Интегральная подготовка футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:38, аттестационная работа

Описание работы

Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлена уровнями развития физических качеств, технико-тактического мастерства, а также психологической и интеллектуальной подготовленности футболистов. Совершенствование подготовленности обеспечивается как в ходе тренировочного процесса, так и непосредственно во время игры.

Работа содержит 1 файл

Интегральная подготовка футболистов.docx

— 310.61 Кб (Скачать)

По габаритному  уровню варьирования можно выделить пять типов телосложения спортсменов:

1) наносомный НаС - 0-0,200 балла,

2) микросомный МиС - 0,201-0,432 балла,

3) мезосомный МеС - 0,433-0,568 балла,

4) макросомный МаС - 0,596-0,800 балла,

5) мегалосомный МегС - 0,801-1,0 балла.

Оценка выраженности жировой массы тела. Жировая масса тела оценивалась (в условных единицах) на основании суммарной толщины четырех кожно-жировых складок: на плече (сзади и спереди) на бедре (в верхней и нижней третях).

Оценка выраженности мышечной массы. Мышечная масса оценивалась (в условных единицах) по сумме четырех  обхватных размеров - верхней и нижней третей плеча и бедра.

Полученная разность сравнивается с табличными данными  после проведения несложных вычислений по формуле:

ММ = (ММ - Ам) : Вм.

Сравнительный анализ морфологических  показателей у юных футболистов

Многие авторы (Б.А. Карменов, 1988; Д.В. Соболев, 1998; Д.В. Рыбин, 2001; В.Н. Зоткин, 2006; и др.), изучая динамику физического развития подростков и юношей, занимающихся футболом на протяжении двух лет, пришли к выводу, что регулярные тренировки не только не тормозят биологическое развитие, но и способствуют положительным морфофункциональным изменениям в организме. В частности, это проявляется в формировании опорно-двигательного аппарата, в развитии функциональных возможностей юных футболистов (в результате применения упражнений скоростно-силовой и скоростной направленности), в увеличении силы дыхательных мышц, что ведет к улучшению вентиляции легких.

Нами был проведен педагогический эксперимент, в котором  принимали участие юные футболисты - воспитанники ДЮСШ гг. Смоленска и  Москвы - и школьники, не занимающиеся спортом.

Морфологические показатели и двигательные параметры у юных футболистов (группа А) и школьников, не занимающихся спортом (группа В), имели  достоверные различия (р<0,05). Особенно существенно различались ростово-весовые показатели. Если у юных футболистов (в возрасте 10 лет) средняя длина тела составляла 139,5 см, то у школьников - лишь 128 см. Аналогичный результат наблюдался и при сравнении показателей массы тела: группа А - 36,7 кг, группа В - 29,6 кг. Следовательно, для занятий футболом были отобраны дети с большими длиной и массой тела.

При сравнении показателей  жировой массы тела было обнаружено, что суммарная толщина кожно-жировых  складок у футболистов составила 33,28 мм, а у их сверстников, представителей группы В, - 39,4 мм. У школьников толщина кожно-жировых складок была больше на 6,12 мм, или на 1,5-2,0%.

Анализ показателей  телосложения юных футболистов по габаритному  уровню варьирования показал, что среди  обследованных детей встречались  как очень высокие, так и низкие спортсмены. Большинство обследованных относились к мезосомному типу (МеС), 7,1% - к микросомному типу (МиС).

Анализ данных показателей  телосложения по компонентному уровню варьирования (анализ мышечной массы) позволил увидеть иную, чем при  габаритном варьировании, картину. Выраженность мышечной массы индивидов варьировалась  в более широких пределах: от максимальной (индекс более 0,614 усл. ед.) до минимальной (индекс 0,386 усл. ед.). У спортсменов высокого класса, входящих в сборные команды, индекс мышечной массы (от 0,534 до 0,640 усл. ед.) соответствовал средней степени ее выраженности.

Полученные данные, характеризующие соматический тип  юных футболистов, позволяют заключить, что предварительный отбор в  группу для занятий футболом по компонентному  уровню варьирования был проведен тренерами  неверно - дети не соответствовали требованиям данного вида спорта. По габаритным показателям отбор был проведен более правильно - дети в большей степени соответствовали требованиям вида спорта.

На следующем  этапе был проведен анализ показателей  телосложения и состава тела с  учетом игровых амплуа.

