Методика проведения производственной гимнастики в заданных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Физическое воспитание в школе осуществляется с помощью различных средств, среди которых основная гимнастика считается одним из важнейших. Объясняется это характерными особенностями основной гимнастики, которые делают ее общедоступным и эффективным средством физического воспитания детей всех возрастных групп. Она направлена на гармоническое развитие всех органов и систем занимающихся, на улучшение их здоровья и повышение жизнедеятельности, на формирование правильной осанки и двигательной функции у школьников.

Содержание

Введение
1. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМИ ВИДАМИ ГИМНАСТИКИ С РАЗЛИЧНЫМИ КОНТИНГЕНТАМИ
1.1.Формирование и совершенствование двигательной функции у детей
школьного возраста
1.2.Обучение гимнастическим упражнениям детей школьного возраста
1.3.Обучение гимнастическим упражнениям детей школьного возраста
1.3.1.Младший школьный возраст (7—9 лет)
1.3.2.Средний школьный возраст (10—14 лет)
1.3.3.Старший школьный возраст (15—17 лет)
1.4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ЖЕНЩИНАМИ
1.4.1.Значение гимнастики для лиц среднего, пожилого и старшего возраста
1.4.2.Содержание и формы занятий с различными возрастными Группами
1.4.3. Нагрузка на занятиях и самоконтроль

Работа содержит 1 файл

Методика проведения производственной гимнастики в заданных условиях.doc

— 989.50 Кб (Скачать)

Сутуловатость, возникающая при искривлении  позвоночника в

грудной части, приводит к ограничению экскурсии  грудной клетки, а следовательно, к ухудшению дыхательной функции  легких. К дефектам осанки относятся также искривления позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы), а также плоскостопия.   

  

1.3.Обучение  гимнастическим упражнениям  детей школьного возраста

Простые упражнения часто усваиваются сразу после  показа, объяснения, более сложные  требуют длительного обучения и  применения самых разнообразных  методов и приемов.

Подбор упражнений и методика их проведения в различных  классах зависят от особенностей возраста занимающихся.

1.3.1.Младший  школьный возраст  (7—9 лет)

Особенность детского организма заключается в том, что в ходе роста и развития строение и функции всех органов  и систем непрерывно совершенствуются.

Мышцы детей  эластичны, поэтому они способны выполнять движения по большой амплитуде. Однако упражнения для развития гибкости дети выполняют в соответствии с их мышечной силой. Излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению, а также к нарушению правильной осанки. Развитие силы мышц туловища (особенно статической) имеет большое значение для формирования правильной осанки, которая в этом возрасте неустойчива.

Укрепление мышц стопы, особенно удерживающих в правильном положении продольный и поперечный своды стопы, очень важно для двигательной деятельности (ходьба, бег, прыжки) и профилактики плоскостопия. Процесс окостенения костей стопы заканчивается лишь к 16—18 годам, следовательно, нельзя длительное время выполнять упражнения стоя, а также выполнять прыжки на жесткий грунт и с высоты более 80 см.

Организм детей  характеризуется малой экономичностью реакции всех органов, высокой возбудимостью  нервных процессов, слабостью процессов  внутреннего торможения. В связи  с этим они быстро утомляются. Поэтому  у детей этого возраста необходимо равномерно развивать все физические качества. Путем активной мышечной деятельности необходимо стимулировать вегетативные функции, которые влияют на обмен веществ в организме и развитие всех систем и органов.

Детям 7—9 лет  рекомендуются следующие упражнения основной гимнастики: ходьба, бег, лазанье по наклонно поставленной скамейке, гимнастической стенке, лестницам, перелезание через препятствие высотой до 1 м, бросание и ловля мячей, метание в цель, переноска набивных мячей, упражнения в равновесии, прыжки (в длину, в высоту до 80 см), акробатические упражнения (перекаты, кувырки, стойки на лопатках — для 2-го класса).

При обучении детей  нужно пользоваться методами показа и рассказа-. Объяснить доступные  упражнения лаконично, просто, понятно. Объяснение должно сводиться к названию конкретных действий и к указанию о том, как их выполнять. Показ следует сопровождать образным рассказом, акцентируя внимание на тех действиях, которые обеспечивают выполнение изучаемого упражнения.

Дети данного  возраста склонны к подражанию. Поэтому, обучая их, целесообразно пользоваться методом имитации и показа. Рекомендуется давать конкретные указания, прыгать по разметкам как можно дальше и выше, попасть в цель, сделать, как делает преподаватель, и т. д.

