Методы спортивного отбора детей в волейбол

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - дальнейшее совершенствование системы подготовки юных волейболистов с учётом организационных и методических аспектов отбора и спортивной ориентации.

Предметом исследования являются критерии перспективности детей при отборе в группы начальной подготовки спортивных школ.
Объект исследования. Система отбора юных спортсменов на основе их педагогических характеристик.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 2

ГЛАВА 1. Теоретические и методические аспекты отбора и ориентации в спорте………………………………………………………………………. 5

1.1. Основные тенденции развития современного волейбола………….. 5

1.2. Особенности спортивной ориентации детей 9-11 лет………………. 8

1.3. Оптимальный способ осуществления ранней специализации…… 16

1.4.Специализированные подвижные игры как способ определения технико-тактической подготовки юных волейболистов……………………… 24

Глава 2. Организация спортивного отбора в группу начальной подготовки по волейболу……………………………………………………….. 30

2.1. Необходимость соблюдения педагогических условий в процессе первичного отбора………………………………………………………………. 30

2.2. Педагогические критерии спортивного отбора……………………. 33

2.3.Методика изучения игровой (технико-тактических действий) в волейболе на этапе начальной подготовки…………………………………….. 43

2.4. Педагогический контроль в системе подготовки спортсменов…... 51

Глава 3. Определение прогностической значимости педагогических критериев отбора с учетом возрастных особенностей юных спортсменов……………… 60

3.1. Отбор в группу начальной подготовки как определяющий фактор спортивной карьеры……………………………………………………………. 60

3.2. Соотношения между календарным и биологическим возрастами……………………………………………………………………….. 65

Заключение………………………………………………………………. 69

Литература………………………………………………………………… 72

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

     Физическая  подготовка слагается из общей и  специальной, между которыми существует тесная взаимосвязь.

     Исходя  из этого, становится понятным, что  прогноз спортивных способностей, определяющих достижение высоких результатов, должен дать  
максимально полный ответ о возможностях и перспективах юных волейболистов. Подобный методический подход рассматривается как одно из важнейших условий эффективности целенаправленной спортивной подготовки в длительном многолетнем процессе юных волейболистов.
 

     1.2. Особенности спортивной ориентации  детей 9-11 лет.  

     Проблема  спортивной ориентации и отбора уже  давно не находится в стадии становления, а превратилась в самостоятельную  науку. Прогнозируя возможности  ребенка или подростка, тренер-селекционер ставит перед собой задачу создания обоснованного поиска талантливых индивидуумов с надеждой на успешную в дальнейшем спортивную специализацию. Проблема совершенствования спортивной ориентации в настоящий момент со стороны специалистов различного профиля нашла большую поддержку как у нас в стране, так и за рубежом. Несмотря на многочисленные имеющиеся данные, проблема отбора и ориентации наиболее талантливых детей, как самостоятельное направление, находится в стадии постоянного поиска, совершенствования и дальнейших разработок. Научно-обоснованные методы отбора «спортивных» детей в детско-юношеские спортивные школы, а также прогнозирование их будущих результатов становятся важными этапами и неотъемлемой частью современной системы подготовки спортсменов от новичков до мастеров международного класса. Особо актуальным является вопрос о своевременном выявлении способностей у детей и подростков, так как у них, по мере формирования и развития организма, двигательные и психические способности дифференцируются, различные их проявления становятся менее взаимосвязанными, и все заметнее начинают обнаруживаться склонности к определенным видам двигательной деятельности[23, С. 36-38].

     Одним из наиболее важных достижений отечественных  ученых была разработка теоретических основ спортивного отбора, выявление динамического характера профессионально важных качеств, возможность их совершенствования и компенсации. Практика постоянно подтверждает, что далеко не каждый человек может стать профессиональным музыкантом, художником, артистом, спортсменом и т.д., поскольку критерии, которые выработало общество для таких профессий достаточно жестки, а необходимой предпосылкой успешной деятельности в этом случае оказываются природные данные. Отсюда возникает необходимость постоянного совершенствования и научного обоснования системы отбора, как средства полноценного поиска одаренных людей к выполнению определенной профессии, а применительно к спорту - спортивной деятельности.

     Задача  поиска таланта чрезвычайно сложна, поскольку в природе редко возникает такое уникальное сочетание, когда у одного человека имеются все необходимые задатки, обуславливающие возможность выдающихся спортивных достижений. Так, например, установлено, что вероятность выявления рослого и одновременно быстрого юноши равна одному на 100 тысяч обследованных. Если к нему же предъявить еще и требования выносливости, ловкости, то отыскать такого юношу можно лишь одного из миллиона его сверстников[31, С. 43-45]. Подсчитано, что участвующие в Олимпийских играх спортсмены составляют один на миллион от всего числа занимающихся спортом в мире.

