Методы спортивного отбора детей в волейбол

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - дальнейшее совершенствование системы подготовки юных волейболистов с учётом организационных и методических аспектов отбора и спортивной ориентации.

Предметом исследования являются критерии перспективности детей при отборе в группы начальной подготовки спортивных школ.
Объект исследования. Система отбора юных спортсменов на основе их педагогических характеристик.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 2

ГЛАВА 1. Теоретические и методические аспекты отбора и ориентации в спорте………………………………………………………………………. 5

1.1. Основные тенденции развития современного волейбола………….. 5

1.2. Особенности спортивной ориентации детей 9-11 лет………………. 8

1.3. Оптимальный способ осуществления ранней специализации…… 16

1.4.Специализированные подвижные игры как способ определения технико-тактической подготовки юных волейболистов……………………… 24

Глава 2. Организация спортивного отбора в группу начальной подготовки по волейболу……………………………………………………….. 30

2.1. Необходимость соблюдения педагогических условий в процессе первичного отбора………………………………………………………………. 30

2.2. Педагогические критерии спортивного отбора……………………. 33

2.3.Методика изучения игровой (технико-тактических действий) в волейболе на этапе начальной подготовки…………………………………….. 43

2.4. Педагогический контроль в системе подготовки спортсменов…... 51

Глава 3. Определение прогностической значимости педагогических критериев отбора с учетом возрастных особенностей юных спортсменов……………… 60

3.1. Отбор в группу начальной подготовки как определяющий фактор спортивной карьеры……………………………………………………………. 60

3.2. Соотношения между календарным и биологическим возрастами……………………………………………………………………….. 65

Заключение………………………………………………………………. 69

Литература………………………………………………………………… 72

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

     Тест 1. — «Бегуны»

     По  сигналу бегуны разбегаются по площадке и первый в шеренге «ловец» выбегает в поле и пытается осалить как можно больше «бегунов». Через 20 с — конец первой попытки. Далее следующий «ловец» вступает в игру. После вступления в игру последнего «ловца» — смена ролей.

       Тест 2. — «Охота»

                                * — охотники,

                                                                                               О — утки.

     Задача  «охотников» — попасть волейбольным мячом в «уток».

               Задача «уток» — поймать как  можно больше мячей с лета.       Игра — 3 мин. Далее — смена  ролей.

     Тест 3. — «Борьба за мяч»

     Игра  на баскетбольной площадке, но без  бросков в корзину. Установка командам — дольше держать мяч в своей команде (передачи, финты, ведение).

     Выигрывает  команда, игроки которой большее  количество раз владели мячом.

     Тест 4. — «Разведка»

     К мячу вызывают одновременно двух игроков — «разведчика» и «часового». Задача «разведчика» — выбежать из круга с мячом в руках. «Часовой» должен осалить «разведчика», пока тот не вышел с мячом из круга. Учитываются количество движений «разведчика» и время от начала движения до касания мяча. Когда сыграют все участники команд, — смена ролей.

     

     Диагностика интересов и уровня притязаний осуществляется с помощью бесед, наблюдения, анкетирования по волейболу. Уровень притязаний признается одной из наиболее устойчивых характеристик личности спортсмена.

     Для испытаний можно использовать модифицированные приемы с различной степенью трудности (например, тесты на точность).

     Диагностика способностей к обучению. Необходимо прослеживать динамику обучаемости, которая выражается в темпах прироста объективных показателей успешности обучения. Величину прироста обычно вычисляют по формуле Вгуdе: 
 

                    100(V2 - V1)

     W= ------------------------------

                    0,5(V2 + V1) 

     где: V1 и V2— исходный и конечный результаты, W — величина прироста.

     Предложить  детям стандартную тренировочную программу со следующими требованиями к ней:

     1. Обучение проводить по трем  направлениям:

     — обучение элементам техники,

     — обучение индивидуальным тактическим  действиям,

     — обучение взаимодействию.

     2. Необходимо разрабатывать систему  объективных оценок выполнения программы.

     3. Обучение должно базироваться  в основном на игровом методе.

     Медицинская экспертиза. Установление отклонений в здоровье, которые могут служить противопоказаниями при отборе, а также определение уровня физического развития (абсолютная масса мускулатуры и костной ткани, длина стопы, объем бедра, голени, предплечья, тела, рост, сила мышц кистей рук и становая сила и др.).