Среди юных футболистов  гг. Москвы и Смоленска большей  массой тела обладали вратари - до 40 кг; за ними следовали защитники - 39 кг (различия недостоверны), полузащитники -35,2 кг (различия достоверны) и нападающие - 33,3 кг. Однако полузащитники имели не только меньшую  массу тела, но и меньший абсолютный показатель жировой массы (на 3,66 кг).

Что касается типов  телосложения, то для вратарей характерен макросомный тип, для полузащитников - мезосомный; для защитников - макромезосомный, для нападающих - мезосомный.

Для определения  уровня физической подготовленности юных футболистов (группа А) и школьников, не занимающихся спортом (группа В), нами были использованы следующие тесты:

- челночный бег  (с);

- прыжки в длину  с места (см);

- сгибание и разгибание  рук в упоре лежа (количество раз за 15 с);

- лежа на спине,  касание ногами пола за головой  (количество раз за 15 с).

Тестовые упражнения были подобраны таким образом, чтобы  при обработке материала можно  было определить скоростную и скоростно-силовую  характеристики отдельных мышечных групп, наиболее нагружаемых в футболе, а также проанализировать координацию  движений, необходимую игроку любого амплуа.

Как и предполагалось, представители группы А показали лучшие результаты в челночном беге и прыжках в длину с места, чем их сверстники, не занимающиеся спортом (челночный бег - 18,3 с, прыжки в длину с места - 126 см). Различия были достоверными (Р<0,05).

По результатам  тестов, характеризующим силу мышц плеча и плечевого пояса (сгибание и разгибание рук в упоре лежа), а также степень развития мышц живота и передней поверхности бедра (лежа на спине, касание ногами пола за головой), значительных различий не было выявлено. Это, на наш взгляд, связано не только со спецификой вида спорта, но и со слабой физической подготовкой в группе А, где основной упор был сделан на развитие мышц, активность которых связана в основном со спецификой игровой деятельности.

Анализ взаимосвязи  физических возможностей футболистов  и стажа занятий футболом показал, что воспитанники ДЮСШ г. Москвы (стаж занятий - 1 год) по результатам в  отдельных тестовых упражнениях  превосходят своих сверстников  из ДЮСШ г. Смоленска (стаж занятий - 7 месяцев). Особенно заметны эти различия по времени челночного бега, результатам  прыжка в длину с места и  количеству сгибаний и разгибаний рук  в упоре лежа: ДЮСШ г. Москвы - соответственно 12,7 с, 128,2 см и 9 раз; ДЮСШ г. Смоленска - 13,1 с, 122,8 см и 7 раз.

Следует отметить также  высокую вариативность результатов  у обследованных футболистов (особенно при выполнении беговых и прыжковых  упражнений), что подтверждает необходимость  разработки индивидуальных программ силовой  и скоростно-силовой подготовки.

На следующем  этапе работы нами была проанализирована взаимосвязь игрового амплуа со спортивным результатом.

На наш взгляд, многие ребята играют на поле не на «своих местах», что повлияло на результаты тестирования. Видимо, у тренера  еще не сложилось четкого представления  об использовании юных спортсменов  в команде в связи с небольшим  спортивным стажем, когда определить игровые амплуа без специальных  исследований особенно трудно.

У футболистов наблюдается  тенденция к увеличению силы мышц. Особенно ощутим этот прирост для  разгибателей бедра (группа А - 81,4+1,6 кг; группа В - 78,1 ±2,5 кг), что отражает специфику вида спорта.

Скоростно-силовые способности 

Скоростно-силовые  способности целесообразно оценивать  по высоте выпрыгивания вверх с места  и по длине пятикратного прыжка.

Выпрыгивание вверх  с места выполняют толчком  обеими ногами с махом руками (не менее трех попыток); для оценки берут  средний результат. Высоту прыжка определяют при помощи контактной платформы  и электронного миллисекундомера, позволяющего регистрировать время безопорной фазы. Установлено, что чем выше временной показатель с момента отталкивания до момента приземления, тем значительнее высота выпрыгивания вверх. При отсутствии приборного оборудования можно использовать ленту Абалакова.

Несколько менее  информативным для футбола является пятикратный прыжок - выполняют с  места толчком обеими ногами, с  последующим чередованием прыжков  с ноги на ногу. Результат прыжка измеряют сантиметровой лентой, которую  располагают параллельно направлению  прыжка. Для оценки берут средний  результат в трех попытках.

Наряду с прыжковыми тестами, можно использовать удар по мячу на дальность «ведущей» (сильнейшей) ногой после произвольного разбега  в заданном направлении. Предварительно при помощи флажков или стоек  размечают коридор шириной 15 м  и длиной 70 м. На расстоянии 30 м от места удара по мячу устанавливают 8 стоек (через каждые 5 м). Для оценки берут средний показатель в трех попытках.

