Интегральная подготовка футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:38, аттестационная работа

Описание работы

Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлена уровнями развития физических качеств, технико-тактического мастерства, а также психологической и интеллектуальной подготовленности футболистов. Совершенствование подготовленности обеспечивается как в ходе тренировочного процесса, так и непосредственно во время игры.

Работа содержит 1 файл

Интегральная подготовка футболистов.docx

— 310.61 Кб (Скачать)

В практике довольно часто эффективность учебно-трениро-вочного процесса оценивается только по спортивному результату. Однако полной информации об уровне подготовленности этот обобщенный показатель дать не может, поскольку он зависит от влияния ряда факторов - как постоянно, так и временно действующих. К числу постоянных факторов, обеспечивающих устойчивость состояния организма спортсмена, относят физическую, психологическую и технико-тактическую подготовленность. Временно действующие факторы, которые могут повлиять на спортивный результат, довольно многочисленны: состояние здоровья, уровень судейства, климатические условия, настрой зрителей, особенности спортивно-технического инвентаря и оборудования и многие другие.

Для оценки уровня физической подготовленности в процессе тренировки используют комплексный  педагогический контроль, основанный на системном проведении высокоинформативных  тестов.

Объективность и  полноту педагогического контроля достигают с помощью трех основных его видов:

оперативного - позволяет  судить о влиянии на организм спортсмена однократного выполнения предложенных упражнений;

текущего - позволяет  получать информацию о состоянии  спортсмена после каждой тренировки или после выступления в каждом отдельном соревновании;

этапного - необходим для оценки уровня общей и специальной работоспособности при длительном участии спортсмена в тренировках и соревнованиях. По результатам этапного контроля, который проводится 2-4 раза в год, составляют программы подготовки в годичном цикле.

«Тестом»

«Тестом» называют измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния спортсмена. Процесс испытаний называют тестированием; полученное в итоге измерения числовое значение - результатом тестирования.

Тесты, в основе которых лежат двигательные задания, называют двигательными. Результатами этих тестов могут быть либо двигательные (время прохождения дистанции, количество повторений и т.п.), либо физиологические  и биомеханические показатели.

В зависимости от этого В.М. Зациорский (1980) различает три группы двигательных тестов:

• контрольные упражнения - испытуемый должен показать максимальный двигательный результат; контрольные  упражнения дают полную и достоверную  информацию об уровне физической подготовленности;

• функциональные пробы - регистрируют физиологические  или биомеханические показатели при выполнении испытуемыми одинаковой физической нагрузки;

• функциональный максимальный тест - регистрируют физиологические  или биомеханические показатели.

Тесты позволяют  определить состояние двигательной функции человека, а именно:

- уровень развития  силовых, скоростных, скоростно-силовых  способностей, выносливости, ловкости, гибкости;

- уровень технической  подготовленности.

Основные задачи применения моторных тестов, которые  в наибольшей степени реализуются  в практике физической культуры и  спорта:

- получение информации  об уровне развития двигательных  качеств, которая является весьма важной для определения вида двигательной деятельности;

- определение эффективности  тренировочных методик;

- прогнозирование  достижений тестируемых спортсменов,  которые можно ожидать от них  в определенном временном интервале;

- сравнение уровней  физической, технической и тактической  подготовленности спортсменов;

- прогнозирование  динамики результатов в избранном  виде спорта;

- изучение методов  отбора талантливых футболистов;

- контроль за состоянием здоровья, а также за изменениями, происходящими в организме спортсмена.

В процессе педагогического  контроля используют медико-био-логические и педагогические методы. Мы останавливаемся более подробно на последних, так как именно они позволяют определить уровень физической подготовленности спортсменов.

Спортивная моторика

Исследователей  привлекает изучение моторики человека -врожденного или приобретенного свойства человеческого организма реагировать при помощи опорно-двигательного аппарата на внешние и внутренние стимулы в виде движений. Спортивная моторика - это двигательные возможности человека, определяемые его результатами в различных физических упражнениях.

Тестирование двигательных возможностей спортсмена - одна из важных областей деятельности спортивных педагогов  и научных работников.

В физической культуре и спорте двигательным тестам уделяется  особое внимание. Они становятся все  более значимым средством прогнозирования  спортивных результатов.

