Методы спортивного отбора детей в волейбол

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - дальнейшее совершенствование системы подготовки юных волейболистов с учётом организационных и методических аспектов отбора и спортивной ориентации.

Предметом исследования являются критерии перспективности детей при отборе в группы начальной подготовки спортивных школ.
Объект исследования. Система отбора юных спортсменов на основе их педагогических характеристик.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 2

ГЛАВА 1. Теоретические и методические аспекты отбора и ориентации в спорте………………………………………………………………………. 5

1.1. Основные тенденции развития современного волейбола………….. 5

1.2. Особенности спортивной ориентации детей 9-11 лет………………. 8

1.3. Оптимальный способ осуществления ранней специализации…… 16

1.4.Специализированные подвижные игры как способ определения технико-тактической подготовки юных волейболистов……………………… 24

Глава 2. Организация спортивного отбора в группу начальной подготовки по волейболу……………………………………………………….. 30

2.1. Необходимость соблюдения педагогических условий в процессе первичного отбора………………………………………………………………. 30

2.2. Педагогические критерии спортивного отбора……………………. 33

2.3.Методика изучения игровой (технико-тактических действий) в волейболе на этапе начальной подготовки…………………………………….. 43

2.4. Педагогический контроль в системе подготовки спортсменов…... 51

Глава 3. Определение прогностической значимости педагогических критериев отбора с учетом возрастных особенностей юных спортсменов……………… 60

3.1. Отбор в группу начальной подготовки как определяющий фактор спортивной карьеры……………………………………………………………. 60

3.2. Соотношения между календарным и биологическим возрастами……………………………………………………………………….. 65

Заключение………………………………………………………………. 69

Литература………………………………………………………………… 72

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

     Запас скорости  определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100м в беге, 25 или 50м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке.

     Индекс  выносливости — это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показываемой им на коротком (эталонном) отрезке.

     Коэффициент выносливости— это отношение  времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка. 
Точно так же поступают и при измерении выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (например, количество повторений теста с отягощением) нужно соотносить с уровнем максимальной силы в этом движении[19, С. 25].

     В качестве показателей выносливости используются и биомеханические  критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания  общего центра масс в движении и т.п.  Сравнивают их значения в начале, середине и конце упражнений. По величине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости. 

     Тесты для определения уровня развития координационных способностей[36, С. 244-247]:

     Многообразие  видов двигательных координационных  способностей не позволяет оценивать  уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

     1) время, затрачиваемое на освоение  нового движения или какой-то  комбинации. Чем оно короче, тем  выше координационные способности;

     2) время, необходимое для «перестройки»  своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;

     3) координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека;

     4) точность выполнения двигательных  действий по основным характеристикам  техники (динамическим, временным,  пространственным);

     5) сохранение устойчивости при  нарушении равновесия;

     6) стабильность выполнения сложного  в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой точности — количеству попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных предметов в мишень и т.п.

     Некоторые контрольные упражнения для определения  уровня координационных способностей: 1) бег «змейкой»; 2) челночный бег 3 х 10м; 3) челночный бег 4x9м с последовательной переноской двух кубиков за линию  старта; 4) метание мяча в цель с  различного расстояния и из различных исходных положений.

      Отбор предлагает регулярное тестирование от момента первого знакомства с  ребёнком и на протяжении всей его спортивной карьеры.

      Тестирование - это оценка уровня психических, физических, специальных и ряда других качеств, а также способности к освоению технических и тактических элементов игры по специальным методикам.

      Тестирование  несёт  две   функции - во-первых, выявляет тех, кто имеет способности к нашему виду спорта, и, во-вторых, позволяет периодически вносить коррекцию в тренировочный процесс для индивидуального целенаправленного воздействия на игрока с целью компенсации его природных недостатков и развития генетически обусловленных достоинств.

