Методы спортивного отбора детей в волейбол

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - дальнейшее совершенствование системы подготовки юных волейболистов с учётом организационных и методических аспектов отбора и спортивной ориентации.

Предметом исследования являются критерии перспективности детей при отборе в группы начальной подготовки спортивных школ.
Объект исследования. Система отбора юных спортсменов на основе их педагогических характеристик.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 2

ГЛАВА 1. Теоретические и методические аспекты отбора и ориентации в спорте………………………………………………………………………. 5

1.1. Основные тенденции развития современного волейбола………….. 5

1.2. Особенности спортивной ориентации детей 9-11 лет………………. 8

1.3. Оптимальный способ осуществления ранней специализации…… 16

1.4.Специализированные подвижные игры как способ определения технико-тактической подготовки юных волейболистов……………………… 24

Глава 2. Организация спортивного отбора в группу начальной подготовки по волейболу……………………………………………………….. 30

2.1. Необходимость соблюдения педагогических условий в процессе первичного отбора………………………………………………………………. 30

2.2. Педагогические критерии спортивного отбора……………………. 33

2.3.Методика изучения игровой (технико-тактических действий) в волейболе на этапе начальной подготовки…………………………………….. 43

2.4. Педагогический контроль в системе подготовки спортсменов…... 51

Глава 3. Определение прогностической значимости педагогических критериев отбора с учетом возрастных особенностей юных спортсменов……………… 60

3.1. Отбор в группу начальной подготовки как определяющий фактор спортивной карьеры……………………………………………………………. 60

3.2. Соотношения между календарным и биологическим возрастами……………………………………………………………………….. 65

Заключение………………………………………………………………. 69

Литература………………………………………………………………… 72

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение……………………………………………………………………  2

    ГЛАВА 1. Теоретические и методические аспекты отбора и ориентации в  спорте……………………………………………………………………….  5

     1.1. Основные тенденции развития  современного волейбола…………..  5

     1.2. Особенности спортивной ориентации детей 9-11 лет………………. 8

     1.3. Оптимальный способ осуществления ранней специализации……  16

     1.4.Специализированные подвижные игры как способ определения технико-тактической подготовки юных волейболистов……………………… 24

     Глава 2. Организация спортивного отбора в группу начальной подготовки по волейболу……………………………………………………….. 30

      2.1. Необходимость соблюдения педагогических  условий в процессе первичного  отбора………………………………………………………………. 30

     2.2. Педагогические критерии спортивного отбора……………………. 33

     2.3.Методика изучения игровой (технико-тактических действий) в волейболе на этапе начальной подготовки…………………………………….. 43

     2.4. Педагогический контроль в системе подготовки спортсменов…... 51

Глава 3. Определение прогностической значимости педагогических критериев отбора с учетом возрастных особенностей юных спортсменов……………… 60

     3.1. Отбор в группу начальной подготовки как определяющий фактор спортивной карьеры…………………………………………………………….  60

     3.2. Соотношения между календарным и биологическим                     возрастами……………………………………………………………………….. 65

       Заключение……………………………………………………………….  69

     Литература………………………………………………………………… 72

      
 
 
 
 

     Введение. 

     Как известно, для подготовки высококвалифицированного спортсмена международного уровня необходимо решить две очень сложные задачи: 1) найти одаренного ребенка; 2) обеспечить правильное использование современной системы подготовки на протяжении 10-12 и более лет.

     В научную разработку проблемы ориентации и отбора огромный вклад внесли исследования известных ученых: В.Н. Платонова, Г.Н. Максименко, В.М. Волкова, В.П. Филина, Н.Ж. Булгаковой, М.Я. Набатниковой.

     В.Н. Платоновым представлена методика оценки возможностей спортсменов для определения рациональности и перспективности занятий различными видами спорта [26].

     М.Я. Набатниковой охарактеризована методика определения спортивной пригодности в различных видах спорта в зависимости от классификации (циклические, сложно-координационные, спортивные игры и т.д.) [24].

