Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:38, аттестационная работа
Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлена уровнями развития физических качеств, технико-тактического мастерства, а также психологической и интеллектуальной подготовленности футболистов. Совершенствование подготовленности обеспечивается как в ходе тренировочного процесса, так и непосредственно во время игры.
В практике довольно
часто эффективность учебно-
Для оценки уровня физической подготовленности в процессе тренировки используют комплексный педагогический контроль, основанный на системном проведении высокоинформативных тестов.
Объективность и
полноту педагогического
оперативного - позволяет судить о влиянии на организм спортсмена однократного выполнения предложенных упражнений;
текущего - позволяет получать информацию о состоянии спортсмена после каждой тренировки или после выступления в каждом отдельном соревновании;
этапного - необходим для оценки уровня общей и специальной работоспособности при длительном участии спортсмена в тренировках и соревнованиях. По результатам этапного контроля, который проводится 2-4 раза в год, составляют программы подготовки в годичном цикле.
«Тестом» называют измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния спортсмена. Процесс испытаний называют тестированием; полученное в итоге измерения числовое значение - результатом тестирования.
Тесты, в основе которых лежат двигательные задания, называют двигательными. Результатами этих тестов могут быть либо двигательные (время прохождения дистанции, количество повторений и т.п.), либо физиологические и биомеханические показатели.
В зависимости от этого В.М. Зациорский (1980) различает три группы двигательных тестов:
• контрольные упражнения - испытуемый должен показать максимальный двигательный результат; контрольные упражнения дают полную и достоверную информацию об уровне физической подготовленности;
• функциональные пробы - регистрируют физиологические или биомеханические показатели при выполнении испытуемыми одинаковой физической нагрузки;
• функциональный
максимальный тест - регистрируют физиологические
или биомеханические
Тесты позволяют определить состояние двигательной функции человека, а именно:
- уровень развития силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, ловкости, гибкости;
- уровень технической подготовленности.
Основные задачи применения моторных тестов, которые в наибольшей степени реализуются в практике физической культуры и спорта:
- получение информации
об уровне развития
- определение эффективности тренировочных методик;
- прогнозирование
достижений тестируемых
- сравнение уровней физической, технической и тактической подготовленности спортсменов;
- прогнозирование
динамики результатов в
- изучение методов
отбора талантливых
- контроль за состоянием здоровья, а также за изменениями, происходящими в организме спортсмена.
В процессе педагогического контроля используют медико-био-логические и педагогические методы. Мы останавливаемся более подробно на последних, так как именно они позволяют определить уровень физической подготовленности спортсменов.
Исследователей привлекает изучение моторики человека -врожденного или приобретенного свойства человеческого организма реагировать при помощи опорно-двигательного аппарата на внешние и внутренние стимулы в виде движений. Спортивная моторика - это двигательные возможности человека, определяемые его результатами в различных физических упражнениях.
Тестирование двигательных возможностей спортсмена - одна из важных областей деятельности спортивных педагогов и научных работников.
В физической культуре и спорте двигательным тестам уделяется особое внимание. Они становятся все более значимым средством прогнозирования спортивных результатов.
Оценка результативности технико-тактических действий футболистов
Важным критерием оценки подготовленности футболистов является результативность технико-тактических действий. Для управления тренировочным процессом тренеру необходимо иметь данные, характеризующие степень реализации функциональных и технико-тактических возможностей игроков, поскольку счет матча не всегда отражает истинный уровень индивидуальной и командной подготовленности
Количественная оценка игровой деятельности позволяет: - определить активность каждого футболиста;
- выявить положительные
и отрицательные факторы
- внести необходимые коррективы в индивидуальную и командную подготовку.
Двигательную активность футболистов регистрируют, как правило, визуально - из-за отсутствия соответствующих инструментальных методик. Поэтому данные, полученные разными наблюдателями, трудно сопоставить. В последние годы разработана методика оценки перемещений игроков на основе компьютерного анализа видеозаписи, но пока она не получила достаточного распространения, поскольку является весьма дорогостоящей.
