Методы спортивного отбора детей в волейбол

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - дальнейшее совершенствование системы подготовки юных волейболистов с учётом организационных и методических аспектов отбора и спортивной ориентации.

Предметом исследования являются критерии перспективности детей при отборе в группы начальной подготовки спортивных школ.
Объект исследования. Система отбора юных спортсменов на основе их педагогических характеристик.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 2

ГЛАВА 1. Теоретические и методические аспекты отбора и ориентации в спорте………………………………………………………………………. 5

1.1. Основные тенденции развития современного волейбола………….. 5

1.2. Особенности спортивной ориентации детей 9-11 лет………………. 8

1.3. Оптимальный способ осуществления ранней специализации…… 16

1.4.Специализированные подвижные игры как способ определения технико-тактической подготовки юных волейболистов……………………… 24

Глава 2. Организация спортивного отбора в группу начальной подготовки по волейболу……………………………………………………….. 30

2.1. Необходимость соблюдения педагогических условий в процессе первичного отбора………………………………………………………………. 30

2.2. Педагогические критерии спортивного отбора……………………. 33

2.3.Методика изучения игровой (технико-тактических действий) в волейболе на этапе начальной подготовки…………………………………….. 43

2.4. Педагогический контроль в системе подготовки спортсменов…... 51

Глава 3. Определение прогностической значимости педагогических критериев отбора с учетом возрастных особенностей юных спортсменов……………… 60

3.1. Отбор в группу начальной подготовки как определяющий фактор спортивной карьеры……………………………………………………………. 60

3.2. Соотношения между календарным и биологическим возрастами……………………………………………………………………….. 65

Заключение………………………………………………………………. 69

Литература………………………………………………………………… 72

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

     Тренер  обязан знать и определять биологический  возраст доверенных ему игроков. Он этого добивается на основании измерений и оценок роста, веса тела, ширины расставленных в сторону рук, зрелости костной системы и сексуальной зрелости (выраженной вторичными признаками).

     Определение биологического возраста путем биометрического профиля требует от тренера профессиональной и весьма критической позиции в вопросах диссоциации (расхождения) между отдельными показателями. И в средней динамике роста, и особенно в случаях акселерации весьма часто встречаются неравномерности между отдельными показателями зрелости. Задача тренера — увидеть и профессионально оценить такого ученика, и рационально использовать тренировочные и соревновательные нагрузки к его физическим возможностям. В противном случае последствия могут быть нежелательными.

     Одним из таких последствий может быть замедление или даже прекращение роста. Трудно сказать, какова роль в этом явлении рано примененных или неадекватно дозированных нагрузок, но правильно будет указать на возможность возникновения такого рода нежелательных процессов и результатов.

     Несмотря  на то, что проблема роста и развития и их значение для отбора даны в сжатой форме, все же следует указать на некоторые общие правила:

          а) период акселерации во время  переходного возраста весьма неблагоприятен для прогнозирования роста и развития, а также в отношении развития и совершенствования технических качеств;

          б) физические нагрузки в этой  фазе роста и развития должны быть соразмерены с индивидуальными способностями учеников;

          в) качества самых юных игроков  в отношении тренировочных и игровых нагрузок определяются их биологическим, а не календарным возрастом;

          г) работа по развитию техники  в период акселерации в переходном возрасте должна ограничиваться повторением и совершенствованием элементов техники, которыми ученик уже овладел;

          д) акселерация в переходном  периоде является временем, особенно благоприятным для проведения работы по обучению коллективной тактике;

          е) вполне оправдано раннюю  специализацию передвинуть в направлении более низкого календарного возраста (8 лет для мальчиков и для девочек), чтобы ребята еще до наступления фазы переходного возраста овладели элементами техники и индивидуальной тактики;

          ж) в связи с пересмотром  совершенно анахроничных административных категорий волейбольного детского возраста, мы считаем, что было бы оправдано, хотя бы в разряде младших, ввести классификацию игроков на основании игрового возраста.

          Формула Прокопа, предлагаемая  для определения игрового возраста: 

                возраст      возраст    двойной 

         ВИ = по росту + по весу + календ.воз  р.

     Итак, измерения роста и другие антропологические измерения должны, хотя бы в равной степени, быть в компетенции тренера и его сотрудников (медиков). 

     Прогнозирование спортивных достижений в волейболе.

