Методы спортивного отбора детей в волейбол

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - дальнейшее совершенствование системы подготовки юных волейболистов с учётом организационных и методических аспектов отбора и спортивной ориентации.

Предметом исследования являются критерии перспективности детей при отборе в группы начальной подготовки спортивных школ.
Объект исследования. Система отбора юных спортсменов на основе их педагогических характеристик.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 2

ГЛАВА 1. Теоретические и методические аспекты отбора и ориентации в спорте………………………………………………………………………. 5

1.1. Основные тенденции развития современного волейбола………….. 5

1.2. Особенности спортивной ориентации детей 9-11 лет………………. 8

1.3. Оптимальный способ осуществления ранней специализации…… 16

1.4.Специализированные подвижные игры как способ определения технико-тактической подготовки юных волейболистов……………………… 24

Глава 2. Организация спортивного отбора в группу начальной подготовки по волейболу……………………………………………………….. 30

2.1. Необходимость соблюдения педагогических условий в процессе первичного отбора………………………………………………………………. 30

2.2. Педагогические критерии спортивного отбора……………………. 33

2.3.Методика изучения игровой (технико-тактических действий) в волейболе на этапе начальной подготовки…………………………………….. 43

2.4. Педагогический контроль в системе подготовки спортсменов…... 51

Глава 3. Определение прогностической значимости педагогических критериев отбора с учетом возрастных особенностей юных спортсменов……………… 60

3.1. Отбор в группу начальной подготовки как определяющий фактор спортивной карьеры……………………………………………………………. 60

3.2. Соотношения между календарным и биологическим возрастами……………………………………………………………………….. 65

Заключение………………………………………………………………. 69

Литература………………………………………………………………… 72

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

     5. Метание набивного мяча весом  1кг из-за головы двумя руками.

     – Метание сидя. Из исходного положения  сидя, при этом плечи находятся  на уровне контрольной линии (линия отсчета), испытуемый выполняет бросок мяча из-за головы двумя руками.

     – Метание стоя. Испытуемый из исходного положения одна нога впереди стоит у линии, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Следует замах мяча назад за голову и бросок вперед.

     – Метание в прыжке. Исходное положение: стоя у линии, ноги вместе, мяч внизу  перед собой. Подпрыгнуть вверх, испытуемый делает замах и бросок мяча в прыжке.  

     Тесты по специальной физической подготовленности игроков:

     1. Бег “Елочка” 92 метра. 

     2. Бег 9-3-6-3-9 (цифры означают дистанцию  бега на волейбольной площадке). Старт от лицевой линии, коснуться рукой линии нападения на “стартовой” стороне площадки, коснуться рукой линии нападения на противоположной стороне площадки, коснуться рукой средней линии и сделать рывок до лицевой линии, противоположной месту старта.

     3. Тест на прыжковую выносливость. Прыжки с места толчком обеими ногами на оптимальную высоту (к росту игрока-мужчины прибавить 80см, к росту игрока-женщины – 60см) с доставанием маркированной отметки двумя руками (количество прыжков).

     4. Челночный бег 36 м: 6х6 м. 

     5. Прыжок с места и с разбега толчком обеими ногами.

     6. Тест на скоростную силу: приседание  в течение 20 сек. (количество раз); сгибание и разгибание рук  в упоре лежа в течение 10 секунд (количество раз).

     7. Бросок набивного мяча 1 кг на  дальность одной рукой. 

     8. Тест на ловкость: на высоте, составляющей 80% от максимальной высоты прыжка  волейболиста и на расстоянии 80-200см. от средней линии натягивают веревочку. В середине волейбольной площадки маркируется мишень размером 1х1 м. Спортсмен выполняет 10 бросков теннисного мяча в мишень, преодолевая препятствие (количество попаданий).

     Оценивая  текущее состояние спортсмена необходимо соблюдать следующие условия:

     – тестирование проводить в подготовительном и соревновательном периодах, регулярно  через равные промежутки времени для каждого периода;

     – время и число контрольных  испытаний должно бать одним на весь подготовительный и соревновательный периоды;

     – к испытанию допускать только здоровых спортсменов после интенсивной  разминки 3-5 мин. С отдыхом перед  тестированием;

     – контрольные упражнения по специальной  выносливости выполнять по одному в  занятие.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Определение прогностической значимости педагогических критериев отбора с учетом возрастных особенностей юных спортсменов. 