Технико-тактическая подготовленность футболистов в процессе соревновательной деятельности оценивают путем регистрации количества и точности выполнения следующих технико-тактических действий (ТТД):
- передач (коротких и средних - вперед, назад и поперек, длинных);
- ведения мяча, обводки соперника, отбора, перехвата;
- игры головой;
- ударов по воротам.
Запись технико-тактических действий (ТТД) осуществляют с помощью диктофона или вручную на специальном бланке.
Надежность оценки ТТД футболистов зависит не только от методов их регистрации, но и от правильной классификации. Многолетняя практика изучения ТТД позволяет выделить основные критерии для регистрации действий с мячом.
Запись индивидуальных действий удобно осуществлять на стадионе, когда хорошо видны номера игроков или игроки хорошо знакомы. При регистрации индивидуальных ТТД с помощью диктофона записывают номер игрока, техническое действие и результат. Причем результат фиксируется лишь при неточном выполнении действия - например, «перехват минус». Дополнительно можно обозначить зону поля, в которой выполнен прием.
Запись игры команд-соперниц зачастую приходится наблюдать по телевизору, когда индивидуальные ТТД записать невозможно. При этом целесообразно регистрировать командные ТТД с обязательным учетом зон поля. Принято выделять следующие зоны: зону защиты (I), среднюю зону (II) и зону атаки (III). Полученная при обработке данных информация позволяет выявить слабые и сильные стороны в игре соперников, рассчитать процентное распределение ТТД по зонам поля и соответственно оценить стратегию игры (игра от обороны, зонная защита, прессинг и т.д.).
Данные, записанные
на диктофон, переносят в протокол
и подвергают статистической обработке.
Соотношение неточно
Интерпретируя показатели ТТД, необходимо иметь модельные характеристики соревновательной деятельности, предложенные Г.А. Голденко (1989).
Протокол обработки данных регистрации количества и точности выполнения индивидуальным командных ТТД
Передачи |
Ведение мяча |
Обводка |
Отбор |
Перехват |
Игра головой |
Удары по воротам |
Всего ТТД за игру |
Брак, % | |||||
короткие и средние |
длинные | ||||||||||||
вперед |
поперек, назад |
головой |
ногой | ||||||||||
1-й тайм |
I зона II зона III зона Всего ТТД Брак, % |
||||||||||||
2-й тайм |
I зона II зона III зона Всего ТТД Брак, % |
||||||||||||
Всего ТТД |
|||||||||||||
Брак, % |
|||||||||||||
Соотношение ТТД |
Протокол обработки данных регистрации количества и точности выполнения ТТД
се |
Передачи |
Удары |
|||||||||||
Е? с S ее |
короткие и средние |
се в- |
Обводка |
=я о |
по воротам |
>> о. tH S |
|||||||
се" в о о. tH s о. о; S о В |
поперек, назад |
вперед |
длинные |
S о; S S о; ее о; — |
Отбор |
се РЗ X! о; О. о; В |
о ч о tH се о. tH в |
головой |
ногой |
Р: Ч н н о tH о; о — |
Брак, % | ||
7 (-1) |
29 (-4) |
( |
32 -12) |
5 (0) |
3 (-1) |
3 (-1) |
12 (-4) |
6 (-2) |
- |
2 (0) |
99 (-25) |
25 |
Примечание. Цифры перед скобками обозначают общее количество выполненных действий, цифры в скобках - неточно выполненные действия.
Использовать в качестве модельных общие показатели ТТД (сумма ТТД и процент брака) следует со значительной оговоркой, поскольку от игры к игре они варьируются в довольно широком диапазоне, что обусловлено рядом причин: тактическими задачами, погодными условиями, уровнем соревнований и т.д.
Для примера приведем показатели 13 команд - участниц финального турнира чемпионата мира 1990 г.
