Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:38, аттестационная работа
Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлена уровнями развития физических качеств, технико-тактического мастерства, а также психологической и интеллектуальной подготовленности футболистов. Совершенствование подготовленности обеспечивается как в ходе тренировочного процесса, так и непосредственно во время игры.
Каждый человек проходит одни и те же стадии развития, однако в сроках и темпах биологического созревания наблюдаются большие индивидуальные различия. Установлено, что в каждом возрасте более зрелые юные спортсмены обычно имеют некоторое преимущество перед сверстниками с нормальными или замедленными темпами полового созревания по уровню развития силовых способностей, функциональному состоянию и росто-весовым показателям.
Примерно у 60-65% девочек 11-13 лет и мальчиков 13-15 лет наблюдается нормальный уровень развития (медианты); для 35-40% подростков характерно ускоренное (акселераты) или замедленное (ретарданты) биологическое развитие.
Аналогичные данные о влиянии индивидуальных темпов полового созревания на проявление двигательных качеств и приспособительные реакции юных спортсменов приводят Г. И. Вербицкий (1972) и Б.А. Никитюк (1978).
Для определения биологического возраста детей и подростков, а также для оценки индивидуальных особенностей развития юных спортсменов целесообразно использовать так называемую «зубную формулу» - простую и доступную для тренера.
Число постоянных зубов
у девочек и мальчиков
Возраст, лет |
Число зубов | |
девочки |
мальчики | |
6 |
8,31 |
8,0 |
7 |
9,0 |
8,7 |
8 |
11,2 |
10,8 |
9 |
14,2 |
13,0 |
10 |
19,3 |
16,7 |
Зубная формула учитывает порядок, сроки прорезывания и смены зубов и является объективным показателем биологического возраста в период от 6 до 13 лет; в последующие годы ее информативность теряется. Для определения возраста необходимо визуально определить наличие или отсутствие молочных зубов, число прорезавшихся постоянных зубов и сравнить полученные данные с нормативными показателями, характерными для того или иного возраста.
Двигательный возраст характеризуется показателями двигательной подготовленности при выполнении спортивных упражнений с учетом особенностей строения тела и паспортного возраста (Р.Н. Дорохов, В.П. Губа, В.Г. Петрухин, 1994; Р.Н. Дорохов, В.П. Губа, 1995; В.П. Губа, 2000). В этом случае биологическая зрелость ребенка не учитывается, что значительно снижает информативность приводимых данных, а следовательно, их прогностическую значимость.
При планировании многолетней подготовки футболистов различной квалификации учет паспортного, биологического и двигательного возраста позволяет раскрыть индивидуальность каждого спортсмена, наиболее полно реализовать программы тренировок (В.Б. Зеличенок, В.Г. Никитушкин, В.П. Губа, 2000).
Для эффективной
организации учебно-
В практике используют различные методики определения индивидуальных норм функционального состояния спортсменов. Градацию индивидуальных норм устанавливают с помощью статистических процедур. За среднюю величину принимают показатели тестов, соответствующие среднему результату в контрольном упражнении.
Индивидуальной
нормой функционального состояния
спортсмена служит диапазон возможных
положительных или
Чем шире диапазон
показателей функциональных систем,
тем выше уровень адаптации к
физическим нагрузкам, а также индивидуальная
норма функционального
В настоящее время
для оценки уровня физической подготовленности
применяют разнообразные тесты,
которые имеют различную
Индивидуальные
особенности юных спортсменов характеризуют
критерии, адекватно отражающие мощность,
экономичность и устойчивость функционирования
систем жизнеобеспечения организма. Эти
критерии позволяют выявить
С учетом вышеизложенного необходимо отметить, что в настоящее время возрастные нормативы выполнения контрольно-педагогических испытаний (тестов) физической подготовленности спортсменов, разработанные специалистами, в основном ориентированы на календарный (паспортный), а не на биологический возраст.
