Технологии и организации обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 00:41, реферат

Описание работы

Состояние и перспективы социального развития. Основу социального развития составляет материальное производство. Только эта сфера обслуживает потребность людей в пище, одежде, знаниях, жилище, обеспечении здоровья. В большинстве случаев высокая производительность труда, эффективность и качество экономики зависят от здоровья, повышения квалификации, интеллектуального развития человека, работающего в этом производстве.

Содержание

1.Введение.
2.ПОНЯТИЕ И ПР.ИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЕ
2.2 Система социального обслуживания населения: принципы, функции
3. УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛ ЬНОСТИ.
4.Учреждения социального обслуживания семьи и детей.
5.Учреждение социального обслуживания пенсионеров.
6.Заключение.
7.Список литературы.

Работа содержит 1 файл

орг.об.docx

— 59.56 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию


 

Санкт-Петербургский  государственный университет сервиса  и экономики

 


 

 

Институт: Институт туризма  и международных экономических  отношений

Кафедра: Мировой экономики

Дисциплина: Организация  обслуживания населения

 

 

 

 

 

 

Технологии и  организации обслуживания  

 населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Выполнила студентка 4курса

                                                                    заочной формы обучения

                                                                    группа: 0608.08

                                                                    Ломиа М.Х.

                                                                    Принял:

                                                                    Шпакович Д.К.

                                                               

 

Санкт-Петербург 2012

 

 

 

Содержание:

1.Введение.

2.ПОНЯТИЕ И ПР.ИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЕ

2.2 Система социального обслуживания населения: принципы, функции

3. УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛ ЬНОСТИ.

4.Учреждения социального обслуживания семьи и детей.

5.Учреждение социального обслуживания пенсионеров.

6.Заключение.

7.Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Состояние и перспективы  социального развития. Основу социального  развития составляет материальное производство. Только эта сфера обслуживает  потребность людей в пище, одежде, знаниях, жилище, обеспечении здоровья. В большинстве случаев высокая  производительность труда, эффективность  и качество экономики зависят  от здоровья, повышения квалификации, интеллектуального развития человека, работающего в этом производстве.

 

При переходе от социалистической экономики к рыночной должны быть широко развиты малый и средний бизнес, фермерские хозяйства и, как результат этого – появление поколения свободных предпринимателей. Тогда жизненный уровень каждого человека будет находиться в соответствии с его инициативностью и деловыми качествами. Современный уровень жизни населения и его перспективы. Понятие «уровень жизни» в какой- то мере совпадает с понятием «образ жизни» (через объем потребительских предметов и обслуживания). Значит , уровень жизни населения определяется уровнем экономического развития общества. Насколько в достаточном объеме в обществе производятся материальные и духовные  богатства, насколько высоким будет уровень жизни населения. В настоящее время наблюдается неодинаковое распределение и потребление материальных и духовных богатств между членами общества. 20% населения планеты составлют очень богатые люди, на долю их, по сведениям Организации Объединенных Наций, приходится – 82,7% мирового кредитного ресурса. Тогда как на 20% самого  бедного слоя населения приходится из этих  богатств 1,4 % , 1,0 % и 0,2% соответственно.

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЕ.

         Сущность, цели и задачи социального  обслуживания населения 

В научной литературе понятие  «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает  в качестве одного из направлений  социальной работы и организационной  формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или  человеческого общества.

В «Словаре по социальной работе»  Р. Баркера социальное обслуживание определяется как «представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)».

Следует отметить, что не во всех странах мира в понятие  «социальное обслуживание» вкладывается одинаковый смысл. Например, в Финляндии  в Законе о социальном обслуживании (1982 г.) под ним подразумевается  «совокупность социальных услуг, поддержки  средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить  укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, общества».

Основы правового регулирования  в области социального обслуживания населения РФ устанавливает федеральный  закон «Об основах социального  обслуживания населения в РФ» (1995 г.). Он определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб  и отдельных специалистов по поддержке, оказанию социально – бытовых, социально  – медицинских, психолого – педагогических, социально – правовых услуг, осуществлению  социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной  жизненной ситуации» (ст. № 1).

В отечественной литературе предпринимались попытки обобщить современный опыт и на этой основе конкретизировать сущность социального  обслуживания различных категорий  населения – составная часть  современной социальной политики, принципиально  новое направление социальной защиты населения».

Как указывается в концепции  развития социального обслуживания населения в РФ, практически становление  этой отрасли, понимаемой как совокупность социальных услуг и поддержки  населения средствами к существованию, позволяет приблизить Россию к общеевропейскому пониманию системы социального  управления, которое построено на принципах рыночно – организованной экономики и отвечает требованиям  создания гуманного и правового  общества.

В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения находится в стадии создания сети учреждений и отработки  технологий социального обслуживания с учетом специфики различных  регионов РФ. Важное значение приобретает  при этом определение четкой структуры  программ и принципов управления, а также способности к автономии  и к самоограничению как с экономической, так и с социологической точки зрения. Для формирования эффективной системы социального обслуживания необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.

