Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:38, аттестационная работа
Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлена уровнями развития физических качеств, технико-тактического мастерства, а также психологической и интеллектуальной подготовленности футболистов. Совершенствование подготовленности обеспечивается как в ходе тренировочного процесса, так и непосредственно во время игры.
Общим для всех проведенных
исследований стал вывод о том, что
чем сложнее поведенческая
Выявлено, что в ходе онтогенеза роль наследственных факторов уменьшается. Так, многолетние исследования на близнецах (11, 20-30 и 35-40 лет) показали, что с возрастом морфофункциональные показатели теряют сходство даже у однояйцевых близнецов, т.е. средовые факторы становятся для них все более значимыми. Это связано с тем, что по мере обогащения жизненного опыта человека относительная роль генотипа в его жизнедеятельности снижается.
В практике спорта известна роль семейной наследственности в развитии организма человека. По П. Астранду, в 50% случаев дети выдающихся спортсменов имеют выраженные спортивные способности. Многие братья и сестры показывают высокие результаты в спорте (например, братья Знаменские, сестры Пресс и др.). Если оба родителя - выдающиеся спортсмены, то высокие результаты у их детей вероятны в 70% случаев.
В большей степени внутрисемейные взаимосвязи проявляются при скоростных, циклических и скоростно-силовых упражнениях. Еще в 1933 г. I. Frischeisen-Kohler было показано, что выраженное внутрисемейное сходство имеют показатели скорости выполнения теппинг-теста (цит. по И.В. Равич-Щербо, 1988). Если оба родителя по результатам теппинг-теста попадали в группу «быстрых», то среди их детей было значительно больше «быстрых» (56%), чем «медленных» (лишь 4%). Если же оба родителя оказывались «медленными», то среди детей преобладали «медленные» (71%); остальные дети были «средними» (29%).
Оказалось, что внутрисемейное сходство в развитии организма человека зависит от характера упражнений, особенностей популяции, порядка рождения детей в семье.
Изучение архивов
в английских закрытых колледжах, где
по традиции обучались дети из состоятельных
семей, показало определенное сходство
двигательных способностей детей и
родителей в 12-летнем возрасте. Достоверная
корреляция была установлена для
некоторых скоростно-силовых
Некоторую противоречивость данных внутрисемейных исследований морфологических показателей генетики объясняют популяционными особенностями (Л.П. Сергиенко, 1987).
Например, характер
внутрисемейных генетических влияний
на длину тела различается в разных
популяциях. В американской популяции
самая высокая корреляционная взаимосвязь
выявлена в парах мать - дочь; затем
отмечалось ее снижение в парах мать
- сын, отец - сын, отец - дочь. В африканской
популяции снижение корреляционной
взаимосвязи в родственных
Интеллектуальные
способности имеют большое
Установлено, что
интеллектуальный потенциал зависит
от порядка рождения детей в семье.
В семьях имеющих 1-3 детей, интеллектуальные
способности в среднем
Генетически зависимыми являются многие показатели, определяющие спортивные способности человека и передающиеся по наследству от родителей к детям.
Специальный анализ наследования спортивных способностей человека был проведен Л. П. Сергиенко (1993) в 163 семьях спортсменов высокого класса (15 мс, 120 мсмк, 28 змс - победителей и призеров Олимпийских игр, чемпионатов мира, Европы и СССР). Оказалось, что чаще всего (66,26%) высокие достижения в спорте отмечались в «смежных» поколениях: дети - родители.
Было установлено, что у родителей, братьев и сестер - выдающихся спортсменов - двигательная активность значительно превышала уровень, характерный для людей обычной популяции. Физическим трудом или спортом занимались 48,7 % родителей - в большей степени отцы (29,71%), чем матери (18,99%); более активными были братья (79,41%), чем сестры (42,05%).
У спортсменов-мужчин не было выявлено ни одного случая, когда мать занималась бы спортом, а отец - нет. У выдающихся спортсменов было гораздо больше родственников мужского пола, чем женского; родственники-мужчины имели более высокую спортивную квалификацию, чем женщины.
