Методы спортивного отбора детей в волейбол

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - дальнейшее совершенствование системы подготовки юных волейболистов с учётом организационных и методических аспектов отбора и спортивной ориентации.

Предметом исследования являются критерии перспективности детей при отборе в группы начальной подготовки спортивных школ.
Объект исследования. Система отбора юных спортсменов на основе их педагогических характеристик.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 2

ГЛАВА 1. Теоретические и методические аспекты отбора и ориентации в спорте………………………………………………………………………. 5

1.1. Основные тенденции развития современного волейбола………….. 5

1.2. Особенности спортивной ориентации детей 9-11 лет………………. 8

1.3. Оптимальный способ осуществления ранней специализации…… 16

1.4.Специализированные подвижные игры как способ определения технико-тактической подготовки юных волейболистов……………………… 24

Глава 2. Организация спортивного отбора в группу начальной подготовки по волейболу……………………………………………………….. 30

2.1. Необходимость соблюдения педагогических условий в процессе первичного отбора………………………………………………………………. 30

2.2. Педагогические критерии спортивного отбора……………………. 33

2.3.Методика изучения игровой (технико-тактических действий) в волейболе на этапе начальной подготовки…………………………………….. 43

2.4. Педагогический контроль в системе подготовки спортсменов…... 51

Глава 3. Определение прогностической значимости педагогических критериев отбора с учетом возрастных особенностей юных спортсменов……………… 60

3.1. Отбор в группу начальной подготовки как определяющий фактор спортивной карьеры……………………………………………………………. 60

3.2. Соотношения между календарным и биологическим возрастами……………………………………………………………………….. 65

Заключение………………………………………………………………. 69

Литература………………………………………………………………… 72

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

     – контроль за применяемыми средствами тренировки;

     – контроль за эффективностью средств  тренировки;

     – контроль за состоянием тренированности.

     Педагогический контроль соревновательной деятельности игроков предполагает оценку следующих показателей:

     – отношение игроков к соревнованиям;

     – выполнение отдельными игроками их действий;

     – технические показатели игроков  и команды;

     – переносимость игроками соревновательных нагрузок.

       Педагогический контроль предполагает  оценку состояния, в котором  находится спортсмен или оценку  тренировочного эффекта. В зависимости  от длительности временного промежутка, необходимого для перехода от  одного состояния в другое, выделяют три вида состояния: оперативное, текущее и устойчивое (нормативное). В соответствии с этим существуют три формы педагогического контроля нагрузок за состоянием спортсмена:

     1. Оперативный – оценивающий срочный  тренировочный эффект и то  состояние, в котором находится спортсмен в данный момент (оперативный контроль предназначен для регистрации нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений и занятия в целом);

     2. Текущий – основная задача  которого, определить повседневное  колебание в состоянии спортсмена (он предназначен для регистрации нагрузок в микроциклах);

     3. Поэтапный – оценка устойчивого  состояния спортсмена на различных  этапах тренировочного процесса.

     В настоящее время во многих видах  спорта, и в том числе в волейболе, для подготовки тренировочных программ используют анализ результатов комплексного контроля. Комплексный контроль представляет собой систему, которая включает углубленное медицинское обследование, поэтапное комплексное обследование, текущее обследование и обследование соревновательной деятельности игроков.

     Для осуществления педагогического  контроля применяются следующие  методы:

     1. Педагогические наблюдения.

     2. Анализ и синтез данных педагогического  контроля.

     3. Оценка результатов тренировочного  процесса и соревновательной деятельности игроков.

     4. Беседы, опрос. 

     Метод педагогического наблюдения применяется  тренерами в процессе занятий  и соревнований. Они ведут наблюдения за поведением игроков, их активностью, эмоциональным состоянием, за тем, как  они переносят тренировочные и соревновательные нагрузки.

     Метод анализа и синтеза – основной метод педагогического контроля.

     Эффективное использование данного метода имеет  самое непосредственное влияние  на качество управления тренировочным  процессом. От точности анализа данных педагогических наблюдений и от правильности принятых тренером решений зависит совершенствование процесса подготовки.

