Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:25, курсовая работа
Физическое воспитание в школе осуществляется с помощью различных средств, среди которых основная гимнастика считается одним из важнейших. Объясняется это характерными особенностями основной гимнастики, которые делают ее общедоступным и эффективным средством физического воспитания детей всех возрастных групп. Она направлена на гармоническое развитие всех органов и систем занимающихся, на улучшение их здоровья и повышение жизнедеятельности, на формирование правильной осанки и двигательной функции у школьников.
Введение
1. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМИ ВИДАМИ ГИМНАСТИКИ С РАЗЛИЧНЫМИ КОНТИНГЕНТАМИ
1.1.Формирование и совершенствование двигательной функции у детей
школьного возраста
1.2.Обучение гимнастическим упражнениям детей школьного возраста
1.3.Обучение гимнастическим упражнениям детей школьного возраста
1.3.1.Младший школьный возраст (7—9 лет)
1.3.2.Средний школьный возраст (10—14 лет)
1.3.3.Старший школьный возраст (15—17 лет)
1.4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ЖЕНЩИНАМИ
1.4.1.Значение гимнастики для лиц среднего, пожилого и старшего возраста
1.4.2.Содержание и формы занятий с различными возрастными Группами
1.4.3. Нагрузка на занятиях и самоконтроль
Такие занятия с некоторыми усложнениями и добавлениями можно проводить с учащимися начальных классов в школе, в спортивной секции, а также в летних лагерях.
Занятия с девочками по спортивной гимнастике можно начинать с 7—8 лет. На соревнования по III юношескому разряду допускаются девочки с 8 лет. Однако физическая нагрузка должна достигаться не столько за счет многократного повторения классификационных упражнений, сколько за счет достаточной плотности урока и большого разнообразия упражнений, способных повысить уровень разносторонней физической подготовленности и расширить двигательный опыт юной гимнастки. Если мыслить перспективно (имея в виду не только данный разряд, но и все последующие), то осваивать классификационную программу следует «широким фронтом», отказавшись уже с самого начала от порочного метода «натаскивания».
Занимаясь с начинающими гимнастками, и особенно с юными, необходимо развивать физические качества, применяя разнообразные интересные и целенаправленные упражнения во всех частях урока. Хорошо и разносторонне подготовленная девочка легче переходит от разряда к разряду, чем девочка, воспитанная на узком материале классификационной программы.
В подготовительной части занятий рекомендуется использовать упражнения тяжкого характера с прыжками, подскоками и поворотами. Эти упражнения воспитывают ритмичность, выразительность движений, приучают к мягкому, уверенному приземлению, развивают силу ног и укрепляют свод стопы. Хорошей подготовки можно достичь с помощью упражнений у станка или у гимнастической стенки, где легко проследить за правильностью осанки, точностью положений и поворотов, подвижностью тазобедренных суставов и позвоночника. Следует учесть, что отведение ног (вперед, в сторону, назад) и повороты их укрепляют внутритазовые мышцы, а это способствует правильному положению органов малого таза.
Большого разнообразия при проведении занятий можно достичь за счет включения в подготовительную часть урока упражнений с различными предметами, такими как гимнастическая палка, скакалка, набивной и теннисный мячи, гантели. Упражнения с гимнастической палкой, развивая подвижность в уставах, способствуют большей амплитуде движений, что имеет значение не только в спорте, но и в различных жизненных ситуациях. При выполнении прыжков со скакалкой тренируется прыгучесть, увеличивается выносливость, повышается быстрота и ловкость движений. Легкие подскоки, характерные для упражнений со скакалкой, способствуют укреплению связочного аппарата матки, подготавливая его к значительным сотрясениям, которые бывают в спортивной гимнастике при выполнении соскоков со снарядов, опорных прыжков, сложных акробатических элементов.
При умелом использовании набивного мяча и гантелей можно развивать не только силу мышц рук и плечевого пояса, но также мышц туловища и ног. Упражнения с теннисным мячом воспитывают меткость, точность, быстроту реакции, ловкость.
Незаменимыми
снарядами массового типа, пригодными
для любого возрастного контингента,
являются гимнастическая стенка и бревно,
позволяющие применять
Групповые упражнения для воспитания устойчивости (различные равновесия и передвижения) рекомендуется проводить на линиях, начерченных на полу, на гимнастической скамейке (как в обычном ее положении, так и в перевернутом, планкой вверх), на низком бревне.
Возможность проведения занятий на указанных снарядах групповым и поточным методами позволяет значительно повысить плотность урока, что имеет особое значение для школьного урока, продолжающегося 45 мин.