     Н.В. Седуновой предложена методика отбора перспективных волейболистов на основе изучения их психических состояний [28].

     Достижения  современной науки убедительно  свидетельствуют о том, что наивысшие  достижения в спорте, в том числе  и волейболе, доступны лишь особенно одаренным спортсменам, которые  обладают высоким уровнем различных сторон подготовленности. Учитывая то, что таких людей немного, особенно остро стоит вопрос их поиска и отбора. В связи с этим одной из актуальных в системе подготовки высококвалифицированных спортсменов является проблема спортивной ориентации и отбора.

     Современная подготовка волейболистов и волейбольных команд - сложный и многолетний  педагогический процесс, управляемый  тренерами.

     Проблема  успешного выступления спортсменов  на соревнованиях выдвигает с  особой актуальностью вопрос о разработке рациональных научно-обоснованных и практически эффективных систем тренировок. Для успешного управления тренировочным процессом необходима такая его организация, которая давала бы максимальный эффект при минимальных затратах времени, средств и энергии. Эту задачу можно успешно решить только на основе точных знаний состояния спортсмена и характера воздействия на него тренировочных нагрузок. Поэтому эффективность управления находится в прямой зависимости от поступления достоверной, полной и своевременной информации об игроке или команде [1,5,6]. В связи с этим возникает необходимость в совершенствовании средств и методов спортивного отбора и ориентации юных спортсменов.

     Цель  исследования - дальнейшее совершенствование  системы подготовки юных волейболистов с учётом организационных и методических аспектов отбора и спортивной ориентации.

     Предметом исследования являются критерии перспективности  детей при отборе в группы начальной подготовки спортивных школ.  
Объект исследования. Система отбора юных спортсменов на основе их педагогических характеристик.

     Проблема  отбора была и остается одной из самых важных для каждого вида спорта. Правильное ее решение обеспечивает развитие вида спорта и успехи спортсменов. Однако достижение значительного успеха на международной арене в настоящее время требует интенсивного и многолетнего периода тренировки. Такая тренировка связана со значительными финансовыми расходами. Отсюда правильное решение проблемы отбора приносит многочисленные выгоды:

     а) устраняет финансовые расходы, связанные  с многолетней тренировкой бесперспективных спортсменов;

     б) оберегает тренирующихся от потери времени, неисполнения ожиданий, ухудшения  здоровья вследствие не соответствующих  возможностям спортсмена тренировочных  нагрузок, не отпугивает от занятий  спортом, необходимых для здоровья;

     в) избавляет тренеров от ненужной потери времени;

     г) обеспечивает качественные резервы  для сборных команд разного уровня.

     Несмотря  на большое количество публикаций, относящихся к различным вопросам обширной проблемы отбора кандидатов для занятий спортом, все же не хватает оптимальной системы, соответствующей современным требованиям.

     Поэтому целью настоящей работы было:

     1. Представление и обоснование  современной системы (модели) отбора  детей для занятий спортом.

     2. Попытка определения оптимального возраста для начала систематических тренировок.

     3. Поиски оптимального способа  осуществления ранней специализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретические и методические аспекты отбора и ориентации в спорте. 

     1.1. Основные тенденции развития современного волейбола.  

     Процесс отбора касается очень молодого человека, желающего заниматься спортом. Поэтому  следует исключать моменты, которые  унижали бы его достоинство или  оттолкнули от проявления двигательной активности. Процесс отбора включает следующие аспекты: биологический, медицинский, общественный, педагогический, психологический, моральный (этический). Этот процесс является исключительно трудным, многокомпонентным и не простым для его правильной реализации.