     Оценка  физической подготовленности с помощью  специально подобранных игр, эстафет, метаний и др.

     Передвижения                              

     1. Занимающиеся располагаются за  лицевой линией площадки и  принимают положение обусловленной стойки игрока. По определенному сигналу (зрительному или слуховому) передвигаются двойным или приставным шагом, скачком или выпадом (вправо, влево, в стороны).

     2. Занимающиеся располагаются в  шеренгах за лицевой линией. По  определенному сигналу они выполняют передвижения бегом к сетке, затем спиной вперед обратно. То же, но с имитацией определенного приема игры.

     3. Расположение в шеренгах. Стартовые ускорения вперед, вправо, влево из различных положений: сидя лицом и спиной к направлению передвижения; лежа на спине и на животе головой и ногами в том же направлении.

     Для того чтобы лучше усвоить технику  выполнения передвижения, рекомендуется использовать различные подвижные игры. Предлагаем несколько из них.

     «Зоркий глаз». Во время ходьбы или бега по зрительному сигналу занимающиеся выполняют заранее обусловленные действия. Например, поднятая рука вверх означает, что учащиеся должны выполнить выпад вперед и принять обусловленную стойку волейболиста. Вариант: поднятые вверх обе руки означают, что надо выполнить два-три приставных шага, принять низкую стойку волейболиста и проимитировать передачу двумя руками сверху.

          «Падающая палка». Занимающиеся строятся в круг диаметром 6-7м, рассчитываются по порядку. В центре круга - водящий, который придерживает за верхний конец палку, находящуюся в вертикальном положении. Водящий вызывает номер кого-либо из игроков и отпускает верхний конец палки. Тот, кого вызвали, должен сделать выпад и, не дав палке упасть, подхватить ее. Если он успел выполнить задание, то возвращается на свое место, а если не успел, - заменяет водящего, и игра продолжается. Постепенно расстояние к палке увеличивается, а играющие выполняют бег с последующим прыжком и остановкой. Вариант: с освоением навыка передвижения к палке ее можно заменить мячом и проводить игру «Падающий мяч».

          «День и ночь». Две команды  стоят на середине площадки  спиной друг к другу на расстоянии 1,5 - 2м. Одна команда — «день», другая — «ночь». У каждой команды на своей стороне площадки «дом». После слов водящего «день», «день» быстро убегает в свой «дом», а «ночь» догоняет. Затем все становятся на прежние места; подсчитывают пойманных. Игра повторяется. Выигрывает команда, которая больше поймает соперников. Варианты: команды называются «вороны» и «воробьи»; играющие стоят не спиной друг к Другу, а боком, лицом, сидя.

     Подачи

     1. Расположение занимающихся в  шеренге по одному. Многократные  подбрасывания мяча на различную высоту, в зависимости от способа подачи.

     2. Занимающиеся становятся у стены  в колонне по одному. Первый  игрок подбрасывает мяч и выполняет замах и удар по мячу о стену избранным способом подачи, затем уходит в конец колонны, а упражнение продолжает следующий.

     3. Занимающиеся становятся в две  шеренги на расстоянии 5—6 м  друг от друга.

     Игроки  первой шеренги выполняют подачи в сторону игроков, стоящих во второй шеренге.

     4. Занимающиеся располагаются на  обеих сторонах площадки в  шеренгах напротив сетки, в. 5 - 6м от нее и выполняют подачи избранным способом через сетку.

     То  же, но занимающиеся располагаются  на лицевых линиях площадки.

     5. Занимающиеся в колонне по  одному располагаются на месте  подачи и выполняют подачи избранным способом.

     6. Подачи выполняются в определенные  зоны и по ориентирам, расположенным  на площадке.

                                   Подвижные игры                             

          «Чей отскок дальше». Игра проводится  в спортивном зале или в  любом месте, где есть стенка. Игроки поочередно бросают теннисный (резиновый) мяч о стенку снизу (сверху) одной рукой. Фиксируется дальность отскока. Чей отскок дальше, тот победитель. Вариант: ограничить участок стенки, о которую производятся броски мяча.