В Федеральном законе РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (15 ноября 1995 г.) социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность  социального обслуживания населения. В то же время эффективность социального  обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком  – конкретной личностью или с  группой людей.1

Поэтому эффективность социального  обслуживания может, по мнению ученых, определяться на основе как общих (служащих для оценки ее эффективности в  целом), так и специфических (для  оценки конкретных социальных услуг  отдельных видов и методов  социальной работы, работы отдельных  специалистов, работников учреждений) критериев. Непосредственным источником определения критериев социального  обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и  степень их реализации.

 

 

 

При этом принципиально важными  являются следующие моменты:

- во-первых, цели социального  обслуживания могут рассматриваться  на уровне общества, отдельных  регионов, населенных пунктов, районов  и микрорайонов, на уровне групп  населения и отдельной личности;

- во-вторых, цели социального  обслуживания должны учитывать  социально – экономическую, морально  – психологическую, экологическую,  политическую и прочую обстановку, сложившуюся в условиях политических  и экономических реформ первой  половины 90-х годов; 

- в-третьих, цели социального  обслуживания в современной России  должны быть неразрывно связаны  с объективной оценкой и позитивным  освещением процессов выхода  страны и ее регионов из  кризиса, а также стабилизации  социального положения различных  категорий населения. 

Критерием эффективности  социального обслуживания должна стать  действенность всех видов, форм и  методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также  руководства и управления всем процессом  социальной работы с населением и  отдельными людьми, нуждающимися в  социальном обслуживании.

Основываясь на концепции  системных потребностей социально  – экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы  социального обслуживания населения, можно обозначить системные функции  и цели этой сферы. Это системные  функции гуманности, к которым  относятся:

а) помощь неимущим, слабым, больным и попавшим в трудные  жизненные ситуации людям. Если человек  в результате болезни или каких-либо обстоятельств попал в трудную  ситуацию, то гуманное отношение к  нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его  жизнь и вернуть ему работоспособность. Кроме того, «общественному организму» (государство, общество, народ, нация, этнос  и т.п.) могут оказаться полезными  не только потенциально сильные и  здоровые люди;

б) обеспечение поддержания  выработки в «общественном организме» так называемых «энергетических  излишков». Эта функция обусловлена  тем, что потребность в ресурсах для выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных  катаклизмов.

Система социального обслуживания населения может выступать как  инструмент коррекции работы механизмов самоорганизации и саморегуляции в обществе: одной из основных задач по удовлетворению системной потребности в корректировке работы общественных механизмов, основанных на принципе саморегуляции и самоорганизации «общественных организмов», является корректировка поведения людей в соответствии с интересами включающего их «общественного организма». Функции по решению этих задач несут такие институты общества, как система образования и воспитания, религия, семья и т.д. С началом формирования и развития системы социального обслуживания коррекция работы общественных механизмов самоорганизации и саморегуляции стала одной из ее важнейших задач.

Важное значение приобретает роль социального обслуживания населения как стимулятора развития общества. Работа системы социального обслуживания населения способствует росту «уровня нормального потребления». Это обусловлено тем, что снижение уровня потребления социального неблагополучных групп населения (в результате болезни, безработицы и т.д.) обеспечивает их привыкание к более низким стандартам жизни. Поддерживая эти группы людей, система социального обслуживания населения способствует удовлетворению системной потребности «общественных организмов» в повышении «уровня нормального потребления» в обществе.

2.2 Система социального обслуживания населения: принципы, функции.

Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб.

Понятие «социальная служба»  относится к основным понятиям в  социальном обслуживании населения  и определяется как система государственных  и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в  своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и  органы управления ими.

Социальная служба как  инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:

- помощь должна носить  реинтегрирующий характер;

- при оказании помощи  осуществляют индивидуальный подход  к запросу клиента; 

- социальная помощь оказывается  на основе принципа субсидарности;

- получатель помощи должен  проявлять деятельностную активность;

- механизмы социальной  помощи «включаются» тогда, когда  исчерпаны иные способы поддержки  (психологические, моральные, договорные, законодательные).

Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.

К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия  социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию  которых входит организация и  осуществление социального обслуживания.

К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия  социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию  которых входит организация и  осуществление социального обслуживания.

К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия  социального обслуживания, создаваемые  благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями  и частными лицами.

В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную  ситуацию, может получить следующую  поддержку на основе его запросов.

Государственные социальные службы ориентированы главным образом  на обеспечение нуждающихся лиц  различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции  развития социального обслуживания населения РФ (1993 г.), выделяются следующие:

Система помощи клиенту в  системе социального обслуживания

  Государственные формы  поддержки 

   - социальное медицинское  обслуживание 

   - социальное обслуживание  на дому 

   - стационарное социальное  обслуживание 

Информация о работе Технологии и организации обслуживания населения