Методы спортивного отбора детей в волейбол

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - дальнейшее совершенствование системы подготовки юных волейболистов с учётом организационных и методических аспектов отбора и спортивной ориентации.

Предметом исследования являются критерии перспективности детей при отборе в группы начальной подготовки спортивных школ.
Объект исследования. Система отбора юных спортсменов на основе их педагогических характеристик.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 2

ГЛАВА 1. Теоретические и методические аспекты отбора и ориентации в спорте………………………………………………………………………. 5

1.1. Основные тенденции развития современного волейбола………….. 5

1.2. Особенности спортивной ориентации детей 9-11 лет………………. 8

1.3. Оптимальный способ осуществления ранней специализации…… 16

1.4.Специализированные подвижные игры как способ определения технико-тактической подготовки юных волейболистов……………………… 24

Глава 2. Организация спортивного отбора в группу начальной подготовки по волейболу……………………………………………………….. 30

2.1. Необходимость соблюдения педагогических условий в процессе первичного отбора………………………………………………………………. 30

2.2. Педагогические критерии спортивного отбора……………………. 33

2.3.Методика изучения игровой (технико-тактических действий) в волейболе на этапе начальной подготовки…………………………………….. 43

2.4. Педагогический контроль в системе подготовки спортсменов…... 51

Глава 3. Определение прогностической значимости педагогических критериев отбора с учетом возрастных особенностей юных спортсменов……………… 60

3.1. Отбор в группу начальной подготовки как определяющий фактор спортивной карьеры……………………………………………………………. 60

3.2. Соотношения между календарным и биологическим возрастами……………………………………………………………………….. 65

Заключение………………………………………………………………. 69

Литература………………………………………………………………… 72

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

      Все эти способы набора детей в  далеком прошлом.

      Классический  вариант – проведение уроков физкультуры.  
Оптимальный возраст – 8-9 лет, с выборочным привлечением первоклашек. Урок проводится бригадой тренеров не менее 2-3 человек. Один непосредственно проводит урок, а двое других «выдёргивают» способных детей и записывают их данные (класс, возраст, домашний адрес, место работы родителей). Урок  должен состоять исключительно из эстафет, подвижных игр различной  направленности: физические качества, реакция, но главное воля и разум. И обязательно в конце – игра в футбол. Посмотрев «футбольный матч» не умеющих играть второклашек, в том числе и девочек, опытный глаз с очень большой долей вероятности сможет определить будущих чемпионов: желание «выдрать» мяч, горящие глаза, нахождение в «гуще событий», радость от забитого гола, реакция на неудачу, а иногда и «зрячий»  пас…   После окончания урока необходимо собрать всех «записанных» и, не обижая всех остальных, провести с ними беседу. Если кто-либо из «невыбранных» очень рьяно настаивает на своём участии в «процессе», такого ребёнка обязательно надо принять. Бывали случаи, что именно из настойчивых что-то получалось. Перемена длится 5-10 минут, поэтому всё зависит от красноречия тренера - за это короткое время он должен проникнуть в сердца и души детей и убедить их в том, что самый лучший вид спорта в мире – это волейбол!

      Всё вышеописанное надо проделать во всех 2-3-х, а зачастую и 1-х классах всех близлежащих к спортзалу общеобразовательных школах. Работа тяжёлая, но нужная – окупится…    Желательно первые тренировочные занятия проводить в спортзале общеобразовательной школы, где производится набор. Это решает огромное количество проблем. В дальнейшем, если спортзал  находится на значительном расстоянии от школы, да ещё и связан с переходом дорог, тренер должен водить детей сам (родители в это время работают, а бабушки есть далеко не у каждого).