Упомянутые выше упражнения с предметами и на снарядах являются хорошим средством развития физических качеств и расширения двигательного опыта и должны широко применяться на занятиях с девочками и Женщинами. Следует использовать их на занятиях с юными гимнастками в спортивной секции в подготовительной или в конце основной части. На школьных же уроках и на занятиях «групп здоровья» с женщинами среднего и пожилого возраста эти упражнения являются содержанием основной части.
Большое значение в спортивной гимнастике имеет такое физическое качество, как гибкость. Достаточная гибкость позвоночника, растянутость в плечевых и тазобедренных суставах дают возможность выполнять движение широко, мягко, с плавными переходами. Закрепощенность же суставов может явиться препятствием к выполнению того или иного элемента и соединения. Девочки, как правило, обладают значительной гибкостью, с возрастом же это качество, если его не тренировать систематически, постепенно ухудшается. Рационально поэтому поддерживать и развивать гибкость в детском возрасте, учитывая, однако, что пассивная гибкость не даст необходимого эффекта. Тренируя гибкость, надо одновременно укреплять мышцы, с тем чтобы гимнастка выполняла широкие движения не только за счет инерции или силы тяжести своего тела и его звеньев, но и за счет силы мышц (шпагат в стойке на руках, в прыжке; фиксация высокого положения ноги вперед, назад).
Развивая у девочек гибкость, не следует чрезмерно увлекаться наклонами назад: при недостаточно развитой мышечной системе это может привести к поясничному лордозу (повышенная кривизна поясничного отдела позвоночника), что, в свою очередь, может вызвать увеличение наклона таза и создать тем самым неблагоприятные условия для расположения органов малого таза, а также и для родового акта.
В среднем школьном возрасте начинают отчетливо проявляться половые различия между мальчиками и девочками. Половое развитие девочки идет быстрее. Довольно резкое увеличение роста и веса заметно снижает физические возможности девочек. Их двигательный опыт также значительно уступает опыту их сверстников. Этим, в основном, объясняется их неуверенность в собственных силах, пассивность, наблюдаемая на уроках физической культуры, а зачастую и категорический отказ от выполнения несложного, но незнакомого им упражнения. Не малую роль в отказе выполнить предложенное упражнение играет боязнь оказаться неловкой и вызвать нелестные реплики и насмешки окружающих. Успех обучения в большой мере зависит от поведения преподавателя. Он должен быть терпелив, тактичен и достаточно настойчив. Следует учесть, что девочки значительно острее воспринимают резкие замечания и.насмешки, но, с другой стороны, более отзывчивы на внимание и заботу. Критиковать следует по существу и доброжелательно. Успехи следует отмечать обязательно, что, несомненно, будет способствовать укреплению веры в свои возможности у девочек и появлению желания постигать новое. Известно, что скорее всего осваивается и лучше всего получается то, что интересно, что хочется делать. Интерес — это сильный стимул для любой деятельности. Уроки физической культуры, тренировочные занятия по гимнастике не трудно сделать интересными и разнообразными. Задании не должны быть слишком легкими или слишком трудными. Они должны требовать определенных усилий и выполняться только после некоторых попыток. Важным условием для успешного физического и морально-волевого воспитания является постепенность усложнения заданий.
При обучении чему-то новому большое значение, особенно на занятиях с женщинами (девочками, девушками), имеет умелая помощь и надежная страховка. Хорошо, когда преподаватель (тренер) уверен в своей способности оказать необходимую и своевременную страховку, но для того, чтобы девочка решилась выполнить кажущееся ей опасным упражнение, надо, чтобы и она была уверена в этой его способности.
В практике бывают случаи, когда девочка, решившись, скажем, на прыжок, разбегается, но, не обнаружив в позе преподавателя готовности к помощи и страховке, вдруг останавливается перед самым прыжком, иногда, при достаточной инерции, ударяясь о снаряд или даже падая с ним вместе. Такой неожиданный отказ от намерения что-то выполнить, грозящий возможностью получить травму, нередко бывает и на занятиях другими видами многоборья (брусья, бревно, акробатика).
Выраженная готовность тренера прийти в ответственный момент на помощь может довольно быстро разрушить это психологическое препятствие, и девочка с удовлетворением отметит, что задание ей доступно.
В работе с девочками и девушками следует чаще прибегать к некоторым приемам, помогающим снижать силу защитного рефлекса: постепенное повышение сложности разучиваемых элементов, надежная страховка, достаточное число матов, поролоновые ямы, подвесные пояса для страховки, изменение высоты снарядов. Так, например, для разучивания упражнений на брусьях можно использовать нижнюю жердь в качестве верхней, а на высоте 70 см от пола укрепить еще одну в качестве нижней. Значительно проще уменьшить высоту бревна, прыжкового снаряда.