      При тестировании новичков тренер держит в уме модельные характеристики среднего мастера спорта (хорошо было бы, если таковые были разработаны современной спортивной наукой) и постоянно ведёт сравнительный анализ того, что есть на данный момент и что желательно получить на выходе. Считаем, что период подготовки мастера спорта равен в среднем 7-9 годам. Если срок заметно меньше, мы имеем дело с одарённым ребёнком. Если в этот срок спортсмен не укладывается - это ваш потенциальный помощник на тренерском, общественном или судейском поприще. Что, согласитесь, тоже немаловажно для развития коллектива вашей школы.

      Итак, постулируем, что средним мастером спорта может стать практически  здоровый ребёнок с природными способностями среднего уровня (это тоже задача для современной науки), высокой работоспособностью и большой целеустремлённостью. Выявив эти способности, их необходимо развить целенаправленной работой до максимально возможного уровня. Особое внимание следует уделять кандидатам, у которых обнаружены высокие оценки психологических качеств.

      Тестирование  тренер проводит с периодичностью два раза в месяц, со своими помощниками -  специально обученными действующими спортсменами и общественниками. Первоначальный отбор по определению наличия модельных качеств новичков продолжается два месяца. Определение уровня развития всех модельных качеств требует значительно большего времени. Тестирование проводится с помощью известных несложных упражнений, игр, эстафет, простейших соревнований. Здесь каждый тренер может применить свой творческий подход.

      Уже визуально у тестируемых можно  определить уровень бойцовских качеств, внимания, ловкости, скорости, координации, игровой сообразительности и ряда других качеств. Сравнение результатов предыдущих и последующих тестирований показывает, какие позитивные сдвиги происходят с новичками в процессе тренировочной работы и показывают их уровень обучаемости (тренируемости), что само по себе является очень важным показателем.

      Итак, предлагаем специальную таблицу (она может быть доработана каждым тренером - сокращена или расширена по своему усмотрению), которая служит накопителем информации о результатах тестирования новичка и общей оценки, которую условно можно назвать «рейтингом качеств». Каждое из приведённых в таблице качеств оценивается по десятибалльной шкале. Оценка даётся как результат сравнения качеств новичков с уровнем развития этих качеств у лучших своих воспитанников (а возможно и чужих). Вначале могут быть ошибки и неточности, но в дальнейшем они будут сокращаться. Не надо бояться экспериментировать. 

«Модельные  качества новичков и оценка уровня их развития»

Фамилия                   Имя                    г.р. .                 Тренер       г. 

Блоки качеств 
 
 
Наименование разделов качеств новичков. п/п Наименование  качеств новичков Дата  тестирования
Рейтинг отбора
Оценка  качеств в баллах
5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 7 8 9 10 11 12
Психические качества 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Движущая сила игроков для занятий Н.Т 
 
1 Уровень притязаний         +  
2 Внутренняя  энергия       +    
3 Уверенность в  себе         +  
2. Мышление и его свойства. 
 
1 Самостоятельность       +    
2 Игровое мышление   +        
3 Быстрота   +        
З. Реакция на полёт мяча 
1 Ногами   +        
2 Руками     +      
4. Внимание и его свойства. 
 
1 Концентрация       +    
2 Распределение       +    
3 Устойчивость   +        
5. Волевые качества. 
 

6

1 Бойцовские  качества       +    
2 Самообладание   +        
3 Решительность       +    
4 Работоспособность       +    
б. Нервная система. 
 
1 Тип (Сангвиник, Холерик, Флегматик, Меланхолик)
2 Расслабленность     +      
3 Тревожность +          
7. Чувство мяча. 1 Чувство мяча       +    
Итого баллов по разделу

?

Физические  качества 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Ноги 
1 Быстрота - Резкость     +      
2 Ловкость   +        
2. Рука игровая (плечо, предплечье). 
 
1 Быстрота - Резкость       +    
2 Ловкость   +        
3 Гибкость     +      
З. Кисть игровой руки. 
 
1 Быстрота - Резкость     +      
2 Ловкость       +    
3 Гибкость     +      
4. Общие 
1 Координация +          
2 Здоровье       +    
Итого баллов по разделу
Сумма баллов по всем разделам
 

      Несколько слов об упражнениях. Здесь безграничный простор для творчества тренеров. Упражнений в арсенале каждого специалиста много. Важно выбрать наиболее информативные и практичные в применении. Различные способы ловли и бросков (в том числе в цель) мяча дают представление о реакции, сообразительности, глазомере и ловкости новичка.

