Интегральная подготовка футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:38, аттестационная работа

Описание работы

Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлена уровнями развития физических качеств, технико-тактического мастерства, а также психологической и интеллектуальной подготовленности футболистов. Совершенствование подготовленности обеспечивается как в ходе тренировочного процесса, так и непосредственно во время игры.

Работа содержит 1 файл

Интегральная подготовка футболистов.docx

— 310.61 Кб (Скачать)

Общим для всех проведенных  исследований стал вывод о том, что  чем сложнее поведенческая деятельность человека, тем менее выражено влияние  генотипа и тем больше роль факторов среды. Например, для простых двигательных навыков генетический фактор имеет более важное значение, чем для более сложных (Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов, 2000).

Выявлено, что в  ходе онтогенеза роль наследственных факторов уменьшается. Так, многолетние  исследования на близнецах (11, 20-30 и 35-40 лет) показали, что с возрастом  морфофункциональные показатели теряют сходство даже у однояйцевых близнецов, т.е. средовые факторы становятся для них все более значимыми. Это связано с тем, что по мере обогащения жизненного опыта человека относительная роль генотипа в его жизнедеятельности снижается.

В практике спорта известна роль семейной наследственности в развитии организма человека. По П. Астранду, в 50% случаев дети выдающихся спортсменов имеют выраженные спортивные способности. Многие братья и сестры показывают высокие результаты в спорте (например, братья Знаменские, сестры Пресс и др.). Если оба родителя - выдающиеся спортсмены, то высокие результаты у их детей вероятны в 70% случаев.

В большей степени  внутрисемейные взаимосвязи проявляются  при скоростных, циклических и  скоростно-силовых упражнениях. Еще  в 1933 г. I. Frischeisen-Kohler было показано, что выраженное внутрисемейное сходство имеют показатели скорости выполнения теппинг-теста (цит. по И.В. Равич-Щербо, 1988). Если оба родителя по результатам теппинг-теста попадали в группу «быстрых», то среди их детей было значительно больше «быстрых» (56%), чем «медленных» (лишь 4%). Если же оба родителя оказывались «медленными», то среди детей преобладали «медленные» (71%); остальные дети были «средними» (29%).

Оказалось, что внутрисемейное сходство в развитии организма человека зависит от характера упражнений, особенностей популяции, порядка рождения детей в семье.

Изучение архивов  в английских закрытых колледжах, где  по традиции обучались дети из состоятельных  семей, показало определенное сходство двигательных способностей детей и  родителей в 12-летнем возрасте. Достоверная  корреляция была установлена для  некоторых скоростно-силовых упражнений: бега на 50 ярдов (р=0,48), прыжков в длину с места (р=0,78). Корреляция отсутствовала для сложнокоординационных движений: например, метания теннисного мяча, гимнастических упражнений.

Некоторую противоречивость данных внутрисемейных исследований морфологических  показателей генетики объясняют  популяционными особенностями (Л.П. Сергиенко, 1987).

Например, характер внутрисемейных генетических влияний  на длину тела различается в разных популяциях. В американской популяции  самая высокая корреляционная взаимосвязь  выявлена в парах мать - дочь; затем  отмечалось ее снижение в парах мать - сын, отец - сын, отец - дочь. В африканской  популяции снижение корреляционной взаимосвязи в родственных парах  происходило в другом порядке: отец - сын, мать - сын, мать - дочь, отец - дочь.

Интеллектуальные  способности имеют большое значение для эффективности тактического мышления у спортсменов.

Установлено, что  интеллектуальный потенциал зависит  от порядка рождения детей в семье. В семьях имеющих 1-3 детей, интеллектуальные способности в среднем достаточно высокие. В многодетных семьях (4-9 детей и более) у каждого следующего ребенка эти способности снижаются (L. Belmont, F.A. Marolla, 1973). Закономерное снижение умственной работоспособности (определяется по показателям восприятия и переработки информации и другим тестам) не зависит от социального происхождения обследуемых.

Генетически зависимыми являются многие показатели, определяющие спортивные способности человека и  передающиеся по наследству от родителей  к детям.

Специальный анализ наследования спортивных способностей человека был проведен Л. П. Сергиенко (1993) в 163 семьях спортсменов высокого класса (15 мс, 120 мсмк, 28 змс - победителей и призеров Олимпийских игр, чемпионатов мира, Европы и СССР). Оказалось, что чаще всего (66,26%) высокие достижения в спорте отмечались в «смежных» поколениях: дети - родители.

Было установлено, что у родителей, братьев и  сестер - выдающихся спортсменов - двигательная активность значительно превышала  уровень, характерный для людей  обычной популяции. Физическим трудом или спортом занимались 48,7 % родителей - в большей степени отцы (29,71%), чем матери (18,99%); более активными  были братья (79,41%), чем сестры (42,05%).

