Методы спортивного отбора детей в волейбол

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - дальнейшее совершенствование системы подготовки юных волейболистов с учётом организационных и методических аспектов отбора и спортивной ориентации.

Предметом исследования являются критерии перспективности детей при отборе в группы начальной подготовки спортивных школ.
Объект исследования. Система отбора юных спортсменов на основе их педагогических характеристик.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 2

ГЛАВА 1. Теоретические и методические аспекты отбора и ориентации в спорте………………………………………………………………………. 5

1.1. Основные тенденции развития современного волейбола………….. 5

1.2. Особенности спортивной ориентации детей 9-11 лет………………. 8

1.3. Оптимальный способ осуществления ранней специализации…… 16

1.4.Специализированные подвижные игры как способ определения технико-тактической подготовки юных волейболистов……………………… 24

Глава 2. Организация спортивного отбора в группу начальной подготовки по волейболу……………………………………………………….. 30

2.1. Необходимость соблюдения педагогических условий в процессе первичного отбора………………………………………………………………. 30

2.2. Педагогические критерии спортивного отбора……………………. 33

2.3.Методика изучения игровой (технико-тактических действий) в волейболе на этапе начальной подготовки…………………………………….. 43

2.4. Педагогический контроль в системе подготовки спортсменов…... 51

Глава 3. Определение прогностической значимости педагогических критериев отбора с учетом возрастных особенностей юных спортсменов……………… 60

3.1. Отбор в группу начальной подготовки как определяющий фактор спортивной карьеры……………………………………………………………. 60

3.2. Соотношения между календарным и биологическим возрастами……………………………………………………………………….. 65

Заключение………………………………………………………………. 69

Литература………………………………………………………………… 72

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

     Ловкость - способность управлять своими движениями и быстро 
перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость в волейболе проявляется при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связана с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью. Ловкость в волейболе условно делится на акробатическую (двигательные действия в защите) и прыжковую (двигательные действия в нападении, при блокировании, при вторых передачах в прыжке).

     Составляющими ловкости волейболиста являются:

     — координация движений — способность  выполнять двигательные действия, соразмеряя их во времени, в пространстве и по усилию (от координации движений зависят  быстрота, точность и своевременность выполнения технического приема);

     — быстрота и точность действий —  от них зависит результативность всей игры (выполнить технический  прием правильно — значит выполнить  его быстро и точно); точность реакции  на движущийся объект совершенствуется параллельно с развитием быстроты и зависит от подвижности нервных процессов;

     — способность распределять и переключать  внимание — функция, которая обеспечивается суммарной деятельностью анализаторов и под-вижностью нервных процессов;

     — устойчивость вестибулярных реакций — непременное условие проявления ловкости в игре, которая изобилует падениями, ускорениями, рывками, прыжками, внезапными остановками. Чрезмерное возбуждение вестибулярного аппарата (анализатора) вызывает снижение работоспособности других (зрительного, кожного), что уменьшает точность движений, в результате чего появляются ошибки в технике и тактике игры. 
Гибкость — способность спортсмена выполнять движения в суставах с большой амплитудой.

     Возможность выполнять движения с большой  амплитудой зависит главным образом от форм суставных поверхностей, гибкости позвоночного столба, растяжимости связок, сухожилий, мышц, от силы мышц, состояния центральной нервной системы, оказывающей влияние на тонус мышц. 
Гибкость волейболиста проявляется при выполнении всех технических приемов игры. Поэтому хорошая подвижность в лучезапястном, локтевом и лучевом, плечевом суставах, суставах позвоночного столба, а также в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах будет способствовать качественному выполнению технических приемов.

     В регламентирующих документах СДЮСШОР  имеются такие нормативы как  бег 30м. и прыжок в длину с места. 
По мнению специалистов, стартовое испытание должно проводиться в минимальный отрезок времени.

     Таким образом, тестирование детей при наборе сводится к выполнению четырех тестов:

  1. Рост
  2. Вес
  3. Бег 30м. с высокого старта
  4. Прыжок в длину с места

      Однако  в условиях спортивного зала необходимо было определить другое упражнение скоростно-силовой  направленности. Таким упражнением  наиболее выгодно выглядит бег 2х18м., так как 18м. это длина волейбольной площадки.

      Все нормативы и тесты можно разделить  на 2 категории:

    1. Официальные нормативы и тесты в регламентирующих документах
    2. Тесты из различных методических источников[34, С. 155-158].
 

     1.4.Специализированные подвижные игры как способ определения технико-тактической подготовки юных волейболистов. 

     Подвижные игры, играя важнейшую роль в развитии детей, в последнее время стали широко использоваться как эффективное средство в тренировочном процессе в различных видах спорта. Это связано с большими возможностями игрового метода обучения в спортивной тренировке, в которой подвижные игры занимают большую роль, а также это связано с ранней специализацией в различных видах спорта.

     Под специализированными подвижными играми понимаются такие игры, в содержание которых входят специфические элементы спорта и формируются необходимые ему физические качества [4, С. 80-83].

     Используя эти игры, тренер может заполнить  разрыв между строго регламентированным методом обучения и соревновательным, осуществляя последовательно обучение как технике, так и тактике игры. 

