Интегральная подготовка футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:38, аттестационная работа

Описание работы

Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлена уровнями развития физических качеств, технико-тактического мастерства, а также психологической и интеллектуальной подготовленности футболистов. Совершенствование подготовленности обеспечивается как в ходе тренировочного процесса, так и непосредственно во время игры.

Работа содержит 1 файл

Интегральная подготовка футболистов.docx

— 310.61 Кб (Скачать)

Актуальной проблемой  является ранняя спортивная ориентация и отбор в ДЮСШ на основе выделения  информативных параметров. Ряд специалистов (Ш. Экшер, Я. Зиглер, 1977; Г. Смирнов, М. Бриль, 1978; А. Чанади, 1978; и др.) указывают, что наиболее информативны параметры для спортивного отбора - это антропометрические и функциональные показатели, а также модельные характеристики юных футболистов с целью выбора тренером игрового амплуа для того или иного спортсмена.

Модельные характеристики юных футболистов 7 9 лет для выбора игрового амплуа (по В.П. Губа, 1983)

Возраст

Показатели

Амплуа

вратари и центральные  защитники

полузащитники и  крайние защитники

нападающие

7 лет

Длина тела, см Масса тела, кг Челночный бег ЗхЮ м, с Прыжок в длину с места, см

122-126,4 27-31,4 10,3-10,5

112,4-123,3

116-121,2 16-20,4 10,0-10,5

109,3-119,1

122.5-127,7 21,5-25,9

9,6-9,9

124.6-136,1

8 лет

Длина тела, см Масса тела, кг Челночный бег ЗхЮ м, с Прыжок в длину с места, см

137-144,2 36,6-41,1 10,0-10,5

128,5-132,3

119-126,2 18-26,8 9,8-10,2

118,4-125,6

128-135,2 29-37,8 9,3-9,7

132,4-138,1

9 лет

Длина тела, см Масса тела, кг Челночный бег ЗхЮ м, с Прыжок в длину с места, см

139,2-146,4 39,4-46,6 9,6-10,1

153,4-168,3

122,8-129,7 29,1-29,6 9,4-9,9

114,7-149,9

130,1-137,4 30,4-38,8 9,1-9,4

150,1-153,2


Приведенные в табл. 8 данные отражают уровень развития физических качеств в конкретном возрасте.

Так, упражнение «челночный бег 3*10м» направлено на развитие ловкости, скорости и координации движений. В этом упражнении все качества взаимосвязаны  и в конечном счете определяют не только результат ребенка, но и его двигательные способности (В. Уваров, В. Кудрявцев, 1982). Прыжок в длину с места отражает скоростно-силовые и координационные способности. Эти два теста позволили проследить динамику изменения морфологических и функциональных показателей с целью выработки рекомендаций для начального отбора и в связи с этим индивидуализировать процесс обучения техническим приемам.

Основной этапе

На основном этапе  проводятся учебно-тренировочные занятия (в течение 5-6 месяцев) с повторными контрольными испытаниями.

Подготовительный этап

Затем начинается подготовительный этап, в котором тренер внимательно  изучает индивидуальные способности  своих подопечных. При этом отмечаются такие положительные качества юных футболистов, как интерес к занятиям, быстрое усвоение учебного материала, умение преодолевать трудности и  т.п. Тренер должен контролировать прирост  в развитии физических качеств (если таковой имеется), а также повышение  уровня психологической подготовленности. Для этого проводятся контрольные  испытания - в виде тестов и игровых  заданий. В результате «просеивания»  в состав группы отбираются лучшие.

Предварительный этап

Предварительный этап спортивного отбора проводится, как  правило, в начале учебного года, его  продолжительность - 3-4 месяца. Обычно на этом этапе набранный контингент превышает необходимое число  кандидатов. Отобранные в спортшколу дети проходят комплексный медицинский осмотр в поликлиниках и диспансерах.

Методы и методики оценки физического  развития

аспекты, наметить методические подходы и предложить ряд методик оценки физического  развития юных футболистов для решения  проблемы раннего спортивного отбора и ориентации.Изучение научной и научно-методической литературы позволило выделить менее изученные

Антропометрия

С помощью стандартного антропометрического набора проводились  измерения длиннотных, широтных и обхватных размеров тела, а также измерения толщины кожно-жировых складок с помощью калипера Р.Н. Дорохова (1972). Все измерения проводились в утренние часы.