Учет паспортного, биологического и двигательного возраста позволит тренеру-преподавателю правильно определить дозировку физической нагрузки в различные возрастные периоды.
При оценке перспективности спортсменов определенное внимание уделяется выявлению их морфофункциональных и конституциональных особенностей. В процессе спортивной тренировки целесообразно ориентироваться на комплекс параметров, определяющих рост спортивного мастерства: морфологические показатели; состояние функциональных систем организма; уровень развития специфических физических качеств и темпы их прироста под влиянием специальной тренировки; биомеханические параметры основных двигательных действий; свойства высшей нервной деятельности и психологические особенности.
В науке об индивидуальном развитии - ауксологии - ключевыми понятиями являются «рост» и «развитие» (Ю.М. Арестов, 1978; Б.А. Никитюк, 1996).
Попытаемся кратко раскрыть смысл этих понятий.
Многочисленными исследованиями
установлено, что учет особенностей
периодов роста и развития организма
человека способствует более качественной
организации и построения системы
спортивного отбора и оптимальному
сочетанию тренировочных
Рост и развитие человека запрограммированы генетически, однако влияние наследственности определяет лишь общий план развития. Окончательная реализация генетической программы в значительной степени зависит от условий внешней среды.
Рост и развитие осуществляют только в одном направлении и состоят в последовательном «прохождении» отдельных фаз (периодов) жизни. Возрастные изменения происходят неравномерно: периоды ускоренного развития чередуются с периодами его замедления и относительной стабилизации.
Индивидуальное развитие организма происходит гетерохронно, т.е. различные органы и системы формируются в разные сроки. В отдельные периоды жизни (например, в период полового созревания) гетерохронность может усиливаться.
Влияние наследственности и средовых факторов изменяется с возрастом. В первые годы жизни, а также в пубертатный период повышается чувствительность организма к воздействиям факторов внешней среды. Эффективность этих воздействий зависит от их степени. Слабые воздействия не оказывают существенного влияния на организм, сильные могут затормозить развитие. Наибольший эффект оказывают средние (оптимальные) воздействия.
Воздействие внешней
среды зависит также от так
называемой индивидуальной нормы реакции
организма, которая определяется возрастом,
полом, индивидуальными особенностями,
уровнем тренированности и
Понятие «норма реакции»
введено генетиками, но имеет также
фенотипический смысл. Норма реакции
не только наследуется, но и реализуется
при взаимодействии организма со
средой. Анализ ростовых процессов
у детей в различных
Проблема оценки перспективности спортсмена может быть успешно решена при комплексном изучении медико-биологических и педагогических аспектов системы спортивного отбора.
В многочисленных научных публикациях освещаются медико-биологические аспекты спортивного отбора и спортивной ориентации (В.М. Волков, 1962; Н.А. Фомин, В.П. Филина, 1980; С.В. Хрущев, 1982; Б.А. Никитюк, 1996; В.К. Бальсевич, 2000; и др.).
Под воздействием физической нагрузки происходят существенные изменения в костной системе и связочном аппарате спортсмена, их развитие у юношей в 16-18 лет еще не закончено. Костные эпифизарные диски полностью срастаются с телом позвонка к 24 годам; срастание ядер окостенения верхних конечностей продолжается с 16 до 25 лет, а тазовых костей - с 14 до 20 лет. Окостенение фаланг пальцев рук у юношей происходит в 16-22 года, а фаланг пальцев ног - на 1-2 года раньше. С 15-17 лет рост тела в длину замедляется, явно преобладает рост в ширину. Кости становятся более толстыми и прочными, но процесс окостенения еще не завершается, поэтому следует избегать чрезмерных нагрузок, связанных с поднятием тяжестей.
