Интегральная подготовка футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:38, аттестационная работа

Описание работы

Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлена уровнями развития физических качеств, технико-тактического мастерства, а также психологической и интеллектуальной подготовленности футболистов. Совершенствование подготовленности обеспечивается как в ходе тренировочного процесса, так и непосредственно во время игры.

Работа содержит 1 файл

Интегральная подготовка футболистов.docx

— 310.61 Кб (Скачать)

С увеличением мышечной массы возрастает и мышечная сила. По данным многочисленных исследований, в развитии силы отдельных мышечных групп имеют место как возрастные, так и половые различия.

Становая сила у  мальчиков от 7 до 12 лет увеличивается  на 11%. Начиная с подросткового  возраста, отмечаются существенные различия в показателях мышечной силы: в 12 лет становая сила составляет в среднем 52 кг, в 15 лет - 92 кг, в 18 лет - 125 кг.

Развитие силы мышц-сгибателей, вследствие их постоянного тонического  напряжения, вызванного действием сил  тяжести конечностей, опережает  развитие мышц-разгибателей. В связи  с этим в тренировочном процессе футболистов необходимо использовать упражнения, специально направленные на укрепление мышц-разгибателей.

В некоторых работах (В.П. Филин, 1974*; В.К. Бальсевич, 1982; В.П. Губа, 1997, 2008) авторы обращают внимание на недостатки в разработке методики силовой подготовки юных спортсменов и в практической реализации ряда методических положений.

У юношей 17-20 лет  содержание подкожной жировой клетчатки  снижается примерно на 3-5%. Мышечная система приобретает мужской  тип развития, т.е. прорисовывается  рельеф основных мышц-сгибателей. Параллельно  увеличиваются сила и выносливость мышц. Юноши предпочитают заниматься упражнениями, направленными на развитие мышечного рельефа.

Быстрому увеличению мышечной массы и силы способствуют упражнения с отягощениями. Воздействие  физических упражнений на опорно-двигательный аппарат определяется величиной (объемом, интенсивностью) и характером нагрузки (статическая, динамическая, силовая, скоростная и т.д.).

По мнению ряда авторов, при прочих равных условиях динамические упражнения более благоприятно воздействуют на активную часть опорно-двигательного  аппарата (мышцы), чем на пассивную (кости, сухожилия, связки).

При оценке возрастных изменений работоспособности мышц необходимо учитывать не только величину нагрузки, но и ее качественные особенности (локальная или общая, динамическая или статическая), а также энергетические характеристики (работа умеренной, большой, максимальной, субмаксимальной мощности).

Возрастные границы  проявления максимальной мышечной работоспособности  варьируются в весьма широких  пределах.

Нервная система

В возрастных изменениях двигательной функции ведущее место  принадлежит центральной нервной  системе. Морфологическое развитие нервной системы к периоду  полового созревания почти полностью  завершается. В связи с тем, что  у подростков к 12-13 годам происходит стабилизация развития двигательного  анализатора, основные проявления двигательной функции достигают высокой степени  развития. Совершенствование пространственной ориентации связано, в первую очередь, с развитием проприоцептивной чувствительности. В младшем школьном возрасте она достигает такого уровня развития, который создает возможность для разучивания сложных движений. Дети хорошо дифференцируют мышечные ощущения; отдельные технически сложные упражнения для них оказываются более доступными, чем для взрослых. В возрасте 14-15 лет способность к овладению сложными двигательными навыками ухудшается. По-видимому, это связано с интенсивным половым созреванием и относительным замедлением темпов развития двигательного анализатора.

Анализ приведенных  данных показывает, что спортивный отбор необходимо осуществлять с  учетом развития опорно-двигательного  аппарата, уровня функциональной подготовленности, показателей развития физических качеств  и двигательных способностей спортсмена.

Показатели быстроты

В целях эффективности  спортивного отбора в футболе  целесообразно учитывать показатели быстроты (в частности, темп движений) и уровень развития скоростно-силовых  способностей.

В возрасте 7-12 лет  темп движений интенсивно увеличивается  и к 14-15 годам достигает околопредельных значений.

В развитии скоростно-силовых  способностей отмечаются существенные различия, связанные с возрастом. Так, у мальчиков прирост результатов  при выполнении прыжка в длину  с места, характеризующий уровень  развития скоростно-силовых способностей футболиста, наблюдается с 14-15-летнего  возраста.

Функциональное развитие спортсменов

Функциональное  развитие спортсменов характеризуется  показателями жизненной емкости  легких (ЖЕЛ), частоты дыхания (ЧД), максимального  потребления кислорода (МПК), характером энерготрат, а также частотой сердечных сокращений (ЧСС).

В юношеском возрасте значительно увеличиваются размеры  грудной клетки, амплитуда дыхательных  движений; происходят развитие дыхательных  мышц, интенсивное увеличение объема легких (особенно в 15-17 лет). Повышается выносливость дыхательных мышц, увеличивается  жизненная емкость легких, совершенствуется регуляция дыхания. Морфологические перестройки в организме, происходящие при систематических занятиях физическими упражнениями, благоприятно влияют на дыхательную функцию, поэтому дозирование нагрузок нужно производить с учетом особенностей этого возраста.