      Весьма  наглядно характеризуют новичка различные подбрасывания мяча, предварительно желательно показать правильную хватку. Очень много информации об уровне притязаний, бойцовских качествах, самоотдаче и физических данных дают различные эстафеты с применением бега, прыжков и т. п.  Эстафеты могут проводится на скорость, координацию (спиной, боком), внимание (на сигнал — звуковой или зрительный), с предметами (мяч, скакалка), с элементами акробатики (кувырки) и т.д. Определённую информацию можно получить при игре в футбол, баскетбол и др.

      И, конечно, ничем нельзя заменить информацию о новичке, полученную во время игровой тренировки при исполнении различных технико-тактических заданий, а также при контрольных играх на счёт.

            Важно отметить, что природные качества даже высокого уровня без большой и целенаправленной работы не дают гарантии серьёзных спортивных достижений. У многих специалистов бытует мнение, что достаточно посмотреть, как новичок подбивает мяч ракеткой: чем больше, тем лучше у него чувство мяча и тем он одарённее. Это не совсем так. Конечно, чувство мяча является очень важной предпосылкой для высокой оценки игрового потенциала в целом, но далеко не единственной.

     Технико-тактическая подготовленность и спортивно-техническое мастерство, как критерии отбора, используются на более поздних этапах отбора (отбор в сборные команды, для участия в соревнованиях). При этом используют специальные тесты для оценки качества и эффективности техники и тактики в различных видах спорта, а также сам спортивный результат и его стабильность.

     Одним из надёжных критериев отбора может  служить прирост результатов  за первые полтора года занятий избранным  видом спорта. По истечении этого  времени уменьшается опасность отсева перспективных спортсменов. Одной из причин допущения ошибок при отборе является необоснованная классификация испытуемых:

     1. Наиболее одарённые;

     2. Более одарённые, чем в группе 4;

     3. Наименее одарённые;

     4. Менее одарённые, чем в группе 2.

     Довольно  часто тренеры отбирают учеников из числа тех, кто попал в 3 и 4 группы (по ранним признакам). На самом деле, с большей вероятностью можно  утверждать, что наиболее одарёнными окажутся абитуриенты 1 группы, а наименее - 3 группы. Во 2 группе дети также более способны, чем в 4.

     Темпы прироста показателей можно определить по формуле Bredy[34,35]:

     W=100*(V1 - V2)/0,5*(V1 + V2)*%, где

     W - темпы прироста,V1 и V2 - исходный  и конечный результат в испытании.

     / - знак деления,* - знак умножения.

     О моторной обучаемости можно судить по времени, которое требовалось  занимающемуся для овладения  техникой того или иного упражнения.

     Оценка  координационных способностей имеет большое значение для всех видов спорта, так же способность управлять своими движениями определяет высокий уровень мастерства в любом виде спорта. 

     2.3.Методика изучения игровой (технико-тактических действий) в волейболе на этапе начальной подготовки. 

      Понятие методика обучения движениям в педагогической теории и практике охватывает совокупность средств, методов и методических приемов, отражающих закономерности, по которым происходит целенаправленное формирование двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

      Методика  обучения двигательным действиям подразделяется на методику первоначального освоения, методику углубленного разучивания, методику закрепления и его совершенствования[17, С. 24].

      Методика  начального обучения технико-тактическим  действиям в борьбе обычно захватывает  два этапа: на этапе ознакомления ставится задача овладеть основным механизмом технико-тактических действий; на этапе формирования двигательного умения:

      1) овладеть деталями технико-тактических  действий в постоянных учебных условиях;

      2) овладеть правильным выполнением  деталей в целостном технико- тактическом действии .

     Задачами  этого этапа является определение способностей к взаимодействию, ориентировке, быстроте действий, инициативности и настойчивости, рациональности и оперативности решений, концентрации внимания и координации движений с помощью модельных тестов, построенных на материале подвижных игр.

Информация о работе Методы спортивного отбора детей в волейбол