Методы спортивного отбора детей в волейбол

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - дальнейшее совершенствование системы подготовки юных волейболистов с учётом организационных и методических аспектов отбора и спортивной ориентации.

Предметом исследования являются критерии перспективности детей при отборе в группы начальной подготовки спортивных школ.
Объект исследования. Система отбора юных спортсменов на основе их педагогических характеристик.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 2

ГЛАВА 1. Теоретические и методические аспекты отбора и ориентации в спорте………………………………………………………………………. 5

1.1. Основные тенденции развития современного волейбола………….. 5

1.2. Особенности спортивной ориентации детей 9-11 лет………………. 8

1.3. Оптимальный способ осуществления ранней специализации…… 16

1.4.Специализированные подвижные игры как способ определения технико-тактической подготовки юных волейболистов……………………… 24

Глава 2. Организация спортивного отбора в группу начальной подготовки по волейболу……………………………………………………….. 30

2.1. Необходимость соблюдения педагогических условий в процессе первичного отбора………………………………………………………………. 30

2.2. Педагогические критерии спортивного отбора……………………. 33

2.3.Методика изучения игровой (технико-тактических действий) в волейболе на этапе начальной подготовки…………………………………….. 43

2.4. Педагогический контроль в системе подготовки спортсменов…... 51

Глава 3. Определение прогностической значимости педагогических критериев отбора с учетом возрастных особенностей юных спортсменов……………… 60

3.1. Отбор в группу начальной подготовки как определяющий фактор спортивной карьеры……………………………………………………………. 60

3.2. Соотношения между календарным и биологическим возрастами……………………………………………………………………….. 65

Заключение………………………………………………………………. 69

Литература………………………………………………………………… 72

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

     Наряду  с традиционными методами оценки перспективных возможностей спортсменок  можно использовать данные мышечной биопсии - определения соотношения "белых" (отвечающих за скоростные способности) и "красных" (отвечающих за выносливость) мышечных волокон. Однако следует отметить, что микробиопсия требует дорогостоящей аппаратуры недоступной в широкой спортивной практике [8; 9].

     В процессе первичного отбора необходимо использовать простые педагогические тесты, которые позволяют оценить уровень двигательных способностей детей.

     Также большое значение имеет учет психологических  качеств начинающих спортсменок. В  частности Н.В. Седунова утверждает, что несоответствие психических  состояний спортсмена его игровому амплуа в волейболе снижает эффективность командного взаимодействия, а попытки переквалификации игрока из одного амплуа в другое удаются крайне редко [28, С.97].

     Наряду  с вышеупомянутыми факторами  отбора не маловажное значение имеет  также социологический критерий - спортивные традиции семьи, наследственность при воспитании спортсмена.

     Огромное  значение при отборе детей для  занятий волейболом имеет оценка состояния здоровья. Отсутствие нарушений  в нормальной деятельности всех систем организма - одно из важнейших условий достижения спортивных высот.

     Подводя итог результатов исследований о  первичном отборе в волейболе, необходимо отметить, что несовпадение рекомендуемых  параметров подготовленности с фактическими, не является строгим противопоказанием к занятиям этим видом. Достижение успеха, как в волейболе, так и в других видах спорта, зависит от многих факторов, поэтому низкий уровень одних может быть компенсирован за счет других более ярких способностей.

     Установленные особенности первичного отбора и ориентации на этапе начальной спортивной подготовки помогут при выявлении перспективных занимающихся, а также дадут возможность определить целесообразность занятия волейболом на этапе предварительной базовой подготовки.  

     1.3. Оптимальный способ осуществления ранней специализации.  

     Правильное  осуществление ранней специализации  следует рассматривать как вступительный  этап тренировок, начинающихся в соответствующем, т.е. оптимальном для ребенка, возрасте. Этот этап не может быть похожим  на тренировки взрослых, т.к. имеет другие цели и задачи. Самый важный из них - построение мощного фундамента для будущей спортивной специализации. К наиболее прочным причисляется всестороннее двигательное развитие, учитывающее прежде всего развитие всех основных координационных способностей. Это подразумевает умелое использование сенситивных периодов в двигательном развитии ребенка, т.е. его особенной реакции на раздражители (упражнения). В этом возрасте, т.е. между 7 и 11 годами жизни, можно добиться самых больших сдвигов в области различных координационных способностей. Накопленный в этот период двигательный потенциал будет способствовать более быстрому овладению технически сложными специализированными упражнениями. Поэтому умелое использование этого периода может стать основой будущих спортивных успехов.