     Специализированные  занятия волейболом начинают в 10-12 лет, а высшего мастерства достигают  после 20 лет, т. е. после 8-12 лет тренировки. Поэтому отбор тесным образом связан с прогнозированием, призванным определить, в каком направлении будет развиваться волейбол и каким требованиям должен отвечать волейболист к тому времени. В процессе многолетней подготовки число волейболистов от этапа к этапу (от начальной специализации до сборных страны) сокращается, комплекс методов отбора расширяется, сам отбор становится более углубленным. 
При отборе первостепенное значение придается комплексу признаков, имеющих высокую прогностическую значимость и основанных на системе педагогических, медико-биологических и психологических показателей. 
В волейболе отбор включает в себя показатели, на основе которых можно судить об успешности овладения навыками игры в волейбол и высокой эффективности соревновательной деятельности. Экспериментальным путем было установлено, что при отборе следует опираться на следующие объективные показатели: уровень и изменение комплекса показателей с возрастом и под влиянием целенаправленных занятий, связь этих показателей с овладением навыками игры и спортивными достижениями в волейболе. В круг таких показателей входит:

     — уровень развития физических и координационных  способностей, специфичных для приемов  игры в волейбол;

     — уровень развития способностей, лежащих в основе успешности тактических действий: быстрота реакции, оперативное мышление, количество перерабатываемой информации, ориентировка и др.;

     — морфологические данные, функциональные особенности органов и систем организма, свойства личности, в частности, психологическая совместимость членов команды, их эмоциональная устойчивость и др. 
В процессе семилетних экспериментальных занятий с одними и теми же волейболистами выявлено, что испытуемые с более высоким уровнем названных показателей быстрее осваивали технические приемы игры и тактические действия и быстрее научались применять их в специфических для соревнования условиях - в процессе игры. В дальнейшем у таких испытуемых наблюдалась более высокая эффективность соревновательной деятельности. Это говорит о том, что уровень информативных показателей в комплексе имеет важное прогностическое значение при начальном отборе спортсменов, которым предстоит пройти систему многолетней подготовки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение. 

     Волейбол  пользуется большой популярностью у детей и взрослых. Однако интерес к данной спортивной игре будет прочнее и глубже при условии соответствия индивидуальных особенностей специфике волейбола. В этом случае личные достижения в овладении навыками игры будут успешнее, чем в других видах спорта.

     Выбор вида спорта, в наибольшей мере соответствующего индивидуальным особенностям человека, составляет основу спортивной ориентации.

      Спортивная  ориентация прежде всего связана  с задачами массовых форм физкультурно-спортивной работы с различными слоями населения. Хорошо поставленная работа по спортивной ориентации в отношении волейбола способствует также более эффективной работе по спортивному отбору. 
          Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спортивной деятельности. Так, если новичок зачисляется в спортивную группу, то затем работа с ним продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не принимается решения о прекращении занятий. Отрезок времени, в течение которого осуществляется спортивный отбор, может иметь различную величину—от нескольких секунд до нескольких лет. Так, например, начальный отбор юных спортсменов проводится в расчете на последующую многолетнюю спортивную деятельность.

      Процедура спортивного отбора включает в себя три этапа:

      ·        определение специфики требований, которые предъявит будущая деятельность;

      ·        прогнозирование возможностей конкретных кандидатов;

      ·   принятие положительного или отрицательного решения с его последующей реализацией.

        Выводы по курсовому исследованию.

      1. Традиционные средства и организация тренировочного процесса в группах начальной подготовки вследствие неполной адекватности возрастным особенностям контингента не позволяют в полной мере оптимизировать    учебно-тренировочный    процесс.    Существенным недостатком традиционных методик является строгая регламентация процесса   обучения,   что   не   позволяет   в   достаточной   мере индивидуализировать техническое мастерство и воспитать вариативность двигательных навыков.

      2. Применение игровой методики  в учебно-тренировочном процессе путем включения специализированных подвижных игр, отражающих наиболее часто встречающиеся ситуации в спортивных поединках, позволяет:

    а) разработать  методику обучения технико-тактическим  действиям с применением специализированных подвижных игр, в которой содержание учебной программы включается в содержание игр;

    б) повысить результативность использования тактико-технических  действий в спортивных поединках.

      3. В ныне действующей программе  для ДЮСШ по вольной борьбе  имеется существенный резерв  для включения специализированных подвижных игр без ущерба для общего освоения программного материала. Более того, введение игровой методики положительно сказывается на эмоциональном настрое занимающихся, что в свою очередь способствует стабилизации контингента и эффективности освоения учебных программ.

       4. Использование специализированных  подвижных игр в учебно-тренировочном  процессе дает положительный  эффект как на специальную физическую и тактико-техническую подготовленность занимающихся, так и в отношении отдаленных последствий: в течение ближайших месяцев сохраняются высокие темпы прироста основных  показателей соревновательной деятельности.

      5. Игровая методика оказывается достаточно эффективным средством повышения качества тактического мышления и активизации стиля игры, причем это достигается прежде всего за счет индивидуализации и вариативности действий, о чем свидетельствуют достоверно значимые различия по компоненту "вход" при исполнении приёмов-тестов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература. 