Для увеличения амплитуды маха, высоты вылета и соскока, точности поворота большой эффект дает применение различных ориентиров (натянутая веревочка, подвешенный лист бумаги, теннисный мяч), задание коснуться их какой-либо частью тела. Естественно, что касание должно быть безопасным и безболезненным.
Зачастую тренеры
пренебрегают многими из указанных
выше методов подавления страха и
повышения качества исполнения, считая,
что они усложняют как
1.4. МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ С ЛИЦАМИ СРЕДНЕГО, ПОЖИЛОГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
1.4.1.Значение гимнастики для лиц среднего, пожилого и старшего возраста
Общепринято считать средним возрастом мужчин 41—60 лет, женщин 39—55 лет, пожилым — мужчин 61—74, женщин 56—64 и старшим — мужчин 75—90 и женщин 65—90 лет, старше 90 лет — долгожителями. Эти возрастные группы составляют около одной трети населения нашей страны.
В сохранении длительной трудоспособности и в борьбе за долголетие исключительно важное значение имеют занятия физической культурой и спортом.
Многолетний опыт, исследования, наблюдения показывают, что наиболее эффективным средством сохранения здоровья, работоспособности и творческого долголетия является применение гимнастических упражнений, как наиболее отвечающих задаче гармонического воздействия на организм.
Занятия гимнастикой способствуют развитию (в среднем возрасте) и поддержанию (в пожилом и старшем возрасте) функциональных возможностей нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной и других систем человеческого организма. Благодаря систематическим занятиям гимнастикой не только сохраняются, но и восстанавливаются утраченные приспособительные реакции стареющего организма, что ведет к смягчению, а нередко и к устранению возрастных нарушений физиологических функций. Гимнастические упражнения и соблюдение простых гигиенических требований (нормальный сон, питание, чередование труда и отдыха и др.) улучшают физическую и психическую деятельность лиц старших возрастных групп, что способствует сохранению длительной способности к активному труду. Положительнное влияние оказывает гимнастика на улучшение таких двигательных качеств, как сила, выносливость, подвижность опорно-двигательного аппарата, прикладных навыков и умений, таких, как ходьба, бег, лазанье, преодоление препятствий, метание и ловля предметов, выполнение равновесия на уменьшенной площади опоры, ориентировка в необычных положениях тела и др. Следовательно, занятия гимнастикой создают условия для более постепенного проявления признаков старения у лиц среднего, пожилого и старшего возраста.
Состояние здоровья и трудоспособности человека во второй половине жизни в значительной мере зависит от степени развития мышечной силы, особенно мышц спины, обеспечивающих удержание туловища и нормальное функционирование органов грудной клетки.
Мышцы при старении становятся менее эластичными, дряблыми, слабыми. Объем их уменьшается, в мышцах появляется больше прослоек соединительной и жировой ткани. Изменяется их структура и способность к сокращениям. Сила уменьшается к началу среднего возраста и к 60 годам становится на 25% меньше максимального уровня.
В костной ткани наблюдаются явления разрыхления, ухудшения ее качества, кости становятся мопсе эластичными. Уменьшается подвижность суставов и особенно позвоночника.
Болезни, условия жизни, труда, быта, недостаток двигательном деятельности, вредные привычки (курение, алкоголь) значительно ускоряют возрастные перемены в организме и приводят к патологической старости. Занятия физическими упражнениями, особенно гимнастическими, укрепляют здоровье лиц среднего, пожилого и старшего возраста и отдаляют старость.
1.4.2.Содержание и формы занятий с различными возрастными Группами
В содержание занятий по гимнастике с лицами среднего, пожилого и старшего возраста входят: строевые, вольные, прикладные, общеразвивающие упражнения, упражнения без предметов и с предметами, на снарядах, танцевальные движения, упражнения в равновесии и на координацию.
Занятия должны
иметь оздоровительную
При определении содержания и уровня физических нагрузок на занятиях необходимо учитывать:
1) особенности физического развития и телосложения;
2)изменения функций нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем;
3)своеобразие
реакций на мышечную
4)длительный период восстановления после физических и нервных напряжений;
5)замедленный
процесс образования и
6)ранимость психики.
При проведении занятий с людьми среднего, пожилого и старшего возраста преподаватель обязан особенно строго следить за гигиеническими условиями мест занятий. Воздух должен быть чистым и свежим, стены, потолки и особенно пол должны отвечать самым высоким гигиеническим требованиям. Температура помещения должна быть не ниже 17—18°С.
Информация о работе Методика проведения производственной гимнастики в заданных условиях