Так, глубина дыхания  к 20 годам составляет 400 мл. С возрастом  дыхательная система подвергается существенным морфологическим и  функциональным изменениям. Подвижность  грудной клетки ограничивает жесткость  реберных хрящей и возрастные изменения  реберно-позвоночных сочленений. К 20 годам изменение легочных объемов  достигает околомаксимального уровня. В 20-22 года ЖЕЛ составляет в среднем 4914 мл.

Частота дыхания  возрастает до 30-50 вдохов в минуту, вентиляция легких - до 60-110 л/мин, а минутный объем  сердца - до 15-25 л при давлении от 170/65 до 200/50 мм рт.ст. В наиболее напряженные моменты игры в футбол в ткани транспортируется до 4-5 л кислорода в минуту, а кислородный долг достигает величины 10-20 л.

При прогнозировании  потенциальных возможностей футболистов  особое значение имеет определение  величины максимального потребления  кислорода (МПК) тканями организма  и устойчивости их к дефициту кислорода. Считается, что эти показатели обусловлены  генетически (В.Б. Шварц, 1977, 1984; и др.). В частности, это доказывают исследования, проведенные на монозиготных близнецах. Выяснено, что максимальное потребление  кислорода наследственно обусловлено  на 73-79% и более. В процессе тренировки кислородный «потолок» можно  повысить не более чем на 20-30%.

Установлено, что  самый высокий уровень МПК  был зафиксирован в 21-22 года и составлял 3827 мл. Относительная величина МПК  в этом возрасте составляла 51 мл/кг.

Исследования изменений  основных физиологических функций  у футболистов высокой квалификации показали, что во время игры 60-80% времени  они работают в режиме 80-100% от величины МПК, что предъявляет повышенные требования к их аэробным возможностям. Средняя величина потребления кислорода  в процессе игры у футболистов  высокой квалификации колеблется в  пределах от 3,3 до 4,5 л/мин. Энерготраты за 90 мин игры составляют 1490-1980 ккал, что соответствует работе весьма значительной мощности.

Известно, что при  потреблении (расходе) 1 л кислорода  в организме высвобождается около 5 ккал. Энергетические траты и кислородная  потребность при игре в футбол составляют соответственно 0,18 ккал/кг/мин  и 37 мл/кг/мин.

Вариативный характер нагрузок в футболе вынуждает  организм игрока задействовать анаэробный (бескислородный) энергетический потенциал. Это часто приводит к тому, что уровень молочной кислоты в крови может достичь очень высоких значений - 120— 150 мг%. При максимальных нагрузках (а они составляют около 10% от общей нагрузочности игры) количество молочной кислоты в крови и в мышцах возрастает на 30-50%.

Столь высокие величины энерготрат у футболистов возможны при увеличении работы сердечно-сосудистой системы в 8-12 раз по сравнению с ее деятельностью в состоянии покоя.

С возрастом изменяется характер нервно-гуморальной регуляции  функций организма. Например, возрастные изменения сердечно-сосудистой системы связаны с влиянием симпатического и блуждающего нервов. На ранних этапах развития преобладают симпатические влияния. Это проявляется, в частности, в увеличении частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей в состоянии покоя. По мере развития организма усиливается влияние блуждающего нерва.

С возрастом ЧСС  в покое снижается и после 20 лет стабилизируется - в среднем  на уровне 64,5 уд./мин. У футболистов в возрасте 19-20 лет ЧСС в покое более экономична, чем у не занимающихся спортом, и равна 58,5 уд./мин.

Величина ЧСС  у футболистов во время игры имеет  довольно большой диапазон - от 130 до 200 уд./мин. При этом средняя величина ЧСС за игру (в зависимости от игрового амплуа) варьируется от 163 до 177 уд./мин.

Нападающие чаще других игроков работают в зоне активности при ЧСС свыше 180 уд./мин (до 40% от общего времени игры). Для футболистов средней линии более характерна игровая деятельность в режиме 160-180 уд./мин (74% от общего времени игры). Наименее напряженной в этом плане является игра защитников.

Пульсовая стоимость  игры в футбол в течение двух таймов составляет 14 500-16 000 сердечных сокращений. При этом зоны мощности, в которых  приходится работать футболистам во время игры, весьма широки.

Под воздействием физической нагрузки наблюдаются существенные изменения в сердечно-сосудистой системе. В юношеском возрасте сердце увеличивается, а следовательно, возрастает и его объем (на 30-35%). К 17 годам объем сердца увеличивается на 60-70%. Емкость сосудов (рост их поперечников) отстает от объема сердца, вследствие чего развивается юношеская гипертензия.

Пульс также изменяется, что связано с нейроэндокринной перестройкой в организме.

Ударный объем сердца возрастает до величины пульса 120— 130 уд./мин. При дальнейшем увеличении ЧСС ударный объем сердца остается постоянным, а затем, после достижения величины ЧСС 180-190 уд./мин, он начинает уменьшаться.