У спортсменов-мужчин не было выявлено ни одного случая, когда  мать занималась бы спортом, а отец - нет. У выдающихся спортсменов было гораздо больше родственников мужского пола, чем женского; родственники-мужчины  имели более высокую спортивную квалификацию, чем женщины.

Таким образом, у  спортсменов-мужчин двигательные способности  передавались по мужской линии, а  у женщин - преимущественно по женской.

Выдающиеся спортсмены рождались, как правило, в семьях с двумя (44,79%) или тремя (21,47%) детьми и в большинстве случаев были младшими в семье.

Для спортивного  отбора детей (особенно на первых его  этапах) важное значение приобретают те показатели, которые в наибольшей мере лимитированы наследственностью, носят консервативный характер и потому могут обеспечить любой успешный прогноз. Если же за основу прогноза взять такие факторы, которые зависят от средовых влияний, то, учитывая незавершенность формирования организма в детском возрасте, прогнозирование практически невозможно.

Какие же показатели являются наиболее лимитированными  наследственностью и наиболее надежными  при определении спортивных способностей?

В результате динамических наблюдений за развитием детей и  подростков, а также генеалогических  и близнецовых исследований было установлено, что наиболее генетически  детермини-рованны морфологические показатели

Возрастная  периодизация как основа эффективной  организации учебно-тренировочного процесса

При организации  и построении учебно-тренировочного процесса тренеру необходимы комплексные  знания о возрастных периодах развития отдельных систем и организма  в целом для достижения его  учениками не только высоких спортивных результатов, но и спортивного долголетия, а также с целью сохранения здоровья по окончании занятий спортом. Конечно, предлагаемые ниже схемы возрастной периодизации строятся на усредненных  данных и требуют индивидуальных уточнений, но это реперы (опорные  точки), на которые следует ориентироваться  в работе с различным контингентом занимающихся.

При рассмотрении процесса роста и развития детей Е.М. Груздев (1912) предложил выделять четыре периода.

Первый (грудной  возраст) - с момента рождения до 1,5 лет. Длина тела (ДТ) в этот период варьируется от 47,5 до 72,5 см; прирост  массы тела (МТ) на каждый сантиметр  ДТ составляет 3 г.

Второй (раннее детство) - от 1,5 до 5,5 года. ДТ варьируется от 72,5 до 107,5 см; прирост МТ на каждый сантиметр  ДТ составляет 2 г.

Третий (младший  возраст) - от 5,5 до 12,5 года. Прирост МТ на 1 см ДТ - 2 г.

Четвертый (подростковый возраст): от 12,5 до 14 лет - у девочек  и до 16 лет - у мальчиков.

Л.С. Северцев (1962) разделил постнатальный онтогенез на два периода:

1) период собственно  индивидуального развития;

2) период половой  зрелости, или период способности  воспроизвести себе подобных  и их воспитать.

A.В. Нагорный  и его ученики (1988) несколько  усовершенствовали периодизацию, предложив  весь онтогенез разделить на  пренатальный (дородовой) и постнатальный (послеродовой) периоды. Постнатальный период, в свою очередь, делился еще на три периода: рост, зрелость, старость.

B.В. Бунак (1965) на основании работ московских антропологов выделил стадии и фазы роста. Весь период онтогенеза был разделен на три стадии: прогрессивную, стабильную и регрессивную.

Прогрессивная стадия характеризуется волнообразным  изменением базовых антропометрических показателей - чередованием их прироста и снижения. Границей завершения этой стадии является остановка роста  тела в длину.

Стабильная стадия отличается увеличением подкожного жирового слоя, а вместе с ним - площади  поверхности тела. Возрастают значения росто-весовых индексов как следствие увеличения массы тела.

Регрессивная стадия - это в большинстве случаев  уменьшение массы тела, изменение  кожных покровов (за счет огрубения  соединительной ткани), осанки и длины  тела (за счет уменьшения высоты межпозвонковых дисков), снижение скорости и амплитуды  движений в основных суставах.

В педагогической практике предложено делить постнатальный период на следующие возрастные периоды:

1) преддошкольный - до 3 лет;

2) дошкольный - от 4 до 6 лет.

3) младший школьный - от 7 до 10 лет;

4) средний школьный - от 11 до 14 лет;

5) старший школьный - после 15 лет.

В 1998 г. на совещании  ВОЗ было решено всех субъектов от 1 года до 18 лет называть детьми.

Схема периодизации постнатального онтогенеза человека, принятая на VII Всесоюзной конференции  по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР (Москва, 1965), представлена в табл. 1.