      В этот период проводится собственно отбор. Для того, чтобы он был успешным, необходимы различные факторы, но самыми главными союзниками тренера в этот период должны стать учителя младших классов, воспитатели группы продлённого дня (зачастую это одно лицо) и, конечно же, родители детей. Без коммуникабельности, дара убеждения, чувства юмора, раскованности тренеру не обойтись. Ведь учителя имеют колоссальное влияние на ребенка. Однако -двух слов хватит, чтобы убедить юное дарование - идти или не идти на тренировку. Во власти учителя продленных групп проследить, чтобы ребята сделали быстрее уроки, меньше гуляли на улице, и сломя голову мчались на тренировку или ...  все сделать наоборот.  
И, конечно же, главные союзники (или противники) - это родители. Только они вправе распоряжаться будущим ребенка. 

      Уже через месяц - два необходимо провести родительское собрание, где родители должны четко понять зачем это  нужно.

      Дальнейшие  занятия целесообразно проводить  с хорошо оборудованном спортивном зале, где каждый элемент интерьера, спортивный снаряд и т.п. «работает» на плодотворную тренировку. Работа начинается с создания перспективной группы детей. Упражнения с мячом, у сетки, друг с другом, перебрасывание мяча друг другу, эстафеты, подвижные игры, различные викторины (для выявления интеллектуального уровня), задачки на сообразительность и т.д. Во всех этих заданиях должны быть отмечены лучшие и забыты худшие. Очень важна реакция ребенка на удачу (радость, безразличие, апелляция к другим, желание делать еще и еще и т.д.) и неудачу (злость, безразличие, слезы, споры с другими детьми и тренером, доказывание несправедливости и т.д.).

      Таким образом, решаются три основные задачи отбора: распознать способность к  волевым усилиям, врожденные физические качества, способность быстро и продуктивно мыслить. Но главная задача в этот период—заинтересовать будущих чемпионов, заразить их волейболом на всю оставшуюся жизнь. Они должны бежать на тренировку сломя голову, умолять учителей и родителей, если те запрещают по причинам, как правило, плохой учебы или плохого поведения. Ведь понятно, что будущие чемпионы очень редко в детстве бывают "паиньками". Кстати, как только что-либо подобное происходит, необходимо немедленно вызвать родителей, доказать им, что на учебно - тренировочных занятиях точно также опасен пропуск учебного материала, как и в общеобразовательной школе, и предложить им наполовину в шутку, а скорее всего и всерьез, в случае жалоб тренера - наказать пропуском школьных занятий...

      Очень трудным является следующий период - становление элементарных основ техники работы рук, ног и туловища. Именно элементарных основ. Неоценимым помощником тренера здесь является имитация движений. От 30 до 50 минут (не подряд конечно) на каждом тренировочном занятии тренер должен уделять внимание имитации движений. Юные спортсмены становятся в круг и по команде тренера (желательно проведение занятий хотя бы двумя тренерами), выполняют имитацию игровых движений.

      Существуют  различные мнения в отношении  постановки техники игры. И здесь  не обойтись без роботов, тренеров — роботов и спарринг - партнеров. Поставить правильную технику ребенку можно только при индивидуальной работе. Работать со всеми одинаковое количество времени (пусть занятие длится 1,5-2 часа) невозможно. Постоять со всеми по 5-7 минут - никакого толку.

      Какой же выход? Работать только с волевыми (от рождения) детьми! 
Ничего не поделаешь - спортсменом надо родиться. главное - это отбор, а в отборе - выявить волевых спортсменов. Как?   Детей обучить перебивать как угодно мяч через сетку и через неделю-другую, объяснив правила, выводить играть на счет. Все как на ладони; кто, не умея, дерется, цепляется за выигрыш, а кто безразличен. Первых начинают обучать технике квалифицированные тренеры.

      Огромное  значение в отборе спортсменов имеют  летние спортивно-оздоровительные лагеря. Как правило, дети должны выезжать на месяц, но лучше на два. Двух-, трех-, четырехразовая тренировка, естественно, не только волейбол, но и общая и специальная физические подготовки, спортивные игры, плавание (в лагере обязательно должен быть водоём), участие в общелагерных общественных мероприятиях – конкурсы, викторины, встречи, дискотеки. Во – первых, два месяца в лагере дают больше, чем все предыдущие в городе, ведь дети находятся постоянно под контролем – нет сердобольных родителей, и могут очень много тренироваться. Но главное даже не в этом. В лагере ребёнок раскрывается, вся его душа, характер, мышление, психика – как под рентгеном. 