     Возрастающий  уровень профессионального спорта требует участия всё более всесторонне подготовленных и исключительно талантливых спортсменов, спортсменов, имеющих очень высокий уровень координационных способностей. В настоящее время только такие могут достичь значительных результатов на международной арене. В связи с этим следует обратить внимание на ряд конкретных недостатков нашего волейбола, а именно отставание в технической подготовке, утрата преимущества в развитии специальных физических качеств, отсутствие необходимого числа волейболистов с ярко выраженной игровой индивидуальностью.  
          Успешное решение указанных проблем требует технически и тактически грамотных волейболистов, индивидуальное дарование которых может решающим образом повлиять на характер игры [10, С. 16-17]. Такими игроками должны быть волейболисты - носители прогрессивных игровых идей, отвечающих требованиям современного волейбола. Его наиболее характерные черты таковы: высокий уровень индивидуального технико-тактического мастерства игроков; широкий арсенал тактических средств ведения игры; доминирование атакующих действий над защитниками; возрастающая интенсификация игры; высокий уровень организации игры; высокая игровая универсальность и постоянное возрастание значения творчества в действиях игроков.

     Творчески осмысливая пути развития мирового волейбола, большинство специалистов сходятся в том, что его дальнейший прогресс неизбежно ведет к формированию в высшей степени разностороннего волейболиста, который мог бы эффективно действовать в любом игровом амплуа[13, С.56; 15, С.94-96]. Подобная универсальность рассматривается как беспредельная возможность технического и тактического совершенствования игроков. Современный волейбол развивается в направлении рационального сочетания специализации и универсализации. Поэтому правомерным, на наш взгляд, является требование всестороннего технико-тактического мастерства волейболистов, достигаемого через посредство совершенного овладения особенностями игры в определенном игровом амплуа. Значительное расширение функций игроков привело к высокой интенсификации игрового процесса. Возросло количество приемов, используемых в игре.

     О психологической напряженности  игры свидетельствует длительность приема мяча с нападающего удара. Осуществляя это важное действие, волейболисты должны оценить направление полета мяча, спланировать свое действие, принять мяч. На все эти действия волейболисту требуется примерно 0,40 сек. Приведенные временные характеристики свидетельствуют о том, что волейбол предъявляет очень жесткие требования к быстроте и точности восприятия, к интенсивности и устойчивости внимания, к скорости реакции, а также требует от игрока исключительной точности и дифференциации движений[22, С. 163].

     Энергозатраты во время активно проведенной  игры весьма значительны. Потеря веса может в некоторых случаях достигать 2,5-3,0кг., что свидетельствует о большом объеме и интенсивности соревновательных нагрузок. Такие энергозатраты, по-видимому, связаны с тем, что в процессе игры, особенно при участии в ответственных соревнованиях, большие требования предъявляются к центральной нервной системе. Причина этого может заключаться в том, что:

     1. Постоянно меняющаяся ситуация  игры требует от игрока быстро переключаться от выполнения одного движения к другому. Такое переключение связано с перегруппировкой процессов торможения и возбуждения, происходящих в минимально короткий промежуток времени. При недостаточной подвижности процессов возбуждения и торможения происходит их сталкивание, нарушается ранее сформированный стереотип.

     2. Несмотря на всю динамичность  игры в целом, волейболист часто принимает вынужденное исходное положение в ожидании мяча при приеме подачи, нападающем ударе, при готовности к страховке и т. д. Напряженное состояние в момент игры партнеров и “противника” (незначительное по сравнению с другими видами спортивных игр передвижение по площадке) вызывает значительное статическое напряжение мышц. При статических напряжениях быстрее развивается утомление соответствующих двигательных центров[9, 11].

     Интересно отметить, что нервное напряжение в нападении снижается, а в защите повышается. Поскольку волейбол – игра командная, каждый игрок свои действия должен согласовывать с действиями игроков всей команды. Эти особенности волейбольных соревнований требуют от спортсмена умения ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, что возможно только при наличии полного самообладания и максимальной сосредоточенности.

     Волейбол  предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями. В детском и подростковом возрасте физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости. В подростковом возрасте, когда идет упрочение навыков в технике и тактике и их совершенствование, физическая подготовка создает основу для повышения уровня овладения техникой и тактикой. В юношеском возрасте большое внимание уделяется силовой подготовке и специальной выносливости[18, С. 160].

Информация о работе Методы спортивного отбора детей в волейбол