Оценка  результативности технико-тактических  действий футболистов

Важным критерием  оценки подготовленности футболистов  является результативность технико-тактических  действий. Для управления тренировочным  процессом тренеру необходимо иметь  данные, характеризующие степень  реализации функциональных и технико-тактических  возможностей игроков, поскольку счет матча не всегда отражает истинный уровень индивидуальной и командной  подготовленности

Количественная  оценка игровой деятельности позволяет: - определить активность каждого футболиста;

- выявить положительные  и отрицательные факторы технико-тактической  деятельности;

- внести необходимые  коррективы в индивидуальную  и командную подготовку.

Двигательную активность футболистов регистрируют, как правило, визуально - из-за отсутствия соответствующих  инструментальных методик. Поэтому  данные, полученные разными наблюдателями, трудно сопоставить. В последние  годы разработана методика оценки перемещений  игроков на основе компьютерного  анализа видеозаписи, но пока она  не получила достаточного распространения, поскольку является весьма дорогостоящей.

Технико-тактическая  подготовленность футболистов в  процессе соревновательной деятельности оценивают путем регистрации  количества и точности выполнения следующих  технико-тактических действий (ТТД):

- передач (коротких  и средних - вперед, назад и  поперек, длинных);

- ведения мяча, обводки  соперника, отбора, перехвата;

- игры головой;

- ударов по воротам.

Запись технико-тактических  действий (ТТД) осуществляют с помощью  диктофона или вручную на специальном  бланке.

Надежность оценки ТТД футболистов зависит не только от методов их регистрации, но и от правильной классификации. Многолетняя  практика изучения ТТД позволяет  выделить основные критерии для регистрации  действий с мячом.

Запись индивидуальных действий удобно осуществлять на стадионе, когда хорошо видны номера игроков  или игроки хорошо знакомы. При регистрации  индивидуальных ТТД с помощью диктофона записывают номер игрока, техническое действие и результат. Причем результат фиксируется лишь при неточном выполнении действия - например, «перехват минус». Дополнительно можно обозначить зону поля, в которой выполнен прием.

Запись игры команд-соперниц зачастую приходится наблюдать по телевизору, когда индивидуальные ТТД записать невозможно. При этом целесообразно  регистрировать командные ТТД с  обязательным учетом зон поля. Принято  выделять следующие зоны: зону защиты (I), среднюю зону (II) и зону атаки (III). Полученная при обработке данных информация позволяет выявить слабые и сильные стороны в игре соперников, рассчитать процентное распределение  ТТД по зонам поля и соответственно оценить стратегию игры (игра от обороны, зонная защита, прессинг и  т.д.).

Данные, записанные на диктофон, переносят в протокол и подвергают статистической обработке. Соотношение неточно выполненных  действий и общего количества ТТД (процент  брака) характеризует техническое  мастерство футболиста.

Интерпретируя показатели ТТД, необходимо иметь модельные  характеристики соревновательной деятельности, предложенные Г.А. Голденко (1989).

Протокол обработки  данных регистрации количества и  точности выполнения индивидуальным командных ТТД

 

Передачи

Ведение мяча

Обводка

Отбор

Перехват

Игра головой

Удары

по воротам

Всего ТТД за игру

Брак, %

короткие и средние

длинные

вперед

поперек, назад

головой

ногой

1-й тайм

I зона

II зона

III зона Всего ТТД Брак, %

                       

2-й тайм

I зона

II зона

III зона Всего ТТД Брак, %

                       

Всего ТТД

                       

Брак, %

                       

Соотношение ТТД

                       

Протокол обработки  данных регистрации количества и  точности выполнения ТТД

се

Передачи

         

Удары

   

Е? с S ее

короткие и средние

   

се в-

Обводка

   

=я о

по воротам

>> о.

tH

S

 

се"

в о о.

tH

s

о.

о; S о

В

поперек, назад

вперед

 

длинные

S

о; S S

о;

ее

о; —

Отбор

се

РЗ X! о; О.

о;

В

о ч о

tH

се о.

tH

в

головой

ногой

Р:

Ч н н

о

tH

о;

о —

Брак, %

 

7

(-1)

29 (-4)

(

32 -12)

5 (0)

3 (-1)

3 (-1)

12

(-4)

6

(-2)

-

2 (0)

99 (-25)

25


Примечание. Цифры  перед скобками обозначают общее  количество выполненных действий, цифры  в скобках - неточно выполненные  действия.