Таким образом, у спортсменов-мужчин двигательные способности передавались по мужской линии, а у женщин - преимущественно по женской.
Выдающиеся спортсмены рождались, как правило, в семьях с двумя (44,79%) или тремя (21,47%) детьми и в большинстве случаев были младшими в семье.
Для спортивного отбора детей (особенно на первых его этапах) важное значение приобретают те показатели, которые в наибольшей мере лимитированы наследственностью, носят консервативный характер и потому могут обеспечить любой успешный прогноз. Если же за основу прогноза взять такие факторы, которые зависят от средовых влияний, то, учитывая незавершенность формирования организма в детском возрасте, прогнозирование практически невозможно.
Какие же показатели являются наиболее лимитированными наследственностью и наиболее надежными при определении спортивных способностей?
В результате динамических наблюдений за развитием детей и подростков, а также генеалогических и близнецовых исследований было установлено, что наиболее генетически детермини-рованны морфологические показатели
Возрастная
периодизация как основа эффективной
организации учебно-
При организации
и построении учебно-тренировочного
процесса тренеру необходимы комплексные
знания о возрастных периодах развития
отдельных систем и организма
в целом для достижения его
учениками не только высоких спортивных
результатов, но и спортивного долголетия,
а также с целью сохранения
здоровья по окончании занятий спортом.
Конечно, предлагаемые ниже схемы возрастной
периодизации строятся на усредненных
данных и требуют индивидуальных
уточнений, но это реперы (опорные
точки), на которые следует
При рассмотрении процесса роста и развития детей Е.М. Груздев (1912) предложил выделять четыре периода.
Первый (грудной возраст) - с момента рождения до 1,5 лет. Длина тела (ДТ) в этот период варьируется от 47,5 до 72,5 см; прирост массы тела (МТ) на каждый сантиметр ДТ составляет 3 г.
Второй (раннее детство) - от 1,5 до 5,5 года. ДТ варьируется от 72,5 до 107,5 см; прирост МТ на каждый сантиметр ДТ составляет 2 г.
Третий (младший возраст) - от 5,5 до 12,5 года. Прирост МТ на 1 см ДТ - 2 г.
Четвертый (подростковый возраст): от 12,5 до 14 лет - у девочек и до 16 лет - у мальчиков.
Л.С. Северцев (1962) разделил постнатальный онтогенез на два периода:
1) период собственно индивидуального развития;
2) период половой зрелости, или период способности воспроизвести себе подобных и их воспитать.
A.В. Нагорный
и его ученики (1988) несколько
усовершенствовали
B.В. Бунак (1965) на основании работ московских антропологов выделил стадии и фазы роста. Весь период онтогенеза был разделен на три стадии: прогрессивную, стабильную и регрессивную.
Прогрессивная стадия характеризуется волнообразным изменением базовых антропометрических показателей - чередованием их прироста и снижения. Границей завершения этой стадии является остановка роста тела в длину.
Стабильная стадия отличается увеличением подкожного жирового слоя, а вместе с ним - площади поверхности тела. Возрастают значения росто-весовых индексов как следствие увеличения массы тела.
Регрессивная стадия - это в большинстве случаев уменьшение массы тела, изменение кожных покровов (за счет огрубения соединительной ткани), осанки и длины тела (за счет уменьшения высоты межпозвонковых дисков), снижение скорости и амплитуды движений в основных суставах.
В педагогической практике предложено делить постнатальный период на следующие возрастные периоды:
1) преддошкольный - до 3 лет;
2) дошкольный - от 4 до 6 лет.
3) младший школьный - от 7 до 10 лет;
4) средний школьный - от 11 до 14 лет;
5) старший школьный - после 15 лет.
В 1998 г. на совещании ВОЗ было решено всех субъектов от 1 года до 18 лет называть детьми.
Схема периодизации постнатального онтогенеза человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР (Москва, 1965), представлена в табл. 1.