Анализ игр ЧМ-90
позволил наметить следующие тенденции,
на которые можно опираться при
оценке технико-тактической
1. Основным средством
ведения игры для ведущих
2. Оценивая ТТД
в играх с высокой степенью
психической и физической
- отбор - 50-60 приемов за игру при браке 45-55%;
- перехват - 35-50 приемов за игру при браке не более 30%;
- обводка - 35-50 приемов за игру при браке 25-30%.
3. Игра головой
в структуре ТТД ведущих
Успех в игре определяют следующие характеристики:
• игровая активность - удары по воротам, сумма ТТД, процент брака во 2-м тайме;
• создание и реализация голевых моментов - длинные передачи плюс удары по воротам, сумма длинных передач, сумма ТТД в зоне атаки;
• техническое мастерство - процент брака за игру;
• игровая инициатива в 1-м тайме - суммарный процент брака в зоне защиты, количество отборов и передач;
• индивидуальное мастерство - передачи вперед, игра головой, обводка;
• создание игрового преимущества в середине поля - сумма ТТД в средней зоне.
Командные показатели ТТД ведущих команд мира на ЧМ-90 (X)
Командные показатели ТТД ведущих команд мира на ЧМ-90 (X)
Команды |
Передачи мяча |
Ведение мяча |
Обводка |
Отбор |
Перехват |
Игра головой |
Удар по |
воротам |
Всего ТТД |
Брак, % | ||
короткие и средние |
длинные |
ногой |
головой | |||||||||
вперед |
поперек и назад | |||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Камерун |
168+13 |
96+73 |
46+22 |
41+7 |
44+10 |
85+28 |
70+23 |
26+6 |
10+4 |
2+1 |
566+39 |
29+6 |
16+3 |
4+7 |
45+8 |
13+10 |
46+9 |
63+5 |
24+8 |
53+8 |
37+21 |
57+21 |
- |
- | |
28+3 |
16+12 |
8+4 |
2+2 |
8+2 |
15+5 |
12+4 |
5+1 |
2+1 |
- |
- |
- | |
Чехословакия |
126+7 |
134+13 |
54+30 |
71+19 |
5+13 |
64+9 |
54+23 |
56+27 |
44+6 |
6+3 |
647+84 |
28+5 |
19+5 |
8+3 |
36+19 |
7+3 |
29+10 |
62+18 |
35+20 |
50+22 |
63+17 |
45+17 |
- |
- | |
20+3 |
23+4 |
8+4 |
11+2 |
8+1 |
8+3 |
9+4 |
8+2 |
3+1 |
1+1 |
- |
- | |
Италия |
169+29 |
207+28 |
49+14 |
73+16 |
55+13 |
39+13 |
46+8 |
60+14 |
13+3 |
4+3 |
713+67 |
21+5 |
20+5 |
8+2 |
44+13 |
5+2 |
24+5 |
45+8 |
28+13 |
44+7 |
72+11 |
62+41 |
- |
- | |
24+2 |
29+3 |
7+2 |
10+2 |
8+2 |
5+2 |
6+2 |
9+3 |
2+1 |
1+1 |
- |
- | |
Ирландия |
82+13 |
106+15 |
54+15 |
31+5 |
6+5 |
54+13 |
46+4 |
96+36 |
9+2 |
3+2 |
698+53 |
33+5 |
27+8 |
33+3 |
52+4 |
6+5 |
38+28 |
56+11 |
24+10 |
41+3 |
66+17 |
55+45 |
- |
- | |
17+2 |
22+4 |
11+3 |
6+1 |
3+2 |
11+2 |
9+1 |
19+6 |
2+1 |
1+1 |
- |
- | |
Аргентина |
146+14 |
144+31 |
45+13 |
63+19 |
59+10 |
55+13 |
44+11 |
48+12 |
7+4 |
2+2 |
612+86 |
28+5 |
24+7 |
11+3 |
53+7 |
10+8 |
31+8 |
60+13 |
33+8 |
43+12 |
64+22 |
64+43 |
- |
- | |
24+2 |
24+4 |
7+2 |
10+2 |
10+2 |
9+2 |
7+1 |
8+2 |
1+1 |
- |
- |
- |