     Интересны рассуждения В. Всеволодского-Генгросса  в введении книги «Игры народов  СССР» [14, С. 130-138], где прослеживается взаимовлияние подвижных и сюжетно-ролевых игр. Так, он пишет: «Возьмем первый попавшийся пример: скажем, игру в ловитки. Начнем с простейших ловиток, в которых один ловит другого. Но вот рядом игра, в которой ловимый имеет «дом», где он может укрываться от преследования, или игра, в которой ловящий скачет на одной ноге или ловит с руками, завязанными на спине. Далее - то же, но с превращением пойманных в подручных ловцов. Далее ловитки партиями с очередными двумя городами, взятием пленных, их высвобождением и т.д. И наконец, игра в войну, в центре которой очень часто те же ловитки. Перед нами, несомненно, ряд родственных игр: на плечах стоят с одной стороны простые ловитки, с другой - игра в войну, а посередине постепенно осложняемый или, наоборот, если идти от войны к ловиткам, упрощенный ряд» [14, С. 26]. Идея с генетическим усложнением игры, наблюдаемая в жизни, является плодотворной для игрового метода обучения, линия усложнения должна решать дидактическую задачу, и тогда игры приобретают педагогическое значение.

     Использование подвижных игр в учебных целях находит свою параллель с дидактическими играми, поэтому рассмотрим их подробнее.

     Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей[1, С. 68]. Своеобразие дидактической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения тренера с детьми и детей между собой носят именно игровой характер. Тренер является участником или ее организатором. Дети часто выполняют ту или иную роль, которая определяется содержанием игры и обуславливает игровые действия.

     Основной  особенностью дидактических игр  является то, что они как в отношении  содержания, так и в отношении  методики и правил игры нарочито и специально разрабатываются тренерами в целях обучения. Обычно эти игры разрабатываются как средство изощрения способностей ощущения, активизации и развития у детей наблюдательности, внимания, памяти, мышления, проверки и закрепления приобретенных ранее навыков  и т.п.

     Дидактические игры делают процесс обучения более  легким и занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в  игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

     «Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно  не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей» [30, С. 106].

     Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием - особенность дидактической игры.

     Во  многих дидактических играх отчетливо  выступает упражнение, но дидактическая игра не может быть отождествлена с упражнением, ибо основу ее составляют игровые отношения детей, игровой замысел, игровые действия.

     Многие  дидактические игры не вносят ничего нового в знания детей, но они учат детей применять знания в новых условиях или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности.

     Дидактическая игра как игровая форма обучения - явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий или практического характера упражнений в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное и игровое занимательное. В соответствии с этим тренер в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся, играя[22, С. 54] .

     В дидактической игре отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие  игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Основными элементами дидактических игр являются: содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила игры.

     Один  из основных элементов игры - дидактическая  задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.

     Наличие дидактических задач или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую  деятельность.

     Структурным элементом игры является игровая  задача, осуществляемая детьми в игровой  деятельности. Две задачи - дидактическая  и игровая - отражают взаимосвязь  обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу и определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

       Дидактическая игра становится  настоящей формой игрового обучения лишь в том случае, когда учебные, тренировочные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом, с игровыми задачами и игровыми действиями[22, С. 79].

     Дидактическая задача, таким образом, как бы замаскировано, скрыта от ребенка. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения и в большей мере непреднамеренного усвоения навыков и умений детьми. Взаимоотношения между взрослыми и детьми определяются не тренировочной ситуацией, тренер учит, дети учатся у него, а игрой, тем, что тренер и дети, прежде всего участники одной игры.

     Как только этот принцип нарушается, исчезает игровой характер взаимоотношений  между тренером и детьми, и тренер становится на путь прямого обучения, дидактическая игра перестает быть сама собой[22, С. 104]. Игровые действия составляют основу дидактической игры. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее для детей сама игра, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через пробный ход, через показ действия при раскрытии той или иной роли. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи.

     Существенной  стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Игровой замысел часто выражен в самом названии игры и составляет ее начало.

     В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

     Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинарный характер и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают способ действий[30, С. 114].

     Организующие  правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений  между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями.

     Усвоенные правила игры становятся «точкой  опоры» взаимоотношений в игре. Вместе с тем они содействуют формированию самостоятельности, самоконтроля и взаимоконтроля. Через правила, их усвоение воспитатель формирует у детей способность ориентировки в изменяющихся обстоятельствах, быстроту и точность реакции, способность сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого формируется способность управлять своим поведением в разных обстоятельствах, соотносит его с поведением товарищей по игре.

     Следует учитывать, что игровые правила  не всегда предъявляются в прямой форме указаний; многие из них заключены в игровых действиях и могут играть свою регламентирующую роль при направлении игрового действия, руководстве его развитием.

     Специализированные  подвижные игры для развития необходимых волейбольных навыков, используемые в нашей работе, соединили черты подвижных и дидактических игр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Организация спортивного отбора в группу начальной подготовки по волейболу.

      2.1. Необходимость соблюдения педагогических условий в процессе первичного отбора. 

      Набор детей в группы начальной подготовки является одним из главных (если не самым важным) критериев подготовки спортсменов высокого класса. Советская система юношеского спорта была ведущей в мире, наряду с азиатской. К сожалению, ныне система ДЮСШ практически развалена. Обычно набор в группы детей проводится стандартно – вывешиваются объявления о наборе с указанием времени и даты занятий. Как варианты, попросить о помощи преподавателя физ. культуры   или пройтись по классам  с объявлением.

Информация о работе Методы спортивного отбора детей в волейбол