Изучаемые детьми упражнения должны быть простыми, понятными и доступными.

Необходимо помнить, что дети быстро устают, но после  кратковременного отдыха снова способны выполнять двигательные действия. Следовательно, упражнения должны быть непродолжительными и чередоваться с короткими паузами для отдыха.

У детей 7—9 лет  двигательные навыки формируются медленнее, чем у 10—13-летних, и часто удачное  выполнение чередуется с неудачным. Чем сложнее по координации упражнение, тем четче выражен процесс  скачкообразного становления двигательных навыков. Для быстрейшего становления двигательных навыков необходимо изучаемые упражнения повторять по 6—8 раз в каждом занятии, причем в относительно постоянных условиях (из одного и того же исходного положения, в одном и том же темпе) и по 2— , 3 раза в один подход.

Дети младшего школьного возраста склонны к  играм, к фантазированию, позволяющему им легче представлять себе различные  двигательные действия в играх. Поэтому  рекомендуется большинство упражнений приближать к играм или проводить  в форме игр. Для организации занятий надо применять фронтальный, групповой, поточный и игровой способы.

Особенности мальчиков  и девочек этого возраста выражены незначительно, поэтому различий в  методике и содержании упражнений нет. 

1.3.2.Средний  школьный возраст  (10—14 лет)

В среднем школьном возрасте на занятиях основной гимнастикой  продолжается дальнейшее физическое развитие и укрепление растущего организма  детей, воспитываются морально-волевые  качества, более детально изучаются  основные двигательные навыки, а также умения оценивать свои движения во времени, пространстве и по степени мышечных усилий.

Дети до 12 лет (мальчики) и 11 лет (девочки) по возрастной периодизации относятся ко второму  детству, а 13—14 лет (мальчики) и 12—13 лет (девочки) — к подростковому возрасту.

Рост и развитие детей среднего школьного возраста происходят неравномерно. Особенно выделяется начало периода полового созревания (И—13 лет), в котором бурно протекают  морфологические и функциональные изменения во всех системах организма. Пути развития мальчиков и девочек различны. Девочки значительно прибавляют в весе и уступают мальчикам в силе, скорости, выносливости. Общим для подростков является то, что масса тела у них всегда относительно меньше длины тела, а у быстро растущих это особенно ярко выражено.

Высокая возбудимость и лабильность нервно-мышечного  аппарата способствуют значительному  развитию быстроты движений. В 13—14 лет  подростки по скорости мышечных сокращений достигают максимума. Поэтому у  них нужно развивать динамическую силу, быстроту и ловкость (последнее обусловлено созреванием двигательного анализатора).

Следует также  развивать гибкость, учитывая, что  тонические сопротивления мышц растягиванию после 12 лет значительно увеличиваются. Процесс формирования двигательных навыков у детей 11—13 лет проходит значительно быстрее, чем у 8—9-летних, поэтому они способны овладевать более сложными упражнениями.

Детям 10—11-летнего  возраста также нужны краткие  объяснения при разучивании упражнения. Однако они уже способны различать  детали изучаемых упражнений и могут выполнять знакомые или похожие упражнения по рассказу. При обучении новому, показ и объяснение обязательны.

Изучаемые упражнения в каждом уроке необходимо повторять 6—8 раз. Они усваиваются быстрее, если дети повторяют их по 2— 3 раза за один подход.

Основное методическое положение в обучении детей этого  возраста— изучение материала в  строгой методической последовательности. Учебный материал должен усваиваться  небольшими частями, последовательно, начиная с самых простых и  легких форм.

Умению оценивать  действия в пространстве, во времени  и по силе необходимо обучать детей  при формировании у них различных  двигательных навыков. Например, при  обучении ходьбе и бегу нужно научить  детей ходить и бегать с разной длиной и частотой шагов. Для этого необходимо предлагать детям ходить и бегать по разметкам, расположенным на различном расстоянии. Регулярное выполнение заданий в ходьбе и беге по разметкам дает возможность детям научиться управлять длиной шага, а с помощью бега с. различной частотой шагов по тем же разметкам — овладеть скоростью движений.

Обучая метанию, нужно давать задания бросать  мяч на различные расстояния, определять расстояние, на которое брошен мяч, а также вес бросаемого предмета, бросать на одно и то же расстояние предметы разного веса.

Дети должны научиться также технике лазанья  и уметь определять скорость лазанья.