     3.1. Отбор в группу начальной подготовки как определяющий фактор спортивной карьеры.

         

     В основе спортивной ориентации лежит  система профессионального действия, посредством которого молодой человек направляется в наиболее соответствующий ему вид спорта, в котором он может добиться наибольших результатов (речь идет о высоких спортивных достижениях).

     В спортивном ориентировании мы встречаем  два основных вида отбора: спонтанный и организованный (плановый). 

                      Спонтанный отбор

     Спонтанный  отбор основан на естественном ходе событий при выборе молодыми спортсменами-новичками вида спорта, которым они хотят заниматься. Психофизические и прочие потенциалы самых талантливых начинают все более и все очевиднее превосходить качества посредственных игроков. Так «открываются» особо талантливые спортсмены даже в условиях неорганизованной деятельности. Талантливые новички по существу не «открываются», а сами говорят о себе в полный голос. Для того чтобы на них обратили внимание, нет необходимости в особых специальных усилиях тренера. Здесь действует истина, согласно которой крупные таланты просто не могут оставаться неоткрытыми. Этот факт представляет собой единственную ценность спонтанного отбора.

     Отрицательные аспекты спонтанного отбора, однако, более многочисленны. При спонтанном отборе уверенно можно установить лишь, сколько игроков «прорвалось» до уровня экстракласса в клуб мастеров. Гораздо труднее определить уровень соревновательных возможностей сильнейших игроков, которые бы у них имелись, если бы они были открыты и направлены на занятия волейболом своевременно.

          С другой стороны, можно только предполагать, сколько талантов истинных было направлено в другие виды спорта, сколько перестало заниматься, так как были лишены минимума педагогического вмешательства.

     Оценка потенциальных возможностей новичков не должна все-таки проводиться лишь в зависимости от интуитивных взглядов специалиста или от его опыта, так как оценки, произведенные на основании интуиции и опыта, в огромнейшей мере увеличивают возможность серьезных промахов. 

                    Организованный отбор. 

     Организованный  отбор встречается чаще в двух вариантах.

     Первый  характеризуется действием, ограниченным относительно коротким периодом. Основной рабочий принцип этого отбора сводится к концентрированию педагогических и специализированных действий на относительно короткий временной период, с намерением в течение одной проводимой акции «посмотреть» и «оценить» возможно большее число новичков, а затем тех, кто оценен, как перспективный, отобрать и оставить для дальнейшей работы, а остальных исключить. Этот отбор, таким образом, содержит в себе по меньшей мере два отрицательных фактора:

          - даже самый крупный специалист  по отбору без оптимального периода наблюдения и прослеживания игрока не в состоянии оценить актуальные качества начинающего спортсмена;

          - второй фактор — методологического  характера, так как центр тяжести наблюдений и оценок неизбежно ставит на повестку дня утверждение качеств кандидата в данный момент (актуальные качества), и в гораздо меньшей мере способствует прогнозу его способностей к наивысшим достижениям.

          Второй вариант — отбор в  качестве системы или спортивно- педагогического процесса с характеристиками программной работы. Этот вариант несомненно имеет преимущества:

         - самая активная роль в данном отборе отведена тренеру или другому специалисту, сотрудничавшему с ним, тренеры постоянно ищут таланты, наполняя ими свои команды, а не ждут пока таланты появятся и сами заявят о себе;

          - вмешательство специалистов и  их оценки основаны на прогнозировании окончательных достижений спортсмена в соревновательном волейболе, а не при определении актуальных качеств спортсмена;

          - результаты учеников и тренера  доступны для более точной оценки и для определения их значимости.

          Отбор, проводимый как программно-систематический процесс, уменьшает возможность серьезных промахов при выборе и отсеве игроков.      Личный подход тренера к спортивной ориентации должен быть результатом знания им многочисленных факторов, определяющих желание юного спортсмена заниматься определенным видом спорта. Среди них нужно выделить следующие:

          - доступность спортивного объекта  и легкость, с которой можно приступить к созданию команды;

          - определение потенциала таланта.  Новичок может «открыть» его сам, либо при помощи специалиста;

          - склонность к избранному виду  спорта на основании ожиданий, что с его помощью будет достигнута определенная цель, и, что это может принести в каком-то аспекте пользу;

          - более или менее направленные  влияния, зависящие от окружения (ровесники, родители, старшие братья).