     Известно, что дети школьного возраста широко привлекаются к занятиям в спортивных школах. Объективная оценка индивидуальных особенностей юных спортсменов дается на основе комплексных исследований детей, подростков, юношей, девушек, так как не существует какого-то критерия спортивной перспективности. Даже такой интегральный показатель, каким является спортивный результат, не может иметь решающего значения в процессе отбора спортсменов, особенно если это касается детей и подростков с еще не завершившимся полностью формированием организма. Отдельно рассматриваемые морфологические, функциональные, биомеханические, педагогические, психологические показатели недостаточны для проведения рационального спортивного отбора. Только на основе комплексной методики выявления склонностей (генетических задатков) и способностей, необходимых для овладения высотами спортивного мастерства, возможно эффективно осуществлять отбор детей и подростков для занятий спортом.  
Под спортивным отбором В.П.Филин понимает систему организационно-методических мероприятий комплексного характера, включающих педагогические, социологические, психологические и медико-биологические методы исследования, на основе которых выявляются задатки и способности детей, подростков, девушек и юношей для специализации в определенном виде спорта[7, С.15]. Основная задача спортивного отбора состоит во всестороннем изучении и выявлении задатков и способностей, в наибольшей мере соответствующих требований того или иного вида спорта.  
Анализ и теоретическое обобщение результатов многочисленных исследований позволяют сформулировать основные положения теории спортивного отбора.

       Спортивный отбор - это многоступенчатый, многолетний процесс, охватывающий все периоды спортивной подготовки. Он основан на всестороннем изучении способностей спортсменов, создании благоприятных предпосылок для формирования этих способностей, позволяющих успешно совершенствоваться в избранном виде спорта. Совершенствование большого многообразия видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному виду спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными и обеспечат высокую результативность в другом виде спорта. В связи с этим, прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов спорта, исходя при этом из общих положений, характерных для системы отбора. Спортивные способности во многом зависят от наследственных задатков, которые отличаются стабильностью и консервативностью[3, С. 238-239]. Поэтому при прогнозировании спортивных способностей следует обращать внимание прежде всего на те, относительно мало изменчивые признаки, которые обуславливают успешность дальнейшей спортивной деятельности. Поскольку роль наследственно обусловленных признаков максимально раскрывается при предъявлении к организму занимающегося высоких требований, то при оценке деятельности юного спортсмена необходимо ориентироваться на уровень высших достижений.

     Как было отмечено выше, проблема отбора юных спортсменов должна решаться комплексно, на основе применения ряда методов исследования. Педагогические методы исследования позволяют оценить уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе применения физико-биологических методов исследования выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена, оказывающие влияние на решении индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой. Социологические методы исследования позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрывать причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.  
Долго работая над проблемой спортивного отбора В.П.Филин разделил отбор детей в спортивную школу на три этапа[7, С. 36-38].

     Основными задачами первого этапа отбора является привлечение возможно большого количества одаренных в спортивном плане детей и подростков к спортивным занятиям, их предварительный просмотр и организация начальной спортивной подготовки. К показателям, определяющим целесообразность привлечения детей к занятиям многими видами спорта, в том числе футболом, относятся: рост, вес, особенности телосложения ребенка.

     Важное  значение для правильного отбора имеют наблюдения тренера и учителя  физической культуры в спортивных секциях, на внутришкольных, районных, городских соревнованиях и во время проведения контрольных испытаний. Целесообразно осуществлять предварительную подготовку детей для поступления в ДЮСШ в рамках проведения школьных уроков физической культуры. Подбором специальных средств можно направленно влиять на формирование у младших школьников способностей заниматься тем или иным видом спорта и на этой основе проводить видовую ориентацию.  
         Спортивная практика свидетельствует, что на первом еще этапе невозможно выявить идеальный тип детей, сочетающих морфологические, биомеханические, функциональные и психические качества, необходимые   
для дальнейшей специализации в определенном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные.  
Чтобы с большей степенью вероятности выявить потенциальные возможности детей и подростков, целесообразно определять не только исходный уровень их подготовленности, но главным образом - темпы ее роста. В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не только то, что уже умеет делать поступающий, а то, что он может сделать в дальнейшем, то есть выявить его способности к решению двигательных задач, появлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями.