Большинство спортивных антропологов и исследователей при оценке перспективности спортсменов определенное значение придают морфофункционалъным показателям и конституциональным особенностям индивида (Э.Г. Мартиросов, 1982; Б.А. Никитюк, 1984; Р.Н. Дорохов, В.П. Губа, 1985; и др.). Для некоторых видов спорта длина и масса тела могут служить достаточно надежными прогностическими показателями перспективности спортсмена. Так, высокорослый легкоатлет-метатель с большой массой тела имеет несравненно лучшие перспективы, чем низкорослый или спортсмен среднего роста.
В ряде видов спорта предпочтителен высокий рост при относительно небольшой массе тела. Эти особенности физического развития учитываются при построении идеальной модели спортсмена.
Определенное значение для достижения высоких результатов имеют длина и масса тела, росто-весовой индекс, длина конечностей и отдельных их сегментов; соотношение костного, мышечного и жирового компонентов состава тела; показатели функционального развития и уровня развития физических качеств и способностей.
Комплектование относительно однородных групп спортсменов осуществляется на основе большего сходства в особенностях строения тела, которые непосредственно определяют спортивно-технический результат. Спортсмен с соответствующим данному виду спорта телосложением будет иметь более высокие потенциальные возможности по сравнению с теми, у кого недостатки строения тела необходимо компенсировать за счет развития двигательных качеств и техники.
Подавляющее большинство рекордсменов мира, Европы и России, призеров и финалистов крупнейших международных соревнований при высоком росте (176-188 см) имеют относительно небольшую массу тела (63-78 кг), большой росто-весовой индекс (10-20 ед.), слабо выраженный подкожный жировой слой.
Темпы увеличения длины и массы тела у подростков имеют существенные различия, которые нужно учитывать в процессе спортивного отбора. Установлено, что резкое увеличение длины тела у мальчиков начинается с 12 лет, а массы тела - с 13 лет.
В подростковом и младшем юношеском возрасте отмечаются высокие темпы прироста длины тела; увеличиваются масса тела и мышечная масса.
Наиболее интенсивный прирост длины тела наблюдается с 13 до 14 лет (на 9-10 см) и с 14 до 15 лет (на 7-8 см). Темпы прироста снижаются к 16-17 годам: с 15 до 16 лет - на 5-6 см в год, с 16 до 17 лет - только на 2-3 см. Прирост длины тела в основном заканчивается к 18 годам.
В процессе спортивного отбора необходимо учитывать особенности формирования скелета, развития мышечной системы (И.И. Бахрах, Р.Н. Дорохов, 1975; Г.С. Туманян, Э.Г. Мартиро-сов, 1976; Р.Н. Дорохов, Д.П. Рыбчинская, 1977; Б.А. Никитюк, 1978; и др.).
Мышцы являются активной частью опорно-двигательного аппарата: благодаря их сократительной способности человек выполняет всевозможные движения. Мышечная система человека оценивается по совокупности взаимообусловленных параметров, характеризующихся различными свойствами мышц, показателями мышечной массы, мышечной силы и работоспособности мышц.
В юношеском возрасте
продолжают заметно изменяться физико-химические
свойства мышц, совершенствуются их функциональные
свойства. Мышечная ткань по химическому
составу приближается к показателям
взрослого человека. В структуре
мышечных волокон усматриваются
признаки морфологической зрелости,
увеличивается масса
Адаптация мышечной системы к физическим нагрузкам связана, в первую очередь, с гипертрофией мышечных волокон. Наблюдается также увеличение их числа: волокна расщепляются продольно или отпочковываются от материнского волокна.
Развитие юношеского организма тесно связано с ростом мышечной массы. С возрастом происходят ее изменения: к 7-8 годам общая масса скелетных мышц увеличивается до 28%, а в 12 лет составляет до 29,4% общей массы тела. К 15 годам масса мышц увеличивается до 32,6%, к 18-ти - до 44,2%. К 20 годам мышечная масса составляет до 40-45% общей массы тела.
Отмечено, что изменения
показателей мышечной массы после
17 лет связаны с внешними воздействиями
(питанием, физическими нагрузками),
а также с генетическими
Занятия спортом
в известной степени