     К сожалению, в спортивной практике и  при проведении ранней специализации  при стремлении как можно быстрее  достичь высокого спортивного результата. Слишком интенсивная эксплуатация молодого организма не обеспечивает многолетней спортивной карьеры. Во имя будущих успехов молодого спортсмена должен быть ведущим принципом формирования целей и задач для отдельных этапов тренировки: соответствующих возрасту занимающегося, учитывающих его физическое и психологическое развитие без риска для его здоровья. От интенсивной эксплуатации организма ребенка, вызывающей повреждения, опасные перегрузки, ухудшение здоровья, охраняет Конвенция Прав Ребенка ООН. Цели и задачи отдельных этапов должны быть подчинены цели многолетней подготовки. Достижения высоких спортивных результатов можно требовать только на высших этапах подготовки спортсмена.

     Подготовка  квалифицированных юных волейболистов  осуществляется в основном через  сеть детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР). Одаренные юные волейболисты после окончания ДЮСШ или несколько ранее повышают свое мастерство в группах подготовки команд мастеров.

     Широкое развитие получили специализированные классы с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом в общеобразовательных школах.

     Работа  в ДЮСШ проводится в соответствии с «Положением» об этом типе школ и  на основании «Программы», утвержденной соответствующими руководящими организациями[27, С. 46-50].

     В соответствии с научно-обоснованными  этапами многолетней подготовки (предварительной, начальной подготовки, углубленной тренировки, спортивного  совершенствования) в спортивных школах функционируют группы начальной  подготовки, учебно-тренировочные группы, группы спортивного совершенствования. Каждый этап обучения имеет конкретные задачи для занимающихся определенного возраста. Для всех групп предусматривается конкурсный отбор, система отбора, перевода из группы в группу и выпуска из школы.

     Процесс отбора немыслим без изучения личности выдающихся спортсменов, их игровой деятельности, спортивного пути. Любая эталонная модель основана на оценках особенностей личности и организма, специальной подготовленности, игровой эффективности.

     Отбор — это длительный процесс равный по продолжительности спортивной жизни. Критерием классификации этапов отбора является целевая направленность этапа.

     В отборе можно выделить следующие  этапы:

     1-й  этап (начальная спортивная подготовка) — определение пригодности к  спортивному совершенствованию. Квалифицированному тренеру необходимо не менее двух лет, чтобы, не используя научных методов, поставить более или менее верный диагноз пригодности к спортивному совершенствованию. Спортивная ориентация, организованно проводимая среди младших школьников до их приема в подготовительные группы, позволила бы решить вопрос о спортивной пригодности;

     2-й  этап — оценка перспективности  юных спортсменов (целенаправленная  подготовка смены команд мастеров). Здесь не может быть кратковременности,  тем более однократной диагностики.

     Необходим комплекс оценок целого ряда характеристик, связанных с успешностью обучения и реализации способностей в конкретной игровой обстановке различной степени  напряженности. Диагностический комплекс состоит из педагогической экспертизы и педагогических наблюдений, стенографирования игровой деятельности и двигательной активности, контрольных испытаний по видам подготовленности, комплексного исследования психомоторных функций, медицинской экспертизы.

     3-й  этап — комплектование команды мастеров и сборных команд. Тренер команды имеет не просто сильного игрока, но и подходящего по стилю, по амплуа, совместимого с игровым коллективом. Источниками комплектования команд мастеров являются группы подготовки при команде мастеров, выпускники СДЮШОР, игроки команд высшей и низших лиг. 
Сборные команды комплектуются по базовому варианту (игроки одного или двух сильнейших клубов), по звеньевому варианту (по одному звену из сильнейших клубов) и подбору лучших исполнителей.

     4-й  этап — отбор для конкретных соревнований (оптимальная спортивная форма, опыт игры с соперником, психологический настрой, мощная игра в отдельных партиях и др.).

     Отбор кандидатов для занятий волейболом в ДЮСШ (1-й этап) является одним  из решающих условий, гарантирующих  успех подготовки юных волейболистов и пополнение резервами команд мастеров. Определение круга способностей, от которых зависят эффективность овладения специальными навыками игры и достижение высоких результатов, и составляет суть начального отбора.

     Отбор проводится на всем протяжении занятий в спортивной школе, а особое место имеет стартовый отбор детей, представляющий перспективу для занятий волейболом.