  1. Айрапетьянц Л.Р., Годик М.А. Спортивные игры (техника, тактика, тренировка). - Т: Изд-во им. Ибн Сины,1991. - 165с.
  2. Бойчевская Н. Педагогические критерии спортивного отбора [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.fizkult-ura.ru
  3. Бомпа, Т. Подготовка юных чемпионов : пер. с англ. / Тудор Бомпа - М. : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ». 2003. - 259с.: ил.
  4. Бриль М.С. Опыт и перспектива применения подвижных игр в начальной подготовке юных спортсменов //  Респ. науч.-метод. конф. по проблеме использования подвижных игр в физ. воспитании пионеров и школьников. - Минск, 1972. - С. 78-99.
  5. Волейбол: Учебник для академий физической культуры/ Под ред. А.В. Беляева. — М.: Издательство «Академия», 2000.- 459с.
  6. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры/ Под ред. Беляева А. В., Савина М.В., — М.: «Физкультура, образование, наука», 2000. — 368с., ил.
  7. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 166с.
  8. Гичак К. Особенности укомплектования  учебно- тренировочных групп по волейболу [Электронный ресурс].- Режим доступа: 
    bestsport.com.ua/...ukomplektovaniya-uchebno-trenirovochnih-grupp-250
  9. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учебное пособие для тренеров. — М.: ФиС, 1988. — 142с.
  10. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. — М.: ФиС, 1991. — 240с.
  11. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства / Под ред. Ю.В. Питериева - М. Изд-во «ФЛИР – пресс», 1998. - 336с.
  12. Зациорский В.М., Смирнов Ю.И. Влияние градиента силы на результат скоростно-силового движения // Теория и практика физ.культуры. - 1981. - №7. - С.63 - 68.
  13. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 273с.
  14. Игры народов СССР: Сб.материалов /Сост. В.Н.Всеволодский - Генгросс и др.- М., Л., 1983.-357с.
  15. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие - М.; Спорт. Академия. Пресс 2002. - 192с.
  16. Кудрявцев В.Д. Обоснование выбора тестов скоростно-силового характера для отбора студентов в секции баскетбола и волейбола // Теория и практика физической культуры. - 1986. - №10. - С.14-15.
  17. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М. : Терра - Спорт, 2000. - 192с.
  18. Максименко Г.Н., Гребенкин В.С. Современная система подготовки легкоатлетов. - Луганск: Знание, 2000. - 244с.
  19. Марков К.К. Содержание соревновательной деятельности в волейболе и методика совершенствования функциональной подготовки спортсменов. Методические указания. –Иркутск,1994 - 47с.
  20. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999.- 396с.
  21. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать - М.;ООО "Издательство Астрель"; 2003. - 863с. (профессия - тренер)
  22. Осколкота В.А. Сунгуров М.С. Волейбольное учебное пособие для занятий с начинающими.- М.: Ф. и С., 1985.-135с.
  23. Основы теории и методики физической культуры: Учебное пособие / Под ред. А. А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352с.
  24. Основы управления подготовкой юных спортсменов // Под редакцией М.Я. Набатниковой.. - М.: Физкультур и спорт, 1982. - 280с.
  25. Педагогический контроль за физической подготовленностью волейболистов: Методич.реком./Сост.Н.Т.Названов.- Самара:Изд-во Самарского Гос.Университета, 1999.- 38с.
  26. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения:Учебник тренера высшей квалификации. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808с.
  27. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2009. - 112с.
  28. Седунова Н.В. Диагностика психических состояний на начальном этапе отбора в волейболе // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб. науч. тр. / Под ред. Ермакова С.С. - Харьков: ХХПИ, 2002. - № 8. - С. 25-27.
  29. Селуянов В.Н., Шестаков М.П. Определение одаренностей и поиск талантов в спорте. - М.; Спорт. Академ. Пресс 2000. - 112с.
  30. Спортивные игры и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры/ Под ред. Ю.И. Портных.- М.: ФиС, 1986.- 320с.
  31. Спортивные игры: Учебное пособие/ Под ред. А.И. Бондарь, Э.К. Ахмеров. — Минск, 1996. — 114с.
  32. Строшкова Н.Т. Отбор юных волейболисток на основе поэтапного контроля видов подготовленности / Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2010.-№6.-С.83 - 87
  33. Строшкова, Н.Т. Комплексный подход к проблематике первичного спортивного отбора детей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12. - С. 104-108.
  34. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480с.
  35. Теория и методики физического воспитания: Уч.пособие / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. - М.: Просвещение,1990. - 287с.
  36. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания  спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский цент "Академия", 2000. - 480с.

Информация о работе Методы спортивного отбора детей в волейбол