     Метод оценки результатов подготовки рекомендуют  для определения качественных сдвигов  у занимающихся. В большинстве  случаев оценивание различных видов подготовки спортсменов строится на объективных показателях с использованием различных приборов, видеомагнитофонов, кино, контрольных упражнений по видам подготовки, контрольных заданий в соревнованиях.

     В тех случаях, когда какие-либо показатели не поддаются объективной оценке, используют метод экспертных оценок. Обычно применяется пятибалльная система оценок.

     Тестирование  является наиболее распространенным способом педагогического контроля над процессом  спортивной подготовки. Особенно много  разработано тестов для оценки физической и технической подготовленности спортсменов.

     Известно, что начальный и наиболее важный этап создания системы комплексного контроля связан с выбором и обоснованием тестов. При составлении программы  тестирования необходимо определить, какие тесты необходимо использовать для оценки подготовленности спортсменов; сколько нужно тестов, чтобы получить нужную достоверную информацию для планирования учебно-тренировочной работы.

     При выборе тестов следует использовать только те из них, которые отвечают специальным требованиям:

     1. Стандартность. 

     2. Наличие системы оценок.

     3. Надежность.

     4. Информативность. 

     Стандартность – процедура и условие тестирования должны быть одинаковыми во всех случаях  применения теста.

     Система оценок. Показанные спортсменами результаты в различных тестах выражаются в разных единицах (секунды, сантиметры) и поэтому непосредственно не сопоставимы друг с другом. Кроме того, данные тестирования сами по себе не указывают, насколько удовлетворительно состояние спортсмена. Поэтому результаты превращают (искалируют) в оценки: очки, баллы и др. Процесс выведения оценок называют оцениванием. Оценивание, как правило, происходит в два этапа. На первом этапе показанные спортсменами результаты превращают в очки, на втором, после сравнения набранных очков с заранее установленными нормами выводится итоговая оценка.

     В практике используют различные стандартные  шкалы оценок[5,6]. Наиболее популярной среди них – Т-шкала. Стандартные шкалы названы так потому, что в них масштабом служат стандартные (средние квадратические) отклонения.

     В Т-шкале среднее значение результатов  теста приравнивается к 50 очкам, а  стандартное отклонение от средней  – к 10 очкам:

     Т = 50+10

     где Т – оценка результата в тесте  конкретного спортсмена, х&&– средняя величина; х – результат этого спортсмена в тесте, δ  – стандартное отклонение.

     Надежность  является одним из главных требований, предъявляемых к тестам. Надежностью теста называется степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях. То есть один и тот же тест, применяемый к одним и тем же испытуемым, должен давать в одинаковых условиях совпадающие результаты.

     Существенным  фактором при выборе того или иного  теста является его информативность. Информативность теста – это  степень точности, с какой он измеряет свойства (качество, способность), для  оценки которого используется.  

     Педагогический  контроль за физической подготовленностью волейболистов.  

     Современный волейбол характеризует ориентация на атлетизм и универсализация игроков, повышение темпа игры, разнообразие тактических вариантов. Это предъявляет особые требования к подготовке волейболистов и обуславливает необходимость поиска эффективных методов контроля и управления спортивной тренировкой с целью оптимизации и индивидуализации тренировочного процесса спортсменов. Специалисты волейбола считают, что для достижения высоких спортивных результатов следует развивать физические качества, начиная со школьной скамьи [15, С.24].

     Игра  в волейбол предъявляет высокие  требования к физической подготовленности человека, и в первую очередь, к  уровню развития скоростно-силовых  качеств и быстроты движения.

     В связи с тем, что в учебный материал программы включено большое количество тестов для контроля за физической подготовленностью школьников, возьмем лишь те из них, которые характеризуют уровень развития скоростно-силовых качеств учащихся V-XI классов.

     Тесты: бег на 60м (100м); прыжок в длину или в высоту с разбега; метание мяча (метание гранаты).

     Методика  проведения этих тестов общепринята. При  прохождении программного материала  по волейболу использую челночный бег 6х6 м или 3х12м и прыжок в длину с места для оценки физической подготовленности учащихся.