Критерии и структура спортивного  отбора в ДЮСШ

Одним из начальных  звеньев в подготовке высококвалифицированных  игроков и спортсменов массовых разрядов являются детско-юношеские  спортивные школы (ДЮСШ).

Любая ДЮСШ, расположенная  на территории нашей страны, осуществляет плановую подготовку игроков различного ранга. Работа по подготовке способных  футболистов должна опираться на рационально организованную систему  спортивного отбора.

После агитационной работы в средних школах и других образовательных учреждениях тренеры  записывают всех желающих заниматься футболом. В назначенный день организуются показательные игры команд футболистов  более высокого ранга, чем в спортшколе. Подобные мероприятия помогут заинтересовать футболом большое количество мальчишек.

В структуре спортивного  отбора необходимо систематически оценивать  умение юных игроков проявлять себя в игровой деятельности. Э. Робак (1963) рекомендует оценивать способности к игровой деятельности, не ориентируя детей на победу.

А.А. Тумасян (1968), Р.А. Акрамов (1976), Д.В. Рыбин (2001) предлагают в процессе спортивного отбора ориентироваться на результаты специальных тестов с учетом контрольных нормативов. Ф. Корчек (1967), Э.Б. Вертоградов (1969) отмечают, что при отборе не обязательно проводить контрольные испытания, предусмотренные учебным планом, - следует уделять больше внимания выявлению способностей к игровой деятельности. А.А. Сучилин (1985) считает, что немаловажное значение имеет возраст кандидатов. Обычно спортивные школы набирают на отделение футбола мальчиков 8-10 лет. Уже с этого возраста дети могут полноценно, без вреда для здоровья принимать участие в тренировках.

В.А. Выпилин (1985), В.Г. Макаренко (1985) полагают, что начинать тренировочный процесс в футболе необходимо с 8 лет, что позволит за 8-10 лет упорных тренировок добиться высоких спортивных результатов и воспитать настоящих мастеров.

Исследованиями  В.И. Николаева (1974) установлено: если юные спортсмены начинают тренировочный  процесс позже 8-лет-него возраста, они  могут не догнать своих сверстников  по уровню спортивной подготовленности.

И.И. Бахрах, Ю.А. Арестов (1978), В.А. Калчигин (1972), А.А. Гужаловский, В.К. Бальсевич (1985), В.П. Губа (1987) и др. считают, что в ходе отбора следует учитывать не только возраст, но и морфофункциональные показатели, уровень развития физических качеств. Исходя из этого, можно утверждать, что дети, более сильные физически, крепкого телосложения, легче переносят нагрузки (К. Гриндлер, 1976). По мнению В.М. Зациорского (1970) нельзя заранее определить, какими будут физические показатели, телосложение, масса тела десятилетнего ребенка через 5-7 лет тренировочных занятий. Это говорит о том, что дети с низким и средним уровнями физического развития вполне могут вырасти в настоящих мастеров кожаного мяча, если с ними будет вестись систематическая работа по повышению спортивного мастерства.

Исследуя различные  мнения специалистов в области футбола, надо отметить в их высказываниях  другие факторы, на которые необходимо обращать внимание, - например, умственные способности ребенка, свойства его  характера (С.А. Савин, 1969). Большинство  мальчиков попадают в ДЮСШ с определенными  задатками и выглядят смышлеными, имея к тому же сильную волю.

X. Шетуднер и В. Вольф (1970) считают, что при отборе надо учитывать следующие аспекты:

- умственные способности;

- состояние здоровья;

- исходный уровень  физического развития.

При отборе физические кондиции не являются решающим фактором, но принимать во внимание антропометрические показатели (рост, окружность грудной  клетки, обхват бедра и т.п.) необходимо.

Некоторые авторы обращают внимание на физические данные, но уделяют  незначительное внимание технике. Другие полагают, что основными при отборе должно быть технические умения в  игровых ситуациях. На наш взгляд, надо учитывать все эти аспекты  и их взаимосвязь в деятельности любого тренера. В настоящее время  ряд ДЮСШ проводят отбор, взяв за основу контрольные нормативы, а также  учитывая уровень развития быстроты и координации движений. При отборе юных футболистов необходимо ориентироваться  на быстрых игроков с хорошей  координацией движений и сообразительностью в игровой обстановке (Ю.А. Морозов, 1974). Необходимыми требованиями для  начала занятий футболом являются также  хорошее состояние здоровья спортсмена, хорошая подвижность, умственные способности, проявляющиеся в быстроте реакции  на смену игровой ситуации.

Весь процесс  спортивного отбора В.Д. Кудрявцев (1984) условно разделяет на четыре этапа:

1) предварительный;

2) подготовительный («просеивание»);

3) основной;

4) заключительный (комплектование групп).

Ранняя  спортивная ориентация и отбор 

На каждом этапе  спортивного отбора основная задача тренера - соблюдение педагогического  такта.

Информация о работе Интегральная подготовка футболистов