Оценка мышечной массы. Использовались две методики оценки мышечной массы - Р.Н. Дорохова (1976) и Я. Матейко (1924). Последняя основана на определении так называемого  «среднего радиуса мышечной массы», исходя из четырех обхватных размеров конечностей: плеча, предплечья, бедра и голени.

Радиусы звеньев  тела определяли по обхватным размерам в местах наибольшего развития мускулатуры, т.е. в средней трети плеча, в верхних третях предплечья и бедра, в верхней или средней трети голени.

Оценка костной  массы. Скользящим циркулем по методу Я. Матейко (1928) с точностью до 1,0 мм измеряли четыре параметра:

1) ширину плеча  - расстояние между латеральным и медиальным надмыщелками (Oj);

2) ширину костей  предплечья - расстояние между шиловидными  отростками (02);

3) ширину мыщелков  бедра - расстояние между латеральным и медиальным надмыщелками (Оэ);

4) ширину костей  голени - расстояние над лодыжками  (04).

Оценка жировой  массы тела. Оценка жировой массы  тела проводилась с использованием рекомендаций Я. Матейко. После измерения  толщины кожно-жировых складок  на задней поверхности плеча (Tj), на середине предплечья (Т2), на передней поверхности бедра (Т3) и на задней поверхности голени (Т4) жировая масса тела рассчитывалась по формулам:т0бщ. = (Ti+T2+T3+T4) : 8

Педагогическое  тестирование

Тестирование включает три этапа. Задача первого этапа  -выявить кандидатов для занятий футболом. Для этого необходим конкурсный отбор детей. Задача второго этапа - осуществить углубленный отбор. В процессе отбора проводится медицинский осмотр, фиксируются антропометрические показатели (рост, масса тела и т.п.), а также определяется уровень развития двигательных способностей (в беге, прыжках, разнообразных играх). Отобранные по этим признакам дети допускаются к участию в конкретных испытаниях.

Для поступающих  в ДЮСШ используются следующие виды испытаний.

1. Определение уровня  физической подготовленности. За  основу были взяты следующие  контрольные упражнения:

а) бег на 30 м;

б) прыжок в длину  с места (учитывается лучшая попытка  из трех);

в) бег на 400 м;

г) бег на 60 м;

д) бросок набивного мяча (весом 2 кг) из-за головы.

2. Определение уровня  технической подготовленности. За  основу были взяты следующие  контрольные упражнения:

а) жонглирование  мячом;

б) ведение мяча между препятствиями с последующим  ударом по воротам (3 попытки сильнейшей ногой). Время учитывается

с момента сигнала  к началу выполнения упражнения до пересечения мячом линии ворот  после удара со штрафной линии.

На первом этапе  ребята сдавали контрольные нормативы, характеризующие их общую физическую подготовку. В течение последующих  месяцев юные спортсмены тренировались  строго по расписанию - 3 раза в недельных  микроциклах. После этого в городской  спортивной школе г. Москвы проводились исследования с целью повторного изучения показателей.

Контрольные нормативы  по ОФП для юных футболистов 10-11 лет

Виды упражнений

Оценка, баллы

хорошо

отлично

1.

Бег на 30 м, с

5,8

5,2

2.

Прыжок в длину  с места, см

310

340

3.

Прыжок в высоту, см

95

105

4.

Метание теннисного мяча, м

30

35

5.

Плавание без  учета времени, м

25

-

6.

Бег на лыжах 1 км, мин,

8

7,80

 

или кросс без  учета времени, м

500

1000

7.

Подтягивание на перекладине,

3

5

 

кол-во раз

   

Наблюдение осуществлялось за двумя группами юных футболистов (по 16 человек в каждой) в возрасте 9 лет. Первая группа занималась по государственной  учебной программе; занятия во второй (экспериментальной) группе имели преимущественную направленность на развитие силы и  выносливости.

Вступительные экзамены показали уровень физической и технической  подготовленности кандидатов. При сравнении  результатов двух групп по каждому  виду испытаний выводились средние  показатели.

В ходе тренировочного процесса вторая группа (экспериментальная) имела несколько отличающуюся программу  занятий: ребятам давали задания  на дом; больше времени (по сравнению  с первой группой) уделялось общей  физической подготовке.

