражнений.

Организация, содержание и  методика проведения традиционных занятий физкультурой состоит из трех частей: 

Вводная часть включает упражнения, подготавливающие организм к физической нагрузке - различные виды ходьбы, бег, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушений осанки и т.д. 

Основная часть, целью которой является обучение, закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие физических качеств. В основную часть входят: 

А) общеразвивающие упражнения;

Б) основные движения; 

В) подвижная игра, способствующая закреплению двигательных навыков, дающая возможность повысить эмоциональный тонус детей. 

Заключительная  часть предполагает проведение упражнений, игр малой подвижности для приведения организма в спокойное состояние. 

Такова структура классического  физкультурного занятия. Однако постоянное использование только данной структуры  зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому  в практике работы дошкольных учреждений возникли некоторые нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и полоролевой принцип подбора движений. 

Нетрадиционность, предполагает отличие от классической структуры  занятия за счет использования новых  способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменным главное: 

А) на каждом занятии физкультурой должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка; 

Б) обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование; 

В) содержание и методика проведения занятия должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.

В настоящее время в  практике работы дошкольных учреждений используют следующие варианты проведения физкультурных занятий: 

Занятие по единому  сюжету, построенному на сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру физкультурного занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывать уровень их компетентности: репортаж со стадиона, цирк, поездка на дачу, сказочные сюжеты «Теремок», «Буратино». 

Тренировочное занятие - закрепление определенных видов движений. Оно обеспечивает возможность многократно повторить движение, потренироваться в технике его выполнения. Традиционная структура физкультурного занятия может быть несколько нарушена за счет исключения общеразвивающих упражнений и увеличения времени работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении разумной и правильной физиологической нагрузки. 

Как вариант тренировочного занятия может быть использовано занятие, построенное на одном движении. Структура его построения аналогична предыдущему, но для упражнения в основных движениях отбирается только один из видов (например, лазание), и дети упражняются в разных его видах: ползании по скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролезании в обруч и т. д. При планировании такого занятия важно продумать последовательность упражнений, чтобы чередовать нагрузку на разные группы мышц. Поэтому нецелесообразно использовать этот же вид движения в водной части занятия и подвижной игре. 

Круговая тренировка - способ организации физических занятий, используемый в основном в работе со школьниками, однако наука и практика показали возможность применения их и со старшими дошкольниками. Для этого следует подготовить несколько групп со спортивным одинаковым инвентарем в каждой, чтобы дети одной группы могли упражняться на них одновременно, и расположить их по кругу. Каждый ребенок встает к какому-либо пособию и упражняется на нем в течение 2-х минут. Затем по сигналу педагога дети переходят по кругу к следующему пособию и так далее, пока не замкнётся круг. В зависимости от степени физической нагрузки, полученной детьми на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ организации занятия позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает возможность детям проявить творчество и инициативу, придумывая самим способы выполнения упражнений на гимнастической скамейке, со скакалкой, и т.д. 

Занятие, построенное на подвижных играх, целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций. Вводная часть такого занятия может быть недолгой, т. к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой или средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть такого занятия должна обеспечить снижение нагрузки. 

Занятия, построенные на музыкально - ритмических движениях, нравятся детям и успешно применяются педагогами для создания бодрого настроения у детей и обеспечения более тесной взаимосвязи в работе воспитателя по физической культуре и музыкального руководителя. Вводная часть такого занятия, как правило, состоит их разного вида ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. Общеразвивающие упражнения чаще проводятся в виде ритмической гимнастики. После нее целесообразно предложить детям музыкальные игры и танцы, закончив их хороводом или медленными танцевальными движениями, чтобы снизить нагрузку. 

Для обеспечения более  дифференцированного подхода при  обучении и закреплении основных движений в старшей и подготовительной группах могут быть использованы занятия по карточкам. После проведения вводной части и общеразвивающих упражнений каждый ребенок получает индивидуальную карточку, на которой в виде пиктограмм изображены основные движения, в которых нужно поупражняться данному ребенку, и указана последовательность выполнения движений. По сигналу педагога дети упражняются в первом, изображенном на карточке виде движения, через 2 минуты переходят к следующему упражнению и т.д. Виды основных движений и их количество зависят от уровня подготовленности детей и степени нагрузки, полученной в общеразвивающих упражнениях. На индивидуальных карточках может быть изображен и предмет, с которым ребенку предлагается выполнять упражнения. Это позволит педагогу предложить отдельным детям выполнять упражнения с палкой для профилактики нарушений осанки, с гантелями для развития силы: девочкам - с лентами, мальчикам - с выбрать физкультурный снаряд по желанию. 

Наряду с проведением  в течение года оздоровительной  ходьбы, как одного из видов организованной двигательной деятельности, целесообразно  проводить занятия-походы. От обычной ходьбы они отличаются длительностью проведения - от 1,5 до 3 часов, в которые включается время привалов, отдыха, игр, наблюдений и т. д. Расстояние, которое дети проходят во время похода, - от 1,5 до 3 км, время непрерывного движения - от 15 до 25 мин., длительность промежуточного привала - 5-10 мин., большой привал, на котором организуются игры, аттракционы, соревнования и отдых перед обратной дорогой, - 30-40 мин. 

На участке детского сада возможно проведение занятия с элементами спортивного ориентирования. Перед занятием 2 команды детей получают маршрутные листы. На них схематично изображен участок, где будут проводить занятие (спортивная площадка, участок группы, дворовая игровая площадка и т. д.), и путь следования команд. После небольшой разминки команды отправляются в путь в сопровождении одного из педагогов и преодолевают различные препятствия: перелезают через барьеры или пролезают сквозь них, лазают по гимнастической лестнице, идут по бревну или балансируют и т. д. Для таких занятий целесообразно использовать полосу препятствий. Заканчивают маршрут обе группы в одном из уголков участка или спортивной площадки, где их поджидает письмо или сказочный персонаж с предложением поиграть, провести эстафету и т. п. 

Информация о работе Особенности методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста