Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 19:38, контрольная работа
Социологу часто необходима информация о таких явлениях и процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят достаточно полного отражения в различных документах, используемых в социологическом анализе. Например, информация о мотивах, интересах, предпочтениях людей, лежащих в основе их поведения, жизненных планах, структуре отношений в трудовых коллективах, о семейной жизни и бытовой деятельности.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие опроса…………………………………………………………………5
2. Виды опросов…..………………………………………………………..8
2.1.Анкетный опрос……………………………………………………..8
2.2.Интервью.……………………………………………………………….....9
2.3. Методические требования к вопросам………………………………....13
3.Техника проведения опроса………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………...20
Список использованной литературы…………………………………………..26
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Петрозаводский государственный университет»
Кольский филиал
Кафедра социальной работы
дований в социальной работе»
МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА
специальности 350500-
Социальная работа
Владимировны
Апатиты 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие опроса………………………………………………………………
2. Виды опросов…..……………………………………………………
2.1.Анкетный опрос……………………………………………………..8
2.2.Интервью.……………………………………………
2.3. Методические требования к вопросам………………………………....13
3.Техника проведения опроса………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..26
Введение
Социологу часто необходима информация о таких явлениях и процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят достаточно полного отражения в различных документах, используемых в социологическом анализе. Например, информация о мотивах, интересах, предпочтениях людей, лежащих в основе их поведения, жизненных планах, структуре отношений в трудовых коллективах, о семейной жизни и бытовой деятельности. Источником такой информации, необходимой для научного изучения социальных процессов, являются непосредственные участники этих процессов – люди, их высказывания о своих собственных мнениях, настроениях, поступках и об окружающей их реальности. Получить такую информацию можно с помощью опроса.
Метод опроса,
основанный на грамотно
Современные возможности стандартизации вопросов анкеты (применение закрытых вариантов формулировок вопросов) позволяют получать унифицированное описание множества индивидуальных единичных высказываний людей, давая возможность использовать для обработки и анализа оперативную и мощную вычислительную, технику и методы математического анализа.
Наконец, важное достоинство метода – широта охвата разнообразнейших сфер социальной практики. Кажется, нет таких проблем в жизни современного общества, о которых социолог не мог бы получить информацию, обратившись с вопросником к различным слоям населения. В связи с этой последней особенностью познавательные возможности метода часто кажутся социологам почти универсальными. Однако необходимо учитывать, что информация, полученная социологом от респондентов, отражает изучаемую реальность в том виде, как она «преломилась» в сознании опрашиваемых. Поэтому не всегда можно ставить знак равенства мёжду объективной реальностью, выступающей предметом: исследования, и данными, отражающими мнения людей о фактах их поведения и сознания, о событиях, явлениях. Следует всегда учитывать возможные смещения, связанные с особенностями отражения социальной практики в сознании людей, а также направления и. размеры этих смещений.
1.Понятие опроса
В основе метода опроса лежит совокупность вопросов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), ответы которого и образуют необходимую исследователю информацию, В любом варианте опрос представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения. Связь между главными его участниками — исследователем и респондентом — обеспечивается с помощью различных «промежуточных звеньев», влияющих на качество получаемых данных.
Во-первых, это анкета или план интервью, т. е. перечень вопросов, в которых эмпирически описывается изучаемая проблема, «переведенная» на язык обыденного сознания опрашиваемых. Социолог, формулирующий вопросы анкеты, создающий инструкции для анкетеров и интервьюеров, предопределяет, унифицирует будущие ситуации опроса, которые многократно «тиражируются» исполнителями опроса в различных районах, коллективах, ситуациях. При этом автоматически «тиражируются» и все исходные параметры, качеств, которые заложены в эти документы на стадии их проектирования и испытания.