Следует учитывать  склонность девочек этого возраста к танцевальным движениям, которые  должны применяться для укрепления мышц ног, туловища, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Постепенное и  строго последовательное освоение учебного материала по частям (путем выполнения конкретных учебных заданий) позволит успешно обучать детей различным  двигательным действиям из программы  по физическому воспитанию. Важно  планировать учебный материал так, чтобы начальное обучение какому-либо двигательному действию повторялось на каждом занятии до тех пор, пока не будет освоена хотя бы его простейшая форма.

Обучение двигательным действиям детей среднего школьного  возраста имеет свои особенности. Этот возраст совпадает с периодом полового созревания и характеризуется увеличением средних годичных прибавок роста и веса тела. Быстрый рост тела в длину вызывает вытягивание мышц, сухожилий, нервных путей, кровеносных сосудов. Вследствие этого и ряда других факторов, связанных с действиями гормонов желез внутренней секреции, движения подростков на некоторое время становятся менее точными и менее координированными. Как правило, у таких подростков нарушается осанка. Особенно это заметно у быстро растущих детей и нерегулярно занимающихся физическими упражнениями. Подростки (мальчики) обычно стремятся к самостоятельности, хотят быстрее стать сильными, ловкими, смелыми и, подражая взрослым, преувеличивают свои возможности. Они стремятся быстрее сделать упражнение и мало обращают внимания на детали техники. Это объясняется психологическими особенностями подростков, а также особенностями формирования двигательных навыков у детей этого возраста.

Если при обучении сравнительно легким двигательным действиям первая фаза формирования навыка проходит значительно быстрее последующих, то при обучении более сложным упражнениям, требующим проявления физических качеств, а также пространственной и временной точности движений, начальная фаза формирования навыка протекает значительно медленнее, чем остальные.

Неумение оценивать  свои движения в пространстве, во времени, а также по степени мышечных усилий часто приводит к тому, что навык  закрепляется с ошибками.

Следует также  учитывать, что двигательная функция  наиболее интенсивно развивается у детей 13—14 лет, поэтому они способны овладевать довольно сложными по координации двигательными действиями, причем им доступны более детальный рассказ и анализ изучаемых упражнений. Метод показа изучаемых упражнений также обязателен.

В процессе обучения подростков двигательным действиям  можно применять различные методы и приемы, рассмотренные выше.

Среди новых  методов обучения можно назвать  метод пред - писаний алгоритмического типа. Этот метод тесно' связан с  программированным обучением и является его частью.

Предписания алгоритмического типа предусматривают разделение учебного материала на части (дозы, порции или  учебные задания) и обучение занимающихся этим частям в строго определенной последовательности. Только овладение первой серией учебных заданий дает право переходить ко второй серии. Так, под строгим контролем преподавателя или самих занимающихся изучаются предписанные действия, выполнение которых дает возможность освоить то или другое гимнастическое упражнение или серию однотипных упражнении.

Обучение методом  алгоритмических предписаний дает положительные результаты. Двигательные навыки формируются сравнительно быстро и без ошибок.

При составлении  предписаний алгоритмического типа необходимо учитывать следующие  требования:

1.В предписаниях  надо точно указывать характер  каждого действия, исключать случайность  в их выборе; они должны быть  доступными всем, кому они предписаны.

2.Предписания  алгоритмического типа могут  быть составлены как для одного  двигательного действия, так и для их серий, имеющих структурное сходство, но обязательно доступных на любом этапе обучения.

3.Все учебные  задания должны быть взаимосвязаны,  и сложность их должна возрастать  постепенно.

Первая серия  учебных заданий содержит упражнения на развитие физических качеств, которые необходимы для успешного выполнения изучаемого двигательного действия. В одних случаях достаточно развивать только силу определенных групп мышц, в других — гибкость, в-третьих — быстроту мышечных сокращений, а иногда и все названные качества.

Для развития физических качеств целесообразно выполнять  упражнения в подтягивании, сгибание рук в упоре, поднимание ног в  висе, прогибания, наклоны и др.

Вторая серия  учебных заданий должна включать упражнения для освоения исходных и  конечных положений, которыми начинаются и заканчиваются изучаемые двигательные действия. Умение правильно выполнять исходное и конечное положения' в гимнастике обязательно. Первая и вторая серии учебных заданий могут осваиваться одновременно или в разное время.

Информация о работе Методика проведения производственной гимнастики в заданных условиях