Использовать в  качестве модельных общие показатели ТТД (сумма ТТД и процент брака) следует со значительной оговоркой, поскольку от игры к игре они варьируются  в довольно широком диапазоне, что обусловлено рядом причин: тактическими задачами, погодными условиями, уровнем соревнований и т.д.

Для примера приведем показатели 13 команд - участниц финального турнира чемпионата мира 1990 г.

Анализ игр ЧМ-90 позволил наметить следующие тенденции, на которые можно опираться при  оценке технико-тактической подготовленности футболистов.

1. Основным средством  ведения игры для ведущих команд  мира являются передачи мяча: их примерный вклад в сумму  ТТД составляет 56-60%. Брак при выполнении  коротких и средних передач  вперед не должен быть более  20%, назад и поперек - 10%; при  выполнении длинных передач брак  не должен превышать 30-45%.

2. Оценивая ТТД  в играх с высокой степенью  психической и физической напряженности,  следует ориентироваться на следующие  показатели:

- отбор - 50-60 приемов  за игру при браке 45-55%;

- перехват - 35-50 приемов  за игру при браке не более  30%;

- обводка - 35-50 приемов  за игру при браке 25-30%.

3. Игра головой  в структуре ТТД ведущих команд  мира составляет примерно 5-9%. В  количественном выражении этот  показатель варьируется от 30 до 50 действий. Если брак при выполнении  данного приема менее 13%, то  эффективность игры головой высокая.  Количественные показатели игры  головой и ударов по воротам  некоторых команд - участниц ЧМ-90 представлены в табл. 19.

Успех в игре определяют следующие характеристики:

• игровая активность - удары по воротам, сумма ТТД, процент  брака во 2-м тайме;

• создание и реализация голевых моментов - длинные передачи плюс удары по воротам, сумма длинных  передач, сумма ТТД в зоне атаки;

• техническое мастерство - процент брака за игру;

• игровая инициатива в 1-м тайме - суммарный процент  брака в зоне защиты, количество отборов и передач;

• индивидуальное мастерство - передачи вперед, игра головой, обводка;

• создание игрового преимущества в середине поля - сумма  ТТД в средней зоне.

Командные показатели ТТД ведущих команд мира на ЧМ-90 (X)

Командные показатели ТТД ведущих команд мира на ЧМ-90 (X)

Команды

Передачи мяча

Ведение мяча

Обводка

Отбор

Перехват

Игра головой

Удар по

воротам

Всего ТТД

Брак, %

короткие и средние

длинные

ногой

головой

вперед

поперек и назад

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Камерун

168+13

96+73

46+22

41+7

44+10

85+28

70+23

26+6

10+4

2+1

566+39

29+6

 

16+3

4+7

45+8

13+10

46+9

63+5

24+8

53+8

37+21

57+21

-

-

 

28+3

16+12

8+4

2+2

8+2

15+5

12+4

5+1

2+1

-

-

-

Чехословакия

126+7

134+13

54+30

71+19

5+13

64+9

54+23

56+27

44+6

6+3

647+84

28+5

 

19+5

8+3

36+19

7+3

29+10

62+18

35+20

50+22

63+17

45+17

-

-

 

20+3

23+4

8+4

11+2

8+1

8+3

9+4

8+2

3+1

1+1

-

-

Италия

169+29

207+28

49+14

73+16

55+13

39+13

46+8

60+14

13+3

4+3

713+67

21+5

 

20+5

8+2

44+13

5+2

24+5

45+8

28+13

44+7

72+11

62+41

-

-

 

24+2

29+3

7+2

10+2

8+2

5+2

6+2

9+3

2+1

1+1

-

-

Ирландия

82+13

106+15

54+15

31+5

6+5

54+13

46+4

96+36

9+2

3+2

698+53

33+5

 

27+8

33+3

52+4

6+5

38+28

56+11

24+10

41+3

66+17

55+45

-

-

 

17+2

22+4

11+3

6+1

3+2

11+2

9+1

19+6

2+1

1+1

-

-

Аргентина

146+14

144+31

45+13

63+19

59+10

55+13

44+11

48+12

7+4

2+2

612+86

28+5

 

24+7

11+3

53+7

10+8

31+8

60+13

33+8

43+12

64+22

64+43

-

-

 

24+2

24+4

7+2

10+2

10+2

9+2

7+1

8+2

1+1

-

-

-

Информация о работе Интегральная подготовка футболистов