Во-вторых, это анкетер или интервьюер, непосредственно обеспечивающие заполнение вопросников каждым респондентом. При этом если интервьюирование предполагает личное общение интервьюера с опрашиваемым; то при анкетировании респондент сам заполняет вопросник после соответствующего инструктажа, проведенного анкетером. Именно анкетеры и интервьюеры воссоздают по заданным образцам предусмотренные исследователем стандартные ситуации опроса, но делают они это в меру своего понимания стоящих перед ними задач, своей квалификации, опыта, добросовестности психологических особенностей.1
Наконец, в-третьих, это ситуация опроса, его условия, складывающиеся из житейских ситуаций респондентов на момент опроса, их эмоциональных2 состояний, их норм, обычаев и традиций, представлений и отношения к опросу.
Таким образом, социально-психологическое взаимодействие, составляющее основу опроса, имеет сложную и чрезвычайно подвижную, изменчивую структуру, включающую множество факторов, способных влиять на качество получаемых данных.
Такого разнообразия положительных и отрицательных факторов, сопутствующих получению информации от человека, и встречающихся во множестве изменчивых сочетаний не имеет, пожалуй, ни один метод прикладной социологии, кроме опроса. Изучение и учет влияния этих факторов для каждого конкретного исследования требуют от социолога тщательного теоретического обоснования методики опроса, а также экспериментальной проверки надежности опросного инструментария перед началом массового опроса.
Таким образом, организационно-экономические преимущества на стадии проведения опроса (оперативность, простота, экономичность) |требуют от социолога серьезных дополнительных усилий на стадии разработки программы и методического инструментария, связанных с их проверкой и отработкой их надежности.
Обобщая сказанное, можно
сказать, что опрос — метод
получения первичной социологич
Его основное назначение
состоит в получении социологич
2.Виды опросов
В социологических исследованиях используются различные виды опросов. По формам контакта исследователя и респондента выделяют варианты опроса:
а) личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный);
б) индивидуальный или групповой;
в) свободный или формализованный, фокусированный (направленный).
г) устный или письменный;
д) сплошной или выборочный;
е) по месту жительства или работы.
В самом общем плане опрос сводится к двум разновидностям:
1) анкетирование – опосредованный, письменный опрос,
2) интервью – непосредственный, устный опрос.
2.1. Анкетный опрос
Анкетный опрос – один из основных видов опроса, особенностью которого является использование анкеты, заполняемой респондентом. Анкета или опросный лист заполняется респондентом самостоятельно (в отличие от интервью) и поэтому должна быть для него предельно понятной.5
Композиция анкеты:
1. Титульный лист и вводная часть. Указывается, кто и с какой целью проводит опрос, приводится инструкция заполнения анкеты, определяется способ возврата анкеты.
2. Основная (содержательная) часть:
а) контактные вопросы: заинтересовывают респондента, простые в своих формулировках,
б) основные вопросы: содержание их полностью определяется целями и задачами исследования,
в) заключительные вопросы: снимают напряжение.
3. Социально-демографическая часть – паспортичка об объективном положении, статусе опрашиваемого. В заключение выражается благодарность за участие в опросе.
Анкета не должна быть очень большой, время ее заполнения не должно превышать 45 минут – в противном случае притупляется внимание, ослабевает интерес. Имеет значение подготовка процедуры опроса – наличие спокойного места, карандаша, возможности самостоятельно ответить на вопросы анкеты.6
Отсутствие помощи со стороны анкетера при заполнении сложных вопросов и отсутствие контроля исследователя за возможным влиянием на ответы ближайшего окружения респондента – это недостатки анкетного опроса. Преимущество его – минимум влияния анкетера на респондента.
Виды анкетирования: раздаточное, почтовое, прессовое.
Раздаточное анкетирование – наиболее надежный вид опроса, когда респондент получает анкету непосредственно из рук социолога. В зависимости от числа одновременно опрашиваемых такие вопросы называются индивидуальными и групповыми.
Почтовый опрос – распространение анкет путем почтовой рассылки. Для увеличения процента возврата анкет вместе с анкетой вкладывается сопроводительное письмо, различные сувенирные открытки и т.д.
Преимущества почтового опроса:
1) прост в организации и проведении;
2) позволяет провести опрос одновременно на большой территории;
3) позволяет выбрать респонденту удобное для него время заполнения;
4) отсутствует психологический барьер, который может возникнуть при прямом контакте с анкетером.