     2.2. Педагогические критерии спортивного отбора. 

      Педагогические  контрольные испытания (тесты) позволяют судить о наличии необходимых физических качествах и способностях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так называемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу следует отнести быстроту, относительную силу, некоторые антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личности спортсмена[29, С. 94].

      В системе отбора контрольные испытания  должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного Уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки. Именно темпы прироста свидетельствуют о способности или неспособности спортсмена к обучению в том или ином виде деятельности.

     Педагогические  критерии [3]:

     а) уровни развития физических качеств;

     б) технико-тактическую подготовленность;

     в) спортивно-техническое мастерство;

     г) темпы роста спортивных достижений;

     д) моторную обучаемость;

     е) координационные возможности;

     ж) способность юных спортсменов к  эффективному решению двигательных задач в условиях напряжённой борьбы.

     Для тестирования скоростных качеств с  успехом применяется бег на 30 и 60м. Уровень развития скоростно-силовых  качеств определяется при помощи прыжков в длину с места  и с разбега, метания теннисного и набивного мячей.

     Специальную выносливость характеризует время бега до отказа со скоростью, свойственной для соревновательной дистанции. Для взрослых спортсменов, в частности применяется восьмикратное (в 2 серии по 4 забега) пробегание 400 м, для юношей 15-16 лет - шестикратное пробегание этой дистанции с заданной скоростью (2 серии по 3 забега).

     Согласно  представлениям ряда исследователей [23, С. 77-79] долгосрочный прогноз основывается на гипотезе о том, что вероятность будущего успеха зависит, с одной стороны, от высокого уровня развития физических качеств в данный момент, а с другой - от того, что этот уровень будет сохранён в последующие годы. Поэтому считают, что надёжный прогноз возможен, если правильно оценить исходные показатели. Для прогноза спортивных способностей по исходным показателям предлагаю определить двигательные возможности детей, которые проявляются в умения управлять своими движениями в пространстве, во времени и по силе. Чаще двигательная одарённость проявляется в каком-либо одном качестве. Но иногда встречаются дети, которые имеют высокие показатели по многим тестам[33, С. 104]. 

     Тесты для определения уровня развития выносливости:

     Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию.

     В практике физического воспитания в  основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600—800 м; средних классов — 1000—1500м; старших классов — 2000—3000м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега — 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время.

     В спорте выносливость может измеряться и с помощью других групп тестов[36, С. 54-56]: неспецифических (по их результатам оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей).

     К неспецифическим тестам определения  выносливости относят: 1) бег на тредбане; 2) педалирование на велоэргометре; 3) степ-тест. Во время выполнения теста  измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода — МПК, частота сердечных сокращений — ЧСС, порог анаэробного обмена — ПАНО и т.п.). 
Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике. 
Выносливость конкретного спортсмена зависит от уровня развития у него других двигательных качеств (например, скоростных, силовых и т.д.). В этой связи следует учитывать абсолютные и относительные показатели выносливости. При абсолютных не учитываются показатели других двигательных качеств, а при относительных учитываются. Предположим, что два бегуна пробежали 300м за 51с. По полученным результатам (абсолютный показатель) можно оценить уровни их скоростной выносливости как равные. Эта оценка будет справедлива лишь в том случае, если максимальные скоростные возможности у них тоже будут равными. Но если у одного из них максимальная скорость бега выше (например, он пробегает 100м за 14,5 с), чем у другого (100м за 15 с), то уровень развития выносливости у каждого из них по отношению к своим скоростным возможностям неодинаков. Вывод: второй бегун более вынослив, чем первый. Количественно это различие можно оценить по относительным показателям. Наиболее известными в физическом воспитании и спорте относительными показателями выносливости являются: запас скорости, индекс выносливости, коэффициент выносливости.

Информация о работе Методы спортивного отбора детей в волейбол