     Предлагаемая  современная система отбора, сопутствующая  многолетнему процессу тренировки, подразделяется на три этапа[33, С. 236].

     Первый  из них относится к начальному отбору для занятий спортом вообще. Его можно назвать всесторонним. Его цель - определение уровня двигательной подготовки всех здоровых детей, желающих заниматься спортом, и показателей строения их тела, в том числе определение отклонений от нормы. Занятия, проводимые в его рамках, должны быть направлены на всестороннее развитие всех двигательных способностей с обращением особого внимания на координационные способности; заботу о всестороннем физическом развитии; улучшение здоровья и ограничение или устранение отклонений от нормы.

     Второй  этап связан с соответствующим отбором. Он направлен на определенную группу спортивных дисциплин (например, единоборства). Его цель - обеспечение отбора самых  талантливых в двигательном отношении детей для соответствующих групп спортивных дисциплин на основе выявленных во время занятий (тренировок) различных способностей: двигательных (координационных и кондиционных), соматических, функциональных, психических и состояния здоровья. На этом этапе занятия должны быть направлены на дальнейшее развитие всех двигательных способностей, необходимых в данной группе спортивных дисциплин, с акцентом на координационные способности.

     На  третьем этапе осуществляется специализированный отбор. Его цель - определение специфических предрасположенностей, необходимых для конкретного вида спорта. Сравнивая предрасположенности кандидата с теоретически средней "моделью чемпиона", следует помнить о том, что мы не найдем одинаковой композиции необходимых способностей, которую имел бы образец. Поэтому, как показали исследования, у различных чемпионов в одном и том же виде спорта может проявляться совершенно другая структура ведущих способностей, связанная с возмещением недостатка одной способности высшим уровнем развития других. Тренировочные занятия, проводимые в рамках этого этапа, должны учитывать соответствующие пропорции упражнений, направленных на развитие общей и специальной подготовки.

     Возраст для начала систематической тренировки. С этого основного вопроса преимущественно начинались отбор и специализация, особенно в видах спорта с ранней специализацией.

     Одним из основных моментов, определяющих дальнейшие спортивные успехи ребенка, является возраст  начала занятий спортом. В таком  возрасте приступили к занятиям спортом большинство сильнейших спортсменов, однако мнения по этому вопросу у различных авторов отличаются.

     Так по данным В.Н. Платонова благоприятный  возраст начала занятий волейболом составляет 12-14 лет для мальчиков, 11-13 лет для девочек [26, С. 38].

     В.М. Волков и В.П. Филин определяют возрастные границы приема детей и подростков в группы начальной подготовки как 10-11-летний возраст [7, С. 117].

     Н.В. Седунова начальный этап отбора в  волейболе относит уже к возрасту 7-9 лет [28, С.19-21].

     Несмотря на эти расхождения во мнениях специалистов необходимо соблюдать ряд требований к первичному отбору. В отдельных случаях возможен прием в спортивную секцию детей, возраст которых несколько превышает указанные границы. Однако ранняя специализация недопустима. Спортсмены, которые рано начали заниматься волейболом, сначала интенсивно достигают определенных успехов в своей возрастной группе, но на определенном этапе приросты останавливаются, занимающиеся теряют интерес и бросают занятия спортом. В таких случаях лучше опоздать на 2-3 года с привлечением детей в спорт высших достижений, чем сделать это на такой же срок раньше [9, С.40].

     Одним из принципов первичного отбора в  волейболе является ориентация на те качества, которые обуславливают  достижение высоких результатов в оптимальном для этого возрасте, а не те признаки, что имеют переходящий или временный характер. Ошибочным является подбор тренерами неспецифических тестов для оценки уровня подготовленности волейболисток, результаты которых не являются критерием перспективности.

     Таким образом, эффективность первичного отбора волейболисток предполагает учет признаков, которые незначительно  изменяются под воздействием тренировки, к числу которых относятся  и морфологические.

     Именно  с изучения антропометрических данных необходимо начинать определение перспективности занятий волейболом.

     В.Н. Платонов утверждает, что длина стопы  ребенка более надежно свидетельствует  о величине его роста в будущем, чем сам рост ребенка. Оценку индивидуальной динамики весо-ростовых показателей у мальчиков и девочек от 1 до 17 лет он предлагает определять по разработанным номограммам в соответствии со спецификой вида спорта.

     Исследование  показателей жизненной емкости  легких (ЖЕЛ) в сочетании с морфологическими данными также позволят составить представление о будущих возможностях начинающих волейболисток.

Информация о работе Методы спортивного отбора детей в волейбол