Скоростные способности 

Скоростные способности  следует оценивать по результатам  в беге на 10, 30 и 50 м с высокого старта. Время бега регистрируется при помощи электронного секундомера  и фотодатчиков (в беге на 10 м - на протяжении всей дистанции). Отметим, что  время прохождения 10-метровой дистанции  служит критерием оценки стартовой  скорости, а 30- и 50-метровых - дистанционной.

Поскольку между  результатами в беге на 30 и 50 м существует тесная взаимосвязь (коэффициент корреляции на уровне 0,85-0,95), выбор длины отрезка  зависит от размеров зала. В естественных условиях предпочтение следует отдать 50-метровой дистанции. При выполнении теста «бег на 50 м» достаточно одной попытки.

Специальную (скоростную) выносливость

Специальную (скоростную) выносливость футболиста определяют по времени челночного бега 7x50 м. На расстоянии 50 м друг от друга устанавливаются  две стойки, которые необходимо обежать  семь раз. При обегании нельзя касаться стоек руками.

В наших исследованиях  показано, что результат в тесте  «7x50 м», регистрируемый ручным секундомером, определяется как аэробной, так и  анаэробной производительностью организма. Данный тест можно использовать не только как метод контроля за уровнем выносливости, но и как метод ее развития.

Всю дистанцию футболист  должен преодолевать на максимальной скорости. Зная среднюю скорость в  тестах «7x50 м» и «бег на 50 м», легко  определить коэффициент скоростной выносливости (КСВ).

Наш опыт работы показывает, что для оценки уровня физической подготовленности футболиста вполне достаточно использовать следующие тесты: бег  на 50 м (с регистрацией пробегания первых 10 м), выпрыгивание вверх с места и челночный бег 7x50 м.

После проведения тестирования и получения определенных результатов  перед тренером встает задача их оценки и интерпретации.

Для того чтобы можно  было сопоставлять результаты разных тестов (выраженные в различных единицах измерения), удобно пользоваться относительными оценками уровня физической подготовленности по 10-балльной шкале, разработанной  на основе многочисленных и многолетних  обследований футболистов (см. табл. 13). Данная шкала оценки характеризуется тем, что при снижении результатов выполнения тестов соответственно уменьшается количество баллов.

Набранная сумма  баллов может служить эффективным  критерием оценки уровня физической подготовленности.

В соответствии с  суммой баллов, набранной спортсменами (которая зависит от количества выполненных  тестов) осуществляется градация уровней  физической подготовленности. При оценке его динамики можно использовать количественные критерии.

Градация уровней  физической подготовленности футболистов  по результатам тестирования

Уровень физической подготовленности

Относительная оценка в баллах

Количество тестов

1

3

4

5

6

7

8

1. Очень высокий

2. Высокий

10-9 8-7

30-27 26-21

40-36 35-28

50-45 44-35

60-54 53-54

70-63 62-49

80-72 71-56

Уровень физической подготовленности

Относительная оценка в баллах

Количество тестов

1

3

4

5

6

7

8

3. Выше среднего

6

20-18

27-24

34-30

41-36

48-42

55-48

4. Средний

5

17-15

23-20

29-25

35-30

41-35

47-40

5. Ниже среднего

4

14-12

19-16

24-20

29-24

34-28

39-32

6. Низкий

3

11-9

15-12

19-15

23-18

27-21

31-24

7. Очень низкий

2-0

9

12

15

18

21

24


Количественные  критерии динамики уровня физической подготовленности футболистов

Динамика уровня

физической подготовленности

Количество показателей

1

2

3

4

5

6

7

1. Существенно повысился

+3

+9

+12

+15

+18

+21

+24

2. Повысился

+2

От +8 до +6

От +11

до +8

От +14 до +10

От +17 до +12

От +20 до +14

От +23 до +16

3. Остался

без изменений

От +1 до -2

От +5 до -5

±7

+9

±ц

+13

+15

4. Снизился

-2

От -8 до-26

От -И

до -8

От -14 до -10

От -17 до -12

От -20 до -14

От -23 до -16

5. Существенно снизился

-3

9

12

15

18

21

24


Основы организации педагогического  контроля в футболе

Оценка эффективности  учебно-тренировочного процесса возможна лишь при постоянном педагогическом контроле, основная задача которого заключается  в сборе и анализе данных об уровне физической подготовленности занимающихся.

Информация о работе Интегральная подготовка футболистов