     Прием контрольного испытания по данному  тесту следует проводить на первом занятии по обучению технике волейбола. Начальное тестирование каждого  испытуемого и оценка с помощью  соответствующих его возрасту и  полу нормативов определит исходный уровень физической подготовленности ученика. Повторное тестирование в конце прохождения учебного занятия по волейболу и соответствующая оценка по нормативам дает возможность педагогу определить степень прироста результатов и дать анализ педагогического процесса за истекший период.

     Тесты:

     1. Челночный бег 3х12м. Место испытания  – спортивный зал. За каждой  чертой, находящейся в 12м друг  от друга, наносятся полукруги  радиусом 50см с центром на линиях. В полукруге кладутся деревянные или пластмассовые кубики 5х5х5см. По команде марш испытуемый пробегает 12м, берет из полукруга кубик, поворачивается кругом и пробегает 12м, кладет кубик в полукруг и возвращается обратно.

     2. Челночный бег 6х6м. По сигналу  учащийся бежит, преодолевает  расстояние 6м шесть раз, при этом каждый раз касается рукой стартовой и контрольной линии.

     3. Прыжок в длину с места. Прыжок  производится одновременным отталкиванием  двух ног и взмахом рук, приземление  производится на обе ноги. измерение  результата производится от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении.  

       Педагогический контроль в ДЮСШ.  

     Программа многолетней подготовки юных волейболистов  детско-юношеских спортивных школ по волейболу рассчитана на 9 лет.

     Программирование  процесса многолетней подготовки волейболистов дает необходимый эффект только при наличии системы контроля за ходом подготовки. Большая роль отводится педагогическому контролю, задача которого состоит в осуществлении индивидуализации тренировочного процесса с учетом пола, возраста, степени физического развития занимающихся и уровня их физической подготовленности, в определении эффективности применяемых средств и методов по видам подготовки, коррекции тренировочных планов.

     В программе для детско-юношеских  спортивных школ определены требования по физической подготовке, при приеме в учебные группы, при выпуске из них и по окончании каждого года занятий (переводные). Результаты контрольных испытаний по физической подготовке и сопоставлении их с нормами позволяет тренеру выявить динамику роста спортивных результатов и прогнозировать достижения спортсмена.

     Тесты:

     По  общефизической подготовке: бег 100м, 1000м, подтягивание, прыжок в длину с  места.

     Специальные тесты:

     1. Челночный бег 36 м: 6х6 м. 

     2. Бег 30 м с высокого старта. Методика общепринятая.

     3. Бег “Елочка” 92 м. На боковых  линиях волейбольной площадки  через 3 метра от лицевой линии  устанавливают набивные мячи  весом 1 кг (по три мяча на  линии). Седьмой мяч находится  на расстоянии 1 метра от середины  лицевой линии. По сигналу спортсмен начинает бег, касаясь поочередно мячей 1, 7, 2, 7, 3, 7, 4, 5, 7, 6, 7. Фиксируется время пробегания первой половины дистанции и всего пути.

     4. Прыжок вверх с места и с  разбега толчком двух ног. 

     Прыжок  с места. На поясе (сзади) у спортсмена закрепляется вертикально сантиметровая лента (устройство В.М. Абалакова). На ней отмечается точка отсчета при положении испытуемого стоя на всей ступне.

     Спортсмен совершает прыжок вверх толчком  двух ног с активным взмахом рук. После прыжка вновь отмечается показатель на сантиметровой ленте. Отталкивание и приземление не должно выходить за пределы квадрата 50х50 см. делается три попытки, учитывается лучший результат.

     Прыжок  с разбега (экран прыгучести). Прибор служит для измерения высоты прыжка вверх толчком двумя ногами с разбега (или с места). Устройство должно давать возможность измерять длину тела стоя на носках с вытянутой вверх рукой (а) и высшую точку касания во время прыжка вверх. Разница в показателях (б) и (а) характеризует величину прыжка.

Информация о работе Методы спортивного отбора детей в волейбол