Таблица 1

Схема периодизации постнатального онтогенеза человека

Возрастные периоды

Возраст

Новорожденные

1-10 дней

Грудной возраст

10 дней - 1 год

Раннее детство

1-3 года

Первое детство

4-7 лет

Второе детство

8-11 лет (девочки), 8-12 лет (мальчики)

Подростковый возраст

12-15 лет (девочки),

13-16 лет (мальчики)

Юношеский возраст

16 -20 лет (девушки), 17-21 лет (юноши)

Зрелый возраст:

1-й период

2-й период

21-35 лет (женщины), 22-35 лет (мужчины) 36-55 лет (женщины), 36-60 лет (мужчины)

Пожилой возраст

56-74 лет (женщины), 61-74 лет (мужчины)

Старческий возраст

75-90 лет (мужчины  и женщины)

Долгожители

90 лет и старше


Таким образом, организация  учебно-тренировочного процесса должна осуществляться тренером с учетом возрастной периодизации, которая способствует определению уровня развития систем, обеспечивающих точность движения, развитие гибкости или оптимальный прирост силы и находящихся в фазе восприимчивости к конкретным тренировочным воздействиям

Биологический возраст 

Биологический возраст  отражает степень биологической  зрелости (физической, интеллектуальной) организма.

Понятие «биологический возраст» возникло в связи с тем, что дети и подростки одного паспортного  возраста нередко отличаются по уровню биологической зрелости на 4-5 лет, обладая  большими морфофункциональными возможностями, чем их сверстники.

Биологическая проблема давно уже стала социальной в  связи с гетерохронностью развития современных детей и подростков в одной популяции. Различия в возрасте, поле, телосложении, уровне биологического созревания определяют гетерохронность физического развития (В.П. Губа, 1989, 2008; С.Б. Тихвинский, И.М. Воронцов, 1991).

Нередко физическое и умственное созревание индивида, функциональная дееспособность двигательного  аппарата и внутренних органов, общее  состояние организма, т.е. все то, что характеризует так называемый биологический возраст, не согласуется  с возрастом календарным, опережая его или наоборот, заметно отставая. Такое несовпадение может еще более усиливаться акселерацией, которая характеризуется следующими основными особенностями: ускоренным физическим развитием, более ранними сроками полового созревания, увеличением размеров тела (Р.Н. Дорохов, В.П. Губа, 2002; P.O. Astrand, 1992).

Вопрос о соотношении  между паспортным и биологическим  возрастом у детей и подростков привлекает внимание представителей многих научно-практических дисциплин: спортивной медицины, возрастной физиологии, педагогики, теории и методики физического воспитания и др. Это связано с тем, что  биологический возраст в большей  степени, чем паспортный, отражает онтогенетическую зрелость индивида и характер адаптивных реакций на физические нагрузки (Н.Н. Бахрах, Р.Н. Дорохов, 1978; И.И. Бахрах, 1981).

Биологический возраст, как указывают Р.Е. Мотылянская (1956), K.Tittel и H.Wutscherk (1992), отражает морфофунк-циональную зрелость отдельных систем и организма индивида в целом, т.е. в большей степени, чем паспортный, дает представление о работоспособности, уровне проявления основных двигательных качеств и характере приспособительных реакций на различные по объему и интенсивности тренировочные нагрузки.

Критериями оценки биологического возраста могут быть морфологические, функциональные и  биохимические показатели, диагностическая  ценность которых изменяется в зависимости  от периода созревания организма.

Морфологические показатели чаще отражают зрелость скелета (сроки  его оссификации), зубную зрелость (прорезывание и смена зубов), зрелость форм (пропорций) тела, развитие первичных и вторичных половых признаков.

Функциональные  показатели отражают зрелость нервной  системы, опорно-двигательного аппарата и вегетативных систем (дыхания, кровообращения и т.п.).

К биохимическим  показателям относят ряд объективных  критериев гормонального и ферментативного  профиля у детей и подростков (И.И. Бахрах, Р.Н. Дорохов, 1978).

Для оценки биологического возраста в период полового созревания обычно используют учет первичных и  вторичных половых признаков. Среди  большого числа разных схем, предложенных для определения биологического возраста детей, наиболее распространены схемы В.В. Бунака (1965) и J.Tanner (1955).

Одним из надежных критериев определения биологического возраста являются особенности дифференцирования  костной ткани (в частности, порядок  и сроки окостенения в отдельных  частях скелета), объективно отражающие процессы развития организма ребенка; они определяются рентгенографически (А.А. Гладышева, 1982; Б.А. Никитюк, 1996; Р.Н. Дорохов, В.П. Губа, 2002; и др.).

В исследованиях  И.И. Бахраха (1966, 1968) показано, что подростки мужского пола одного и того же паспортного возраста, имеющие различные темпы полового созревания, значительно различаются по уровню морфофункциональных показателей. В связи с этим следует отметить, что характер физического развития и особенности адаптивных реакций внешнего дыхания и кровообращения у них в большей степени связаны с индивидуальными темпами полового созревания, чем с паспортным возрастом.

Информация о работе Интегральная подготовка футболистов