Результаты выполнения контрольных нормативов в обеих  группах сравнивались повторно.

Средние показатели выполнения контрольных нормативов (первичные данные)

Виды испытаний

Группа 1

Группа 2

Норматив

1. Бег на 30 м, с

5,50

5,49

5,5

2. Бег на 60 м, с

9,89

9,9

9,9

3. Жонглирование  мячом, кол-во раз

30

31

30

4. Прыжок в длину  с места, см

181

180

180

5. Бросок набивного  мяча весом 2 кг, м

5,41

5,42

5,40

6. Бег на 400 м,  с

90

89

90

7. Удар по мячу  на дальность, м:

     

а) сильнейшей ногой;

23,4

23,5

24

б) слабейшей ногой

17,5

18

18

     

Таблица 11

Средние показатели выполнения контрольных нормативов

(повторные данные)

   

Виды испытаний

Группа 1

Группа 2

Норматив

1. Бег на 30 м, с

5,25

5,2

5,3

2. Бег на 60 м, с

9,6

9,5

9,6

3. Жонглирование  мячом, кол-во раз

36

35

34

4. Прыжок в длину  с места, см

185

187

185

5. Бросок набивного  мяча весом 2 кг, м

6,55

6,65

6,50

6. Бег на 400 м,  с

84

83

84

7. Удар по мячу  на дальность, м:

     

а) сильнейшей ногой;

27,5

28,5

27

б) слабейшей ногой

20

21,5

20


1. Удар по мячу  на дальность сильнейшей ногой.  По результатам в этом упражнении  первая группа юных футболистов,  в тренировочные занятия которой  были включены преимущественно  игровые задания, значительно  уступала экспериментальной.

2. Жонглирование  мячом. Этот технический прием  лучше выполнила первая группа. Если брать за основу средний  показатель, то экспериментальная  группа незначительно ей уступала. Этому способствовал большой  объем занятий, преимущественно  направленных на индивидуальную  работу с мячом.

3. Бег на 400 м.  В учебном плане второй группы  большее количество часов отводилось  на развитие выносливости - в итоге  мальчики этой группы имели  лучшие результаты.

4. Бросок набивного  мяча. Силовой показатель развития  плечевого сустава и участвующих  в работе мышц бросковой руки  оказался выше в экспериментальной  группе.

5. Бег на 30 и 60 м. Скоростные возможности на  коротких дистанциях и средние  показатели (особенно в беге на 60 м) были выше во второй  группе.

6. Прыжок в длину  с места. Лучшие прыжковые возможности  при повторных испытаниях показала  экспериментальная группа.

Дальнейшая работа осуществлялась путем внедрения  в тренировочный процесс личного  листка юного футболиста, по данным которого прослеживалось развитие спортсмена в течение последующих лет  занятий футболом.

Таблица 12

Личный листок юного  футболиста_

Фамилия, имя_

Число, месяц, год  рождения_

Домашний адрес_

Адрес школы_

Средний балл успеваемости в школе_

Период обучения

Рост, см

Контрольные испытания

Для оценки физической подготовленности

Для оценки технической  подготовленности

бег на 30 и 60 м, с

бег на 400 м, с

прыжок в длину  с места, м

бросок набивного  мяча весом 2 кг, м

жонглирование мячом, кол-во раз

ведение мяча и удар по воротам, м

Дата приема в  ДЮСШ

             

Испытательный срок

             

1-й год обучения

             

2-й год обучения

             

3-й год обучения

             

и т.д.

             

Тренер может  устранить возникшие проблемы; для  этого необходимо проанализировать данные личных листков (своевременно заполненных) и внести соответствующие коррективы в тренировочный процесс.

Результаты проведенных  исследований свидетельствуют о  том, что в процессе спортивного  отбора юных футболистов необходимо, наряду с данными врачебного контроля, учитывать антропометрические показатели, уровни физической и технической  подготовленности.

Соматотипирование

Определение соматического  типа спортсмена проводилось по методике Р.Н. Дорохова (1975-1995), предусматривающей  оценку трех уровней варьирования телосложения спортсмена - габаритного, компонентного  и пропорционного.

Оценка габаритного  уровня варьирования. Анализировались  онтогенетические изменения длины  и массы тела; индивидуальные значения этих показателей сравнивались с  табличными.

Информация о работе Интегральная подготовка футболистов