     «Кто  дальше бросит». Участники делятся на З—4 группы и выстраиваются в шеренги (одна за другой). Каждый игрок первой шеренги держит малый набивной мяч (хоккейный или теннисный). Судьи находятся в стороне от линии бросков. У линии метания, расположенной в 2 м от первой шеренги, обозначены линии бросков: на расстоянии 10 м — первая, на расстоянии 12 —вторая и т. д. По сигналу игроки первой шеренги по очереди бросают мячи одной рукой снизу или сверху. Судьи оценивают каждый бросок в очках: мяч, брошенный за первую линию — одно очко, за вторую — два очка и т. д. Вариант: броски выполняются через веревку, натянутую на определенной высоте (2—3 м); каждый делает по два броска (правой и левой рукой).

     «Точная подача». Перед игрой две команды  строятся в шеренги за лицевыми линиями волейбольной площадки, которая по обеим сторонам сетки разделена на несколько квадратов. В каждом квадрате — цифра, обозначающая количество очков, начисляемое за попадание после подачи в этот квадрат. Первый игрок одной из команд берет мяч, называет цифру и посылает мяч через сетку заранее обусловленным способом подачи. Если мяч приземлился точно в указанной зоне, игрок получает соответствующее количество очков. Если же он упал в другую зону, из названного игроком числа высчитывают 2 очка. В том случае, когда мяч заденет сетку или игрок, подавая, переступит за линию подачи, очки не начисляются. Игрок, выполнив подачу, встает в конец своей колонны. Подачи выполняются командами поочередно. Итоги подводят тогда, когда каждый участник игры будет в роли подающего (один или два раза). Сумма очков определяет команду - победительницу. 
 
 

     Видовая ориентация 

     Тестирование  физической подготовленности. Сюда входят: бег со сменой направлений, прыжки вверх серийно на заданную высоту, бег приставными шагами, доставание подвешенного мяча в прыжке.

     Тестирование  одаренности: (тесты для оценки скорости и точности двигательных реакций).

     1. Подвижная игра «Охотники и  утки». Задание «уткам» — мяч  отбивать любым способом. Если отбитый мяч поймает кто-то из стоящих за линией круга, оба получают по 2 очка. Если мяч только отбит, но не пойман, одно очко получает игрок, отбивший мяч. Игрок, осаленный мячом, штрафуется одним очком, а бросавший мяч— одним поощрительным очком.

     2. Тест «Три квадрата». На стене  маркируются три квадрата (нижний  край квадратов — на высоте 1,5-2 м от пола).

     

     Задание 1. Тренер бросает мяч в каждый квадрат поочередно. Задача детей поймать мяч после отскока.

     Задание 2. Тренер бросает мяч не по очереди. Задача детей поймать мяч или дотронуться до мяча.

     3. «Пионербол» 4х4.

     Исследование  оперативного мышления с применением  методики «тройка» (М.С.Бриль, А-В.Родионов ) [4, С. 78].

     

     «Ходом  ладьи» перемещать фишки, чтобы наименьшим количеством ходов и за наименьшее время поставить их в положение 1-2-3 в верхней части поля. 

     2.4. Педагогический контроль в системе подготовки спортсменов 

     Эффективность педагогического контроля в спорте имеет самое непосредственное влияние  на качество управления тренировочным  процессом. Известно, что управление тренировочным процессом включает в себя три стадии: сбор информации, ее анализ и планирование.

     В ходе подготовки тренер должен собрать  разнообразную информацию о физическом состоянии спортсмена, о его технико-тактическом  мастерстве, об уровне развития волевых  качеств, о нагрузке и т. п. Кроме этого, тренер должен постоянно сопоставлять показатели технико-тактического мастерства, с результатами тестирования и данными о нагрузке. Только так можно подобрать наиболее эффективные для каждого из них или команды в целом средства и методы тренировки и определить их воздействие в занятии, периоде, сезоне.

     Педагогический  контроль осуществляют в процессе тренировочных  занятий и соревнований. Эти два  раздела контроля дополняют друг друга.

     В процессе тренировочных занятий  педагогический контроль осуществляется по следующим пунктам[25, С. 20-24]:

     – контроль за отношением занимающихся к тренировочному процессу;

Информация о работе Методы спортивного отбора детей в волейбол