     Перспективные волейболисты характеризуются ростовыми  данными и скоростно-силовыми качествами, таким образом при наборе нужно обращать внимание на показатели физического развития: рост и вес, а также наличие скоростно-силовых качеств, то есть специальной физической подготовленности.

     В волейболе физические качества условно  делятся на общие и специальные[13, С. 136]. Общие — сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость — в значительной мере определяют всесторонность физического развития и физическую подготовленность спортсменов. На высокоразвитой базе выше перечисленных физических качеств развиваются специальные физические качества, необходимые для игры в волейбол: «взрывная» сила, быстрота перемещения и прыгучесть, скоростная, прыжковая и игровая выносливость, акробатическая и прыжковая ловкость[8].

     Общая сила — способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Проявление мышечной силы зависит от концентрированности нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата; от физиологического поперечника мышц; биохимических процессов, происходящих в работающих мышцах и степени их утомления; от биомеханических характеристик движения (длины плеч рычагов, включение в работу наиболее крупных мышц и пр.).

     «Взрывная»  сила — способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление  с высокий скоростью мышечного сокращения. Большинство технических приемов в волейболе требуют проявления «взрывной» силы. Для выполнения передачи двумя руками сверху необходим определенный уровень развития силы мыши, кистей; подачи — силы мышц кисти, плечевого пояса и мышц туловища; нападающего удара — комплексное развитие «взрывной» силы мышц кисти, плечевого пояса, туловища и ног. Характер применяемых средств должен соответствовать специфике проявления мышечных усилий (метания, ударные движения, прыжки, броски и др.).

     Прыгучесть— способность волейболиста прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих ударов, блокирования и вторых передач. Для появления прыгучести необходима «взрывная» сила, проявление которой зависит от развития силы определенных мышечных групп и скорости сокращения мышечных волокон. Основными средствами развития прыгучести волейболистов являются прыжковые упражнения с отягощениями и без них, основные и имитационные упражнения.

     Общая быстрота — способность совершать  двигательные действия в минимальный  для данных условий отрезок времени. 
Быстрота обуславливается подвижностью нервных процессов (возбуждение — торможение), биохимическими процессами в работающих мышцах (скорость расщепления и восстановления энергии), степенью владения техническим приемами, силовой подготовленностью, подвижностью в суставах и эластичностью сухожилий и мышц.

     Специальная быстрота. В волейболе быстрота проявляется  в трех основных формах:

     а) быстрота двигательной реакции (на сигнал партнера, на изменение игровой ситуации и др.);

     б) предельная быстрота отдельных движений (выполнение технических приемов);

     в) быстрота перемещений — максимально  быстрое перемещение по площадке к мячу с последующим выполнением  технико-тактических действий. 
          Под быстротой двигательной реакции понимают латентное время реагирования (появление возбуждения в рецепторе, передача возбуждения в ЦНС, переход возбуждения по нервным сетям и формирование рефлекторного сигнала, проведение сигнала к мышце, возбуждение мышцы и появление в ней механической активности).

     Быстрота  перемещений — способность волейболиста максимально быстро переместиться  по площадке для выхода к мячу с  последующим выполнением технического приема. Проявление быстроты перемещения  зависит от скорости протекания нервных  процессов в работающих мышцах, от силовой подготовленности спортсмена и других факторов. В волейболе все эти разновидности скоростных качеств проявляются в сочетании.

     Общая выносливость — способность длительное время выполнять любую мышечную работу без снижения ее эффективности. Иначе говоря, выносливость можно определить, как способность противостоять утомлению. 
Общая выносливость развивается продолжительным и, как правило, не интенсивным воздействием физических упражнений на организм волейболиста.

     Скоростная  выносливость - способность волейболиста выполнять технические приемы и перемещения с высокой скоростью на протяжении всей игры.

     Прыжковая выносливость - способность к многократному  повторному выполнению прыжковых игровых  действий с оптимальными мышечными  усилиями без снижения эффективности  техники и тактики игры. Мышечная работа носит региональный характер и проходит в анаэробных условиях. Способность продолжать мышечную работу в «бескислородных» условиях обеспечивается и волевой подготовкой волейболистов.

     Игровая выносливость - способность вести  игру в высоком темпе без снижения эффективности выполнения технических  приемов и тактических комбинаций на протяжении всей игры. Она объединяет в себе все виды выносливости и специальные физические качества Высокий уровень развития аэробных и анаэробных возможностей организма волейболистов, а также специальных физических качеств - одни из главных факторов поддержания высокой работоспособности по ходу игры.

Информация о работе Методы спортивного отбора детей в волейбол