          Факторы, определяющие спортивную  ориентацию юной личности, сами собой указывают на то, что тренер в роли специалиста по отбору решает весьма сложные и тонкие задачи, имеющие  свой спортивно-педагогический аспект.

     Достаточно       высокий     уровень    профессиональной подготовленности тренера препятствует промахам, к числу которых можно отнести, например, оценки, основанные только на физических качествах или на потенциальных возможностях новичка.

          Юный спортсмен должен быть  оценен как сложное существо с его желаниями и потребностями, которые иногда сочетаются, а иногда весьма отличаются. Поэтому, как правило, программа дает лучшие, более надежные и более продолжительные результаты, чем любые формы кампаний.

     Так, специализированная тренировка — это  не только педагогический процесс, следующий за отбором, это есть его составная часть, так как окончательные качества кандидатов могут быть надежно оценены лишь после достаточно длительного периода проведения специализированных тренировок. Поэтому отбор игроков и специализированное спортивное обучение следует проводить параллельно.

     При ранней специализации необходимо учитывать возрастные особенности каждой категории спортсменов (дети, подростки, юниоры). Также следует обратить внимание при отборе на то, что не всегда календарный возраст соответствует биологическому. В детском возрасте наступает все более подчеркнутое превосходство акселератов. Практическое значение этого феномена огромно, так как акселерат ранее завершил период «вырастания» и развития, а его низкорослые сверстники смогут его «перегнать» лишь в 16—18 лет. Таким образом может случиться, что низкорослый ребенок не будет ориентирован на волейбол, перестанет им интересоваться, а в более поздних фазах своего возраста и развития он перегонит в росте даже самых высокорослых сверстников. Поэтому оценки, основывающиеся только и исключительно на чувстве тренера, зачастую бывают недостаточно надежными. Но это, конечно, нисколько не отрицает ценности субъективной оценки опытных тренеров.

     Итак, предварительный отбор, с одной  стороны, является результатом спортивной ориентации, а с другой — вводной и начальной фазой специализированной тренировки.

     Существенным  критерием для включения в  предварительный отбор является любовь и желание ребят заниматься волейболом. Поэтому следует принимать всех желающих, включая и тех, которые по своим функциональным показателям и таланту не обещают стать выдающимися спортсменами.

     Окончательный отбор (на данной фазе спортивного совершенствования) осуществляется лишь после достаточно длительного времени проведения специализированных тренировок.

     И в исследовательской, и в практической работе чувствуется все большая необходимость в применении стандартизированных методов. Стандартизированный метод представляет собой вмешательство специалиста, которое по своей форме, структуре, содержанию и способу применения точно утверждено и определено (стандартизировано). Правильность стандартизированных методов предварительно       проверена      строгим     специальным методологическим и статистическим анализами, и такой метод является надежным для его широкого применения на практике.     Стандартизированный метод дает возможность сравнения, проверки, объективизации и оценки результатов в определенной области исследования или практики, этот метод характерен для профессионального подхода.

     Среди стандартизированных методов по своему значению и широте применения выделяются тесты, которыми можно измерять, объяснять и оценивать определенную деятельность испытуемых в соответствии с заранее определенными стандартами (критериями и нормами).

     Оценка  эффективности отбора должна основываться на возможно более точных, научных принципах. Тренеру следует в наибольшей степени избегать частной, односторонней, субъективной и произвольной оценки. Об эффективности отбора можно судить лишь на основании объективизированных показателей результатов в начале работы и после завершающего окончательного отбора. Для этого необходимо систематически наблюдать и регистрировать прирост спортивных результатов, причем не только у одаренных, но и у отсеянных игроков. 

     3.2. Соотношения между календарным и биологическим                     возрастами. 

     Оценка  соотношения между календарным  и биологическим возрастами самых юных игроков является решающей для прогнозирования не только окончательного роста, но и окончательных черт конституции тела в широком смысле. Тренер, в достаточной степени ориентированный в современных научных принципах, будет проводить отбор группы новичков, главным образом, согласно критерию биологического, а не календарного возраста. В области самого построения тренировок биологическая зрелость играет также решающую роль, так как более высокий уровень биологической зрелости оправдывает большие нагрузки, что особенно относится к физическим нагрузкам.

Информация о работе Методы спортивного отбора детей в волейбол