Таблица 1
Схема периодизации постнатального онтогенеза человека
Возрастные периоды |
Возраст |
Новорожденные |
1-10 дней |
Грудной возраст |
10 дней - 1 год |
Раннее детство |
1-3 года |
Первое детство |
4-7 лет |
Второе детство |
8-11 лет (девочки), 8-12 лет (мальчики) |
Подростковый возраст |
12-15 лет (девочки), 13-16 лет (мальчики) |
Юношеский возраст |
16 -20 лет (девушки), 17-21 лет (юноши) |
Зрелый возраст: 1-й период 2-й период |
21-35 лет (женщины), 22-35 лет (мужчины) 36-55 лет (женщины), 36-60 лет (мужчины) |
Пожилой возраст |
56-74 лет (женщины), 61-74 лет (мужчины) |
Старческий возраст |
75-90 лет (мужчины и женщины) |
Долгожители |
90 лет и старше |
Таким образом, организация учебно-тренировочного процесса должна осуществляться тренером с учетом возрастной периодизации, которая способствует определению уровня развития систем, обеспечивающих точность движения, развитие гибкости или оптимальный прирост силы и находящихся в фазе восприимчивости к конкретным тренировочным воздействиям
Биологический возраст
Биологический возраст отражает степень биологической зрелости (физической, интеллектуальной) организма.
Понятие «биологический возраст» возникло в связи с тем, что дети и подростки одного паспортного возраста нередко отличаются по уровню биологической зрелости на 4-5 лет, обладая большими морфофункциональными возможностями, чем их сверстники.
Биологическая проблема давно уже стала социальной в связи с гетерохронностью развития современных детей и подростков в одной популяции. Различия в возрасте, поле, телосложении, уровне биологического созревания определяют гетерохронность физического развития (В.П. Губа, 1989, 2008; С.Б. Тихвинский, И.М. Воронцов, 1991).
Нередко физическое
и умственное созревание индивида,
функциональная дееспособность двигательного
аппарата и внутренних органов, общее
состояние организма, т.е. все то,
что характеризует так
Вопрос о соотношении
между паспортным и биологическим
возрастом у детей и подростков
привлекает внимание представителей многих
научно-практических дисциплин: спортивной
медицины, возрастной физиологии, педагогики,
теории и методики физического воспитания
и др. Это связано с тем, что
биологический возраст в
Биологический возраст, как указывают Р.Е. Мотылянская (1956), K.Tittel и H.Wutscherk (1992), отражает морфофунк-циональную зрелость отдельных систем и организма индивида в целом, т.е. в большей степени, чем паспортный, дает представление о работоспособности, уровне проявления основных двигательных качеств и характере приспособительных реакций на различные по объему и интенсивности тренировочные нагрузки.
Критериями оценки биологического возраста могут быть морфологические, функциональные и биохимические показатели, диагностическая ценность которых изменяется в зависимости от периода созревания организма.
Морфологические показатели чаще отражают зрелость скелета (сроки его оссификации), зубную зрелость (прорезывание и смена зубов), зрелость форм (пропорций) тела, развитие первичных и вторичных половых признаков.
Функциональные показатели отражают зрелость нервной системы, опорно-двигательного аппарата и вегетативных систем (дыхания, кровообращения и т.п.).
К биохимическим
показателям относят ряд
Для оценки биологического возраста в период полового созревания обычно используют учет первичных и вторичных половых признаков. Среди большого числа разных схем, предложенных для определения биологического возраста детей, наиболее распространены схемы В.В. Бунака (1965) и J.Tanner (1955).
Одним из надежных
критериев определения
В исследованиях И.И. Бахраха (1966, 1968) показано, что подростки мужского пола одного и того же паспортного возраста, имеющие различные темпы полового созревания, значительно различаются по уровню морфофункциональных показателей. В связи с этим следует отметить, что характер физического развития и особенности адаптивных реакций внешнего дыхания и кровообращения у них в большей степени связаны с индивидуальными темпами полового созревания, чем с паспортным возрастом.